01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

Гений под именем Шекспира

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Колонка Андрея Алексеева / Гений под именем Шекспира

Гений под именем Шекспира

Автор: Л. Постолов, Алина Даниэль — Дата создания: 23.01.2013 — Последние изменение: 28.01.2013
Участники: Э. Лурье, А. Алексеев
Еще одна, весьма убедительная гипотеза о действительном авторе шекспировских драм. А именно – это была сама «смуглая леди» сонетов.

 

 

 

 

Эрлена Лурье (см. о ней ранее на Когита ру), человек гуманитарно широко эрудированный и высоко одаренный, прислала мне ссылку на публикацию на портале «Проза.ру» некоего Л. Постолова под названием «Эта давняя тайна бренда «Вильям Шекспир»». Она состояла из двух частей:

а) стихотворения, которое ниже воспроизведу и

б) приложения «WHOT DO YOU THINK ABOUT IT?», о котором публикатор замечает: «Автор текста, приведенного в приложении, автору публикации не известен».

Автор, действительно, неизвестен, однако текст можно встретить в интернете и по другим адресам. Например: http://xn--7-0ub.net/forum/thread158.html

Оставляя в стороне мой путь к этой теме, скажу, что сама тема касается многовековых споров о том, был ли актер и театральный продюсер (говоря современным языком) театра «Глобус» автором величайших произведений мировой литературы. Или здесь имела место одна из величайших литературных мистификаций в истории?

У нас в России, эти споры  между традиционным шекспироведением и  его оппонентами особенно разгорелись в связи с выходом в свет книги проф. И. Гилилова "Игра об Уильяме Шекспире, или Тайна Великого Феникса" (1-е издание – 1997, 2-е издание 2000; библиографию дискуссии на эту тему см., например: http://gililov.narod.ru/ ). И. Гилилов доказывал, что действительным автором шекспировских драм и сонетов был известный исторический персонаж Роджер Мэннерс, 5-й граф Рэтленд (1576 - 1612).  Ему возражали. Сейчас дискуссия вокруг гипотезы И. Гилилова как-то приутихла.

И вот, благодаря скрупулезным изысканиям ряда британских историков и литературоведов, наряду с другими знаменитыми историческими личностями, ранее выдвигавшимися на роль Шекспира (Бен Джонсон, Френсис Бэкон, Кристофер Марлоу, Мэри Сидней…) недавно появился еще один кандидат на шекспировскую корону. Обратимся к относительно недавним интернетным публикациям

 

(а) Эта давняя тайна бренда Вильям Шекспир...

Лев Постолов


Кто автор сонетов
и пьес всех под брэндом "Шекспир",-
Гадает бесплодно веками - увы!  -
просвещённый весь мир!

Фрейд, Диккенс, Марк Твен и Уитмен
Сошлись, поразмыслив, в сомненьи,
Что пьесы, сонеты Шекспира -
Увы! - не Шекспира творенья.
 
А шекспироведы, - и Хадсон, и Роуз, и Траст, -
Твердят в один голос давно неустанно,
Что автор их  "смуглая лэди" -
Ланиер Амелья Бассано.

(б) Шекспир или Амелия Бассано?  

1-3 мая 2012

 

