01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

Анджей Вайда – легенда польского кино, ставшая всемирной

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Колонка Андрея Алексеева / Анджей Вайда – легенда польского кино, ставшая всемирной

Анджей Вайда – легенда польского кино, ставшая всемирной

Автор: Русская служба BBC; Газетв.ру; Грани.ру; О. Ковалов; "Сеанс" — Дата создания: 10.10.2016 — Последние изменение: 10.10.2016
Участники: А. Алексеев
Вчера, 9 октября 2016, на 91-м году жизни, скончался один из величайших сынов польского народа, классик мирового киноискусства, совесть и провидец, творец и предтеча – Анджей Вайда. А. Алексеев

 

 

 

 

Из портала Русской службы BBC:

УМЕР ПОЛЬСКИЙ РЕЖИССЕР АНДЖЕЙ ВАЙДА

 

Классик польского кино Анджей Вайда скончался в возрасте 90 лет. На днях Вайда был доставлен в больницу - по неподтвержденным сообщениям, смерть режиссера наступила из-за легочной недостаточности.

Режиссер родился в Сувалках в современном Подляском воеводстве в 1926 году в семье кадрового офицера конной артиллерии и школьной учительницы. Будущий легендарный режиссер успел окончить семь классов средней школы, когда началась фашистская оккупация. Чтобы избежать принудительных работ в Германии, во время войны Вайда работал помощником грузчика, чертежником, кладовщиком в немецких мастерских, помогал местному художнику реставрировать фрески в костелах.

Он также принес присягу подпольной Армии Крайовой, организации польского сопротивления, боровшейся против немецкой оккупации. Однако в боевых действиях Вайда не участвовал.

Отец Анджея Вайды был расстрелян в 1939 году в Катыни. Много позже, в сентябре 2007 года, на экраны вышел фильм Анджея Вайды "Катынь", ставший первым кинематографическим рассказом о той трагедии. Сам Вайда называл его "самым трудным фильмом" своей жизни.

"Трагическая ситуация - в тисках двух враждебных армий для поляков места нет нигде. Я хотел сделать фильм, основанный на реальных людях, на реальных документах. Для меня очень важно было, чтобы фильм был не антироссийским, а антисоветским, антисталинским. На письме Берии - подпись не русского народа, а подпись Сталина", - рассказывал Анджей Вайда в интервью Би-би-си.

Image copyright Reuters Image caption Анджей Вайда в 2000 году получил почетную премию "Оскар" за "пять десятилетий выдающейся кинорежиссуры" (премию режиссеру вручила Джейн Фонда)

"Зорко следить за происходящим вокруг"

Тема антисталинизма была основной для Польской школы кинематографа, начало которой, как принято считать, было положено дебютным фильмом Анджея Вайды "Поколение", снятым в 1954 году.

Он собирался стать военным, но не успел окончить кадетский корпус до начала Второй мировой войны. Когда война закончилась, Вайда поступил в Академию изобразительных искусств в Кракове на курс живописи, однако уже через три года перешел в киношколу города Лодзь.

Его первый полнометражный фильм "Поколение" - часть трилогии, продолженной лентами "Канал" (1956 г.) и "Пепел и алмаз" (1958 г.). "Поколение" - фильм о героях коммунистической ячейки сопротивления в оккупированной немецкими войсками Варшаве. "Канал", второй фильм трилогии, был удостоен специального приза Каннского фестиваля и принес режиссеру всемирную известность.

В своей книге "Кино и остальной мир" Вайда написал: "Господь дал режиссеру два глаза: один - чтобы смотреть в кинокамеру, другой - чтобы зорко следить за тем, что происходит вокруг".

В 1981 году фильм Анджея Вайды "Человек из железа" стал первым польским фильмом, получившим "Золотую пальмовую ветвь" Каннского кинофестиваля, и был также номинирован на "Оскар". Его фильм "Дантон" удостоился премии Британской академии кино и телевизионных искусств (BAFTA) в 1984 году.

Вайда - обладатель почетных призов различных кинофестивалей за вклад в мировой кинематограф: "Золотой лев" Венецианского фестиваля (1998), "Оскар" (2000), Почетный "Золотой медведь" Берлинского кинофестиваля (2006).

За многолетнюю карьеру он снял такие популярные у публики и критиков ленты, как "Земля обетованная" и фильм-биографию экс-президента Польши Леха Валенсы.

Последний проект Вайды - биографический фильм "Послесвечение" о художнике Владиславе Стшеминьском - выйдет на экраны в начале следующего года.

Помимо кинематографа, режиссер прославился и на театральном поприще: он поставил современные версии "Гамлета", "Бесов", "Преступления и наказания".

