Г.Н. Фурсею - 80 лет. Голос ученого в защиту образования и культуры
Торжественное
заседание Ученого Совета СПб Государственного Университета телекоммуникаций им.
проф. М.А.Бонч-Бруевича, посвященном 80 летнему юбилею состоится в аудитории
120 названного университета 19 марта 2013 года в 16.00 (Санкт-Петербург, пр.
Большевиков 22).
Краткая справка о юбиляре.
Родился 19.03.1933 в г. Архангельске. Окончил физический факультет
Ленинградского государственного университета (1958). Доктор
физико-математических наук (1973), профессор (1979), лауреат Государственной
премии СССР (1978). Заведующий кафедрой физики Санкт-Петербургского
Государственного университета телекоммуникаций (1975). Организатор и директор
Центра электрофизических проблем поверхности (1979).
Открыл новое физическое явление - взрывную электронную эмиссию (1976). Им
опубликовано более 200 научных статей и 7 монографий, в т. ч. в 2005 г. опубликована
монография “Field Emission In Vacuum Microelectronics”, в 2012 г. “Автоэлектронная
эмиссия” и учебное пособие "Молекулярная физика и термодинамика".
Имеет 1 патент и 39 авторских свидетельств.
В его Научной Школе подготовлено 12 докторов наук и 26 кандидатов наук.
Награды: Орден Дружбы; Заслуженный деятель науки РФ; Почетный работник высшего
профессионального образования РФ; Медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной
Войне»; Знак «Жителю блокадного Ленинграда» (ветеран войны). Награждён также
многими общественными наградами, в т. ч. медалью им. П.Л. Капицы, как автор
научного открытия, медалью им Рентгена Европейской Академии Естественных Наук.
Общественная деятельность: Президент Международной Лиги Защиты Культуры,
вице-президент Российской Академии Естественных Наук (РАЕН), председатель
Санкт-Петербургского отделения РАЕН (1997).
При его самом активном участии в России создана общественная организация - Международная
Лига Защиты Культуры, основной задачей которой является защита и возрождение
науки, образования и культуры в целом, в нашей стране в сложный переходной
период. Он автор целого ряда публицистических выступлений и публикаций.
Георгий Николаевич в последнее время большое внимание придает проблемам
образования и культуры. Одна из его статей – о необходимости сохранения и
развития фундаментального школьного образования приводится ниже.
Последствия коммерциализации образования
Дорогие люди нашей замечательной России!
Мы призываем вас быть
неравнодушными и чрезвычайно ответственными. Переходной период нашей страны
от советской системы к современности выдвинул целый ряд вызовов. И главным
является то, что основная часть общества – родители, дети, старики, все
небогатые люди, оказались в значительной степени социально незащищёнными. И
самое главное – незащищёнными оказались наши дети, с самого рождения – от
родильных домов до вуза включительно.
Уже не раз были нарушены социальные гарантии: конъюнктурная процедура
приватизации, монетизация льгот. А сейчас под угрозой система нашего
образования. Закон о статусе бюджетных организаций, как закон, содержит в себе
опасность отказа государства от социальных обязанностей в образовании, науке,
здравоохранении и культуре в целом.
Особенно страшно то, что может произойти в образовании: возникновение платного школьного образования, глубокая ”коммерциализация” вузовского образования, принижение роли воспитания и просвещения в системе формирования будущего поколения. В советское время мы были на одном из первых мест в образовании (школьном и вузовском), на твёрдом втором месте в науке и на очень высоком уровне в системном профилактическом и гигиеническом здравоохранении.
Вместо того, чтобы сохранить
лучшее, что было в системе, добавив современные возможности в системе образования,
здравоохранении и культуре в целом, произошла глобальная ломка, приведшая к
разрушению в значительной степени этих сфер, особенно в образовании и науке.
Совершенно циничным и уничижительным является объявление образования и
здравоохранения сферами услуг. Образование и воспитание являются той сущностной
средой, в которой происходит формирование человека и восхождение нации.
Образовывать и лечить нужно вовсе не для того, чтобы на этом зарабатывать, а
для того, чтобы нация была физически здоровой, продвинутой, и могла быть
способной осуществлять свой первостепенный вклад в планетарную культуру.
В результате реформ и модернизации образования в частности, мы откатились с 1-2
на страшное, близкое к сотому, место в мировом рейтинге. По финансированию в
области науки мы сейчас находимся где то между Чили и Турцией. И несмотря на
наши выдающиеся достижения в фундаментальной науке и ряде технологий (в ядерной
физике, космической технике, материаловедении и др.), мы стремительно “бежим
пятками назад”, всё более и более отставая от цивилизованного мира.
Главные причины этого:
1. Недофинансирование образования, науки и культуры.
2. Ломка фундаментальных принципов, заложенных в образование и науку нашими
великими соотечественниками: Ломоносовым, Вернадским, Капицей, Ландау,
Павловым, Бехтеревой, Фоком, Семёновым, Басовым и Прохоровым, Френкелем,
Алфёровым и многими другими. Такими замечательными учителями, как Каменский,
Корчак, Макаренко, опыт гимназии Мая и др. В ряду великих достижений стоит и
опыт Н.Н. Неплюева, создавшего систему подготовки, формирования,
высоконравственных, одухотворённых, высококвалифицированных, творческих людей.
Каковы основные разрушительные тенденции, посеянные в ходе реформ?
1. Практическое уничтожение малых сельских школ. Сельская школа всегда была
центром культуры села и главной точкой, вокруг которой билась жизнь села. Она
связывала детей, родителей, воспитание и труд; связывала основных земледельцев
с задачами будущего: рождение детей, их воспитание, участие детей в жизни села
и т.д. Разрушение сельских школ явилось, по существу, главной причиной распада,
исчезновения села, сельского населения.
