Андрей Алексеев. Из неопубликованных глав «Драматической социологии…»
По этому же сетевому адресу - http://www.socioprognoz.ru/publ.html?id=216 – размещены (еще раньше) все 4 тома «основного корпуса» книги «Драматическая социология и социологическая ауторефлексия» (СПб.: Норма, 2003-2005). 4 тома существуют также и в бумажном издании, а «Из неопубликованных глав» - только как электронное издание
Ниже – аннотация многолетнего проекта «Драматическая социология…», сокращенное оглавление «…Из неопубликованных глав. Том 1» и фрагмент названного издания («Послесловие. Автопрезентация тома 1»).
В этой книге отражены профессиональные и жизненные поиски автора-социолога, относящиеся к исследованию взаимодействия личности и социальной среды, человека и социальных институтов, индивидуального и социального сознания.
На рубеже 70-80-х гг. прошлого века автором с коллегами было предпринято андерграундное экспертно-прогностическое исследование, ставшее впоследствии известным по названию анкеты - «Ожидаете ли Вы перемен?». Другое неординарное исследовательское предприятие автора, относящееся к 1980-м гг., известно под названием эксперимент социолога-рабочего. Материалы этих двух и ряда других социологических опытов наиполнейшим образом представлены в настоящей книге.
В отличие от известных канонов научной монографии, эта работа представляет собой сюжетно выстроенное «социолого-драматургическое» произведение, где результаты исследования предстают не как готовые, а как развивающиеся в процессе их получения. Сюжетообразующим элементом является упомянутый натурный эксперимент – «наблюдающее участие» социолога в социальных процессах, подлежащих исследованию, будь то производственная, научная, общественная жизнь
Первый том («В поисках жанра») посвящен начальному этапу эксперимента социолога-рабочего. На этом этапе был разработан и опробован социологический метод наблюдающего участия, предполагающий активное вмешательство исследователя в изучаемые социальные процессы, синтез практической деятельности, рефлексии и игры.
Во втором томе («Контрапункты») рассматривается продолжение эксперимента при «вновь возникших» обстоятельствах - состоявшейся в середине 80-х гг. эскалации идеологических и политических обвинений в адрес социолога-испытателя. Социологически осмысляется личный опыт самообороны от этих обвинений, при товарищеской поддержке коллег (ученых, рабочих, журналистов).
Основное содержание третьего тома («Полигон») составляет заключительный этап эксперимента социолога-рабочего. Как и предыдущие, данная часть книги являет собой композицию авторских текстов разных лет (тексты – личные, деловые, научные). Причем, как и в предыдущих томах, эти аутентичные документы – иногда развернуто, иногда вкратце – комментируются автором «из сегодня».
Широко представлены в книге – во всех ее частях – также тексты других лиц (как правило, коллег и друзей автора). Это в особенности относится к заключительному, четвертому тому («Версии»), где сопоставляются разные трактовки, истолкования эксперимента социолога-рабочего (от апологетических до резко-критических), а также представлены материалы исследования «Ожидаете ли Вы перемен?» (рубеж 1970-80-х гг.).
Автор является одним из пионеров внедрения качественных («гибких», «мягких») методов исследования в практику современной отечественной социологии. Особое внимание в книге уделено проблематике многообразия и соотношения разных способов социального познания.
Для специалистов гуманитарных наук и широкого круга читателей, стремящихся понять общество, в котором они живут, и самих себя в этом обществе.
Алексеев А. Н. Драматическая социология и
социологическая ауторефлексия. Из неопубликованных глав. Том 1. СПб.: 2012.
Этот проект возник на базе материалов, готовившихся для книги «Драматическая
социология и социологическая ауторефлексия», но не вошедших туда, в силу
недостатка места и / или других обстоятельств. Подробно это объяснено в «Эскизе
предисловия»..
Том 1 включает в себя тематически и хронологически упорядоченные произведения
автора – журналиста, а затем социолога - 50-х – 90-х годов. Смысл этого тома –
автопортрет личности и эпохи, образованный текстами, порожденными в разные их
(как личности, так и эпохи) периоды развития.
Содержание «…ИЗ НЕОПУБЛИКОВАННЫХ ГЛАВ. ТОМ 1»
= Эскиз предисловия: Из истории написания книги «Драматическая
социология и социологическая ауторефлексия». Краткое пояснение к
новому проекту.