Шекспир... Что мы знаем об этом человеке? А что если наследие Шекспира -
загадка, шарада, предназначенная для сокрытия тайны настоящей личности
автора?
А если настоящим автором является еврейская женщина (?), которая не
осмелилась признать своё авторство в Елизаветинской Англии?
Что объединяет великих, высоко интеллектуальных людей - Зигмунда Фрейда, Чарльза Диккенса,
Генри и Вильяма Джеймс, Ральфа Эмерсона, Марка Твена, Уолта Уитмена и
многих других мыслителей? Что у них общего? Ни один из них не верил, что
Уильям Шекспир, деревенский парень с шестиклассным образованием, который
писал своё имя каждый раз иначе, но всегда малоразборчиво, что такой
малообразованный человек мог оставить крупнейшее в истории британской
культуры наследие - 38 исторических хроник, комедий и трагедий и ещё 154
сонета - образцов прекрасной поэзии, философии, мудрости. Они были уверены,
что Шекспировское наследие - колоссальная мистификация, организованная для
того, чтобы скрыть автора, который не мог или не пожелал признать своё
авторство.
"Реальных фактов из жизни реального человека по имени В. Шекспир
немного: играл в двух пьесах Бен Джонсона, вроде владел какими-то акциями
того же театра "Глобус", судился за какие-то мелкие суммы, купил землю в
Сраттфорде. Как мог этот человек обладать громадными знаниями истории
(ВСЕМИРНОЙ!!!), языками, которые автор чётко демонстрирует в своих
бессмертных творениях? Когда и где этот человек приобрёл знания сложной
системы законодательства Елизаветинской эпохи, суда, математики,
геральдики, медицины, огородничества, соколиной охоты, астрономии, воинской
науки? Без всех этих знаний написание всех Шекспировских произведений
невозможно, но где мог приобрести эти академические знания полуграмотный
актёр, и когда? Почему в его завещании не нашли ни слова о его
произведениях? Почему нет ни единого свидетельства его современников о его
авторстве? Ни единой пьесы, ни одиного сонета или письма не было найдено,
написанного собственным почерком В.Шекспира." Джекоб и Риланс, крупнейшие
исследователи творчества Шекспирa".
Шекспир действительно играл на сцене театра "Глобус" после 1594г. И определённое число пьес и поэм были
подписаны его именем после 1958г. Но нет ни одного свидетельства о том, что
он сам написал эти произведения. Знаменитый в то время автор Бен Джонсон в
своём дневнике отмечал, что когда Шекспир вручал актёрам свежие копии
рукописей, актёры восхищались, потому что листы были чистые, без пятен, и в
своём "невежестве" легко верили в авторство товарища по сцене.
Но если не Шекспир написал все эти пьесы, хроники, сонеты - то КТО? Предположений,
догадок, теорий было множество. Тот же Бен Джонсон, Френсис Бейкон,
Кристофер Марлоу, Мэри Сиднеу и много других имён рассматривались как
возможные ответы. Очень популярна теория о группе авторов, использовавших
"брэнд" Шекспирa.
В апреле 2007 Доктор Траст представил новое имя,
вызвавшее настоящий шок: Амелия Бассано Ланиер, дочь придворного музыканта
из Венеции -еврея, насильнно обращённого в христианство, но всё ещё
считающегося евреем. Бассано, известная в своё время феминистка и автор
книги оригинальной поэзии, первая женщина-поэт в англ. литературе. Главный
специалист в данном вопросе, профессор Хадсон из университета Бирмингема,
провёл 7 лет над текстами эпохи Шекспирa.
1. Особенно много усилий приложено к изучению феномена "тёмной леди" Шекспировских сонетов.
Какая-то "тёмная леди" - часто объект страсти героя - бывает. Но почему
иногда появляется отчётливое впечатление, что страсть обращена к мужчине?
Может Шекспир был гей? Однако если автором действительно была Амелия
Бассано, тогда всё встаёт на свои места.
2. К громкому хору скептиков об авторстве Шекспира Хадсон добавляет следующее соображение.
Мог ли Поэт, в чьих произведениях воспеваются сильные, высоко образованные феминистки, вырастить собственную дочь безграмотной? А Шекспир так и сделал.
3. Почему у Шекспирa насчитано порядка 2000 музыкальных образов? Как мог он так
разбираться в музыке? А Амелия Б. могла. 15 её ближайших родственников
были профессиональными музыкантами, включая отца, мужа, братьев. Её кузен
по матери Роберт Джонсон был на то время самым популярным композитором,
автором почти всех песен к Ш. пьесам.
4. Охота соколиная не была частью жизни простых людей Шекспировского уровня. В произведениях Шекспирa 50 раз со знанием дела описывается соколиная охота. Откуда? А Амелия 10 лет была официальной любовницей сокольничего королевских охотников. В "Укрощении строптивой" Петручче справляется с проблемой строптивой жены приёмами
соколиной охоты -голодом, лишением сна, и далее идёт охотничья терминология. Написана эта прекрасная комедия в 1593г., через год после того, как Амелия Б. вышла замуж за Альфонсо Ланье, даже имя которого на французском означает "сокол" (Ланье был придворным сокольничим).
