«Будь відповідальним, стань вільним, стань незалежним!»
Из портала site.ua:
(1)
Олена Покемонова
24/08/2015
В один очень непростой для меня день в длинной череде таких же беспросветных дней, когда казалось, что весь мир против меня, и не имеет смысла больше барахтаться, я вдруг отчетливо поняла, что во всех моих проблемах виновата я сама. Я, и никто больше.
Именно в этот момент, момент осознания ответственности за собственную жизнь, за свои поступки и их последствия, я стала по-настоящему свободной. Лопнул обруч, который сдавливал мою голову, мешал думать и делать правильные движения. Наверное, мне нужно было дойти до этой точки, чтобы обрести это знание.
Я перестала перекладывать свою ношу на чужие плечи, но даже с ношей на плечах я была свободной. Я не ждала больше ни жалости, ни того, что кто-то большой, сильный и всемогущий придет и сделает все за меня.
«Никто, кроме меня» — эти слова стали с тех пор девизом моей жизни.
Удивительное дело, но именно с этого периода я начала ощущать поддержку и понимание. Со всех сторон, от незнакомых людей.
Свобода и независимость страны обретается точно так же. Тогда, когда каждый из нас ощущает свою ответственность за ее судьбу.
Если я переложу свою проблему на друга — проблема не исчезнет, зато может исчезнуть друг.
Если я не подниму эту бумажку и не выброшу ее в урну — это не сделает никто, кроме меня. И я буду жить в мусоре.
Если я не пойду и не проголосую на выборах — это не сделает никто, кроме меня. И меня превратят в мусор.
Если я не возьму оружие и не пойду защищать свою родину — это не сделает никто, кроме меня. И я перестану быть.
Будь відповідальним, стань вільним, стань незалежним
Слава Україні!
**
(2)
Алексей Заводюк
24.08.2015
Совки не верят в себя. Они «верят» в путиных, гундяевых, руцкиймир и в тому подобную дрянь. Бывают ситуации посложнее, люди «верят» в моторолу, дыркина-стрелкова и казака-бабая.
Человеку нужно верить. Если человек истинно верит, он начинает действовать, и Вселенная начинает давать такому человеку шансы.
Что есть вера в Себя? Это вера в то, что ты можешь творить этот мир. Ты не Овощ, а Творец.
Совки говорят нам, что в Европе нас никто не ждет. И это чистая правда. Более того, нас не ждут не только там. Человека вообще нигде не ждут, пока не увидят его суть, ценность и потенциал.
И если есть потенциал и способность этот потенциал реализовывать на благо личное и общественное, начинают происходить сущие чудеса. Такому человеку весьма рады в Европе, и в Азии, и в Америке. Даже в Антарктиде для такого человека найдется занятие.
ПРО-активные люди – это вечный и самый острый дефицит в нашей бескрайней Вселенной. Они нужны везде, и они всегда в цене. Хочешь стать европейцем? Нет ничего проще. Верь в себя, действуй и твори этот мир себе и другим, на радость. Этого будет достаточно, чтобы стать европейцем без всяких политиков и без упований на власть. Персональная евроинтеграция.
А что совки? А совки — это люди без жизненной энергии. Посмотрите на их антимайданы и путинги – это кислое зрелище. Ни энергетики, ни креатива, ни драйва, унылое действо. Потому что Вселенная дает «растениям» ровно столько энергии, сколько им нужно на выживание, и ни на йоту больше. Совку не нужна энергия. Совок не будет творить этот мир. Они будут ждать пока мир сотворит для них Путин.
Свергнув Путина, совок сразу же начнет поиски нового царя, от которого снова будут ждать чудес.
Я от всей души желаю всем украинцам Веры в себя. Веры не как заключения ума, а Веры как действия.
Недовольство существующим положением дел в стране – это помощник. Зрада и недовольство тем, что мы видим и что переживаем не страшны, если их трансформировать в изменения к лучшему. Недовольство придумано для того, чтобы мотивировать человека к изменениям. Мотивировать человека творить этот мир вместе с Богом, а не уныло молиться ему у суровых икон.
Неправда утверждения о том, что от нас ничего не зависит и мы ничего не сможем изменить. Правда в том, что человек имеет прямое право данное ему Богом навечно - творить этот мир. Человек – Творец, а не совок!