2. Введение в систему образования тестовой технологии и единого
Государственного экзамена (ЕГЭ). Этот ЕГЭ был придуман как некий механизм,
позволяющий изгнать коррупцию из вузов. На самом деле (и об этом предупреждали
многие профессионалы, деятели культуры и учёные) ЕГЭ переместил коррупцию из
вузов в школы, т.е. непосредственно в самую ранимую точку – в души детей и
учителей. Причём эта коррупция расширилась стократно, поскольку число школ в
сотни раз превосходит число вузов.
По существу вопроса – ЕГЭ это отсталая образовательная технология и
цивилизованные продвинутые страны либо отказались от неё, либо начинают
отказываться. Президент США Барак Обама в январе этого года провозгласил, что
США должны уйти от тестовой системы проверки знаний, поскольку эта система
служит формированию придурков (дебилов). А мы это создаём. Большинство
профессионалов аргументировано против, родители против, дети тоже против, тем
не менее, он насаживается и продавливается. А главное – против этого существо
дела – ЕГЭ вредоносно не только для образования, как такового, но в ещё большей
степени оно наносит вред сознанию ребёнка и менталитету нашей просвещённой
творческой нации.
Вместо того, чтобы учить ребёнка творчески мыслить, раскрытыми глазами смотреть
на мир, уметь из базовых, фундаментальных законов получать следствия, нам
предлагают натаскивать детей на условные рефлексы, как собаку Павлова, или как
робота, не стимулируя умственные способности, а напрягая и захламляя память,
как например таким тестовым вопросом: ”что такое Наполеон? – торт, коньяк или
Бонапарт”, где всё, начиная с формулировки вопроса, ошибочно.
<…> Сейчас включены по продвжению этого безобразия колоссальные ресурсы,
политические и административные <…>.
Ходит мнение, что ЕГЭ можно усовершенствовать. Но зачем, если он порочен в
основе своей? Это столь же эффективно, “как мёртвому – припарки”. И чем быстрее
мы от этой опасной глупости откажемся, тем здоровее будут наши дети, родители и
учителя.
3. Бакалавриат, или “болонский процесс” плюс красивое слово ”магистратура”.
Обучая до уровня бакалавра мы, практически, формируем громадное число
“недоношенных” специалистов, которые почти ни к какому реальному созиданию не
способны. И это в условиях, когда уже сейчас зарождающаяся промышленность
катастрофически недополучает специалистов. Это касается почти всех инженерных
областей, сферы информатизации, оборонной отрасли, медицины и даже экономики и
юриспруденции. Скажите пожалуйста, что такое ”недоинженер”, “недомедик”,
”недоделанный юрист” и т.д.
По меткому выражению Александра Исаевича Солженицына, это система формирования
не образованных людей, а т.н. “образованцев”. Кроме того, мы не настолько
богаты сейчас, чтобы создавать этот неопределённый, с образовательной точки
зрения, продукт. И особенно - когда у нас демографическая проблема в стране.
Когда детей мало и нам так трудно исполнить нашу основную задачу – передачу
эстафеты следующим поколениям. Кроме того, мы не настолько богаты, чтобы
готовить специалистов бесплатно для других стран, поскольку признание наших
дипломов за рубежом, кроме того, что это греет наше самолюбие, безусловно,
будет стимулировать массовый отток лучших умов за границу.
4. Ещё раз о демографическом коллапсе. Сейчас мы имеем ослабленное поколение
детей, как в физическом, так и в интеллектуальном плане, а так же существенное
уменьшение их числа, что является результатом катаклизмов войны, перестройки,
реформ и т.п. Об этих детях нужно особо заботиться, ведь только они наша
надежда на будущее возрождение. Их нужно особо тщательно учить, лечить,
воспитывать, просвещать, и конечно же – очень любить.
До этого демографического сокращения численности детского населения Россия
могла учить большее количество детей и на это у неё хватало сил. Зачем же
сейчас сокращать финансирование, сокращать число преподавателей и учителей? Это
же совершенно иррационально! Оставьте штат учителей и преподавателей для того,
чтобы на каждого учителя приходилось меньшее количество учеников. И этим
ослабленным ученикам можно будет уделить больше внимания. Ведь это же
совершенно очевидно. И это очень эффективно. И поэтому нельзя на этом
экономить.
5. Нельзя разделять старшее и новое поколения. Старшее, высокообразованное и
профессиональное поколение должно быть поставлено в условия, когда оно может
передать свои выдающиеся, уникальные знания молодым. Нужно сделать всё, чтобы
сохранить уникальный инструмент передачи знания - Научные Школы России.
Для того чтобы не возникло резкого коллапса в образовании нам необходимо
постепенно и спокойно возвратиться к наработанной десятилетиями блестящей
российской системе образования, решительно отбросив ложные, ошибочные тезисы.
Дорогие люди, дорогие родители, дорогие дети, неравнодушно и трепетно
относящиеся к судьбе нашей замечательной страны!
Мы перед страшной опасностью! Мы не можем быть равнодушны и нам некуда
отступать, ибо за нами дети всей России. <…> Мы призываем вас <…> помочь
родителям и учителям выполнить свой долг перед подрастающим поколением. Дать
детям радость преодоления и творчества, помочь старшему поколению, умудрённому
опытом, реализовать своё предназначение. <…>
Мы можем это сделать, если будем действовать совместно, последовательно и с твёрдой верой в успех.
P.S.
Статья была написана до принятия «Закона об образовании».