01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

Гордость и стыд за Россию – вчера и сегодня

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Колонка Андрея Алексеева / Гордость и стыд за Россию – вчера и сегодня

Гордость и стыд за Россию – вчера и сегодня

Автор: Левада-центр; А. Алексеев — Дата создания: 25.11.2014 — Последние изменение: 27.11.2014
Здесь обсуждаются данные недавнего опроса Левада-центра о восприятии россиянами своей страны, в сопоставлении с материалами опросов прошлых лет на эту же тему. А. Алексеев

 

 

 

 

Два года тому назад Левада-центр опубликовал данные многолетних опросов на тему о патриотических чувствах и установках граждан России, о том, испытывают ли россияне гордость и / или стыд за свою страну, и т п. Автор этих строк тогда же, а ноябре 2012  представил и откомментировал эти данные на портале Когита.ру, в материале под названием «Гордость и стыд за Россию (по материалам опроса Левада-центра)».

 (Внимание! Если при клике мышкой на название материала Когита.ру Вы получите ответ: «К сожалению, по запрошенному адресу мы ничего не нашли», не смущайтесь и пойдите в конец открывшейся страницы, где сказано: «Возможно, Вы искали…» и соответствующее название. Кликните по нему и выйдете на искомый материал. А. А.)

Напомним основные результаты опроса общественного мнения двухлетней давности (октябрь 2012).

«…76 % опрошенных заявляют (пусть не безоговорочно), что гордятся своим российским гражданством.  

Далее, выяснялось, насколько являются предметом гордости для респондента те или иные стороны российской действительности… Расставим эти стороны (аспекты) по мере убывания процента  испытывающих гордость за соответствующий аспект:

= российская история - 80 %

= достижения России в спорте – 74 %

= достижения России в области литературы и искусства – 73 %

= научные и технические достижения России – 66 %

= российские вооруженные силы – 59 %

= политическое влияние России в мире – 46 %

= экономические достижения России – 33 %

= положение дел с демократией в стране – 31 %

= социальная справедливость и равноправие всех групп населения в России – 24 %

= система социальной защиты населения – 23 %

Результат довольно красноречивый. Предметом гордости признаются: скорее история, чем современность; скорее спорт, чем экономические достижения; скорее политическое влияние в мире, чем демократия и социальная справедливость, не говоря уж о системе социальной защит».

 

«…Для измерения патриотических  чувств и установок Левада-центром бы применен методический прием выяснения меры согласия респондента с теми или иными высказываниями (утверждениями), так или иначе характеризующими эти установки. См. ниже.

Мы применили здесь тот же, что и прежде,  способ  расстановки этих высказываний – по мере убывания процента согласных (хотя бы частично согласных) с каждым из утверждений:

= "Когда моя страна хорошо выступает на международных спортивных соревнованиях, я горжусь тем, что я - россиянин/россиянка" – 76 %

= "Для меня лучше быть гражданином России, чем любой другой страны мира" – 70 %

= "Сильные патриотические настроения в России укрепляют положение России в мире» – 65 %

= "Мне приходится гордиться Россией реже, чем мне бы этого хотелось" – 62 %

= "Люди должны поддерживать свою страну, даже если она неправа" – 53 %

= "в России происходят сейчас такие дела, что заставляют меня испытывать стыд за нее" – 52 %

= "Говоря в целом, Россия лучше большинства других стран" – 48 %

= "Мир стал бы лучше, если бы россияне признали недостатки России" – 44 %

= "Мир стал бы лучше, если бы люди в других странах были бы больше похожи на россиян" – 34 %

Как и в прошлой серии вопросов, предметом особо сильного патриотического чувства оказываются… спортивные достижения россиян.

Свыше 2/3 опрошенных заявляют о своем предпочтении российского гражданства любому иному. Правда, порядка 60 % признают, что им «приходится гордиться Россией реже, чем (им) этого хотелось бы». А около половины солидаризируются с высказыванием: «В России происходят сейчас такие дела, что заставляют меня испытывать стыд за нее»

Тем не менее: "Говоря в целом, Россия лучше большинства других стран" – утверждает почти половина опрошенных.