Часть 1
1. ОПЫТ ИЗЫСКАНИЙ В ОБЛАСТИ СОЦИОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ
2. ЧЕЛОВЕК, ЕГО РАБОТА И ЖИЗНЬ НА БАМе
3. ОБРАЗ ЖИЗНИ, ЖИЗНЕННЫЙ ПРОЦЕСС И СОЦИОЛОГИЯ
ЖИЗНЕННОГО ПУТИ
4. СОЦИОЛОГИЯ И ТЕАТР
5. ЭПИСТОЛЯРНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ или НАСКОЛЬКО ПРАВОМЕРНО
«ОБОБЩЕСТВЛЕНИЕ» ЛИЧНОЙ ПЕРЕПИСКИ
6. ВЫБРАННЫЕ МЕСТА ИЗ ПЕРЕПИСКИ С ДРУГОМ
Часть 2
7. УЧИТЕЛЯ ЖИЗНИ: А. ШВЕЙЦЕР, А.А. УХТОМСКИЙ, А.А. ЛЮБИЩЕВ
(триптих)
Часть 3
= Вместо предисловия к части 3: СУДИ СЕБЯ САМ (ауторефлексия
1991 г.)
8. ДУРНОЙ ШЕСТИДЕСЯТНИК (Комсомольская журналистика. 1957–
1963)
9. ЭКЗАМЕН НА ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ (Партийная журналистика.
1964-1965)
10. ПРОФЕССИЯ: СОЦИОЛОГ (Массовая коммуникация. 1966-1975)
11. ПРОФЕССИЯ: СОЦИОЛОГ (Контент-анализ. 1970-1975)
12. ПРОФЕССИЯ: СОЦИОЛОГ (Участие в проекте «Человек и его работа
– 1976»)
13. ПРОФЕССИЯ: СОЦИОЛОГ (Общественные движения и новая пресса
России. 1989-1999)
14. РАЗНОЕ
= Приложение к тому 1: План-проспект рукописи «Драматическая социология
и социологическая ауторефлексия» (1999-2001)
= Послесловие: Из автопрезентации тома 1
Послесловие
ИЗ АВТОПРЕЗЕНТАЦИИ ТОМА 1
А. Алексеев - <…>
…А теперь поделюсь с Вами одним своим (творческим?) замыслом.
В течение 20 дней августа, я занимался рассылкой этого нового тома («Из неопубликованных глав…») примерно в 180 адресов – друзьям, коллегам, родственникам, людям весьма различающихся кругов занятий и интересов. Причем это не было «веерной» рассылкой, одновременными анонимными копиями. Нет, я каждому написал личное письмо, своего рода расширенную дарственную надпись.
(В каждом таком письме была индивидуализированная попытка объяснить адресату, а заодно - уяснить самому себе замысел и смысл предпринятого опыта. Интерпретации множились по мере возрастании числа адресатов).
Кто-то никак пока не откликнулся на мою отправку, кто-то подтвердил получение и выразил определенную заинтересованность, кто-то подошел к этому делу вроде Вас – с чрезвычайным и оперативным читательским вниманием.
Дальше – вот что. Я собрал все эти свои письма, расположив их не в хронологической последовательности, а по алфавиту фамилий адресатов, тем самым задал случайный параметр, независимый от содержания и даты написания письма. (Письма, написанные подряд, имеют бОльшие шансы в чем-то повторять друг друга).
Таким образом, возник некий калейдоскоп, поворачивая который не знаешь, какую конфигурацию получишь. Но тем самым читатель этого собрания обращений и интерпретаций вовлекается в некую импровизацию и алеаторику (игра случая).
Как это получилось, Вы можете посмотреть в прилагаемом файле. Эта работа еще не завершена. Во-первых, примерно 20 человекам я еще не успел послать свой том, из числа тех, кому собирался. Во-вторых, некоторые мне отвечали, далеко не односложно, чем давали повод ответить на их письма. Я эти (свои) ответы тоже прилагал, иногда цитируя в них письма корреспондентов.
В Вашем случае - цитировать недостаточно, а хочется привести письмо целиком, убрав лишь сугубо личные моменты. Прилагаю мою «редакцию», вполне допуская, что она заслуживает авторской корректировки. Буду признателен, если Вы сделаете это, а все остальное – полистаете, как некий контекст. <…> 11.09.2012.
[Рассылка осуществлялась в течение второй половины августа – первой половины сентября 2012 г. Всего было отправлено около 200 писем. Ниже – некоторые из личных писем, которыми сопровождалась отправка адресату объемного файла «Драматическая социология и социологическая ауторефлексия. Из неопубликованных глав. Том 1». – А. А.]