Главный секрет всей происходящий хрени в том, что именно мы можем менять ситуацию к лучшему. Весь этот бардак просто шанс сотворить свое собственное маленькое чудо для людей. <…>
С Праздником, дорогие Украинцы! Вы самые лучшие!
**
(3)
Валерий Пекарь
УКРАИНСКАЯ ИДЕЯ
24.08.2015
Праздник побуждает задуматься, что это на самом деле означает — независимость Украины.
История началась тогда, когда Великая французская революция впервые провозгласила идеи равенства, свободы и братства, а вместе с тем Американская революция предложила совершенно новый тип государства (эти два события вдохновляли друг друга). Старые принципы построения стран на основе монархических династий должны были уйти в прошлое, зато возникла новая, совершенно революционная идея: в одной стране должны жить вместе люди одной национальности. Революционность этой идеи, которая получила название национализма, трудно переоценить. Это сейчас она покажется не просто самоочевидной, но и единственно возможной. Но для человека того времени было почти невозможно представить, откуда возьмется власть, как не от Богом данного монарха, так же как непонятной и неприемлемой была идея, что дворяне, церковники, мещане и крестьяне одной страны могут иметь между собой нечто общее.
Французская революция завершилась поражением, но процесс разрушения старых имперских границ в Европе был необратимым. Ведь таким образом модернизация Европы, уже свыше двух веков бурно шла в экономике, культуре, духовной и интеллектуальной жизни, вырвалась в сферу политики и государства. За полсотни лет по Европе прокатилась волна новых революций, получивших название «Весны народов». Немцы и итальянцы желали сломать старые границы и построить национальные государства. Венгры, поляки и румыны стремились восстановить утраченное, память о котором еще была жива. Чехи, хорваты и словенцы утверждали, что они не хуже других и тоже имеют право на собственную государственность.
Эта волна захватила и австрийских русинов. В то же время за сотни миль на восток потомки казаков мечтали об Украине, утраченной после ликвидации Гетманского государства. Волна памяти о прошлом, рожденная в Полтаве и Харькове, встретилась с волной надежды на будущее, родившейся во Львове и Черновцах. С запада пришла идея прав человека, национализма и демократии, с востока навстречу ей двинулась украинская модерная культура, которая только начала появляться, ее первым ростком стала «Энеида» Котляревского. Волны встретились. Мощный импульс, возникший тогда, не смогли сломать ни границы, ни войны, ни запрет языка, ни русификация и Голодомор.
Мы до конца не осознаем уникальность этой истории по европейским меркам: люди, жившие по разные стороны имперских границ, никогда не имели общего государства, говорили отличающимися диалектами и даже были верующими различных конфессий (а это в те времена было первым признаком несовместимости), да и в общем имели очень немного общего — вдруг решили, что они один народ.
Это не было решение, принятое всеми и одновременно. Малороссийская идея «трех ветвей одного народа» была достаточно популярна среди тогдашних элит на Востоке, ведь эти элиты внесли значительный, если не решающий вклад в создание Российской империи. Так же на Западе были популярными идея «віденськості» (австрийской имперской идентичности, чрезвычайно привлекательной на то время) и польский национализм, в котором русины рассматривали себя как часть польской нации.
По словам Бенедикта Андерсона, одного из выдающихся исследователей национализма, нации являются воображаемыми сообществами. Люди приходят к выводу, что они один народ, основываясь на идеях территории, языка, культуры, истории, и дальше уже держатся вместе, чувствуя общность. Но язык есть континуум диалектов, некоторые украинские диалекты ближе к словацкому или белорусскому, чем к другим диалектам украинского. Территория также сложный фактор: где она начинается и заканчивается? Легче тем, кто живет на островах за горами. Культура разнообразна еще больше, чем язык, а история требует общности, которую порой бесполезно искать.
Поэтому территория, язык, культура и история становятся вспомогательными факторами тогда, когда общность определяется ценностями. Для украинцев такой ценностью от начала возникновения идеи украинской нации была свобода и достоинство (неразрывная пара). Не будет преувеличением сказать: там, где идея свободы и достоинства выше идеи империи, там есть Украина.