Около 45 % допускают определенную  самокритику: «Мир стал бы лучше, если бы россияне признали недостатки России».

Чуть более трети считают, что: «Мир стал бы лучше, если бы люди в других странах были бы больше похожи на россиян».

Что сказать об этих вопросах и этих ответах?

К сожалению,  авторы опроса практически не дифференцируют предмет оценки: идет ли речь о российском народе, стране «Россия», российских правителях? Все это, понятно, очень разные вещи.  И в зависимости от соответствующего уточнения распределение ответов может существенно измениться (даже на обратное!).   

Такая «неопределенность» вопроса резко снижает информативность ответа. И получается по Салтыкову-Щедрину: «путают Отечество с начальством».

Следует это обстоятельство иметь в виду при проведении и интерпретации результатов массовых опросов, касающихся таких «тонких» материй, как «гордость и / или стыд за Россию»…».

 

К сказанному добавим, что методика настоящего опроса предусматривала относительно автономное рассмотрение разных аспектов патриотического чувства. Отсюда возникали, на первый взгляд, парадоксальные результаты опроса.

Так, три четверти опрошенных заявили, что «гордятся своим российским гражданством». И в то же время свыше половины респондентов согласились с утверждением, что «в России происходят сейчас такие дела, что заставляют

испытывать стыд за нее».

Парадокс здесь кажущийся. Патриотическое чувство является не однозначным, а АМБИВАЛЕНТНЫМ: по крайней мере у четверти (76 – 52 = 24%) респондентов. ГОРДОСТЬ за Россию сочетается со СТЫДОМ за свою страну (поскольку в ней сегодня происходят «такие дела»).

Можно привести – из вышеприведенных  данных - и другие примеры такой амбивалентности (противоречивости) патриотических чувств  и установок у россиян.

 

Теперь обратимся к СЕГОДНЯШНИМ (октябрь 2014) данным.

 

Пресс-выпуск Левада-центра от 18.11.2014

ВОСПРИЯТИЕ РОССИЯНАМИ СВОЕЙ СТРАНЫ

Краткое описание: 

Доля россиян, которые гордятся тем, что живут в России, достигла максимального значения – 86%. Страной в целом гордятся 69% респондентов. Две трети опрошенных (64%) согласны с утверждением, что Россия лучше большинства других стран. За прошедшие 18 лет число россиян, испытывающих стыд за то, что происходит в стране, снизилось с 81% в 1996 году до 20% в 2014. 69% опрошенных отметили, что чувствуют себя в российском обществе свободными людьми. Треть респондентов (30%) считают, что за последние полгода за рубежом Россию и её жителей стали больше бояться, 24% – ненавидеть 11% – понимать, 10% – уважать.

Опрос проведен 24 – 27  октября 2014 года  по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1630 человек в возрасте 18 лет и старше в 134 населенных пунктах 46 регионов страны. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных вместе с данными предыдущих опросов. Статистическая погрешность данных этих исследований не превышает 3,4%

 

ГОРДИТЕСЬ ЛИ ВЫ ТЕМ, ЧТО ЖИВЕТЕ В РОССИИ?

 

сен.96 

мар.06 

окт.07 

окт.08 

апр.10 

окт.13

окт.14

определенно да

37

48 

54 

40 

44 

28

37

скорее да

31

35 

32 

43 

40 

42

49

скорее нет

12

17

5

определенно нет

14

5

2

затрудняюсь ответить

6

6

8

8

 

ЧУВСТВУЕТЕ ЛИ ВЫ СЕБЯ В НАШЕМ ОБЩЕСТВЕ СВОБОДНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ?

 

июн.

91

май.

97

фев.

00

фев.

05

авг.

06

окт.

07

окт.

11

окт.

13

окт.

