01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

«…больше чем поэт!»

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Колонка Андрея Алексеева / «…больше чем поэт!»

«…больше чем поэт!»

Автор: А. Алексеев; "Новая Хроника текущих событий; "Живые журналы"; Русская служба BBC — Дата создания: 02.04.2017 — Последние изменение: 02.04.2017
Вчера, 1 апреля 2017, на 85-м году жизни, остановилось сердце Евгения Александровича Евтушенко, одного из ярчайших представителей русской и советской поэзии второй половины XX века, поэта, ставшего символом шестидесятничества, чьи жизнь и творчество по праву можно назвать не только культурным, но и общественным Достоянием… А. А.

 

 

 

 

 

…Евгений Евтушенко - популярнейший среди поэтов своего поколения, достигший поистине всемирной известности. Впервые он был номинирован на Нобелевскую премию в 1963 г.  (в 31 год!).  Выдвигался на эту премию и позже. Жаль, не сложилось. Лавровый венок Нобелевского лауреата был бы ему впору. Не суждено было состояться и последнему из  дерзких жизненных планов поэта, готовившегося к очередному туру по российским городам и весям.

Впрочем, всего, что успел сделать  Евгений Александрович, смело можно сказать. хватило бы на несколько жизней. Нам остаются благодарная память, 8 томов сочинений. Антология русской поэзии XX века и… зарубки сердца в собственной биографии от таких стихов, как «Бабий яр», «Наследники Сталина», «Танки идут по Праге».  

Ну и, разумеется, критичный внутренний голос говорит: «Не сотвори себе кумира!»

А. Алексеев. 2.04.2017

**

 

О Е. А. ЕВТУШЕНКО (1932-2017)

 

Как сообщили информационные агентства, в США скончался поэт Евгений Евтушенко.  Евтушенко было 84 года, и в пятницу он был срочно госпитализирован в связи с ухудшением состояния.

Согласно последней воле поэта, он будет похоронен в подмосковном Переделкине.

Евгений Евтушенко стал известен как поэт-шестидесятник, который в политических и творческих вопросах мог периодически проявлять независимость от «курса партии и правительства».

Он родился 18 июля 1933 г. на станции Зима в Иркутской области. Его отец — Александр Рудольфович Гангнус, немец по национальности, был геологом. Мать — Зинаида Ермолаевна Евтушенко также геолог, актриса, заслуженный деятель культуры РСФСР.

В 1951 г. поступил в Литературный институт имени М. Горького, откуда в 1957 г. был отчислен с формулировкой «за непосещение лекций». Только в 2001 г. получил диплом об окончании института.
В 1944 г. Евгений Евтушенко вместе с матерью переехал в Москву. В 1949 г. в газете «Советский спорт» было опубликовано его первое стихотворение.

В 1952 г. вышел первый сборник стихов «Разведчики грядущего». В том же году Евгений Евтушенко был прият в Союз писателей СССР, став самым молодым его членом.

Опубликовал множество поэтических сборников, среди них «Третий снег» (1955), «Шоссе энтузиастов» (1956), «Обещание» (1957), «Стихи разных лет» (1959), «Яблоко» (1960), «Нежность» и «Взмах руки» (1962) и др.

В 1961 г. в «Литературной газете» была опубликована поэма «Бабий Яр», посвященная массовым расстрелам евреев в годы войны, за что поэт был обвинен в политической незрелости и в отсутствии чувства интернационализма. На основе поэмы композитор Дмитрий Шостакович создал свою знаменитую 13-ю симфонию. «Бабий Яр» был переведен на 72 языка мира, строки из нее высечены перед Мемориальным музеем Холокоста в Вашингтоне.

В феврале 1963 г. во французском еженедельнике «Экспрессо» вышла «Автобиография» Евгения Евтушенко. Это событие вызвало недовольство советских властей, которые обвинили поэта в том, что он действовал без разрешения Идеологического отдела ЦК КПСС. Его «Автобиография» на пленуме правления Союза советских писателей в марте того же года была названа клеветой на социалистический строй.

Евгений Евтушенко выступал в защиту писателей-диссидентов — Андрея Синявского, Юлия Даниэля, Александра Солженицына и др. В своих стихах выражал протест против ввода советских войск в Венгрию, Чехословакию, оккупации которой посвятил стихотворение «Танки идут по Праге». Позднее в стихах высказывал отрицательное отношение к войне в Афганистане.

