01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

Андрей Алексеев. Из неопубликованных глав «Драматической социологии…»

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Колонка Андрея Алексеева / Андрей Алексеев. Из неопубликованных глав «Драматической социологии…»

Андрей Алексеев. Из неопубликованных глав «Драматической социологии…»

Автор: Андрей Николаевич Алексеев Дата создания: 12.11.2012 — Последние изменение: 10.12.2012
На сайте Центра социального прогнозирования и маркетинга вывешено электронное издание книги: Алексеев А.Н. Драматическая социология и социологическая ауторефлексия. Из неопубликованных глав. Том 1. Бумажное издание не предполагается.

 

 

По этому же сетевому адресу - http://www.socioprognoz.ru/publ.html?id=216 – размещены (еще раньше) все 4 тома «основного корпуса» книги «Драматическая социология и социологическая ауторефлексия» (СПб.: Норма, 2003-2005). 4 тома существуют также и в бумажном издании, а «Из неопубликованных глав» - только как электронное издание

Ниже – аннотация многолетнего проекта «Драматическая социология…», сокращенное оглавление «…Из неопубликованных глав. Том 1» и фрагмент названного издания («Послесловие. Автопрезентация тома 1»).

 

Алексеев А. Н. Драматическая социология и социологическая ауторефлексия. Тт. 1-4. — СПб.: Норма, 2003-2005.

В этой книге отражены профессиональные и жизненные поиски автора-социолога, относящиеся к исследованию взаимодействия личности и социальной среды, человека и социальных институтов, индивидуального и социального сознания. 

На рубеже 70-80-х гг. прошлого века автором с коллегами было предпринято андерграундное экспертно-прогностическое исследование, ставшее впоследствии известным по названию анкеты - «Ожидаете ли Вы перемен?». Другое неординарное исследовательское предприятие автора, относящееся к 1980-м гг., известно под названием эксперимент социолога-рабочего. Материалы этих двух и ряда других социологических опытов наиполнейшим образом представлены в настоящей книге.  

В отличие от известных канонов научной монографии, эта работа представляет собой сюжетно выстроенное «социолого-драматургическое» произведение, где результаты исследования предстают не как готовые, а как развивающиеся в процессе их получения. Сюжетообразующим элементом является упомянутый натурный эксперимент – «наблюдающее участие» социолога в социальных процессах, подлежащих исследованию, будь то производственная, научная, общественная жизнь

Первый том («В поисках жанра») посвящен начальному этапу эксперимента социолога-рабочего. На этом этапе был разработан и опробован социологический метод наблюдающего участия, предполагающий активное вмешательство исследователя в изучаемые социальные процессы, синтез практической деятельности, рефлексии и игры.

Во втором томе («Контрапункты») рассматривается продолжение эксперимента при «вновь возникших» обстоятельствах - состоявшейся в середине 80-х гг. эскалации идеологических и политических обвинений в адрес социолога-испытателя. Социологически осмысляется личный опыт самообороны от этих обвинений, при товарищеской поддержке коллег (ученых, рабочих, журналистов).

Основное содержание третьего тома («Полигон») составляет заключительный этап эксперимента социолога-рабочего. Как и предыдущие, данная часть книги являет собой композицию авторских текстов разных лет (тексты – личные, деловые, научные). Причем, как и в предыдущих томах, эти аутентичные документы – иногда развернуто, иногда вкратце – комментируются автором «из сегодня».

Широко представлены в книге – во всех ее частях – также тексты других лиц (как правило, коллег и друзей автора). Это в особенности относится к заключительному, четвертому тому («Версии»), где сопоставляются разные трактовки, истолкования эксперимента социолога-рабочего (от апологетических до резко-критических), а также представлены материалы исследования «Ожидаете ли Вы перемен?» (рубеж 1970-80-х гг.).

Автор является одним из пионеров внедрения качественных («гибких», «мягких») методов исследования в практику современной отечественной социологии. Особое внимание в книге уделено проблематике многообразия и соотношения разных способов социального познания.