О. Ансберг
<…> Мне думается, Вам может быть небезынтересен этот том – приложение к книге «Драматическая социология и социологическая ауторефлексия», на которую Вам случалось ссылаться в своей («Общественные движения Ленинграда в годы перестройки»). (Кстати, упомянутая «Драматическая социология…» теперь доступна в интернете).
Смысл настоящего тома – автопортрет личности и эпохи, образованный текстами, порожденными в разные их (как личности, так и эпохи) периоды развития. Автопортрет не лицеприятный (для автора и эпохи), впрочем – см. комментарии (ремарки), по ходу действия.
А кое-что там имеет и не только исторический, но и общечеловеческий интерес.
Полистайте на досуге. Обратите внимание на главу 7, занимающую в этой книге особое место. <…> 30.08.2012.
Ю. Барбою
<…> Посылаю Тебе кое-что "о времени и о себе". Или, как я предпочитаю говорить, "о времени в себе" и о "себе во времени". Ну, главу 4 487 Тебе сам Бог велел посмотреть. Остальные - избирательно, по настроению и по вкусу, и не к спеху. Обрати внимание на главу 7.
Один из моих корреспондентов (кстати, драматург и сценарист) приветил меня:
"...даже внимательное чтение оглавления резко расширяет "пространство памяти". У меня,
во всяком случае. Дело даже не в самой памяти - в любом случае, помнишь только то, что
помнишь - а в том, что выплывает вдруг полузабытый понятийный словарь, поросшие
травой цели и задачи целых поколений, интеллектуальные моды и т. д. Т. е. твой
"репрезентативный подход" - самый правильный и ценный. Буду потихоньку читать…".
А Виталий (Дмитриевский. – А. А.) уважил меня, вспомнив эйзенштейновский "монтаж аттракционов".
Чего доброго, приласкаешь и Ты. А я уж соскучился по "театральной" критике, которую коллекционирую с не меньшим усердием. <…> 17.08.2012.
Б. Беленкину, Е. Струковой
<…> Посылаю моим дорогим историкам и библиофилам некое произведение в оригинальном жанре - репрезентативная выборка трудов автора «Драматической социологии…» (кстати, ее нынешний сетевой адрес: <…>), произросших еще до «эксперимента социолога-рабочего», а именно – в 50-700-е гг. Полистайте на досуге,
Пожалуй, особенно не соскучитесь над журналистикой 50-х. Так и вижу Бориса, произносящего на очередных биографических чтениях в Питере свой доклад-фельетон о создателе и певце первых бригад коммунистического труда и т. п. (А почему бы нет?).
Вам объяснять дальше, что там к чему – нет нужды. Мемуаристы , как известно, любят себя пересказывать, но не цитировать. Вот, пытаюсь поломать эту традицию. <…> 26.08.2012.
Ю. Беспаловой
Как и Вы, я имею обыкновение делать социологию из собственного повседневного опыта. Вот, посылаю Вам что-то вроде продолжения "Драматической социологии и социологической ауторефлексии" (кстати, этот 4-томник теперь вывешен в удобном формате на сайте Центра социального прогнозирования и маркетинга). Здесь - тпрофессиональная авторетроспектива, даже еще с "досоциологических" (для автора). Не без "покаяния" однако. 14.08.2012.
Л. Борусяк
<…> Вспоминая Ваших «Взрослых людей» на Полит.ру (увы, прекративших там свое существование), мне захотелось послать Вам, просто «для души» (не так даже Вашей, как собственной), этот случай историко-биографической ретроспекции, в виде репрезентативной выборки авторских текстов 30-летней давности и глубже. Полистайте на досуге – в развлекательных и / или познавательных целях.
Этот том - приложение к "Драматической социологии и социологической ауторефлексии", вышедшей в 2003-2005 гг. (ныне прописана и в интернете).
Обратите внимание на главу 7. Она выполняет роль контрапункта относительно всех остальных глав. <…> 26.08.2012.
М. Буравому
<…> Сомневаюсь, что этот труд достоин Вашего пристального внимания, но сообщить о предпринятом опыте мне показалось уместным. Опыт состоит в создании композиции журналистских и социологических работ автора за 50 с лишним лет, отобранных не по признаку качества и / или значимости, а по критерию характерности, соответствия разным периодам жизни автора и исторического времени.
Эпоха формирует личность, личность порождает тексты, тексты характеризуют личность и отчасти эпоху. И это – в динамике. Вот такое ауторефлексивное исследование.