В 1988 г. он вступил в правозащитное общество «Мемориал». Спустя год был избран сопредседателем писательской ассоциации «Апрель». В 1991 г. стал секретарем правления Содружества писательских союзов.

Был народным депутатом СССР (1989-1991).

В 1991 г. вместе с семьей переехал в США. Читал курс русской поэзии в американских университетах. В 1990-2000-х гг. выпустил ряд прозаических и поэтических произведений, опубликовал антологию «Поэт в России — больше, чем поэт. Десять веков русской поэзии».

Его произведения переведены более чем на 70 языков мира, издано свыше 130 книг.

Лауреат Государственной премии СССР (1984; за поэму «Мама и нейтронная бомба»), Государственной премии РФ в области литературы и искусства (2009), премии «Тэфи» за лучшую просветительскую программу «Поэт в России — больше, чем поэт» (1998) и др.

Почетный член Российской академии художеств, Американской академии искусств, Академии изящных искусств в Малаге, действительный член Европейской академии искусств и наук. Почетный профессор «Нonoris Causa» Университета новой школы в Нью-Йорке и Королевского колледжа в Квинсе. Профессор в Питсбургском университете, в университете Санто- Доминго.

Был женат четыре раза. С 1954 г. состоял в браке с известной поэтессой Изабеллой (Беллой) Ахмадулиной. Вторая супруга — Галина Сокол-Луконина (брак заключен в 1961 г.), третья — Джен Батлер, ирландка (с 1978 г.). В настоящее время его супруга — Мария Владимировна (1961 г.р.), врач, филолог.

У Евгения Евтушенко пять сыновей: Петр (усыновлен; 1967 г.р.), Александр (1979 г.р.), Антон (1981 г.р.), Евгений (1989 г.р.), Дмитрий (1990 г.р.).

17 июля 2010 г. Евгений Евтушенко открыл в Переделкино собственный музей, который он завещал государству. Планируется, что «Музей-галерея Евтушенко» станет филиалом Государственного центрального музея современной истории России.

В 1994 г. его именем названа малая планета Солнечной системы (4234 Evtushenko).

 

Источник: «Новая Хроника текущих событий»

**

 

См. также на портале радио «Свобода»:

-       Евтушенко: конец оттепели

-       Ни колхозов, ни Бродского, ни Евтушенко

**

 

http://experiment8or.livejournal.com/275734.html

 

Из «Живого журнала», 1 апреля 2017. Диспетчер Света

Живя в литературоцентричной стране, сформулировать простую мысль, что "поэт в России больше чем поэт"  - это гений Евгения Евтушенко. Дистиллированный русский язык. Лучшие стихи Евтушенко запоминаются сами собой, и они-то останутся в русской поэзии на все времена.
Мне было лет восемь. Вы помните, какие тогда были времена - застой, книжный голод и цензура. Моя мама от руки переписывала любимые стихи в тетрадку. Тетрадку тщетно пытались запрятать за книги в шкафу. Там я нашла "Наследников Сталина", первый урок советской истории. Самое ценное, что в тетрадке лежала тонкая газетная вырезка: "Бабий яр". Эти стихи сами впечатались в мою ошарашенную детскую душу. Как такое вообще возможно было замыслить и выразить? Эти стихи мы знали, как молитву. Оказалсь, что ничего лучше так и не будет написано даже через сорок лет, когда стало можно все.
Мне было лет двадцать с хвостиком, и я видела Евтушенко, когда он приехал в наш дворец культуры читать свои стихи. Он был не только поэт, но и актер, и читал он прекрасно. После концерта люди повалили на сцену. Он всем охотно подписал автографы, отвечал на все вопросы. Начинающие поэты совали ему тетрадки со своими стихами. Он никому не отказал. Некоторые рукописи он просматривал прямо на сцене, давал советы, некотoрые забрал с собой, назначив автору встречу. Сказал, что сейчас устал и не может сосредоточиться, давайте лучше потом, он обязательно посмотрит.
Евтушенко производил впечатление очень хорошего доброго человека. В нем не было ни капли злобности, ни капли чванства. Наверное, он многим помогал.
Странно, что Евтушенко был полным ровесником моего отца. Это поколение уже практически ушло. Всю жизнь я помню некролог, который молодой Евтушенко сам себе написал.