Для специалистов гуманитарных наук и широкого круга читателей, стремящихся понять общество, в котором они живут, и самих себя в этом обществе.


Алексеев А. Н. Драматическая социология и социологическая ауторефлексия. Из неопубликованных глав. Том 1. СПб.: 2012.

Этот проект возник на базе материалов, готовившихся для книги «Драматическая социология и социологическая ауторефлексия», но не вошедших туда, в силу недостатка места и / или других обстоятельств. Подробно это объяснено в «Эскизе предисловия»..
Том 1 включает в себя тематически и хронологически упорядоченные произведения автора – журналиста, а затем социолога - 50-х – 90-х годов. Смысл этого тома – автопортрет личности и эпохи, образованный текстами, порожденными в разные их (как личности, так и эпохи) периоды развития.

 

 Содержание «…ИЗ НЕОПУБЛИКОВАННЫХ ГЛАВ. ТОМ 1»

 

= Эскиз предисловия: Из истории написания книги «Драматическая

социология и социологическая ауторефлексия». Краткое пояснение к

новому проекту.

Часть 1

1. ОПЫТ ИЗЫСКАНИЙ В ОБЛАСТИ СОЦИОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

2. ЧЕЛОВЕК, ЕГО РАБОТА И ЖИЗНЬ НА БАМе

3. ОБРАЗ ЖИЗНИ, ЖИЗНЕННЫЙ ПРОЦЕСС И СОЦИОЛОГИЯ

ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

4. СОЦИОЛОГИЯ И ТЕАТР

5. ЭПИСТОЛЯРНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ или НАСКОЛЬКО ПРАВОМЕРНО

«ОБОБЩЕСТВЛЕНИЕ» ЛИЧНОЙ ПЕРЕПИСКИ

6. ВЫБРАННЫЕ МЕСТА ИЗ ПЕРЕПИСКИ С ДРУГОМ

Часть 2

7. УЧИТЕЛЯ ЖИЗНИ: А. ШВЕЙЦЕР, А.А. УХТОМСКИЙ, А.А. ЛЮБИЩЕВ

(триптих)

Часть 3

= Вместо предисловия к части 3: СУДИ СЕБЯ САМ (ауторефлексия

1991 г.)

8. ДУРНОЙ ШЕСТИДЕСЯТНИК (Комсомольская журналистика. 1957–

1963)

9. ЭКЗАМЕН НА ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ (Партийная журналистика.

1964-1965)

10. ПРОФЕССИЯ: СОЦИОЛОГ (Массовая коммуникация. 1966-1975)

11. ПРОФЕССИЯ: СОЦИОЛОГ (Контент-анализ. 1970-1975)

12. ПРОФЕССИЯ: СОЦИОЛОГ (Участие в проекте «Человек и его работа

– 1976»)

13. ПРОФЕССИЯ: СОЦИОЛОГ (Общественные движения и новая пресса

России. 1989-1999)

14. РАЗНОЕ

= Приложение к тому 1: План-проспект рукописи «Драматическая социология

и социологическая ауторефлексия» (1999-2001)

= Послесловие: Из автопрезентации тома 1

 

 

Послесловие

ИЗ АВТОПРЕЗЕНТАЦИИ ТОМА 1

 

А. Алексеев - <…>

…А теперь поделюсь с Вами одним  своим (творческим?) замыслом.

В течение 20 дней августа, я занимался рассылкой этого нового тома («Из неопубликованных глав…») примерно в 180 адресов – друзьям, коллегам, родственникам, людям весьма различающихся кругов занятий и интересов. Причем это не было «веерной» рассылкой, одновременными анонимными копиями. Нет, я каждому написал личное письмо, своего рода расширенную дарственную надпись.

(В каждом таком письме была индивидуализированная попытка объяснить адресату, а заодно - уяснить самому себе замысел и смысл предпринятого опыта. Интерпретации множились по мере возрастании числа адресатов).

