Борис Докторов: почти 200 лет развития опросов общественного мнения в США
Вышла в свет новая работа нашего автора Бориса Докторова «От соломенных опросов к постгэллаповским опросным методам» (М.: Радуга, 2013. — 72 с.).
В ней даётся краткий историко-науковедческий анализ почти двухсотлетнего периода развития опросов общественного мнения в США и делается вывод о том, что в настоящее время наблюдается переход от сложившейся гэллаповской технологии опросов к постгэллаповской. Основные положения этой работы, опубликованной Фондом содействия изучению общественного мнения “Vox populi”, обсуждались на III Международной социологической конференции, которая была проведена Всероссийским центром изучения общественного мнения в Москве 28 февраля – 1 марта 2013 года.
Тираж брошюры – всего 300 экз. Тем ценнее, что она уже сейчас общедоступна в интернете, на сайте Центра социального прогнозирования и маркетинга: http://www.socioprognoz.ru/publ.html?id=308 . А. Алексеев 7.03.2013.
СОДЕРЖАНИЕ
Несколько слов о настоящей работе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1. По следам президентских выборов в США 2012 года . . . . . . . . . . . . . . . 6
2. Городское собрание Новой Англии и гэллаповское городское собрание. . 11
Городское собрание — часть истории клана Гэллапов. . . . . . . . …… . . . . . 12
Джеймс Брайс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
3. Рождение науки о рекламе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Харлоу Гейл. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Уолтер Скотт . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Альберт Ласкер . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . 20
Брюс Бартон . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
4. Сто лет соломенных опросов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
1789–1824 годы: предыстория соломенных опросов. . . . . . . . . . . . ……. . 24
1825–1915 годы: соломенные опросы становятся обыденностью. . . ……26
1916–1932 годы: триумф “Literary Digest” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
5. Могли ли электоральные опросы родиться до 1936 года? . . . . . . . . . . 32
Чарльз Парлин . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Дэниел Старч . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Эдвард Стронг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
Генри Линк . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
Эмиль Хурья . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Самьюэл Хейз-младший . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
6. Гэллаповский период: про тех, кто всегда будет первыми . . . . . . . . . . 42
Джордж Гэллап . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
Элмо Роупер. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
Арчибальд Кроссли. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
7. Гэллаповский период: общая характеристика, главное наследие Гэллапа . 48
Общий взгляд. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
Джордж Гэллап: «апостол демократии» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
8. Вступая в постгэллаповский период . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
9. Первые составляющие постгэллаповского арсенала методов . . . . . . . . 57
Техника случайных ответов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57
Опросы обогащенного общественного мнения . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . 59
Онлайновые опросы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60
Киберопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
Вероятностные опросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
От американской тематики к российской . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О НАСТОЯЩЕЙ РАБОТЕ
Жанр этой небольшой книжки — историко-футурологические заметки, или беседы, о том, как в американском обществе родилась и развивается технология изучения общественного мнения. Формально, здесь больше о прошлом-настоящем и меньше о будущем. Реально, разделительной линии между тем, что было-есть и что будет, не существует. К тому же, в моем понимании, историко-науковедческие исследования проводятся именно для того, чтобы объединить состоявшееся, сегодняшнее и ожидаемое. История изучения американского электората охватывает почти 200 лет, но подобной продолжительности будущее анализировать просто невозмож-но и бессмысленно. Хорошо, если удается уловить тенденции, которые лишь недавно стали формироваться и которые будут сохраняться и развиваться по крайней мере в ближайшие годы.
Содержание работы — конспективное изложение процесса зарождения простейших способов выявления установок, предпочтений избирателей и постепенного формирования современных научных подходов к изучению общественного мнения. Подобный формат — тезисность — оборачивается недосказанностью многого из того, о чем уже сейчас можно было бы поведать. Но одновременно эта недосказанность порождена трудностями в описании того сложного социального и собственно научного феномена, который обозначается мною как постгэллаповский этап в изучении мнений населения и его различных групп.
Во многих случаях недостаток информации легко устраним. В последние годы мною опубликовано несколько книг [см.: 1–3] и множество статей по истории опросов общественного мнения в США и социологическому мониторингу президентских выборов 2008 и 2012 годов [см.: 4–5]. Значительная часть этих работ размещена в Интернете, некоторые из них указаны в списке цитированной литературы.
Принципиально сложнее с преодолением названных трудностей в раскрытии содержания перехода от гэллаповского этапа к постгэллаповскому. В работе обсуждаются только новые приемы опросов, свободные от недо-статков методов, которые используются полстерами в течение многих десятилетий. Однако постгэллаповский этап не сводим лишь к технологии опросов. Его суть заключается в становлении новой политической культуры, в которой общественное мнение приобретет более заметное, важное положение.