5. Если мы ставим под сомнение авторство Шекспирa, можем ли мы понять, почему Шекспир
стал маской, посредником для выкреста, новообращённого христианина в
антисемитской Англии? Биография Амелии Бассано может помочь. Это легко
объяснить, если изучать биографию Амелии. Мы знаем о жизни Амелии больше,
чем о жизни Шекспирa. Её отец Баптисто Бассано был привезен из Венеции
королём Генрихом VIII в 1538 году, крещён и назначен придворным
музыкантом. Мать, протестантка, была дочерью другого придворного
музыканта. Семья жила рядом с театрами. После смерти отца юную Амелию
отправили жить в дом к богатой и образованной графине Уиллобоу ради
хорошего образования. Она серьёзно изучала там греческий, латынь, Библию,
историю. Здесь же у неё была возможность встретить образованнейших людей,
среди которых был лорд Хадсон, между прочим, отвечающий за развлечения,
театр в частности. Стали появляться новые пьесы. Лет через 10 Амелия
забеременела (огромная разница в возрасте не останавливала Хадсонa), и он
выдал её замуж - он уже был женат и имел 12 детей- за придворного музыканта
Альфонсо Ланье.
6. Никто не дал объяснения, почему Шекспир начал писать свои итальянские пьесы-комедии о браке в 1592 году, но если заглянуть в биографию Амелии, она как раз оставила двор и вернулась в лоно своей семьи - еврейско-итальянской. Более того, она оставила на время своего мужа и отправилась со своими кузенами в Италию. Здесь она могла приобрести те поразительные знания Италии и итальянской жизни, которые так ярко сверкают в комедиях Шекспира, никогда в Италии не бывавшего. В "Отелло", например,
детально описана фреска на стене одного из домов в родном городе семьи Бассано. И т.д.
7. Kак могла Амелия Бассано, будучи еврейкой, хоть и конвертированной, быть автором "Венецианского купца", считающегося антисемитским? Хадсон, как и многочисленные др. исследователи, считает, что это не антисемитизм. Шейлок требует, чтобы его не лишали всех прав человека, что евреи должны восприниматься как подверженные тем же страстям, болезням, недостаткам, измеряться теми же мерками, как все. Другой
шекспировед, Майкл Эган, уверен, что автор "Венецианского купца" мог написать всё это, только если он(она) провёл много времени среди евреев. Шекспир мог ли? Горькие раздумья Шейлока ( "Я родился для терпения, потому что страдания - знак моего народа") не могли родиться у человека, который знает еврейство из книг.
8. Очень много материала в произведениях Шекспира основано на еврейских источниках. "Сон в летнюю ночь", "Всё хорошо, что хорошо кончается" описывет не только многие еврейские обычаи, образцы поведения, характеры, внешность, но даже еврейские слова и словечки. Может, и были у Шекспира знакомые евреи, но так хорошо знать это нееврей не мог.
9. Вернёмся к "тёмной леди" сонетов. Доказано, что Амелия отличалась средиземноморской смуглостью. Или еврейской? Британский исследователь Роувз утверждает, что характеристики "тёмной леди" - цвет кожи и глаз, музыкальность, темперамент, возраст, семейный статус, яркость натуры - соответствуют фактам, известным об Амелии Бассано более, чем любой другой особе того времени. "Тёмная леди" сонетов - презираемая, бедная, лишённая почестей, и похоронят её где-то на задворках, в общей могиле. Дочь выкреста, Амелия никогда не была принята в обществе, как равная. Её не считали "ЛЕДИ" в английском смыcле этого слова в антисемитской Англии.
10.Хадсон идёт ещё дальше. Он утверждает, что Бассано написала эти сонеты о себе и для себя. До этих сонетов авторы использовали один голос - любящего. Здесь впервые использован голос возлюбленной: Бассано представила, как к ней обратился бы любящий. Отсюда и были подозрения, что Шекспир обращал слова любви к мужчине.
11. Известны и другие случаи, когда актёры подрабатывали, служа щитом для анонимных авторов.
Но у Бассано были особые причины скрывать своё авторство. Даже не говоря о том, что женщине в то время неприлично было писать для сцены, её аллегорические
закодированные послания поставили бы её в опасность быть угаданной цензорами, секретными службами, специально нацеленными на распознавание тайных значений, зашифрованных идей. Несмотря на всё это, Хадсон уверен, что Бассано осмелилась подать сигнал о своём авторстве, закодировав своё имя и имена родных в нескольких пьесах.
12. Есть интереснейшие моменты: в не первом издании "Отелло", в 1623 году, появляются 163 новые строчки, именно с именами семьи Бассано, их не было в предыдущих изданиях.
Бывает... Но теперь Шекспир уже семь лет как умер!!! А Бассано была жива и, как Хадсон полагает, надеялась, что последующие поколения смогут распознать настоящего автора.
Так кто же написал шедевры под "брэндом" ШЕКСПИР?