Кто-то никак пока не откликнулся на мою отправку, кто-то подтвердил получение и выразил определенную заинтересованность, кто-то подошел к этому делу вроде Вас – с чрезвычайным и оперативным читательским вниманием.

Дальше – вот что. Я собрал все эти свои письма, расположив их не в хронологической последовательности, а по алфавиту фамилий адресатов, тем самым задал случайный параметр, независимый от содержания и даты написания письма. (Письма, написанные подряд, имеют бОльшие шансы в чем-то повторять друг друга).

Таким образом, возник некий калейдоскоп, поворачивая который не знаешь, какую конфигурацию получишь. Но тем самым читатель этого собрания обращений и интерпретаций вовлекается в некую импровизацию и алеаторику (игра случая).

Как это получилось, Вы можете посмотреть в прилагаемом файле. Эта работа еще не завершена. Во-первых, примерно 20 человекам я еще не успел послать свой том, из числа тех, кому собирался. Во-вторых, некоторые мне отвечали, далеко не односложно, чем давали повод ответить на их письма. Я эти (свои) ответы тоже прилагал, иногда цитируя в них письма корреспондентов.

В Вашем случае - цитировать недостаточно, а хочется привести письмо целиком, убрав лишь сугубо личные моменты. Прилагаю мою «редакцию», вполне допуская, что она заслуживает авторской корректировки. Буду признателен, если Вы сделаете это, а все остальное – полистаете, как некий контекст. <…> 11.09.2012.

 

[Рассылка осуществлялась в течение второй половины августа – первой половины сентября 2012 г. Всего было отправлено около 200 писем. Ниже – некоторые из личных писем, которыми сопровождалась отправка адресату объемного файла «Драматическая социология и социологическая ауторефлексия. Из неопубликованных глав. Том 1». – А. А.]

 

О. Ансберг

<…> Мне думается, Вам может быть небезынтересен этот том – приложение к книге «Драматическая социология и социологическая ауторефлексия», на которую Вам случалось ссылаться в своей («Общественные движения Ленинграда в годы перестройки»). (Кстати, упомянутая «Драматическая социология…» теперь доступна в интернете).

Смысл настоящего тома – автопортрет личности и эпохи, образованный текстами, порожденными в разные их (как личности, так и эпохи) периоды развития. Автопортрет не лицеприятный (для автора и эпохи), впрочем – см. комментарии (ремарки), по ходу действия.

А кое-что там имеет и не только исторический, но и общечеловеческий интерес.

Полистайте на досуге.  Обратите внимание на главу 7, занимающую в этой книге особое место. <…> 30.08.2012.

 

Ю. Барбою

<…> Посылаю Тебе кое-что "о времени и о себе". Или, как я предпочитаю говорить, "о времени в себе" и о "себе во времени". Ну, главу 4 487 Тебе сам Бог велел посмотреть. Остальные - избирательно, по настроению и по вкусу, и не к спеху. Обрати внимание на главу 7.

Один из моих корреспондентов (кстати, драматург и сценарист) приветил меня:

"...даже внимательное чтение оглавления резко расширяет "пространство памяти". У меня,

во всяком случае. Дело даже не в самой памяти - в любом случае, помнишь только то, что

помнишь - а в том, что выплывает вдруг полузабытый понятийный словарь, поросшие

травой цели и задачи целых поколений, интеллектуальные моды и т. д. Т. е. твой

"репрезентативный подход" - самый правильный и ценный. Буду потихоньку читать…".

А Виталий (Дмитриевский. – А. А.) уважил меня, вспомнив эйзенштейновский "монтаж аттракционов".

Чего доброго, приласкаешь и Ты. А я уж соскучился по "театральной" критике, которую коллекционирую с не меньшим усердием. <…> 17.08.2012.

