01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

Боец, творец, наставник

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Колонка Андрея Алексеева / Боец, творец, наставник

Боец, творец, наставник

Автор: А. Алексеев; Г. Саганенко — Дата создания: 01.12.2015 — Последние изменение: 01.12.2015
Вчера исполнилось 75 лет Галине Иосифовне Саганенко. Уже из третьего поколения советских / российских социологов второй половины XX века (по классификаций Б. Докторова). Ближайший сотрудник и ученица В.А. Ядова. Но мало кто знает, что философ и социолог Ядов в те далекие 1960-е гг. сам был учеником недавней студентки матмеха Галины Саганенко.

 

 

 

 

 

…Ибо никто кроме нее, лаборанта, не владел математическим аппаратом, без которого зарождающаяся в стране социология казалась (да и была) немыслимой.

Это уже потом Галина стала ведущим в стране специалистом по надежности и качеству социологических данных. Уже потом проявились во всей полноте ее черты «бойца, творца, наставника». Уже потом она стала энтузиастом также и «качественной» парадигмы социологических исследований, а точнее – симбиоза качественной и количественной методологии.

Поздравляя сегодня Галину со вступлением в четвертую четверть жизни, хочу напомнить слова поэта, которые как нельзя хорошо подходят к ней (с учетом всех ее ипостасей, включая чемпионство по скалолазанию): «Вперед и вверх, а там…».

Сама о себе она высказывается более скромно. Ее биографическое интервью 2010 года называется: «Дороги хватит на всех…». Да, хватит на всех. Но есть и первопроходцы.

Ниже воспроизведу мое же поздравление Галине с 70-летием. За истекшие пять лет оно никак не устарело.

И еще – ее собственный, Галины, жизненный и профессиональный манифест 2007 года: мировоззренческое обращение к студентам (в широком смысле; скажем так: Обращение к Младшим).

А. Алексеев. 1.12 2015.

**

 

ВСЕ НЕДОСТАТКИ СТАЛИ ДОСТОИНСТВАМИ

 

Все недостатки Галины Саганенко находят продолжение в ее достоинствах. К этим достоинствам я бы отнес: а) жизненную энергию; б) много- и разносторонность; в) антидогматизм; г) креативность (то бишь творческую силу); д) независимость суждений и поступков; е) неуемную любознательность; ж) общественную отзывчивость; з) не материнскую, но сестринскую заботу о младших (учениках); и) «стервозность» (это теперь комплимент); к) амбициозность (как антитеза скромности); л) целостную личность (ценнейшее, чуть ли не уникальное качество!).

Спрашивается: каковы же Галинины недостатки? К ее нынешней годовщине они почти все превратились в достоинства. И рассчитывать на обратное превращение не приходится. А жаль. Мои искренние Галине поздравления!

Андрей Алексеев (Социологический журнал, 2010, № 3)

**

 

ГАЛИНА САГАНЕНКО: О ПЕРСПЕКТИВАХ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

14 июня 2007

 

Главный сейчас вопрос для меня - для чего социология, какой она должна быть. Для чего дни, месяцы, годы, и даже, как уже получается, половина жизни проведены в бдениях о социологии, не берусь просто описать каких именно? Мне кажется, каждый из специалистов, и, как мне видится, каждый социолог в конце концов приходит к постановке такого вопроса и пытается дать на него ответ.

Итак, для чего социология человеку? Это своего рода мое обращение к студенту, возможно будущему студенту. Мне представляется в нашей профессии есть множество граней, которые позволяют человеку самореализоваться. Нужно начать с вопроса - для чего человеку профессия и сама жизнь. Ответов может быть много, но вот мои рассуждения. Человек приходит в мир, чтобы самореализоваться с учетом того, что дала ему природа, страна, семья, окружающие и, естественно, и того, что он вложил/вкладывает в себя сам. И профессия или профессиональная(ые) сфера(ы) и занятия - часть этой жизни и самореализации. Хотя наука и профессиональные занятия обычно рассматриваются вне контекста личной жизни - я, тем не менее, считаю, что и личная жизнь может рассматриваться в контексте профессии.

Я считаю наше занятие достаточно интересным и многогранным. Что мне видится в нем. Оно соединяет и гуманитарные и строгие научно-профессиональные стороны. Это не чистая математика, где гуманитарная сфера остается на далекой периферии профессии – когда профессия существует в целом отдельно от гуманитарной деятельности и окружающей жизни. Я сама математик по базовому образованию, так что в курсе того, о чем тут рассуждаю.

Наша профессия существует в "золотом кольце" замечательных гуманитарных и гуманистических дисциплин - психологии, истории, этнографии, политологии, лингвистики, включает их в том или ином виде и объеме в свой корпус. Базируясь на нашей профессии, вы можете настолько близко подойти к привлекательной для вас другой науке, насколько вам этого захочется - перспективы у социологии здесь есть огромные.

Наша профессия имеет прямое отношение к реальной жизни - мы не обсуждаем сейчас, как это сейчас делается в рамках существующей дисциплины. Но вам дается шанс - соединить вашу профессию и окружающую вас жизнь, использовав разнообразные возможности социологической рефлексии и познавательных средств. Мы можете увидеть реальную жизнь настолько с близкого расстояния, насколько это вас привлечет и потянет. Соединение социальных исследований и социальной работы - тоже особые возможности самореализации в нашей профессии. Важно также, что вы можете начать видеть и понимать свою собственную жизнь в контексте окружающей социальной жизни и глобальных социальных процессов. В частности, несомненно почерпнутые знания будут полезными при воспитании собственных детей. Но вы, естественно, можете и просто погрузиться в кабинетную жизнь и удовлетвориться замечательным академическим общением преимущественно с книгами.