**

 

Из портала Газета.ру

НА 91-М ГОДУ ЖИЗНИ СКОНЧАЛСЯ КЛАССИК ПОЛЬСКОГО КИНО АНДЖЕЙ ВАЙДА

 

Анджей Вайда родился в 1926 году на севере Польши и к моменту начала немецкой оккупации успел окончить семь классов школы и потерять отца, расстрелянного в Катыни. Во время оккупации он работал грузчиком и кладовщиком, но принес присягу партизанской Армии Крайовой, соприкосновение с которой в дальнейшем отразилось во многих картинах режиссера. После окончания войны Вайда поступил в краковскую Академию изобразительного искусства, но вскоре решил сменить квалификацию и отправился учиться в Лодзинскую киношколу.

Полнометражным дебютом Вайды стала картина «Поколение» — рассказ о воре Стахе Мазуре, который, встретив любовь, начинает сотрудничать с партизанами. «Поколение» стало не только первой частью трилогии, посвященной жизни оккупированной Польши и деятельности Армии Крайовой, но и фильмом, положившим начало Польской школе кинематографа.

Наконец, эта картина стала первой киноработой Романа Полански, которому Вайда отдал одну из ролей.

Что же касается стиля, то в момент начала творческого пути режиссера сошлось множество исторических фактов. В 1953-м умер Сталин, что повлекло за собой некоторую либерализацию в странах социалистического лагеря. Вся Европа в это же самое время болела итальянским неореализмом с его контрастной черно-белой палитрой и острой актуальностью высказывания. Все это, конечно, не могло не захватить Вайду, а сохранившиеся цензурные ограничения лишь стимулировали его фантазию.

В итоге первая же его картина заложила основы эстетики национальной кинематографии и дала дорогу талантливым коллегам режиссера — Ежи Кавалеровичу, Анджею Мунку и другим мастерам.

Всемирное признание пришло к Вайде уже со следующей картиной «Канал», посвященной Варшавскому восстанию. Фильм принес автору первый каннский спецприз, а завершающий военную трилогию «Пепел и алмаз» фактически зафиксировал режиссера в статусе современного классика. На протяжении более чем полувека после этого Вайда неоднократно подтверждал этот статус. Национальная история всегда занимала в его творчестве ключевое место, но обращался он и к французской революционной истории («Дантон») и заглядывал вглубь собственной творческой кухни («Всё на продажу»). Отдельное место в творчестве режиссера занимают экранизации русской классики — «Сибирская леди Макбет», «Настасья» (по «Идиоту» Достоевского) и вольный пересказ библейских глав «Мастера и Маргариты». В последней картине апостола Матфея сыграл Даниэль Ольбрыхский — один из многих актеров, которых Вайда открыл и сделал звездами. Кроме Ольбрыхского здесь можно назвать Беату Тышкевич, Богуслава Линду, Ежи Штура… Некоторые из них стали звездами и позднесоветского кино.

Несмотря на почтенный возраст, до самого конца жизни Вайда не утратил ни интереса к кинематографу, ни тяги к справедливости.

Несколько лет назад на экраны вышла его «Катынь» — хроника трагедии 1939 года. Фильм вызвал активную реакцию как на родине постановщика, так и в России. «Катынь» была выдвинута на соискание премии «Оскар», но уступила австрийским «Фальшивомонетчикам». Последние два фильма пана Анджея вновь обращены к истории родной страны. Три года назад увидел свет байопик Леха Валенсы «Валенса. Человек из надежды», а последней (вышедшей в этом году) картиной Вайды стали «Послеобразы», посвященные судьбе польского художника-авангардиста Владислава Стржеминского. В конце сентября стало известно, что «Послеобразы» 90-летнего Анджея Вайды выдвинуты от Польши на соискание «Оскара».

**

 

Из портала «Грани»:

УМЕР АНДЖЕЙ ВАЙДА

10.10.2016

 

…В 2007 году Вайда снял фильм "Катынь" о судьбе польских офицеров, расстрелянных в 1939 году в Советском Союзе. В России фильм так и не вышел в широкий прокат. "Катынь" один раз показали на канале "Культура", а в день катастрофы самолета польского президента Леха Качиньского - на канале "Россия".

Региональные прокатчики фильма также столкнулись с проблемами. В октябре 2015 года показ фильма отменили в Тюмени. Фильм планировалось показать в рамках мероприятий Дней польской культуры.