Приходите ко мне на могилу,
приходите стрезва и в запой.
Я и туфельку и бахилу
над собою услышу собой.

Приносите еловых, рябинных
и каких захотите - ветвей,
приводите с собою любимых,
приводите с собою детей.

На траву и скамейку садитесь,
открывайте вино, если есть,
совершенно меня не стыдитесь,
окажите покойнику честь.

Говорите о спрятанной боли,
той, что исподволь мучает вас,
говорите - хотя б о футболе, -
я боюсь оторваться от масс.

Ни гранита и на лабрадора,
ни возвышенных слез, ни речей,
а побольше бы милого вздора
над веселой могилой моей.

Нецитированья удостойте!
Позабудьте как автора книг.
Как враля помяните! Устройте
каннибальски детсадовский крик.

Обо мне привирайте и врите,
но чтоб все-таки это вранье
про Малаховку или Гаити
походило чуть-чуть на мое.

Ведь в бахвальской судьбе своенравной,
между стольких зубов и зубил
кое-что было истинной правдой:
это то, что я все-таки был.

Небылицы окажутся былью
и легендами быль обовьют,
но и сплетни меня не убили,
и легенды меня не убьют.

Я останусь не только стихами.
Золотая загадка моя
в том, что землю любил потрохами,
и земля полюбила меня.

И земля меня так захотела,
чтобы люди понять не могли,
где мое отгулявшее тело,
где гулящее тело земли.

И мне сладко до знобности острой
понимать, что в конце-то концов,
проступлю я в ненастную оскользь
между пальцев босых огольцов.

Мне совсем умереть не под силу.
Некрологи и траур - брехня.
Приходите ко мне на могилу,
на могилу, где нету меня.

1970

**

 

Евтушенко о фильме «Таинственная страсть»

11 ноя, 2016

 

Евгений Евтушенко – единственный оставшийся из прототипов книги и фильма «Таинственная страсть» написал стихотворение о сериале. Напечатала его «Комсомольская правда».

Я боялся этого фильма.
Наша молодость не была
ни двуличной, ни простофильной.
Но всего изменить не могла.
Я сначала был сентиментален
и растроган игрою Чулпан,
Но у нас был враг общий – Сталин,
ну а вышло, что пьяный туман.
И по фильму всему расползались,
в нас трусливенькое находя,
К поколению нашему зависть,
страх невидимого вождя.
Я, оказывается, от Хрущева
Неизвестного не защищал.
И Андропов меня прощенно
политически просвещал.
Режиссера находки «бесценны»,
уж простите, что виноват.
Вознесенского я со сцены
так по-дьявольски спихивал в ад.
Сценарист, где же ваша совесть?
Даже Белу, и ту очерня,
Ну зачем после смерти ссорить
вы хотите с любимой меня?
Не писал ни «Бабьего яра»,
ни «Наследников Сталина я.
Мы – растратчики божьего дара,
мы – тусовщики, а не семья?
Все мечтают пережениться,
и тихайшенький старичок
Бродит, смирный такой, Солженицын,
словно комнатный хомячок.
Мы в цензуры безжалостной люльки
вырастали, ее разломав.
Ну а в фильме сплошные танцульки.
Где же весь наш рисковый размах?
Где гражданская наша отвага?
В фильме все мы из мелких бузил
В пиджаке из кубинского флага
перед Кастро я так лебезил.
Но легенды о нас – это были,
и легенды всех сплетен сильней.
Так за что нас так люди любили,
если мы не любили людей?

Вот так он всегда действовал – если задело какое-то событие, то сразу пишет стихотворение и печатает в «Комсомолке». Тогда ее читали миллионы.
Я считаю, что он прав. При всех его недостатках он не заслужил на старости лет смотреть о себе такие фильмы.

**                      

 

Из портала Русской службы BBC

Евгений Евтушенко: полудиссидент и советский классик

1 апреля 2017

 

Скончавшийся 1 апреля на 85-м году жизни Евгений Евтушенко - самый плодовитый и читаемый русский поэт второй половины прошлого века, автор двадцати больших поэм и примерно 200 стихотворений и песен,

Историки искусства говорят, что шедевры рождаются из борьбы против чего-нибудь, и что лучшая среда для расцвета культуры та, где творцов "прижимают", но не душат.