 

Б. Беленкину, Е. Струковой

<…> Посылаю моим дорогим историкам и библиофилам некое произведение в оригинальном жанре -  репрезентативная выборка трудов автора «Драматической социологии…» (кстати, ее нынешний сетевой адрес: <…>), произросших еще до «эксперимента социолога-рабочего», а именно – в 50-700-е гг. Полистайте на досуге,

Пожалуй, особенно не соскучитесь над журналистикой 50-х. Так и вижу Бориса, произносящего на очередных биографических чтениях в Питере свой доклад-фельетон о создателе и певце первых бригад коммунистического труда и т. п. (А почему бы нет?).

Вам объяснять дальше, что там к чему – нет нужды. Мемуаристы , как известно, любят себя пересказывать, но не цитировать. Вот, пытаюсь поломать эту традицию. <…> 26.08.2012.

 

Ю. Беспаловой

 

 

 Как и Вы, я имею обыкновение делать социологию из собственного повседневного опыта. Вот, посылаю Вам что-то вроде продолжения "Драматической социологии и социологической ауторефлексии" (кстати, этот 4-томник теперь вывешен в удобном формате на сайте Центра социального прогнозирования и маркетинга). Здесь - тпрофессиональная авторетроспектива, даже еще с "досоциологических" (для автора). Не без "покаяния" однако.  14.08.2012.

 

 

Л. Борусяк

<…> Вспоминая Ваших «Взрослых людей» на Полит.ру (увы, прекративших там свое существование), мне захотелось послать Вам, просто «для души» (не так даже Вашей, как собственной), этот случай историко-биографической ретроспекции, в виде репрезентативной выборки авторских текстов 30-летней давности и глубже. Полистайте на досуге – в развлекательных и / или познавательных целях.

Этот том  - приложение к "Драматической социологии и социологической ауторефлексии", вышедшей в 2003-2005 гг. (ныне прописана и в интернете).

Обратите внимание на главу 7. Она выполняет роль контрапункта относительно всех остальных глав. <…> 26.08.2012.

 

М. Буравому

<…> Сомневаюсь, что этот труд достоин Вашего пристального внимания, но сообщить о предпринятом опыте мне показалось уместным. Опыт состоит в создании композиции журналистских и социологических работ автора за 50 с лишним лет, отобранных не по признаку качества и / или значимости, а по критерию характерности, соответствия разным периодам жизни автора и исторического времени.

Эпоха формирует личность, личность порождает тексты, тексты характеризуют личность и отчасти эпоху. И это – в динамике. Вот такое ауторефлексивное исследование.

Этот том является приложением к книге «Драматическая социология и социологическая ауторефлексия», той самой, где рассказывается об «эксперименте социолога-рабочего» на одном из ленинградских заводов (1980-е гг.) и проч. Эта книга, кстати, теперь доступна в интернете. <…> 14.09.2012.

 

И. Васильевой, А. Ленчовской, А. Марасовой, М. Оршанской, А. Соловей, М. Ядовой, М. Якубсону

<…> Мне показалось осмысленным адресовать этот файл тем детям своих друзей, чьи электронные адреса мне известны. (Своим-то уже послал). Дети, дай Бог, переживут родителей. Глядишь, и дольше сохранится в их компьютерах.

Не подумайте, что я придаю чрезмерное значение этому «посланию в будущее». Но ведь нам не дано предугадать, как наше слово отзовется.

Эти тексты были написаны, в большинстве своем, в 50-70-е гг. прошлого века. И даже тогда где-то напечатаны, с помощью линотипа или  ротапринта. Потом, в начале 2000-х, разысканы автором и набраны в ныне не менее архаичном «лексиконе». Потом, в 2010-х гг., конвертированы в ворд и windows и заново упорядочены.

Рукописи не горят – сказано, понятно, в переносном смысле. Вот и файлы не стираются, тоже в переносном смысле. Хоть и горят библиотеки, и сайты, как недавно мне объяснил  один опытный интернетчик, дольше 10 лет не живут.

Так или иначе, будем сопротивляться ползучей энтропии.

…Этот том – приложение к «Драматической социологии и социологической ауторефлексии», ныне прописанной и в интернете. Он слишком тяжеловесен, чтобы читать его подряд. Но достаточно перелистывания, чтобы почувствовать аромат времени сознательной жизни ваших родителей - времени «вегетерианского», в отличие от кровожадного, выпавшего на долю дедов.