Месяцем позже в петербургский Научно-информационный центр "Мемориал" пришел с проверкой помощник прокурора Центрального района в сопровождении семи полицейских. Пришедших интересовало, не показывают ли в "Мемориале" "Катынь". Правозащитники попросили пришедших показать документы с обоснованием проверки, но гости сослались на полученное "Мемориалом" предупреждение Министерства культуры о недопустимости показывать фильм без прокатного удостоверения.

В марте 2008 года, когда "Катынь" показывали в Польском культурном центре в Москве, Вайда в интервью Граням.Ру выразил надежду, что российские зрители "спокойно и правильно" воспримут его фильм. Режиссер высказал мнение, что это "единственный правильный путь к взаимопониманию".

"Я думаю, это единственный путь, другого нет. Не надо обижаться, не надо отворачиваться. Надо спокойно посмотреть. Это то, что мы хотим сказать российским зрителям. Пусть они ответят нам, мы их выслушаем. Мы открыты, мы хотим, чтобы между нами были естественные отношения", - заявил Вайда.

**

 

Из журнала «Сеанс»:

АНДЖЕЙ ВАЙДА

Олег Ковалов

7 марта 2016

(Опубликовано к 90-летию А. Вайды. – А. А.)

 

Анджею Вайде удалось то, что не удавалось доселе ни одному режиссеру. Фильмы в справочниках перечисляются «по порядку» — по хронологии создания. Сделаем эксперимент: возьмем ленты Вайды — а их уже за шестьдесят, — вытянем их в цепочку, расположив по хронологии исторического времени действия каждого, и в этом порядке посмотрим их подряд, как один фильм. Итогом этого марафонского сеанса станет грандиозная по яркости лиц, красок, картин и самому охвату событий, от вроде бы частных до эпохальных, эпопея о Польше, во все времена верной своим идеалам и фетишам и сохраняющей живое и трепетное лицо.

Действительно: от некоей неопределенно седой древности, изображенной в фильме «Свадьба» (1972), — через эпохи наполеоновский войн («Пепел», 1965) и брутального наступления «польского капитализма» («Земля обетованная», 1974), через предгрозье довоенных времен, выраженное в ностальгических экранизациях прозы Ярослава Ивашкевича, и катастрофу Второй мировой войны — действие этого головокружительного повествования протянется к «социализму по-польски» и борьбе профсоюза «Солидарность», причем иному узлу посвящено несколько фильмов, а одна лента часто подхватывает и развивает темы другой.

 

…Популярным гротескам, сарказмам, тотальному скепсису и космической иронии, направленной на все подряд, Вайда программно противопоставил очистительный по своей природе трагизм.

Помню, как в экспозиции Фонтанного Дома он оторваться не мог от книжечки, сделанной советской узницей из бересты с процарапанными на ней строками Ахматовой. Хочется думать, что из этого его впечатления и родились те самодельные дневники, в которые заносили свои последние строки обреченные пленные, в грандиозном фильме «Катынь» (2007).

Он не просто чуток к сигналам и голосам реальности — Вайда из тех немногих мастеров, кто изменяет ее к лучшему. Так, фильм «Человек из мрамора» (1976) стал не только предвестьем народного восстания рубежа 1970–80-х годов, но обрел черты того знаменитого «призрака» из Коммунистического манифеста, что, бродя по странам и континентам, пробуждал народы от спячки. Похвастаюсь, что в разгар деятельности профсоюза «Солидарность» мы с Сергеем Лаврентьевым организовали подпольный, да еще «ночной» показ этой ленты прямо в актовом зале ВГИКа. От ее последних кадров просто дух захватывало — под ритмичные аккорды наступательной музыки рабочий парень из Гданьска шагал прямо на нас, и казалось, что он вот-вот сойдет в зал и увлечет нас за собой.

В годы перестройки, после одного из митингов, я встретил молодого рабочего активиста, который рассказал мне, что на бой с системой его вооружил фильм Вайды «Человек из железа» (1981). После фильмов Вайды уже невозможен реванш коммунистов в Польше, а его «Катынь» навсегда поставила точку в спорах о том, кто убил польских военнопленных. Даже в нынешней России, возможно, немножко пошевелят мозгами, прежде чем переиздавать злобную книжонку «Антироссийская подлость», обеляющую палачей. Хотя — как знать…

Гениальный художник и художник великий — вроде бы одно и то же, но есть и тонкие градации между этими понятиями. Гениальный автор может предаваться изощренному самопознанию или малопонятным для широкой публики экспериментам, ему не так уж обязательно пасти народы или учить жить неразумное человечество, тогда как великие художники, Толстой или Феллини, — безусловные моральные авторитеты и, как бы старомодно это ни прозвучало, учителя жизни. Вайда из их числа.

 

comments powered by Disqus