01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

Цивилизационные откровения Александра Дугина

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Колонка Андрея Алексеева / Цивилизационные откровения Александра Дугина

Цивилизационные откровения Александра Дугина

Автор: А. Алексеев — Дата создания: 22.04.2014 — Последние изменение: 23.04.2014
Участники: С. Четвертаков
Об «особом пути России» в трактовке его главного идеолога. А. Дугин отвечает на вопрос, заданный им самому себе: «Быть ли не быть России?» И если быть, то КАК?!

 

 

 

На портале «Евразия» появилась и уже воспроизведена на изрядном количестве интернет-ресурсов  статья Александра Дугина «Цивилизация Россия: Юго-Восток или смерть». А Дугин, кто не знает, видный представитель российской «интеллектуальной элиты». Идеолог и лидер «евразийского движения» (кажется именно он  - изобретатель формулы: «Россия не Европа»), профессор Московского университета, где заведует кафедрой социологии международных отношений, а еще – вот уже 15 лет - член экспертно-консультативного совета при председателе Госдумы России.

В отдаленном (еще советском)  прошлом – «рейхсфюрер» кружка «Чёрный орден SS» (1980), в более близком прошлом– активист  Национально-патриотического фронта «Память» Дмитрия Васильева (1988), идеолог и один из Лидеров Национал-большевистской партии Э. Лимонова (1993-1998).

Публицист, философ, геополитик… Ограничимся этим минимумом презентационных сведений. Ибо лучше всего А.Г. Дугин презентует себя сам, хотя бы в указанной статье.

Статья, с одной стороны, высоко-теоретичная: о глобальном, мировом устройстве и его эволюции за последние четверть века. Впрочем, с экскурсами и в более отдаленную мировую и российскую историю. С другой стороны, на сугубую «злобу дня»: как быть России с «исконно русскими» территориями и населяющими их гражданами соседних (и не только) государств».

Откровенность дугинских постановок вопроса – запредельная. Вот уж, поистине, что у политиков «на уме», то у идеологов «на языке». Вместе с тем такие идеологи подпитывают политиков историософскими обоснованиями, вооружают политическими и иными аргументами, иногда запускают «пробные шары».

Настоящее программное выступление А. Дугина можно сравнить с теперь уже легендарным письмом Нины Андреевой, публиковавшимся в свое время в «Советской России». Только нет пока такого члена Политбюро, который бы ей возразил, а оппонирование со стороны «пятой колонны» и «национал-предателей» - не в счет.

Нашу цель сейчас не составляет какая бы то ни было антидугинская филиппика, а всего лишь попытка «презентации» этой статьи, чтобы интеллигентный читатель: а) как минимум перелистал это произведение больного, но и изощренного ума на портале «Евразия»; б) оценил меру социальной опасности подобной риторики и понял, насколько же активна и перспективна», да, по существу, и «легитимна» становится идеология «русского нацизма» (чтобы не сказать «расизма» или «фашизма»).

Нет, это теперь далеко не просто отморозки, вроде убийц С. Маркелова и А. Бабуровой, а респектабельные интеллектуалы (пожалуй, даже без кавычек), сеющие семена и уже собирающие урожай с возделываемых ими идеологических полей.

Теперь в таких произведениях не надо искать намеки «между строк», нет, все предельно ясно и четко выражено: и «к чему мы пришли», и «кто виноват» и «что делать». И если этого не сделать, ну, скажем, не присоединить к современной России хотя бы русскоязычные окраины соседних государств, то это грозит - ни много ни мало – не триумфом, а концом, распадом России, ее «смертью» (Вчитайтесь в заголовок: «Юго-Восток (Украины. – А. А.)  или смерть»).

А теперь – несколько цитат:

 

«…Все постсоветские государства были случайны, неорганичны, провальны и, в конечном счете, фиктивны, так как не основывались ни на чем, кроме ненависти к России, имитации Запада и напыщенного шовинистического тщеславия. Из кризиса Большой России в форме СССР выползли не государства, а злобные уродцы, продукты распада и вырождения, а не творческого созидательного импульса. Освободившись от одного сапога, они тут же метнулись под другой - евро-американский, начав яростно поносить бывшего хозяина. На самом деле, это был не сапог и не хозяин, а «большой народ», братски и дружественно объединивший вокруг себя другие народы. Но когда этот «большой народ» перенапрягся с труднейшей историей ХХ века и стал оседать, теряя сознания и силы, братский союз был перетолкован «малыми народами» как колониальная имперская диктатура. «Русский сапог» стал искусственным пропагандистским концептом, активно поддерживаемым США, идущими к своей цели мировой гегемонии, последним препятствием на пути к которой все еще оставалась Россия. Так образовались сегодняшние страны СНГ, среди которых лишь Казахстан под управлением евразийца Назарбаева, Армения, искавшая помощи в конфликте за нагорный Карабах в лице России, и Белоруссия при Лукашенко…»