14

определенно да

24

18

21

17

20

28

19

13

23

скорее да

19

24

32

36

33

30

39

39

46

скорее нет

20

28

22

26

26

23

25

30

19

определенно нет

25

19

18

15

18

15

9

9

3

затрудняюсь ответить

12

10

6

6

3

5

9

9

8

 

ГОРДИТЕСЬ ЛИ ВЫ НЫНЕШНЕЙ РОССИЕЙ?

 

мар.06 

окт.07 

окт.08 

апр.10 

окт.13

окт.14

определенно да

19 

27 

22 

18 

13

22

скорее да

29 

33 

40 

37 

40

47

скорее нет

32 

23 

23 

27 

30

13

 определенно нет

16 

12 

10

5

затрудняюсь ответить

11 

7

12

 

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ОКАЗЫВАЕТЕ ЛИ ВЫ ЛИЧНО КАКОЕ-ЛИБО ВЛИЯНИЕ НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ И ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ РОССИИ?

 

авг.06

окт.07

окт.11

окт.13

окт.14

определенно да

1

4

5

3

6

скорее да

9

11

12

14

16

скорее нет

31

32

32

38

34

определенно нет

56

48

46

40

33

затрудняюсь ответить

3

4

6

5

11

 

В КАКОЙ МЕРЕ ВЫ СОГЛАСНЫ ИЛИ НЕ СОГЛАСНЫ С ВЫСКАЗЫВАНИЕМ:  "ДЛЯ МЕНЯ ЛУЧШЕ БЫТЬ ГРАЖДАНИНОМ РОССИИ, ЧЕМ ЛЮБОЙ ДРУГОЙ СТРАНЫ МИРА"?

 

июн.96

окт.12

окт.14

полностью согласен

42

32

38

скорее, согласен

28

38

40

ни согласен, ни не согласен

12

19

15

скорее, не согласен

8

6

4

совершенно не согласен

2

2

1

затрудняюсь ответить

7

4

4

 

В КАКОЙ МЕРЕ ВЫ СОГЛАСНЫ ИЛИ НЕ СОГЛАСНЫ С ВЫСКАЗЫВАНИЕМ:  "В РОССИИ ПРОИСХОДИТ СЕЙЧАС ТАКИЕ ДЕЛА, ЧТО ЗАСТАВЛЯЕТ МЕНЯ ИСПЫТЫВАТЬ СТЫД ЗА НЕЕ"?

 

июн.96

июл.03

окт.12

окт.14

полностью согласен

41

41

16

5

скорее, согласен

40

39

36

15

ни согласен, ни не согласен

7

10

26

23

скорее, не согласен

4

5

14

28

совершенно не согласен

3

2

5

24

затрудняюсь ответить

6

5

4

5

 

В КАКОЙ МЕРЕ ВЫ СОГЛАСНЫ ИЛИ НЕ СОГЛАСНЫ С ВЫСКАЗЫВАНИЕМ:  "ГОВОРЯ В ЦЕЛОМ, РОССИЯ ЛУЧШЕ БОЛЬШИНСТВА ДРУГИХ СТРАН"?

 

июн.96

июл.03

окт.12

окт.14

полностью согласен

18

18

16

25

скорее, согласен

18

26

32

39

ни согласен, ни не согласен

23

23

27

21

скорее, не согласен

17

17

14

8

совершенно не согласен

8

6

3

2

затрудняюсь ответить

15

10

7

4

 

В КАКОЙ МЕРЕ ВЫ СОГЛАСНЫ ИЛИ НЕ СОГЛАСНЫ С ВЫСКАЗЫВАНИЕМ:  "ЛЮДИ ДОЛЖНЫ ПОДДЕРЖИВАТЬ СВОЮ СТРАНУ, ДАЖЕ ЕСЛИ ОНА НЕ ПРАВА"?