Движение к Модерну, который появился тогда на наших просторах, прошло испытание ХХ веком. Две неудачные попытки создания государства на руинах двух мировых войн. В итоге пала империя, но борьба не завершилась в 1991 году. Украина получила формальную независимость, свой герб и флаг, гимн и признание другими государствами. Но она оставалась постколонією, чрезвычайно зависимой от империи как в политике и в экономике, так и в культуре и религиозной жизни.
Ведь при всем уважении к вкладу украинского диссидентского и националистического движения, не будем забывать, что формальная независимость была получена Украиной в результате распада СССР. Основную роль в этом процессе играли старые коммунистические российские и украинские элиты, которые увидели для себя возможности, связанные с демонтажем Советского Союза. На тот момент еще не сформировалось гражданское общество, готовое защищать Украину, и если бы распад не был мирным, кто знает, как бы сложились последующие события. Долгая украинская модернизация должна была пройти еще один, трудный и важный этап.
Украина приобретает свою фактическую независимость лишь сейчас, в ходе Революции Достоинства (не случайное слово) и Войны за независимость, антиколониальной и антиимпериалистической по сути. И на этот раз имеем действительно широкое народное движение: активное гражданское общество, новорожденная украинская армия, волонтеры, реформаторы, добровольцы. На этот раз мы должны, наконец, завершить модернизацию страны — решительные экономические и социальные реформы, которые приведут к росту новой экономики и человеческого капитала, обретению своего места в Европе и мире.
А завершить хочу цитатой из еще одного классика националистических исследований, Адриана Гестингса: «Даже если нацию создает государство, она становится нацией только тогда, когда почувствует свое превосходство над и против государства». Идея свободы и достоинства творит сегодня пеструю украинскую политическую нацию из этнических украинцев и россиян и множества других этносов. Потому что идея свободы и достоинства выше этнографических различий или даже приснопамятный «языковой вопрос». Люди живут вместе тогда, когда имеют удовлетворительный ответ на вопрос, зачем они живут вместе, а культура и язык служат им в этом совместном жизни, равно как и границы и государство. Если это движение началось, его не остановить ни имперским прихвостням, ни местным коррупционерам и олигархам. Там, где идея свободы и достоинства выше идею империи, там есть Украина
Свято спонукає задуматися, що це насправді означає — незалежність України.
Історія почалася тоді, коли Велика французька революція вперше проголосила ідеї рівності, свободи і братерства, а водночас Американська революція запропонувала абсолютно новий тип держави (ці дві події надихали одна одну). Старі принципи побудови країн на основі монархічних династій мали піти в минуле, натомість виникла нова, абсолютно революційна ідея: в одній країні мають жити разом люди однієї національності. Революційність цієї ідеї, що отримала назву націоналізму, важко переоцінити. Це зараз вона здасться не просто самоочевидною, але й єдино можливою. Але для людини того часу було майже неможливо уявити, звідки візьметься влада, як не від Богом даного монарха, так само як незрозумілою і неприйнятною була ідея, що дворяни, церковники, міщани та селяни однієї країни можуть мати між собою щось спільне.
Французька революція завершилася поразкою, але процес руйнування старих імперських кордонів в Європі був незворотнім. Адже таким чином модернізація Європи, що вже понад два століття бурхливо йшла в економіці, культурі, духовному та інтелектуальному житті, вирвалася у сферу політики і держави. За півсотні років Європою прокотилася хвиля нових революцій, що отримали назву «Весни народів». Німці та італійці бажали зламати старі кордони і побудувати національні держави. Угорці, поляки та румуни прагнули відновити втрачене, пам'ять про яке ще була жива. Чехи, хорвати та словенці стверджували, що вони не гірші за інших і також мають право на власну державність.
Ця хвиля захопила й австрійських русинів. Водночас за сотні міль на схід нащадки козаків мріяли про Україну, втрачену після ліквідації Гетьманської держави. Хвиля пам'яті про минуле, народжена у Полтаві та Харкові, зустрілася з хвилею надії на майбутнє, народженою у Львові та Чернівцях. Із заходу прийшла ідея прав людини, націоналізму та демократії, зі сходу назустріч їй рушила українська модерна культура, яка щойно почала з'являтися, її першим паростком стала «Енеїда» Котляревського. Хвилі зустрілися. Потужний імпульс, що виник тоді, не змогли зламати ні кордони, ні війни, ні заборона мови, ні русифікація та Голодомор.