«…В 1991 году на фоне распада СССР (Большой России) Российская Федерация приняла решение «не быть» той страной, которой она была в советский и царистский период - ни по границам, ни по ядерному «большому народу», ни по геополитической миссии, ни по исторической преемственности. Было учреждено совсем иное государство - прозападное, с либеральной идеологией, капиталистической экономикой и русофобской идеологией, с доминирующей элитой, состоящей из убежденных западников и часто представителей невеликорусского этноса; чуть позднее это в полной мере проявилось в феномене олигархата, где представители великороссов вообще отсутствовали…».

«…Приход к власти в Российской Федерации Владимира Путина резко изменил ситуацию. Мы перешли ко второй российской фазе новейшей истории: ее можно определить как «корпорация Россия».

Путин на первом этапе восстановил в России политический централизм, выиграл Вторую чеченскую кампанию, укрепил территориальную целостность России. Он резко изменил курс политической истории: выправил государство и общества, катившиеся в пропасть, в иное русло. По сути, Путин фундаментально преобразовал страну, переведя ее из процесса организованного распада, чем она отличалась при Ельцине, в фиксированную политическую единицу. Вместо внешнего управления Российская Федерация стала управляться Президентом.

Путин остановил скольжение по наклонной. Россия была запущена заново…»

«…В марте 2014 года вместе с присоединением Крыма «корпорация Россия» перестала существовать - и по структуре своих границ, и по своему идеологическому содержанию. <…>

Если Россия больше не корпорация, то что? Ответ один: цивилизация. Но что значит, что мы признаем Россию цивилизацией? Это значит, что теперь мы имеем дело не с европейской страной (неважно, отсталой или конкурентоспособной), более того, не только не с европейской, но еще и не со страной. Страной была РФ без Крыма. С Крымом - это уже нечто большее, это начало собирания русских земель, восстановление Большой России. Смысл Большой России состоял в ее особой миссии, которая на разных этапах по-разному и в разных идеологических оформлениях, но обязательно противостояла Западу. Это было религиозным, политическим, ценностным, в советский период идеологическим противостоянием. Идентичность России состоит в том, что она не относится к западно-европейской цивилизации и не входит в ее круг. Она сама есть цивилизация, причем самобытная и равновеликая со всем Западом, а не только с одной из западных стран.

«…. Уже с V века христианский Восток и христианский Запад стали постепенно отделяться. Поэтому существует не одна Европа, а две: одна западная, католико-протестантская, а затем секулярно просвещенческая, и совершенно другая, византийско-православная. И это две равновеликих европейских цивилизации с общим корнем. Россия исторически стала ядром православного поствизантийского мира, сохранив основы именно этой восточно-христианской культуры. Мы всегда соперничали с Западом не как государство с государством, но как византизм с латинством (позже с лютеранством). Показательно, что и секулярные постхристианские формы Запада и Востока были диаметрально различны - на Западе секуляризация католичества и особенно протестантизма дала либерализм и капитализм, буржуазный строй, на Востоке секуляризация православия привела к коммунизму и социализму. И борьба цивилизаций вспыхнула с новой силой - отныне на уровне материалистических и атеистических идеологий. Марксизм мы прочитали в русском ключе, и взяли от него то, что нам было важнее всего - противостояние с Западом, обоснованное битвой двух социально-экономических систем…»

«…Атака Запада на Россию (разумеется не наоборот! – А. А.) - это продолжение той исторической битвы, которая никогда и не прекращалась. Холодная война не была чем-то выдающимся: лишь эпизодом фундаментальной непрерывной Великой Войны Континентов. В 1950-е она не началась, а продолжилась, в 1990-е она не прекратилась, а изменила свои формы (расширение НАТО на Восток и т. д.)…»

«…Правила есть следствие силы. Интересы вытекают из ценностей. Если мы имеем дело с цивилизацией Россия, то у нас свои ценности и свои силы. С опорой на них мы будем отстаивать себя и своей пространство…»