История не повторяется, хотя отзвуками и отблесками тех и других времен, полна наша современная жизнь, а какой она станет пару десятилетий спустя - вы сами увидите.

И вот тогда может возникнуть потребность сравнить не только с нынешней, но и позапрошлой жизнью. Такому сравнению автор хотел бы способствовать.

Обратите внимание на главу 7. Она продлевает «цепь времен» уже  в первую половину минувшего века. <…> 27.08.2012.

 

Ю. Вооглайду

Посылаю Тебе книгу, включающую в себя историю становления социолога Алексеева на фоне развития советской социологии в условиях «развитого социализма». Сделано это в виде композиции аутентичных, неотретушированных текстов, некоторые из которых могут если не быть Тебе знакомы, то пробудить ассоциации и / или воспоминания.

Этот том является приложением к 4-томнику «Драматическая социология и социологическая ауторефлексия», вышедшему лет 8 назад, а ныне  - легко доступному в интернете.

Есть и еще одна книга – относительно недавняя (2010), в соавторстве с моим киевским другом Романом Ленчовским, – «Профессия – социолог…»; тоже доступна в интернете: том 1; том 2; том 3; том 4). <…> 20.09.2012.

 

Е. Головахе

<…> На мой взгляд, одним из законных жанров «личностно-ориентированной социологии» может быть исследование социальных институтов и процессов через порожденные в рамках этих институтов и в русле этих процессов «человеческие документы», каковыми выступают также продукты профессионального творчества личности, будь то сам автор исследования или кто иной. Вот такой «эксперимент над самим собой» предпринят Вашим корреспондентом в настоящем произведении, являющем собой приложение к «Драматической социологии и социологической ауторефлексии». Буду рад, если, не пытаясь это все читать, полистаете на досуге. <…> 31.08.2012.

 

Л. Графовой

<…> Посылаю Вам некий труд в оригинальном жанре. Он составлен из авторских текстов от 50-х гг. до наших дней, однако отобранных не по критериям достоинства, а в интересах адекватного представительства личности и Времени. Чего тут почти нет – это «эксперимента социолога-рабочего», но ему посвящена отдельная книга – «Драматическая социология и социологическая ауторефлексия», изданная в 2003-2005 гг. (ее современная интернетная прописка - <…>). А этот том – приложение к той книге.

Возраст (78 лет, однако!) зовет к ретроспекции и самокритике. «Суди себя сам» - название одного из представленных здесь текстов, выражающее одну из главных идей этого тома. <…> 20.08.2012.

 

А. Даниэлю

Посылаю Вам нечто вроде «исповеди шестидесятника», составленное из собственных текстов за 50 лет. Своего рода автобиография в документах, или, если угодно, представительная (именно так!) выборка из личного архива, хронотематически организованная и скупо откомментированиая автором. Не приглашаю Вас все это читать, но для понимания методологии достаточно перелистывания.

Когда мы обсуждали «Архив архивов», как-то не затронули один из критериев отбора собраний для нашего Свода: только ли те, в которых так или иначе зафиксированы факты репрессий? И вообще, где грань, отделяющая жертв советского террора от «не жертв»? В. Долгий-Рапопорт в видеоинтервью из цикла бесед Любови Борусяк на Полит.ру «Взрослые люди» точно заметил: «Те, кто не был репрессирован, души у тех репрессировались». Такую травму получили едва ли не все наши современники, старшие и младшие. И редко кому удалось полностью от нее реабилитироваться.

Так что и данный архив достаточно благополучного советского гражданина, с этой точки зрения, претендует быть частью исторической памяти о «репрессированном сознании».

Обратите также внимание на главу 7: ««Загадка жизни» академика Ухтомского» и проч. <…> 22.08.2012.

 

В. Заворотному

<…> Мне захотелось послать Вам этот том, который Вам как социальному писателю и историку и человеку общественно отзывчивому, может быть интересен.