Этот том является приложением к книге «Драматическая социология и социологическая ауторефлексия», той самой, где рассказывается об «эксперименте социолога-рабочего» на одном из ленинградских заводов (1980-е гг.) и проч. Эта книга, кстати, теперь доступна в интернете. <…> 14.09.2012.
И. Васильевой, А. Ленчовской, А. Марасовой, М. Оршанской, А. Соловей, М. Ядовой, М. Якубсону
<…> Мне показалось осмысленным адресовать этот файл тем детям своих друзей, чьи электронные адреса мне известны. (Своим-то уже послал). Дети, дай Бог, переживут родителей. Глядишь, и дольше сохранится в их компьютерах.
Не подумайте, что я придаю чрезмерное значение этому «посланию в будущее». Но ведь нам не дано предугадать, как наше слово отзовется.
Эти тексты были написаны, в большинстве своем, в 50-70-е гг. прошлого века. И даже тогда где-то напечатаны, с помощью линотипа или ротапринта. Потом, в начале 2000-х, разысканы автором и набраны в ныне не менее архаичном «лексиконе». Потом, в 2010-х гг., конвертированы в ворд и windows и заново упорядочены.
Рукописи не горят – сказано, понятно, в переносном смысле. Вот и файлы не стираются, тоже в переносном смысле. Хоть и горят библиотеки, и сайты, как недавно мне объяснил один опытный интернетчик, дольше 10 лет не живут.
Так или иначе, будем сопротивляться ползучей энтропии.
…Этот том – приложение к «Драматической социологии и социологической ауторефлексии», ныне прописанной и в интернете. Он слишком тяжеловесен, чтобы читать его подряд. Но достаточно перелистывания, чтобы почувствовать аромат времени сознательной жизни ваших родителей - времени «вегетерианского», в отличие от кровожадного, выпавшего на долю дедов.
История не повторяется, хотя отзвуками и отблесками тех и других времен, полна наша современная жизнь, а какой она станет пару десятилетий спустя - вы сами увидите.
И вот тогда может возникнуть потребность сравнить не только с нынешней, но и позапрошлой жизнью. Такому сравнению автор хотел бы способствовать.
Обратите внимание на главу 7. Она продлевает «цепь времен» уже в первую половину минувшего века. <…> 27.08.2012.
Ю. Вооглайду
Посылаю Тебе книгу, включающую в себя историю становления социолога Алексеева на фоне развития советской социологии в условиях «развитого социализма». Сделано это в виде композиции аутентичных, неотретушированных текстов, некоторые из которых могут если не быть Тебе знакомы, то пробудить ассоциации и / или воспоминания.
Этот том является приложением к 4-томнику «Драматическая социология и социологическая ауторефлексия», вышедшему лет 8 назад, а ныне - легко доступному в интернете.
Есть и еще одна книга – относительно недавняя (2010), в соавторстве с моим киевским другом Романом Ленчовским, – «Профессия – социолог…»; тоже доступна в интернете: том 1; том 2; том 3; том 4). <…> 20.09.2012.
Е. Головахе
<…> На мой взгляд, одним из законных жанров «личностно-ориентированной социологии» может быть исследование социальных институтов и процессов через порожденные в рамках этих институтов и в русле этих процессов «человеческие документы», каковыми выступают также продукты профессионального творчества личности, будь то сам автор исследования или кто иной. Вот такой «эксперимент над самим собой» предпринят Вашим корреспондентом в настоящем произведении, являющем собой приложение к «Драматической социологии и социологической ауторефлексии». Буду рад, если, не пытаясь это все читать, полистаете на досуге. <…> 31.08.2012.
Л. Графовой
<…> Посылаю Вам некий труд в оригинальном жанре. Он составлен из авторских текстов от 50-х гг. до наших дней, однако отобранных не по критериям достоинства, а в интересах адекватного представительства личности и Времени. Чего тут почти нет – это «эксперимента социолога-рабочего», но ему посвящена отдельная книга – «Драматическая социология и социологическая ауторефлексия», изданная в 2003-2005 гг. (ее современная интернетная прописка - <…>). А этот том – приложение к той книге.
Возраст (78 лет, однако!) зовет к ретроспекции и самокритике. «Суди себя сам» - название одного из представленных здесь текстов, выражающее одну из главных идей этого тома. <…> 20.08.2012.