 

июн.96

июл.03

окт.12

окт.14

полностью согласен

27

24

20

17

скорее, согласен

28

28

33

33

ни согласен, ни не согласен

15

17

24

28

скорее, не согласен

11

15

12

13

совершенно не согласен

8

8

4

3

затрудняюсь ответить

11

7

7

7

 

В КАКОЙ МЕРЕ ВЫ СОГЛАСНЫ ИЛИ НЕ СОГЛАСНЫ С ВЫСКАЗЫВАНИЕМ:  "МИР СТАЛ БЫ ЛУЧШЕ, ЕСЛИ БЫ РОССИЯНЕ ПРИЗНАЛИ НЕДОСТАТКИ РОССИИ"?

 

окт.12

окт.14

полностью согласен

15

7

скорее, согласен

29

17

ни согласен, ни не согласен

30

25

скорее, не согласен

9

23

совершенно не согласен

3

15

затрудняюсь ответить

14

13

 

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, КАК ИЗМЕНИЛОСЬ ОТНОШЕНИЕ К РОССИИ И РУССКИМ ЗА РУБЕЖОМ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ПОЛГОДА?

 

окт.14

нас стали больше любить

1

нас стали больше уважать

10

нас стали больше понимать

11

нас стали больше бояться

30

нас стали больше презирать

9

нас стали больше ненавидеть

24

ничего не произошло

13

затрудняюсь ответить

15

 

НАШ КОММЕНТАРИЙ

1.  Итак, подавляющее большинство (86%) опрошенных утверждают - с разной степенью уверенности -  что ГОРДЯТСЯ тем, что «живут в Росси». Близкие к этому показатели были и в 2008, и 2010 году. В 2013-м произошло значимое снижение (до70%). В 2014 г. показатель скакнул вверх и достиг исторического максимума (86%). Таких, кто вовсе не гордится тем, что «живет в России» или же затрудняется с ответом на этот вопрос – 15% опрошенных.

Не будем ставить под сомнение патриотизм (любовь к Родине) россиян (как и всякого другого народа). Гордость тем, что человек живет в родной  стране, несомненно, есть один из аспектов патриотического чувства (хотя это последнее  только  к гордости и не сводится).

2.  Лишний раз убедимся в том, насколько результаты опроса зависят от сетдики, в частности – от формулировки вопроса. Вот – гордятся тем, что «живут в России» - 86%, а «гордятся нынешней Россией» уже «только» 69% опрошенных. Оба показателя очень высоки, но все же заявление о гордости «нынешней Россией» не столь распространено, как в случае гордости тем, что живут именно в России..  И уже 30% респондентов - НЫНЕШНЕЙ Россией или не гордятся или затрудняются ответить на этот вопрос. (30% - запомним эту цифру).

Как и в предыдущем вопросе,  наблюдается. статистически значимый скачок от октября 2013 к октябрю 2014 г. (на 16 процентных пунктов). Природа этого явления достаточно «прозрачна»: «КымНаш» и т. п.,  «патриотический» (псевдопатриотический?) подъем. 

3. А вот следующий вопрос – чуть ли провокационный: «Чувствуете ли Вы себя в нашем обществе свободным человеком?».

При всей абстрактности и неоднозначности такого вопроса (чувствовать себя СВОБОДНЫМ человеком можно и в условиях заведомой несвободы, равно как и наоборот), примечательна динамика распределений ответов на него, прослеживаемая исследователями почти за четверть века. В 1991 году положительно отвечали на этот вопрос 43% респондентов; этот показатель вырос к 2000 г. на 10 процентных пунктов (53%) и удерживался на уровне 52-58% на протяжении чуть ли не 15 лет (2000-е – начало 2010-х). Но вот в 2014 он, как и два рассмотренных ранее показателя,  круто взмыл вверх  - аж на 17 процентных пунктов, по сравнению с 2013 годом (было 52, стало 69%). Природа и историческое объяснение этого скачка – те же, что указывались выше (см. п. 2).

А вот утверждают, что не чувствуют себя в нашем обществе свободным человеком или затрудняются ответить на этот вопрос – 30% опрошенных (заметьте – опять 30!)

