Эссе о плюрализме и толерантности
См. ранее на Когита.ру:
- Привет из Тарту (Л. Столович)
- «Можно воспринимать эту игру как игру, а можно — как социальный диагноз…» (Л. Столович)
О ТОЛЕРАНТНОСТИ
Л. Столович
24 января 2013
Нижеследующие заметки о толерантности навеяны обострившимися спорами, об отношении к высказываниям и поведению известных людей, которые так или иначе плывут против течения, представляемого некоторыми журналистами единственно правильным, «рукопожатным». Посмотрите на поток комментариев буквально ко всем блогам, где наряду с нормальной полемикой, борьба мнений переходит в личные склоки и свары, в демонстрацию национальной неприязни, поведению в традициях второго сына Ноя. Куда движется общество, в котором художественная критика осуществляется серной кислотой, буквально ослепляющей неугодного кому-то руководителя балетом Главного театра страны?!
Как бы ни относиться к «лихим 90-ым», нельзя не признать того, что тогда реальный плюрализм выплеснулся на книжные прилавки и можно было на них видеть множество русских и зарубежных книг, которые до того времени были в заточении «спецхранов» библиотек или вообще не смели пересечь «железный занавес» даже почтовыми отправлениями. Гласность перестала быть гласом выпивающего в пустыне. Не всем, конечно, понравилась полифония, переходящая порой в какофонию. Плюрализм бывает и эклектическим. Тогда вновь стала актуальной проблема толерантности. Толерантность (от латинского слова tolerantia – терпение) – это терпимое отношение к инакомыслящим. Высшим проявлением толерантности является не просто терпимое и терпеливое, но и уважительное отношение к инакомыслию. Такую толерантность утверждали светлейшие умы эпох Возрождения и Просвещения. Мудрый Спиноза убежден был в том, «что в свободном государстве каждому можно думать то, что он хочет, и говорить то, что он думает». Считаются эталоном терпимости слова приписываемые Вольтеру: «Я не разделяю ваших убеждений, но я отдам жизнь за то, чтобы вы могли их высказать».
Толерантность связана с плюрализмом – возможностью сосуществования разных взглядов, существования разномыслия Дальнейший исторический опыт показывает, что толерантность как терпимое отношение к плюрализму мнений прямо пропорциональна демократизации общества. И с другой стороны, прямым антиподом толерантности является тоталитаризм, стремящийся ликвидировать во имя так или иначе понимаемого «нерушимого единства», «тотальности» какой бы то ни было плюрализм. Показательно, что именно сторонники тоталитаризма и авторитаризма являются противниками всякого плюрализма, а толерантность признается ими до тех пор, пока они сами не становятся господствующими благодаря обретенной ими тем или иным путем политической власти. Тогда эти взгляды провозглашаются всесильными, потому что они верны, хотя на самом деле они признаются верными, потому что политически всесильны. Плюрализм мнений в сочетании с толерантностью – это интеллектуальный демократизм.
Однако реальный плюрализм отнюдь не привел современную Россию к росту толерантности. Скорее наоборот. Возможность такой парадоксальной ситуации, при которой плюрализм может привести к росту нетерпимости отмечал еще в конце XVI в. Мишель Монтень. Выплеснувшееся через средства массовой информации многообразие, подчас диаметрально противоположных, мнений, идейных позиций, мировоззренческих установок на практике привело ко многим стремлениям и попыткам в политике, в морали, в религии провозглашать свои ценностные ориентации как единственно правильные. Терпимость заточается в «дом терпимости». И если бы бодливой корове Бог дал рога, то никакого плюрализма и толерантности уже не было бы вообще. Его бы заменил новый тоталитаризм той или другой идейно-политической ориентации.
Сама толерантность имеет свои разновидности. Она может быть формой равнодушия («Мели Емеля...») или презрения. Гюстав Флобер в «Лексиконе прописных истин» дал такое ироническое определение понятия «дурак»: «Дурак. – Всякий инакомыслящий». Но толерантность может проявляться и в диалоге, обогащающем спорящих новым опытом и знаниями, снимающим крайности их позиций. Однако при всем своем разнообразии толерантность-терпимость противостоит нетерпимости, которая характеризуется отрицанием демократизма, насильственно отбрасывая его с правом на инакомыслие.
**
Основные труды Л.Н. Столовича
· Эстетическое в действительности и в искусстве. — М., 1959.
· Предмет эстетики. — M.: «Искусство», 1961.
· Категория прекрасного и общественный идеал. Историко-проблемные очерки. — М., 1969.
· Природа эстетической ценности. — М., 1972.
· Философия красоты. — М., 1978.
· Fremd ist der Mensch sich gewesen. Das grafische Schaffen von Kurt Magritz in den Jahren 1933—1945. — Dresden, 1978.
· Жизнь — творчество — человек. Функции художественной деятельности. — М., 1985.
· Красота. Добро. Истина. Очерк истории эстетической аксиологии. — М., 1994.
· Евреи шутят. Еврейские анекдоты, остроты и афоризмы о евреях, собранные Леонидом СТОЛОВИЧЕМ. Издание четвёртое, дополненное и измененное. — Санкт-Петербург, 2003.
· Философия. Эстетика. Смех. — Санкт-Петербург — Тарту, 1999.
· Стихи и жизнь. Опыт поэтической автобиографии. — Таллин, 2003.
· Плюрализм в философии и философия плюрализма. — Таллин, 2005.
· ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ. Очерки. — М., 2005.
· РАЗМЫШЛЕНИЯ: Стихи. Афоризмы. Эссе. — Tallinn-Tartu, 2007.
· МУДРОСТЬ. ЦЕННОСТЬ. ПАМЯТЬ. Статьи. Эссе. Воспоминания. 1999—2009. — Tartu-Tallinn, 2009.