 

Перепечатку этого текста см. также: http://www.snob.ru/profile/10734/blog/23729#comment_187304

**

 

Надо сказать, версия убедительная. На мой взгляд, можно еще несколько веков спорить и находить новых кандидатов на роль Шекспира. Но все же самой уязвимой, с учетом всего достоверно известного нам, остается «каноническая версия»: якобы автором «Гамлета» и «Ромео и Джульетты является тот самый актер, а позднее – ростовщик, отец неграмотных дочерей, Вильям Шекспир. См. ниже. А. А. 23.01.2013.

 

(в) Алина Даниэль Кто Вы, мистер Шекспир?

Опубликовано 13.10.2008

Вильям Шекспир – не только величайший из англоязычных поэтов, но и один из самых загадочных персонажей в истории. Уже несколько сот лет идут споры, был ли он истинным автором произведений, опубликованных под его именем.
Первое сомнение в этом вопросе принадлежит джентльмену по имени Джон Уилмот, жившему в середине 18 века. Он был страстным почитателем великого барда. И получив предложение написать биографию Шекспира, приступил к делу со всей серьезностью.
Больше всего Уилмота смущало, что после смерти Шекспира не осталось ни одной книги или рукописи; не были они также упомянуты в завещании. Уилмот не мог представить себе, что у великого поэта не было ни рукописей, ни книг. Он был уверен, что Шекспир перед смертью подарил книги кому-либо из друзей. И он решил найти их наследников.
Очертив вокруг Стратфорда круг радиусом 50 миль, Уилмот решил посетить внутри этого круга все дома, в которых была библиотека. Он посвятил этому 15 лет, обходя дом за домом, беседуя с хозяевами и делая подробные записи всего, что могло бы навести на след пропавших шекспировских книг.
А через 15 лет он вернулся домой в совершеннейшем расстройстве и сжег все свои записи за 15 лет. Затем он отправил заказчику письмо с отказом писать биографию Шекспира, так как убедился в том, что автором был кто-то другой. О причинах своего открытия Уилмот не рассказал никому до самой смерти.
В 19 веке появились новые скептики, в числе которых были Марк Твен, Чарльз Диккенс, Уолт Уитмен, Ральф Уолдо Эмерсон. В 20 веке этот список пополнился именами Джона Голсуорси, Бернарда Шоу, Зигмунда Фрейда, Чарльза Чаплина, Владимира Набокова, Джеймса Джойса, Генри Джеймса и Дафны Дюморье. А также множеством имен историков, литераторов и любителей-энтузиастов.
Каковы же причины сомнений в том, что именно Вильям Шекспир написал произведения, опубликованные в 1623 году в первом собрании сочинений, известном как «Первое Фолио»?
Вкратце эти причины выразил известный английский историк сэр Хью Тревор Роупер:
«Среди всех бессмертных гениев литературы нет ни одной более смутной и эфемерной личности, чем Вильям Шекспир. Этот факт кажется поразительным и почти невероятным. В конце концов, он жил в ярком свете английского Ренессанса во времена, о которых сохранилось множество документов, – в эпоху царствования Елизаветы I и Иакова I. Со времени его смерти, особенно в прошлом веке, им занималась самая большая когорта исследователей, когда-либо изучавших личность одного человека. Толпы ученых, оснащенных самыми лучшими средствами, скрупулезно проверили все документы, в которых мог содержаться хоть малейший намек на имя Шекспира. Одной сотой этих усилий, посвященных незначительнейшему из его современников, хватило бы для создания подробнейшей биографии».
Что же удалось выяснить этой армии ученых?
Они нашли записи, свидетельствующие, что Шекспир начал свою карьеру в театре как сторож, затем был актером, театральным продюсером, заработавшем целое состояние на своей деятельности, позже став ростовщиком, пивоваром и домовладельцем (лендлордом).
Однако не удалось найти ни одного прижизненного свидетельства о том, что он был автором. Не осталось ни одной рукописи или письма, написанных рукой Шекспира, и ни одной записи о получении им какого-либо литературного гонорара.
Письмам, адресованным Шекспиру, повезло больше. Одно из них удалось найти. Но оно не имеет отношения к литературе – оно написано не автору, а ростовщику, и содержит просьбу одолжить деньги.