4. СВОБОДНЫЙ человек (точнее – чувствующий себя свободным) - это тот, который относительно независим от складывающихся обстоятельств. Который сам творит свою судьбу, а эта судьба, понятно, складывается в определенном историческом контексте. Для того, чтобы самостоятельно (свободно!) творить свою судьбу человек должен иметь возможность как-то влиять на общественные условия, например - через механизмы представительной демократии:  если не прямо, то косвенно ЛИЧНО влиять на политическую и экономическую жизнь своей страны, города, района…

(Вспоминаются вопросы социологических анкет советского времени: «Чувствуете ли Вы себя хозяином: на своем предприятии, в цехе, на своем рабочем месте?» Вопрос, кстати сказать, был довольно информативным. Вспомним также слова популярной советской песни: «Человек проходит как хозяин необъятной родины своей…» Вот где апология свободы!).

Так вот, отвечают – с разной степень уверенности -  положительно на вопрос: «Оказываете ли Вы лично какое-либо влияние на политическую и экономическую жизнь России?»… всего 22%! И этот показатель возрос в 2014 году, по сравнению с 2013-м лишь на 5 процентных пунктов, т. е. мера усматриваемой РЕАЛЬНОЙ, а нее ДЕКЛАРАТИВНОЙ свободы, на фоне скачкообразного  роста (по известным причинам) других, рассмотренных выше  показателей изменилась более чем скромно (почти на уровне статистической погрешности).  Зато свыше двух третей опрошенных (67%) этой действительной свободы, возможности как-то влиять на жизнь своей страны (о личной жизни и карьере здесь речь не идет), не имеют, как они считают. (11% затруднились ответить на этот вопрос).

(Вот  так ответы на «лобовой» вопрос: «Чувствуете ли Вы себя в нашем обществе свободным?», имеющий определенную идеологическую нагруженность и «подталкивающий» к социально-одобряемому, позитивному утверждению, радикально корректируются (если не опровергаются) ответами на вроде «невинный», действительно информативный вопрос о мере личного влияния граждан  на жизнь страны (как минимум – путем участия в выборах органов власти и управления)).  

5. Еще один «тест» на патриотизм: «В какой мере Вы согласны или не согласны с высказыванием:  «Для меня лучше быть гражданином России, чем любой другой страны?» Ну,  ответивших на этот вопрос негативно или затруднившихся с ответом «всего» 24%.  Надо сказать, это немало; ведь такая позиция означает заведомое предпочтение быть гражданином некой другой страны, а не своего отечества.

6.  Далее, особенно важный вопрос: «В какой мере Вы согласны или не согласны с высказыванием:  «В России происходят сейчас такие дела, что заставляет меня испытывать стыд за нее»?». Дело в том, что это тот самый вопрос, который на далее как в октября 2012 года давал такое  распределение ответов, согласно которому свыше половины (52%) опрошенных утверждали, что «испытывают стыд за Россию».

И вот прошло два года. Мы не имеем данных за 2013 год (скорее всего, в этом году данный вопрос не задавался). Но к октябрю 2014 года произошло поистине фантастическая «утрата» чувства стыда: «стыдящихся» за Россию было 52, а стало… 20%! 32 процентных пункта -  разница!!

Доля не согласных с указанным высказыванием увеличилась, соответственно, с 19 до 52% (те же 52, только с обратным знаком). Таким образом, разница и по показателю «не согласных»,  оказалась 33 процентных пункта!!

Доля тех, кто «ни согласен, ни не согласен» с указанным высказыванием, практически не изменилась: было 26, стало 23% (в пределах статистической погрешности).

Вот где самый существенный, поистине тектонический сдвиг в массовом сознании, по-видимому,  адекватно зафиксированный социологическим опросом: свыше половины тех россиян, которые раньше готовы были испытывать стыд за Россию, теперь СМЕНИЛИ СТЫД НА ГОРДОСТЬ. Такую  трансформацию (переворот в сознании), в основном за один (минувший) год, пережила Россия – ни много ни мало, ТРЕТЬ взрослых!

