Б. Эскин. Когда раскалываются сердца
На снимке: И.К.Айвазовский. "Русская эскадра на Севастопольском рейде". 1846 год
Этот замечательный очерк: а) высоко информативен; б) ярко публицистичен; в) проникнут духом интернационализма, который похоже, нынче стал «не в моде». Тем ценнее это «объяснение в любви» к Севастополю и апология общности и действительной дружбы народов.
Очерк Б. Эскина еще не успел «завоевать» интернет-пространство. С оригинала («ИсраГео) его перепостили пока лишь два ресурса. Мы же удержимся от искушения копи-паста, и воспроизведем здесь лишь начальные и заключительные строки этого произведения. Остальное читайте на портале «ИсраГео».
Благодарю Р. Ленчовского, который « навел» меня на этот текст.
А. Алексеев
Борис ЭСКИН, лауреат премии русскоязычного Союза писателей Израиля
Когда раскалываются сердца
ИсраГео. Март 22, 2014
«Мне в равной степени отвратителен как украинский, так и российский плешивый национализм» (Б. Эскин)
Я прожил в Севастополе почти тридцать пять лет. Я любил этот город и буду любить его по гроб жизни.
Моя неизлечимая болезнь,
Мой белый город,
Утренняя песнь.
Ты к памяти приставлен часовым,
Чтоб никогда ту боль не замело…
Я в этом городе любил
И был любим.
В нем сердце захоронено мое.
Каждое утро я просыпался под легкокрылый бой курантов на башне Матросского клуба, исполнявших мелодию знаменитой песни грузинского армянина Вано Мурадели "Легендарный Севастополь". Стихи этого гимна города-героя, написал уроженец Украины, русский поэт-песенник Петр Градов.
Севастополь, Севастополь –
Гордость русских моряков…
Чеканный рефрен каждый севастопольский младенец напевал с пеленок. И повторял вслед за взрослыми: "Севастополь – город русской славы".
Я не был исключением и, не задумываясь, пользовался этим клише. А разве мы задумываемся, когда, например, клянемся: "Истинная правда!" – как будто правда бывает "неистинной"?!
В голову не приходил вопрос: почему только русской славы? А какой же еще!
Парадокс истории Севастополя в том, что его воинская слава, воспылавшая в середине XIX века, во дни воистину героической 1-й обороны города, багровым цветом осветила ужасающий позор замшелой России, начисто проигравшей ту Крымскую войну.
За каждым кровавым ратоборством навеки закрепляются свои всенародные символы. Для обороны 1854-55 годов это два немеркнущих имени, олицетворявшие два полюса и двуединство характера севастопольской страды: руководитель обороны, дворянин адмирал Нахимов и простой матрос-лазутчик Петр Кошка.
С них и начинается двухвековая героическая оратория "города русской славы".
Но позвольте, господа, ведь оба эти символа "русской славы"…украинцы!
…
См. далее
,,,
Крымом веками владели аланы, готы, греки и генуэзцы, три столетия – татары и турки, потом его захватила Россия, а последние 60 лет полуостров был украинским. Подавляющее большинство нынешних русских крымчан родились на Украине, а не в России. И, тем не менее, заходясь в счастливом экстазе, они ликуют сегодня: "Мы возвращаемся на свою родину!" Родина – это там, где ты родился и жил. Им и в голову не приходит задуматься, в каком дикообразном путинском театре абсурда они выступают статистами.
А кто-нибудь из этих ура-патриотов подумал о том, что крымские татары (их пока около тринадцати процентов, но очень скоро станет и двадцать, и тридцать) тоже потребуют самостоятельности и наверняка – выхода из состава ненавистной им России. Крымско-татарский народ и в тридесятом поколении не простит Москве ужасы их депортации с родной земли. И что, это "законное требование" на самоопределение русские "патриоты" объявят незаконным? Сепаратизм имеет одно неизбежное свойство – растекаться раковой опухолью.
Ну, а пока крымские "россияне" истерически рефлексировали по поводу пресловутых бандеровцев, Крым захватили реальные власовцы в масках и без опознавательных знаков. С чего бы это им прятать свои рожи, коль они свершают праведное дело?
"Патриотизм – последнее прибежище негодяя" – изрек более двухсот лет назад англичанин Самуэль Джонсон. Слишком много расплодилось по обе стороны баррикад, подобных бритоголовых "патриотов", которые не дают забыть этот язвительный афоризм.
Шовинистический угар, как с той, так и с другой стороны пройдет. Но пепел сожженных сердец, увы, останется. Потеря одной области для Украины – конечно, болезненный удар, обида, горечь, злость, но – не трагедия. А вот для России потеря Украины, его братского народа – трагедия, которую россияне в полной мере ощутят и оценят лишь в послепутинскую эпоху. Как немцы после войны, очнувшись от опьянения кровавыми чарами фюрера.