…Вот жил человек, 50 с лишним лет (это только при советской власти), писал некие тексты (журналистские, потом социологические), потом  собрал их вместе, вроде даже ужаснулся, а еще потом - «остранился» от них настолько, что даже решил заново опубликовать, современникам для развлечения, а потомкам – в назидание (или наоборот).

Один из героев моей «Драматической социологии…» (она есть в интернете), дед моего друга, до 1917 г. – борец с царским самодержавием, а после – краевед (именем которого назван краеведческий музей в г. Боровичи) назвал свои революционные стихи начала прошлого века – «человеческими документами». Вот так и я. <…> 30.08.2012.

 

В. Залесскому

<…> Посылаю Вам свою новую книжку. Это – приложение к «Драматической социологии и социологической ауторефлексии», которую не знаю, держали ли Вы в руках (она вышла в 2003-2005 гг.; сетевая прописка названной книги - <…>).

В этом же томе – что интересно: в отличие от физико-математических и т. п. наук, тружеником которых Вы являетесь, гуманитариям советских времен зачастую есть сегодня, чего «стесняться» в своем волей-неволей идеологизированном, а еще и подцензурном  прошлом творчестве. Потому мемуаристы предпочитают себя пересказывать, а не цитировать.

Попробуй, отдели в журналистике 50-х или социологии 70-х зерна от плевел.  А вот и не надо отделять. Полезно - как есть – выставлять на читательский суд. И – суди себя сам! В этом основная идея данного тома. <…> 23.08.2012.

 

 

В. и М. Ильиным

<…> Посылаю Вам кое-что вроде продолжения. "Драматической социологии...". С

акцентуированным ауторефлексивным уклоном. (Материал диктует). Можно рассматривать это и как профессиональный самоотчет. Но существенна здесь

репрезентативность, не правда ли? Изобретение жанров продолжается. Интересно было

создавать из "отходов" (книги 2003-2005 гг.) целостность. <…> 15.08.2012.

 

 

Т. Косиновой

<…> Без умысла и намека, просто по-дружески, посылаю Вам свое «новейшее» произведение в стиле «ретро». Это – приложение к известной Вам «Драматической социологии и социологической ауторефлексии», изданной в 2003-2005 гг. (интернетная прописка -  <…>). Скажем так: хронотематически упорядоченный личный архив, где попадается и «чтиво», выудить которое помогает опись (оглавление).

История «дурного шестидесятника» достаточно драматична – уже не событийно, а скорее ментально («приключения духа»). Станете перелистывать – обращайте внимание на ремарки (современные комментарии). <…>

Обратите внимание на главу 7 (триптих об «учителях жизни»). <…> 22.08.2012.

 

Р. Ленчовскому
<…> Я начал персональную рассылку, не спеша. <…> По крайней мере, оглавление (и, м.б., предисловие) в «теле» письма прочтет каждый.
Вообще – не читать друг друга стало нормой профессионального этоса. Я и сам себя ловлю на том, что мне достаточно знать КЕМ, КОГДА и ГДЕ написано, чтобы примерно «вычислить» содержание
…Действительно, с вордовским файлом серьезному читателю работать удобнее (и для выделений, и для копирования). Посылаю… Мои PDF и вордовская версия идентичны.
…Опосредованная пересылка публичной pdf версии не возбраняется и сегодня, если вдруг вздумаешь кого-то «осчастливить». <…> 12.08.2012.

Ю. Нестерову и В. Узуновой

<…> Посылаю Вам свое новое произведение. Это -  приложение к «Драматической социологии и социологической ауторефлексии», вышедшей в 2003-2005 гг., ныне прописанной также и в интернете. При возможности, полистайте на досуге.

Здесь достаточно репрезентативно представлены авторские тексты, порожденные в рамках высоко идеологизированных социальных институтов советского времени. Едва ли не у любого «гуманитария» есть такое «досье на самого себя», да не любят его показывать. Я пробую нарушить эту традицию. <…> 27.08.2012.