Таков чрезвычайный, хоть и, смеем думать, относительно  краткосрочный эффект стремительного  присоединения (воссоединения / аннексии) Крыма к России, с соответствующим «пропагандистским обеспечением» этого внешнеполитического демарша, -  вопреки всему, что последовало затем, от западных санкций и российских «контр-санкций» до падения рубля и затяжной российско-украинской войны на Донбассе.

7. Вопрос о согласии / несогласии с высказыванием: «Говоря в целом, Россия лучше большинства других стран» – как и некоторые другие, довольно абстрактен. Он показывает: а) заведомое преобладание позитивных ответов (64%) против негативных или нейтральных (35%; в том числе «ни согласен, ни не согласен» - 21%); б) существенный рост количества позитивных ответов от октября 2012 г. к октябрю 2014-го (было 48, стало 64%).

8.  И снова почти провокационный вопрос: «В какой мере Вы согласны или не согласны с высказыванием:  "Люди должны поддерживать свою страну, даже если она не права"? 50% опрошенных - с разной степенью уверенности – с этим сомнительным утверждением согласны. Поистине, патриотизм или слеп, или… ЦИНИЧЕН? 35% опрошенных мягко уходят от этой дилеммы: РОДИНА ИЛИ ПРАВОТА? То есть они либо «ни согласны, ни не согласны», либо затрудняются с ответом. И только 16%  не согласны с указанным высказыванием.

Интересно, что исторические события последнего года в общем не повлияли на соотношение позитивных и негативных ответов на данный вопрос. Ставят «патриотическое чувство» выше «чувства справедливости», как два года назад, так и сегодня,  порядка половины опрошенных.

9. Что касается высказывания:  «Мир стал бы лучше, если бы россияне признали недостатки России», - то с ним – с разной степенью уверенности – согласны 24% опрошенных, чего можно было ожидать, с  учетом распределений ответов на предыдущие вопросы. Правда, менее 40% (а именно – 38) не согласны с этим утверждением.

Примечательно, что по сравнению с октябрем 2012 года согласных с тем, что «мир стал бы лучше, если бы россияне признали недостатки России», стало чуть ли не вдвое меньше (было 44 стало 24%).

Вопрос этот, на наш взгляд, неудачный, поскольку не ясно, несогласие обусловлено неверием в то, что мир станет лучше, если россияне признают недостатки России, или нежеланием признавать недостатки России, или уверенностью в том, что недостатков у России нет.

10. И, наконец, интересный вопрос, ранее исследователями не задававшийся: «Как Вы считаете, как изменилось отношение к России и русским за рубежом за последние полгода?». Чаще всего встречающийся ответ: «Нас стали больше бояться» (30%). Следующий, в порядке убывания частоты встречаемости, ответ: «Нас стали больше ненавидеть» (24%!). «Нас стали больше уважать» - 10%/ «Нас  стали больше понимать» - 11%. 28% опрошенных либо полагают, что «ничего не произошло», либо затрудняются ответить. «Нас стали больше презирать» - ответ 9%. Практически никому не приходит в голову выбрать ответ «Нас стали больше любить (1%).

Что ж, в данном вопросе массовое сознание проявляет достаточную реалистичность.

11. Подводя итог, заметим, что, в отличие от «лобовых» вопросов на общественно-политические темы (вроде одобрения действий первого должностного лица государства или доверия к нему, на которые трудно ожидать поголовно откровенных ответов, менее острые вопросы, типа фиксации патриотических чувств и т. п, не говоря уж о конкретных вопросах, затрагивающих сферу повседневной жизни респондента,  оказываются более информативными.

Так. мы наблюдаем, что 30 процентов опрошенных (помните нашу просьбу обратить внимание ни эту цифру) заявляют, что вовсе НЕ ГОРДЯТСЯ нынешней Россией или затрудняются ответить – гордятся или нет. Те же 30 процентов - вовсе не чувствуют себя «свободными людьми» или затрудняются ответить на соответствующий вопрос, притом, что вопрос этот достаточно идеологически нагружен (что, скорее всего, не осознается многими респондентами).

