01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

Гений и совесть российского театра

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Колонка Андрея Алексеева / Гений и совесть российского театра

Гений и совесть российского театра

Автор: А. Алексеев; "Фонтанка.ру": А. Девотченко; Ю. Чернецкий — Дата создания: 06.11.2014 — Последние изменение: 07.11.2014
Вчера, 5 ноября 2014 был найден мертвым в своей московской квартире Алексей Девотченко, один из ярчайших талантов современного российского театрального искусства, один из самых отчаянных борцов с современным российским режимом. Свеча в его память с полным правом зажжена у Соловецкого камня на Троицкой площади. А А

 

 

 

 

 

 

Это был, действительно, гениальный артист, по существу, из первой десятки российских актеров  современности, наряду, скажем, со Смоктуновским или Юрским. Я видел его на сцене лишь однажды – в роли Счастливцева в «Лесе» (в Театре на Литейном), и это было, пожалуй, мое самое сильное театральное впечатление в жизни. В Девотченко уникально сочетались профессиональная одаренность и гражданская совестливость, его обращение к коллегам (артистам, музыкантам, художникам…) несколько лет назад (2010) для меня сопоставимо с солженицынским «Жить не по лжи». Случаев отказа от государственных премий и званий, как у Девотченко,  в современной культурной элите я не знаю. Насколько могу судить, он жил на износ, на разрыв, подобно Цветаевой или Высоцкому. Его гибель оставляет, скажем так, вопросы.

А. Алексеев 6.11.2014

**

 

См. также:

- Б. Вишневский. "Предпоследний этаж раньше чувствует тьму"

**

 

Об Алексее Девотченко. Досье «Фонтанки.ру»:

 

Девотченко Алексей Валерьевич родился в 14 октября 1965 года в Ленинграде. В 1990 году окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии им. Н.К. Черкасова (мастерская Аркадия Кацмана и Льва Додина).

Работал в ТЮЗе им. А.А. Брянцева, в Театре на Литейном, Александринском театре, БДТ им. Г.А. Товстоногова. В 1999 году получил Госпремию РФ за спектакль «P.S. капельмейстера Иоганна Крейслера, его автора и их возлюбленной Юлии», в 2003-м – за исполнение роли Хлестакова в спектакле «Ревизор» (оба спектакля Александринского театра). В 2006 году – звание «Заслуженный артист РФ».

Играет моноспектакли «Концерт Саши Черного для фортепиано с артистом», «Дневник провинциала в Петербурге» по мотивам романа М.Е. Салтыкова-Щедрина, «Эпитафия» по прозе Эдуарда Лимонова и поэзии Тимура Кибирова, «Вальс на прощание» (по Бродскому). В последнее время состоял в труппе московского ТЮЗа. Репетировал «Записки из подполья» с режиссером Камой Гинкасом.

Снимался в фильмах: «Духов день», «Бандитский Петербург – 1, 2», «Последний поезд», «Конвой PQ-17», «Золотой теленок», «Агитбригада «Бей врага!», «Трудно быть мачо», «Не думай про белых обезьян», «Защита свидетелей» и других.

Был членом Объединённого гражданского фронта в Санкт-Петербурге, участником Маршей несогласных. 10 марта 2010 года подписал обращение российской оппозиции «Путин должен уйти». Принимал участие в других политических акциях либерального направления. 18 ноября 2011 года в своём блоге в «Живом журнале» Алексей Девотченко объявил, что отказывается от звания «Заслуженный артист России» и двух Государственных премий России. В марте 2014 года подписал письмо «Мы с Вами!» КиноСоюза в поддержку Украины.

**

 

Из блога Алексея Девотченко

8 марта 2010

«А мы-то что можем сделать?» ОБРАЩЕНИЕ К КОЛЛЕГАМ

 

Дорогие друзья и коллеги, артисты, музыканты, художники!