 

В. Паниотто

<…> Хочу думать, что Ты не соскучишься при беглом просмотре этого тома, прикасаясь, то к журналистике 50-х, то к материалам опроса строителей БАМ, то к «марксистской теории массовой коммуникации». Это произведение ЧИТАТЬ НЕЛЬЗЯ ПЕРЕЛИСТЫВАТЬ. Вот, например, главу 7 стоит читать. А изыскания в области общественной активности советских рабочих сегодня имеют разве что сугубо историко-науковедческий интерес.

Так или иначе, сверх-идея этого произведения такова: эпоха формирует личность, личность порождает тексты, тексты репрезентируют личность, а заодно   и эпоху. Отбор текстов намеренно нелицеприятен для автора. Зато реалистичен. <…> 31.08.2012.

 

К. Пигрову

 

<…> Посылаю Вам свое «новейшее» произведение - приложение к  известной Вам «Драматической социологии и социологической ауторефлексии» (ныне она доступна также и в интернете).

Репрезентативное собрание не отретушированных авторских текстов, пусть даже публиковавшихся, за определенный исторический период - тоже своего рода «дневник», во всяком случае – автопортрет на фоне эпохи и самой этой эпохи фрактал. <…> 29.08.2012

 

А. Чернову

<…> Мне захотелось послать Тебе продолжение и / или приложение к «Драматической социологии и социологической ауторефлексии». Когда-то эти тексты не вместились в изданные 4 тома. Теперь оказалось, что, соответствующим образом упорядоченные, они презентуют автора, а автор… репрезентирует эпоху.

Еще в 90-х гг. я взял на вооружение твое словечко: «дурной шестидесятник». Теперь, если не поленишься долистать до части 3-й, Ты встретишь его (разумеется, со ссылкой на первоисточник).

ЧИТАТЬ НЕЛЬЗЯ ПЕРЕЛИСТЫВАТЬ.  Думаю все же, что реально, а стало быть - предпочтительно последнее. <…> 18.08.2012.

 

А. Шароградской

<…> Посылаю Вам свое новое сочинение - приложение к  «Драматической социологии и социологической ауторефлексии», вышедшей в 2003-2005 гг.  (ныне она прописана также и в интернете). Буду рад, если полистаете на досуге, не углубляясь в социологические подробности. Интерес тут может быть исторический (например, образцы журналистики 50-х гг.), и не только, Для меня значима сама идея репрезентативной выборки авторских текстов за 50 лет, в общем позволяющая наглядно представить и динамику личности,  и самодвижение эпохи. Нелицеприятное, однако, для автора произведение.

Обратите внимание на главу 7. Она о наших великих старших современниках. <…> 29.08.2012.

 

 

В. Ядову

<…> Получив по электронной почте послание с приложением около 650 компьютерных страниц, естественно подумать: «Неужели отправитель рассчитывает, что

я буду это все читать?». Нет, не рассчитывает.

Но подарить Тебе свое новое произведение автор считает для себя приятной обязанностью. Из оглавления и предисловия сам увидишь - что к чему. <…> 12.08.2012.

 

Ф. Якубсону

<…> Посылаю Тебе свое новое произведение. Это -  приложение к «Драматической социологии и социологической ауторефлексии», вышедшей в 2003-2005 гг., ныне прописанной также и в интернете. <…>

Некоторая публичная ауторетроспекция, причем не ради самоутверждения, а ради самопонимания (ну и понимания другими, в том числе и себя) всегда полезна. Как писал поэт Леонид Мартынов, «пусть другие здраво и рассудят, что когда писал ты и к чему». <…> 27.08.2012.

 

[Полный комплект 180 писем, отправленных потенциальным читателям книги «Драматическая социология и социологическая ауторефлексия. Из неопубликованных глав. Том 1», а также извлечения из последующей переписки с этими и другими корреспондентами, - см. в томе 2 названной книги. – А. А.]

относится к: ,
comments powered by Disqus