«…Пространство России как цивилизации намного шире, чем границы Российской Федерации. Большая Россия - это все постсоветское пространство и зона влияния в Восточной Европе. Это Евразийский Союз, восточно-европейский альянс православных стран, славянские народы. Кроме того, это система геополитических осей между Москвой и центрами азиатского мира - Нью-Дели, Тегеран, Пекин и т. д. Это БРИКС. Это выход из долларовой зоны. Это отказ от понимания демократии как власти разного рода меньшинств. Это консервативная система ценностей. Это русские в качестве «большого народа». Это новая меритократическая национальная русская элита. Это православная идентичность и возврат к Традиции (включая традиции других дружественных нам народов). Это конец развлекательной низкопробной культуры и обращение к духовным ценностям. И самое главное, это больше не капитализм. Капитализм продукт западно-европейского (в первую очередь, протестантского) духа. Никакого отношения к византийской русской православной модели общества он не имеет. Рынок может иметь место в обществе, и это закономерно. Но рыночное общество это духовная патология. Корпорация Россия была либерально-капиталистической, и в этом наследие 1990-х. «Цивилизация Россия» должна закончить с обожествлением капитала, выгоды, прибыли. Религия Маммоны, денег, карьеры, комфорта и сытости - не наша религия, не русская религия. Наша религия - Христова вера. Нельзя быть вместе с Маммоной и с Христом. Русские всегда выбирали Христа. Это наш русский выбор. Выбор нашей цивилизации.

 

Ну а дальше -  Дугин учит, страшно, сказать, самого Путина:

 

«…Юго-Восток или смерть

Если мыслить Юго-Восток Украины в терминах корпорации Россия, то туда мы вводить войска не должны. Это против правил, которые установили те, кто сами же их и нарушили. Поэтому «стоп». Но против правил и воссоединение с Крымом и «вежливые люди». Дело в том, что черта между «корпорацией Россия» и «цивилизацией Россия» не просто проходится сейчас на Юго-Восток, она уже пересечена в Крыму. Корпорация Россия не имела права присоединять Крым. Отныне она больше не считается членом держав, играющих по западным либерально-капиталистическим правилам. <…> Запад всегда прекрасно понимал, что в лице России, причем любой - царской и советской, слабой, как при Ельцине, или сильной, как при Путине, он всегда имеет дело именно с цивилизацией, со своим главным и трудным многовековым экзистенциальным врагом. <…>. Он (Запад. – А. А.) ни на мгновение не сомневался, что имеет дело с Другим. И мы и есть Другие. Все правильно. Осознать и признать это, не значит, начать войну. Это значит просто отдать себе отчет, что эта война уже в самом разгаре, что она ведется против нас и ведется беспощадно, на поражение, на смерть. <…> Мы в полной мере вернулись в историю. И именно это предопределяет нашу позицию по Юго-Востоку. Это поле нашей цивилизации. Оно может временно находится в составе дружественного нам или, как минимум, нейтрального государства. Но под контролем русофобской неонацистский хунты это пространство мы оставить не вправе. Если мы только «корпорация», то не надо было входить в Крым: продолжали бы торговаться по ценам на газ, признали бы хунту и согласились с волей первых игроков. А если соединились с Крымом, то мы уже «цивилизация», а «цивилизация» в подобных обстоятельствах вводит на Юго-Восток свои цивилизационные части…»

«…Возвращаясь к началу, мы возвращаемся к вопросу «быть или не быть России». Сегодня он уточняется: «быть или не быть России как цивилизации». И снова напомним, насколько это серьезно. Если мы выбираем «быть», то осуществить это можно лишь в ходе освобождения Юго-Востока Украины. А если мы не делаем этого или проигрываем эту партию, то снова перед нами разверзается бездна - «не быть». Причем сейчас, после Крыма уже нельзя вернуться на место корпорации. Мол, пусть уж не цивилизация, ну, хоть корпорация. Поздно. Шаг назад сделать нельзя. Можно только десять. А это значит, свалиться в 1990-е с соответствующей повесткой дня. Чтобы удержать Крым, нам необходим Юго-Восток. А Крым необходим, чтобы удержать Россию, оздоровить ее, выпрямить, оживить. Поэтому вопрос сегодняшнего дня: Юго-Восток или смерть. Серьезнейший, чисто экзистенциальный вопрос. Вопрос, достойный только великой цивилизации»

 

Ну, как, не слабо?

При желании, можете прочитать эту статью целиком. А для особо заинтерсовавшихся сообщаю, что за последние 15 лет А.Г. Дугин издал около 20 монографий и  свыше десятка учебников. Кто-то эти монографии читает. А по учебникам студенты сдают экзамены. (См. Википедию).

Судите сами, насколько эта идеология становится (уже стала?) государственной, или, по выражению К. Маркса «господствующими мыслями эпохи».

А. Алексеев. 22.04.2014.

comments powered by Disqus