20 марта во многих городах России пройдет Общероссийская акция протеста против преступного, глубоко порочного и циничного режима, установившегося в нашей стране 10 лет назад. Многие из нас, думаю, поддерживают те требования и тезисы, которые будут звучать 20 марта. Но вместе с тем пожимают плечами:"А мы-то что можем сделать? Тоже выйти на улицу, что ли?" Мне кажется - это личное дело каждого, выходить или нет, в конце концов это делать вовсе не обязательно. У кого-то есть такой порыв, у кого-то - нет. Все мы люди разные - по своим убеждениям, темпераменту, психофизике и т.д. Но есть вещи, которые могут нас объединить в стремлении противостоять постыдной ситуации, сложившейся в России. Понимая всю наивность моих предложений, всё же приведу их ниже. Что могут делать люди, связавшие свои судьбы с искусством и культурой?

- НЕ принимать участия в съемках заведомо ура-патриотических, шовинистических, антисемитских и восхваляющих Сталина кинокартинах и телесериалах,

- НЕ принимать участия в записи закадрового текста к официозным, пропагандистским и агитационным документальным фильмам и роликам,

- НЕ участвовать ни в каких театрализованных праздниках, организуемых Кремлем, Смольным, Единой Россией и т.п.

- НЕ принимать участия в передачах лживых и тенденциозных телеканалов -1, РТР, НТВ, ТВЦ

- НЕ являться на великосветские приемы и банкеты с участием "слуг народа"

- НЕ принимать участия в правительственных концертах всех уровней и уж тем более - в корпоративных праздниках таких монстров, как ФСБ, МВД,  ЛУКОЙЛ, ГАЗПРОМ и т. д.

-НЕ принимать участия в поздравлениях градоначальников по случаю именин, юбилеев, рождения внуков и т. д.

- НЕ давать интервью путинско-медведевским печатным СМИ.

Список можно, наверно, продолжить... Конечно, многие из нас резонно скажут:"А на что жить? Вы знаете, какие зарплаты в театрах, не обласканных властью?". Знаю. 7-10 тыс.рублей максимум. Предполагаю также и то, что за 10-минутное выступление на какой-нибудь кремлевской вечеринке можно получить почти годовой театральный оклад. Знаю и то, что многие из нас отмахиваются - мол, деньги не пахнут... А мне кажется, что ЭТИ деньги пахнут- нечистотами тюремных камер, смрадом неухоженных больниц и приютов для бездомных, прогорклым дымом сгоревших памятников архитектуры, исторических зданий, клубов, домов престарелых. И пОтом омоновских сапог...

А зарабатывать деньги... Есть много честных, профессиональных способов, и это ни для кого не секрет - работать самим: сочинять сольные концертные программы, создавать антрепризные спектакли, опираясь на высокую драматургию, проверенную временем, сниматься в кинофильмах, не имеющих какой-либо идеологической и пропагандистской подоплеки, принимать участие в радиопостановках и дубляже зарубежных фильмов- да мало ли еще работы...

Прошу прощения, что беру на себя смелость писать всё это, но, видит Бог, это не прокламация и не руководство к действию. Это просто моё (и только моё) личное обращение ко всем нам - людям, занимающимся культурой.

И может быть, мы сможем ответить на банальный и пошлый вопрос советских времен - "С кем вы, мастера культуры?". Мастера культуры - со своими зрителями и слушателями, со своей культурой и со своей совестью. Спасибо за внимание.

ЗА ВАШУ И НАШУ СВОБОДУ!

 **

 

НА СМЕРТЬ АЛЕКСЕЯ ДЕВОТЧЕНКО

 

Когда погибает младший брат

по роли в спектакле, наречённом Судьбой —

Судьбой Поколений, тогда говорят

волны Эпохи, её прибой.

 

А мы по-гамлетовски молчим,

потому что остался ты невредим,

ибо прикрыл сын Поколенья меньшой,

который В ГЛАВНОМ тебя превзошёл…

 

Юрий Чернецкий

comments powered by Disqus