Мы бы сказали, что это - «не лояльные» ответы на вопросы, которые не вызывают у респондентов чувства тревоги: почему бы и не признать, что «не горжусь Россией» или не чувствую себя в ней «свободным человеком», коль скоро действительно так думаю? А уж «хитроумный» (с подтекстом)  вопрос о личном влиянии на политическую и экономическую жизнь страны (в сущности, речь идет о влиянии через участие в выборах), и вообще не дает повода для массовых позитивных ответов .. (Хоть большинство и участвует в выборах представительных органов власти и Президента, мало кто обольщается, что это как-то влияет на то, «куда идут дела в стране»).

12. Из нашего анализа довольно наглядно явствует, ответам на какие вопросы можно доверять, а на какие  – нет.

Нельзя доверять распределениям ответов на вопросы об одобрении и / или доверии к властвующим персонам  и институциям. (Соответственно,  нет доверия большинству рейтингов, рассмотрение которых имеет определенный смысл разве что в  динамике).

 Аналогично – для других «лобовых» и острых вопросов на общественно-политические темы (вроде согласия / несогласия с ключевыми государственными решениями,  будь то во внутриполитической, будь то во внешнеполитической сфере).

Очень мало шансов получить адекватную картину общественного мнения по вопросам на темы, активно муссируемые официальной пропагандой (особенно телевизионной). Тут вам и «спираль молчания», и предпочтение, отдаваемое  социально-одобряемым ответам, да и просто опасение последствий откровенного ответа на вопрос социолога (хотя бы подобные опасения и были – пока – напрасными)

Так что же, не нужны, бессмысленны массовые опросы? Нет, не бессмысленны! Конечно, в демократическом, цивилизованном обществе их познавательная эффективность более высока, Но и в обществе типа нашего результаты массовых опросов  (разумеется, при условии профессионализма социологов-полстеров) могут быть познавательно ценными. Но для этого необходимо соблюдение нескольких условий:

а) Вопросы, которые полстеры задают респондентам, должны быть, по возможности, «аполитичными», хотя бы они и преследовали цель выяснить отношение к общественно-политическим «материям» (это, понятно – особое методическое искусство!).

б) Вопросы должны, по возможности, относиться к предметам, входящим в сферу непосредственного опыта респондентов. Следует  заметить, что такие вопросы, как правило, дают более реалистичную картину общественных настроений, оценок, мнений

(Вот, например, в 2012 году спрашивали о конкретных предметах «гордости за Россию».  Среди них были такие позиции, как: экономические достижения России (доля позитивных ответов - 33 %), положение дел с демократией в стране (31 %), социальная справедливость и равноправие всех групп населения в России  (24 %), система социальной защиты населения (23 %). Довольно реалистичная картина. Это при том, что три четверти опрошенных «гордятся своим российским гражданством»! (см. выше).

В 2014 году эти вопросы Левада-центром не задавались или же задавались, но результаты пока не обнародованы. Однако можно предположить, что прирост позитивных ответов по этим позициям в 2014 году был бы не столь уж велик).

в)  И последнее.  Очень редко когда удается «придумать» такой ТЕСТОВЫЙ вопрос, ответы на который сами по себе могли бы служить индикатором некой социальной сущности. Поэтому содержательные выводы из материалов всякого опроса общественного мнения могут строиться лишь на базе СОВОКУПНОСТИ, комплекса вопросов с ответами на них. Что, строго говоря, является делом уже не полстера, как такового, а социального аналитика-интерпретатора

А. Алексеев. 25.11.2014.

 **


См. НА ЭТУ ТЕМУ также на портале BBC:

= Почему россияне гордятся своей страной? (беседа с социологом Левада-центра Денисом Волковым. 19 ноября 2014)




comments powered by Disqus