«Это не петиция, это декларация»
См. ранее на Когита ру:
= О разгроме высшего и, в частности, гуманитарного образования
Сетевой адрес проблемы на сайте «Демократор», где можно присоединить свою подпись: http://democrator.ru/problem/9453
Это не петиция, это декларация. Она составлена С.Ю. Неклюдовым,
зарегистрирована на этом портале Н.В. Брагинской по согласованию с автором.
Этот текст предлагается для подписания всем, кто причисляет себя к
научно-образовательному сообществу, а также всем, кому небезразлична судьба
образования, науки и культуры в России. На определенном этапе сбора подписей,
он будет передан в Правительство РФ для информации; дополнительные подписи
будут регулярно досылаться.
ДЕКЛАРАЦИЯ
Образовательное и научное сообщество против Министерства образования и науки
4 декабря 2012 г.
в сетевом издании Полит.ру была опубликована статья С.Ю. Неклюдова «Гильотина
как эффективное средство от мигрени» (http://polit.ru/article/2012/11/27/edu/), посвященная
мониторингу деятельности государственных вузов, проведенному Минобрнауки, и
оргвыводам, которые должны последовать после этого.
Оценка ситуации, данная в статье, получила довольно значительную поддержку
среди тех читателей, которым она была адресована. Возникла идея оформить
предложенные автором выводы в качестве текста, который мог бы стать основой для
консолидации профессорско-преподавательского и научного сообщества, что в свою
очередь должно привести к установлению сетевых внутриуниверситетских и
межвузовских связей – вне существующих административных структур и официальных
инстанций.
В настоящее время подобная консолидация представляется насущно необходимой –
только она может быть противопоставлена решениям министерства, закулисным по
способу их принятия и разрушительным по последствиям. Симптоматично, что к той же
инициативе «укрупнения» (читай: закрытия) своих научных институтов теперь
присоединилось Министерство культуры. Кто следующий?
Судьбы национального образования и национальной науки не могут решаться за
нашей спиной, они должны быть в руках профессионального сообщества, а не в
монопольном владении кучки чиновников, по своему произволу и без достаточной
компетентности пытающихся решать вопросы, от которых – в самом прямом смысле –
зависит будущее нашей страны.
На повестке дня стоит формирование независимого организационного совета,
координирующего подобные усилия и имеющего возможность в трудных случаях
апеллировать за поддержкой к мировой научной общественности.
Чем более массовой будет такого рода консолидация, тем громче будет наш голос и
тем результативней будут наши инициативы.
Мы, преподаватели российских вузов, студенты и аспиранты, сотрудники научных
центров и институтов заявляем свой решительный протест против закулисных
решений, которые касаются судьбоносных проблем отечественного образования и
отечественной науки, но принимаются без какого бы то ни было участия научной и
педагогической общественности.
МЫ ТРЕБУЕМ:
• обнародования всего процесса выработки министерских показателей «для
отнесения вузов к группе имеющих признаки неэффективности» (включая имена
конкретных чиновников, занимавшихся формированием этих тестов);
• дезавуирования министерских «критериев эффективности» и аннулирования
составленных на их основе списков;
• независимой ревизии методологии, инструментария и результатов проведения
министерского «мониторинга»;
• широкого профессионального обсуждения пресловутого «перечня российских
рецензируемых научных журналов» и передачи его составления, как и технологии
формирования диссертационных советов под контроль независимых представителей
научной и педагогической общественности.
МЫ НАМЕРЕНЫ ДОБИВАТЬСЯ:
• придания большей самостоятельности университетам, а внутри них – их
структурным подразделениям (институтам, факультетам, кафедрам, научным центрам);
• общей дебюрократизации процесса управления вузами и научными учреждениями,
сокращения соответствующих должностей и отделов; устранение избыточного
бумагооборота, избыточной отчетности, лишней методической документации,
практически никем не используемой;
• радикального повышения заработной платы преподавателей высшей школы и столь
же радикального снижения их нагрузок;
• введения коэффициентов, согласно которым в качестве определенной доли
нагрузки будет зачитываться научная деятельность (на сегодняшний день она
существующая сверх всяких нормативов).
МЫ НАСТАИВАЕМ:
• на полной (а не формальной) открытости деятельности Минобрнауки;
• на передаче планируемых преобразований под полный контроль научного и
преподавательского сообщества.
Мы выражаем свое недоверие Министерству образования и науки по причине
некомпетентности его решений и безграмотности, обнаруживающейся в его
документах. Мы требуем проведения аудита его деятельности силами независимой
комиссии, составленной из членов университетского и научного сообщества страны.
09.12.2012 23:54