Послесталинская эпоха породила особую категорию талантливых поэтов, писателей и режиссеров, не скрывавших либеральных наклонностей и критического отношения к советской действительности, и одновременно осыпанных славой и благами.

Балансировали на грани дозволенного Высоцкий, Вознесенский, Рязанов, Гайдай, Любимов, братья Стругацкие и, конечно, Евтушенко. Они не становились депутатами и лауреатами Ленинской премии, но им давали работать, а слухи о недовольстве высшего начальства и боданиях с цензурой восхищали публику.

Правообладатель иллюстрации Nikolai Malyshev/TASS

"Евтушенко - классический шестидесятник. Хороший человек, хотя и очень суетный, он сделал много добра в самые страшные годы. Видя несправедливость и жестокость, кидался в бой (Чехословакия, процесс Даниэля и Синявского, расправа над Бродским, участь Солженицына). Но он не перешел роковой, пограничной черты. В стихах переходил, но стихи не поняли. Не умели читать между строк. Или боялись прочесть? Преследовать столь известного поэта - себе дороже. Это понял даже Андропов. Солженицын, Владимов, Аксенов, Войнович, Галич - чужие. Евтушенко с натяжкой сходил за своего", - писала Валерия Новодворская.

 

Из Сибири в Москву

Будущий классик родился 18 июля 1932 года в поселке Нижнеудинск Иркутской области в семье Александра Гангнуса, прибалтийского немца, гидрогеолога, чьи изыскания впоследствии использовались при сооружении Братской ГЭС, и любителя поэзии.

"…Сибирским буду я поэтом, а тот, кто мне не верит в этом, что ж, тот ничо не понимат!" - писал Евтушенко, хотя покинул Сибирь ребенком.

Отношение к немцам во время войны было известно какое, и мать, переезжая в Москву, поменяла Жене фамилию на свою девичью.

Вскоре после возведения Берлинской стены Ульбрихт пожаловался Хрущеву: ваш Евтушенко, находясь в ГДР, сказал, что Германия когда-нибудь станет единой.

"Ну, что мне с ним делать? - ответил советский лидер. - В Сибирь отправить? Так он там родился!"

 

Ранняя слава

Первое стихотворение Евтушенко опубликовал в 1949 году в газете "Советский спорт". Спустя три года за поэтический сборник "Разведчики грядущего" с непременными в то время изъявлениями любви к Сталину стал самым молодым членом Союза писателей СССР.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Евтушенко во время путешествия по Амазонке, 1968 год

"Меня приняли в Литературный институт без аттестата зрелости и почти одновременно в Союз писателей, в обоих случаях сочтя достаточным основанием мою книгу. Но я знал ей цену. И я хотел писать по-другому", - рассказывал Евтушенко в воспоминаниях.

Вскоре пришла оглушительная слава. "Дети XX съезда" - юные Евтушенко, Рождественский, Вознесенский, Окуджава, Ахмадулина, воплотившие дух и настроения "оттепели", собирали на поэтические чтения многотысячные аудитории и вошли в историю литературы под именем "стадионных поэтов".

Особенно прославились вечера в Большой аудитории Политехнического музея Москвы, где Евтушенко до конца жизни каждый год выступал в день своего рождения.

В стране без реальной политики и предпринимательства у людей было больше времени и охоты интересоваться культурой. Литература и поэзия подменяли парламентские дебаты и публицистику.

Хотя Евтушенко удавалась любовная лирика, он был самым политизированным из коллег. "Поэт в России больше, чем поэт", - провозгласил он несколько позднее свое жизненное кредо.

Он не скрывал, что берет пример с Маяковского, не в плане поэтической формы, но в претензии на роль трибуна.

По мнению критиков, Евтушенко перенял у Маяковского, панибратствовавшего в стихах с Солнцем, склонность к нарциссизму. "Женя слишком хочет, чтобы его любили: и Брежнев, и девушки", - писал режиссер Андрей Тарковский.

 

Намеками и напрямую

Евтушенко мастерски использовал эзопов язык: бичевал тупую неограниченную власть, полицейщину, доносы, цензуру, верноподданничество, делая вид, будто речь шла исключительно о царизме или заморских "тонтонах Дювалье". Осуждал войну во Вьетнаме и нейтронную бомбу, но не с классовых, а с общегуманистических позиций. В поэму "Казанский университет" рядом с панегириками Ленину вставил слова: "Лишь тот, кто мыслит, тот народ. Все остальные - население".