Ми до кінця не усвідомлюємо унікальність цієї історії за європейськими мірками: люди, що жили по різні боки імперських кордонів, ніколи не мали спільної держави, говорили несхожими діалектами і навіть були вірними різних конфесій (а це в ті часи було першою ознакою несумісності), та й загалом мали дуже небагато спільного — раптом вирішили, що вони є один народ.
Це не було рішення, прийняте всіма і водночас. Малоросійська ідея «трьох гілок одного народу» була досить популярна серед тогочасних еліт на Сході, адже ці еліти внесли значний, якщо не вирішальний внесок у творення Російської імперії. Так само на Заході були популярними ідея «віденськості» (австрійської імперської ідентичності, надзвичайно привабливої на той час) та польській націоналізм, в якому русини розглядали себе як частину польської нації.
За словами Бенедикта Андерсона, одного з визначних дослідників націоналізму, нації є уявленими спільнотами. Люди доходять висновку, що вони є один народ, ґрунтуючись на ідеях території, мови, культури, історії, і далі вже тримаються разом, відчуваючи спільність. Але ж мова є континуум діалектів, певні українські діалекти ближчі до словацької чи білоруської, ніж до інших діалектів української. Територія також складний чинник: де вона починається і закінчується? Легше тим, хто живе на островах чи за горами. Культура розмаїта ще більше за мову, а історія вимагає спільності, якої часом марно шукати.
Тому територія, мова, культура та історія стають допоміжними чинниками тоді, коли спільність визначається за цінностями. Для українців такою цінністю від початку виникнення ідеї української нації була свобода й гідність (нерозривна пара). Не буде перебільшенням сказати: там, де ідея свободи й гідності вища за ідею імперії, там є Україна.
Рух до Модерну, який з'явився тоді на наших теренах, пройшов випробування ХХ сторіччям. Дві невдалі спроби створення держави на руїнах двох світових воєн. Врешті падіння імперії, але боротьба не завершилася 1991 року. Україна отримала формальну незалежність, свій герб і прапор, гімн та визнання іншими державами. Але вона залишалася постколонією, надзвичайно залежною від напіврозпалої, напівзбереженої імперії як у політиці та в економіці, так і в культурі та релігійному житті.
Адже при всій повазі до внеску українського дисидентського та націоналістичного руху, не будемо забувати, що формальна незалежність була отримана Україною внаслідок розпаду СРСР. Основну роль у цьому процесі грали старі комуністичні російські та українські еліти, які побачили для себе можливості, пов'язані з демонтажем Радянського Союзу. На той момент ще не сформувалось громадянське суспільство, готове захищати Україну, і якби розпад не був мирним, хтозна, як би склалися наступні події. Довга українська модернізація мусила пройти ще один, важкий і важливий етап.
Україна здобуває свою фактичну незалежність лише зараз, у ході Революції Гідності (не випадкове слово) та Війни за незалежність, антиколоніальної та антиімперіалістичної по суті. І цього разу маємо дійсно широкий народний рух: активне громадянське суспільство, новонароджена українська армія, волонтери, реформатори, добровольці. Цього разу ми мусимо нарешті завершити модернізацію країни — рішучі економічні та соціальні реформи, що призведуть до зростання нової економіки та людського капіталу, отримання свого місця в Європі та світі.
А завершити хочу цитатою із ще одного класика націоналістичних досліджень, Адріана Гестінгса: «Навіть якщо націю творить держава, вона стає нацією лише тоді, коли відчує свою вищість над і супроти держави». Ідея свободи і гідності творить сьогодні розмаїту українську політичну націю з етнічних українців і росіян, киримли та євреїв, грузинів та вірмен тощо. Бо ідея свободи і гідності вища за етнографічні розбіжності чи навіть приснопам'ятне «мовне питання». Люди живуть разом тоді, коли мають задовільну відповідь на питання, навіщо вони живуть разом, а культура і мова служать їм у цьому спільному житті, так само як кордони і держава. Якщо цей рух розпочався, його не спинити ні імперським посіпакам, ні місцевим корупціонерам та олігархам. Там, де ідея свободи й гідності вища за ідею імперії, там є Україна.