А. Даниэлю
Посылаю Вам нечто вроде «исповеди шестидесятника», составленное из собственных текстов за 50 лет. Своего рода автобиография в документах, или, если угодно, представительная (именно так!) выборка из личного архива, хронотематически организованная и скупо откомментированиая автором. Не приглашаю Вас все это читать, но для понимания методологии достаточно перелистывания.
Когда мы обсуждали «Архив архивов», как-то не затронули один из критериев отбора собраний для нашего Свода: только ли те, в которых так или иначе зафиксированы факты репрессий? И вообще, где грань, отделяющая жертв советского террора от «не жертв»? В. Долгий-Рапопорт в видеоинтервью из цикла бесед Любови Борусяк на Полит.ру «Взрослые люди» точно заметил: «Те, кто не был репрессирован, души у тех репрессировались». Такую травму получили едва ли не все наши современники, старшие и младшие. И редко кому удалось полностью от нее реабилитироваться.
Так что и данный архив достаточно благополучного советского гражданина, с этой точки зрения, претендует быть частью исторической памяти о «репрессированном сознании».
Обратите также внимание на главу 7: ««Загадка жизни» академика Ухтомского» и проч. <…> 22.08.2012.
В. Заворотному
<…> Мне захотелось послать Вам этот том, который Вам как социальному писателю и историку и человеку общественно отзывчивому, может быть интересен.
…Вот жил человек, 50 с лишним лет (это только при советской власти), писал некие тексты (журналистские, потом социологические), потом собрал их вместе, вроде даже ужаснулся, а еще потом - «остранился» от них настолько, что даже решил заново опубликовать, современникам для развлечения, а потомкам – в назидание (или наоборот).
Один из героев моей «Драматической социологии…» (она есть в интернете), дед моего друга, до 1917 г. – борец с царским самодержавием, а после – краевед (именем которого назван краеведческий музей в г. Боровичи) назвал свои революционные стихи начала прошлого века – «человеческими документами». Вот так и я. <…> 30.08.2012.
В. Залесскому
<…> Посылаю Вам свою новую книжку. Это – приложение к «Драматической социологии и социологической ауторефлексии», которую не знаю, держали ли Вы в руках (она вышла в 2003-2005 гг.; сетевая прописка названной книги - <…>).
В этом же томе – что интересно: в отличие от физико-математических и т. п. наук, тружеником которых Вы являетесь, гуманитариям советских времен зачастую есть сегодня, чего «стесняться» в своем волей-неволей идеологизированном, а еще и подцензурном прошлом творчестве. Потому мемуаристы предпочитают себя пересказывать, а не цитировать.
Попробуй, отдели в журналистике 50-х или социологии 70-х зерна от плевел. А вот и не надо отделять. Полезно - как есть – выставлять на читательский суд. И – суди себя сам! В этом основная идея данного тома. <…> 23.08.2012.
В. и М. Ильиным
<…> Посылаю Вам кое-что вроде продолжения. "Драматической социологии...". С
акцентуированным ауторефлексивным уклоном. (Материал диктует). Можно рассматривать это и как профессиональный самоотчет. Но существенна здесь
репрезентативность, не правда ли? Изобретение жанров продолжается. Интересно было
создавать из "отходов" (книги 2003-2005 гг.) целостность. <…> 15.08.2012.
Т. Косиновой
<…> Без умысла и намека, просто по-дружески, посылаю Вам свое «новейшее» произведение в стиле «ретро». Это – приложение к известной Вам «Драматической социологии и социологической ауторефлексии», изданной в 2003-2005 гг. (интернетная прописка - <…>). Скажем так: хронотематически упорядоченный личный архив, где попадается и «чтиво», выудить которое помогает опись (оглавление).
История «дурного шестидесятника» достаточно драматична – уже не событийно, а скорее ментально («приключения духа»). Станете перелистывать – обращайте внимание на ремарки (современные комментарии). <…>
Обратите внимание на главу 7 (триптих об «учителях жизни»). <…> 22.08.2012.
Р. Ленчовскому
<…> Я начал персональную рассылку, не спеша. <…> По крайней мере, оглавление (и, м.б., предисловие) в «теле» письма прочтет каждый.
Вообще – не читать друг друга стало нормой профессионального этоса. Я и сам себя ловлю на том, что мне достаточно знать КЕМ, КОГДА и ГДЕ написано, чтобы примерно «вычислить» содержание
…Действительно, с вордовским файлом серьезному читателю работать удобнее (и для выделений, и для копирования). Посылаю… Мои PDF и вордовская версия идентичны.