А порой высказывался прямо.

В 1961 году написал поэму "Бабий Яр", переведенную на 72 языка и заканчивавшуюся словами: "Еврейской крови нет в крови моей. Но ненавистен злобой заскорузлой я всем антисемитам, как еврей, и потому - я настоящий русский!"

Автор подвергся разносной критике, в том числе из уст Хрущева, а редактор "Литературной газеты" Валерий Косолапов вскоре после публикации "Бабьего Яра" лишился должности.

Созданную в том же году культовую песню "Хотят ли русские войны?" некоторые высокопоставленные военные требовали запретить, как пацифистскую.

В 1962 году "Правда" напечатала стихотворение "Наследники Сталина": "Мы вынесли из Мавзолея его. Но как из наследников Сталина Сталина вынести?"

 

На грани

Некоторые эпизоды биографии Евтушенко при чуть ином повороте событий могли кончиться для него плохо.

На встрече Хрущева с интеллигенцией 11 декабря 1961 года Евтушенко вступился за скульптора Эрнста Неизвестного, которому первый секретарь ЦК прилюдно посоветовал "убираться, если не нравится наша страна".

"Горбатого могила исправит", - бросил Хрущев, стукнув кулаком по столу. "Прошло - и, надеюсь, навсегда! - время, когда людей исправляли могилами", - ответил Евтушенко. Присутствовавшие замерли в ожидании реакции лидера, но тот похлопал в ладоши.

В марте 1963 года, находясь в Париже, поэт отдал в еженедельник "Экспресс" автобиографию в стихах.

Особое недовольство верхов вызвали слова Евтушенко о том, что он-де задолго до XX съезда понимал, что в стране творится не то.

В течение нескольких месяцев в газетах публиковались разносные статьи о "хлестаковщине", "политическом юродстве" и "Дуньке в Европе". "Правда" напечатала басню Сергея Михалкова "Синица за границей", заканчивавшуюся словами: "Пожалуй, за границу не стоит посылать подобную синицу".

Евтушенко на какое-то время действительно сделали "невыездным", да и издавать практически перестали - пока он не написал идейно выдержанную поэму "Братская ГЭС".

Стихотворение "Танки идут по Праге", родившееся на одном дыхании 23 августа 1968 года, распространялось в самиздате и было издано лишь в годы перестройки.

Евтушенко ездил за рубеж, пожалуй, чаще, чем любой из его коллег, и посетил более ста стран. Разумеется, его вещи на таможне не досматривали.

Однако в мае 1972 года по возвращении из США, где он встречался с самим Никсоном, поэта подвергли в Шереметьево унизительному четырехчасовому досмотру и изъяли 124 экземпляра запрещенных книг и журналов.

Формально, по советским законам, Евтушенко грозила тюрьма. В объяснительной записке он написал, что изучает идеологию противника, чтобы знать, как с ней бороться.

На другой день Евтушенко пригласили в приемную КГБ на Кузнецком мосту. Высокопоставленный чекист поговорил с поэтом вполне мирно, намекнул, что на него "стукнул" кто-то из его окружения и посоветовал впредь аккуратнее выбирать друзей.

Большую часть книг через три месяца вернули.

Иосиф Бродский расценил проявленный госбезопасностью либерализм по-своему, решил, что его коллега - осведомитель Лубянки и произнес фразу: "Если Евтушенко скажет, что он против колхозов, значит, я буду за колхозы!" - несмотря на то, что, когда Бродского сажали за "тунеядство", Евтушенко хлопотал за него через итальянских коммунистов.

 

Хождение в политику

В 1989 году на съезде народных депутатов СССР собрался цвет творческой интеллигенции. Евтушенко с огромным перевесом выиграл альтернативные выборы в одном из округов Харькова. Он участвовал в создании общества "Мемориал" и писательского движения в поддержку перестройки "Апрель".

Когда в России настало время бизнесменов и политтехнологов, уехал преподавать в США, но продолжал выступать и издаваться на родине. В 2010 году преподнес государству свою коллекцию картин, в том числе полотна, некогда подаренные ему Пикассо и Шагалом.

Слово "шестидесятник" со временем стало предметом насмешек и поношения слева и справа, но Евтушенко до конца своих дней говорил, что гордится этим званием.

 

относится к: , ,
comments powered by Disqus