Из всего рукописного наследия Шекспира осталось лишь 7 подписей, написанных на редкость грубым и неуклюжим почерком. Две из них сходны, остальные сильно различаются между собой. Похоже, великий поэт с трудом писал собственное имя.
Еще одна загадка – где и когда Шекспир получил свои феноменальные и разносторонние знания? Как ему удалось изучить античную философию, медицину, юриспруденцию, навигацию, историю, тонкости международной дипломатии и несколько иностранных языков – латынь, греческий, французский, итальянский, испанский?
Известно, что Шекспир никогда не учился в университете. Неизвестно, учился ли он в школе. Однако не только его родители, но и обе дочери были неграмотными. Поразительно: великий гуманист, в своих произведениях горячо ратующий за просвещение женщин, не научил своих дочерей читать и писать! А в завещании, где скрупулезно перечислены все предметы домашнего обихода, вплоть до ложек и вилок, он не оставил ни гроша ни на образование любимой внучки, ни своей родной школе – если, конечно, он в ней учился. Ни один из преподавателей ни разу не упомянул о своем гениальном ученике, и ни один из современников – о своем великом однокласснике.
Похоже, поэтический дар Шекспира оставался тайной даже для его родственников – о нем не знали ни его дочери, ни зять, который, в отличие от жены, был образованным человеком и врачом. Единственная запись в его дневнике, сделанная на следующий день после смерти Шекспира, гласит: «Мой тесть преставился».
В Лондоне смерть Шекспира осталась столь же незамеченной, как и в Стратфорде. В то время как других, гораздо менее талантливых поэтов и драматургов, хоронили с почестями и славословиями в Вестминстерском аббатстве, в последний путь их провожали толпы учеников, а знатные покровители надевали траур и щедро оплачивали похороны, на смерть Шекспира никто не откликнулся ни единым словом. Лондонские литераторы не приехали попрощаться с ним и проводить его в последний путь. Граф Саутгемптон, которому Шекспир посвящал свои творения, не облачался в траур. Кажется, он даже не заметил смерти того, чьим покровителем был при жизни.
Первое упоминание о том, что Шекспир был литератором, появилось спустя 7 лет после его смерти. Оно принадлежало перу Бена Джонсона, в длинной поэме восхвалявшего «лебедя из Эйвона». При жизни Шекспира, однако, Джонсон хранил такое же молчание, как и все прочие современники.
А что же все-таки с книгами? Увы – их так и не удалось найти. Учитывая, что в то время книги были очень дороги, а Шекспир был бережливым и рачительным хозяином, невозможно себе представить, чтобы он их выбросил или уничтожил. Похоже, их у него просто не было.
Все эти факты привели многих скептиков к мысли, что под именем Шекспира скрывался другой автор, который почему-то не мог назвать своего настоящего имени. В настоящее время существует 63 претендента на эту роль, среди которых лидируют Фрэнсис Бекон, граф Оксфорд и Кристофер Марло.
В середине 20 века американский журналист и миллионер Калвин Хоффман так увлекся вопросом авторства Шекспира, что посвятил ему много лет. Будучи убежден в том, что подлинным автором был Марло, Хоффман завещал ежегодный приз в 10000 фунтов автору статьи, в которой будет приведено какое-либо доказательство авторства Марло, и миллион фунтов тому, кто докажет, что все произведения Шекспира написаны рукой Марло. Это самая большая литературная премия в истории!
Актеры знаменитого шекспировского театра «Глобус» также придерживаются различных мнений о том, кто написал пьесы, в которых они играют. В театре есть галерея портретов различных претендентов.
А пока что загадка остается загадкой. И вряд ли она будет разгадана в обозримом будущем. Хотя – кто знает: руины Трои и развалины Камелота скрывались под землей тысячи лет. Может быть, и среди почитателей великого барда появится новый Шлиман и раскроет миру подлинное имя и облик гения

относится к: ,
comments powered by Disqus