…Опосредованная пересылка публичной pdf версии не возбраняется и сегодня, если вдруг вздумаешь кого-то «осчастливить». <…> 12.08.2012.
Ю. Нестерову и В. Узуновой
<…> Посылаю Вам свое новое произведение. Это - приложение к «Драматической социологии и социологической ауторефлексии», вышедшей в 2003-2005 гг., ныне прописанной также и в интернете. При возможности, полистайте на досуге.
Здесь достаточно репрезентативно представлены авторские тексты, порожденные в рамках высоко идеологизированных социальных институтов советского времени. Едва ли не у любого «гуманитария» есть такое «досье на самого себя», да не любят его показывать. Я пробую нарушить эту традицию. <…> 27.08.2012.
В. Паниотто
<…> Хочу думать, что Ты не соскучишься при беглом просмотре этого тома, прикасаясь, то к журналистике 50-х, то к материалам опроса строителей БАМ, то к «марксистской теории массовой коммуникации». Это произведение ЧИТАТЬ НЕЛЬЗЯ ПЕРЕЛИСТЫВАТЬ. Вот, например, главу 7 стоит читать. А изыскания в области общественной активности советских рабочих сегодня имеют разве что сугубо историко-науковедческий интерес.
Так или иначе, сверх-идея этого произведения такова: эпоха формирует личность, личность порождает тексты, тексты репрезентируют личность, а заодно и эпоху. Отбор текстов намеренно нелицеприятен для автора. Зато реалистичен. <…> 31.08.2012.
К. Пигрову
<…> Посылаю Вам свое «новейшее» произведение - приложение к известной Вам «Драматической социологии и социологической ауторефлексии» (ныне она доступна также и в интернете).
Репрезентативное собрание не отретушированных авторских текстов, пусть даже публиковавшихся, за определенный исторический период - тоже своего рода «дневник», во всяком случае – автопортрет на фоне эпохи и самой этой эпохи фрактал. <…> 29.08.2012
А. Чернову
<…> Мне захотелось послать Тебе продолжение и / или приложение к «Драматической социологии и социологической ауторефлексии». Когда-то эти тексты не вместились в изданные 4 тома. Теперь оказалось, что, соответствующим образом упорядоченные, они презентуют автора, а автор… репрезентирует эпоху.
Еще в 90-х гг. я взял на вооружение твое словечко: «дурной шестидесятник». Теперь, если не поленишься долистать до части 3-й, Ты встретишь его (разумеется, со ссылкой на первоисточник).
ЧИТАТЬ НЕЛЬЗЯ ПЕРЕЛИСТЫВАТЬ. Думаю все же, что реально, а стало быть - предпочтительно последнее. <…> 18.08.2012.
А. Шароградской
<…> Посылаю Вам свое новое сочинение - приложение к «Драматической социологии и социологической ауторефлексии», вышедшей в 2003-2005 гг. (ныне она прописана также и в интернете). Буду рад, если полистаете на досуге, не углубляясь в социологические подробности. Интерес тут может быть исторический (например, образцы журналистики 50-х гг.), и не только, Для меня значима сама идея репрезентативной выборки авторских текстов за 50 лет, в общем позволяющая наглядно представить и динамику личности, и самодвижение эпохи. Нелицеприятное, однако, для автора произведение.
Обратите внимание на главу 7. Она о наших великих старших современниках. <…> 29.08.2012.
В. Ядову
<…> Получив по электронной почте послание с приложением около 650 компьютерных страниц, естественно подумать: «Неужели отправитель рассчитывает, что
я буду это все читать?». Нет, не рассчитывает.
Но подарить Тебе свое новое произведение автор считает для себя приятной обязанностью. Из оглавления и предисловия сам увидишь - что к чему. <…> 12.08.2012.
Ф. Якубсону
<…> Посылаю Тебе свое новое произведение. Это - приложение к «Драматической социологии и социологической ауторефлексии», вышедшей в 2003-2005 гг., ныне прописанной также и в интернете. <…>
Некоторая публичная ауторетроспекция, причем не ради самоутверждения, а ради самопонимания (ну и понимания другими, в том числе и себя) всегда полезна. Как писал поэт Леонид Мартынов, «пусть другие здраво и рассудят, что когда писал ты и к чему». <…> 27.08.2012.
[Полный комплект 180 писем, отправленных потенциальным читателям книги «Драматическая социология и социологическая ауторефлексия. Из неопубликованных глав. Том 1», а также извлечения из последующей переписки с этими и другими корреспондентами, - см. в томе 2 названной книги. – А. А.]