В нашей профессии содержится высокий гуманистический потенциал. Можно отметить высокую гуманистическую озабоченность современных исследователей как глобальными составляющими, так и частными фактами несправедливости, неравенства, "заброшенности" в мире. Все слышнее гуманистическая нота в анализе некогда "нейтральной" или "отсутствующей" научной проблематики - среди них вопросы пола, сексуальности, детского и пожилого возраста, языкового, культурного, национального разнообразия и мн. др. Социологи, в частности, внесли свой весомый вклад в то, чтобы в западном мире принятое от веков неравенство полов в последнее время решительно стало выравниваться, чтобы произошли принципиальные изменения социальных стандартов, норм жизни, массового сознания в множестве сопутствующих вопросов.

Важно, что вы получите не только хорошее гуманитарное образование, но и инструмент, который будет кормить вас всю жизнь - у вас будет профессия. Вы получите важные и полезные прикладные навыки - общаться с людьми и организациями, составлять документы, проводить исследования, работать с информацией и базами данных на компьютере. Вы будете выступать перед аудиториями. После сдачи такого количества гуманитарных экзаменов, вы будете хорошо говорить, определенно станете высоко эрудированным человеком, что в том числе обогатит ваше восприятие жизни. Более того, приобретете навык работать с группами или "раскручивать" жизнь человека, проводя интервью. С полученными в нашей профессии навыками вы спокойно можете идти в психологию, маркетинг, экономику, лингвистику и другие области - там, где требуется владеть исследовательским и прикладным инструментарием, организационными навыками, где используют сбор и анализ данных. Вы сможете писать тексты столь же привлекательные, как новеллы писателя, и столь же острые, как репортажи журналиста.

Вы можете стать преподавателем социологии - преподавателем в институте или школе. Я могу вам сказать - это замечательная перспектива. Студент и школьник в целом нормальный, интересный и интересующийся народ, он примет вас и будет внимать вам настолько, насколько вы профессионально и по-человечески будете вести с ним "честную игру". К тому же в отечественной ситуации социология еще только "институционализируется" и "проросла" в системе образования лишь в единичных точках, так что потенциал приложения здесь досточно высокий. И кроме того, вы действительно можете сделать курс "привлекательной социологии" (которой пока совсем немного) - и, я уверяю, вас вузы и школы "оторвут с руками".

Наконец, вы можете сами открыть какое-нибудь нетривиальное направление исследований или практической работы - ведь социология такая молодая наука и в ней существует еще бездна "незанятых ниш", более того, и в этом я уверена, множество перспектив здесь еще даже не обнаружено.

Гуманитарная и социальная сфера представляет развитую, надежную, интенсивно развивающуюся сеть в мировом сообществе. Существует целый ряд интересных, активно действующих профессиональных ассоциаций. В частности, в рамках Международной социологической ассоциации, ее исследовательских комитетов и групп вы можете найти привлекательные сообщества, "товарищей по интересам", поддержку профессионалов. Вы сможете обнаружить привлекательные формы научной деятельности - исследовательские проекты, профессиональные издания, научные конференции. Тем более что сейчас разнообразную и исчерпывающую информацию такого рода нам обеспечивает Интернет, а электронная почта снимет с вас тяготы обращения к "ненавязчивому" российскому почтовому сервису, несопоставимо ускорит и расширит ваши контакты, фактически не тронув деньги в вашем кошельке.

Гуманитарные и социальные исследования, гуманитарное образование, социальная работа хорошо поддерживается большим количество международных а также рядом отечественных фондов - и даже небольшой, но стоящий проект скромной студентки может получить финансовую поддержку.

Не лишне напомнить (но тут вы и сами догадываетесь), что вам не помешает знание одного-другого иностранного языка (английского для начала) - это, несомненно, во много раз расширит ваши профессиональные и человеческие перспективы.

Немаловажный вопрос - насколько "сытно" вас будет кормить ваша профессия? Конечно, тут не существует возможности простого "выигрыша" или удачи, как в известной телевизионной российской программе "Поле чудес". Но, если вы имеете некоторый человеческий потенциал, умеете слышать и видеть, брать и давать, работать и терпеть, имеете здоровые человеческие амбиции и верите в себя - вы определенно станете профессионалом и будете достойно существовать в этой перспективной гуманитарной сфере.

Это мое обращение - не агитация во славу какого-нибудь конкретного факультета или университета, это "агитация" за целостную гуманистическую профессию, обладающую высоким человеческим и профессиональным потенциалом. Я приглашаю вас в нашу профессию. Мне выпало счастье работать в данной области и удовольствие от такой жизни я получаю уже свыше тридцати лет.

 

д.с.н. Саганенко Галина Иосифовна,
профессор кафедры теории и истории культуры Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств,
ведущий научный сотрудник Социологического института РАН

**

 

Читайте также:

- Б. Докторов. Галина Саганенко: личное и поколенческое

- Галина Саганенко; «Дороги хватит на всех…»

- Галина Саганенко, Валерий Голофаст. «Беседа о русской интеллигенции»

- Г. Саганенко. Эмпирическое познание в социологии (учебная программа)

 

comments powered by Disqus