Из истории биографического метода
…Предыстория биографического метода связана с 20-ми годами ХХ века Чикагской школы в США, так называемой социологией биографических конкурсов в Польше, психологией в Австрии. Знаменитое исследование о польских крестьянах в Европе и Америке, вышедшее в 1918-1920 годах, чикагского социолога В.И.Томаса и его польского коллеги Ф.Знанецкого, развивало тезис о развале сельской общины и индивидуализации ведения хозяйства. Макросоциологическая проблема миграции рассматривается здесь через призму изменений в крестьянских “первичных группах” семьи и общины в экономических, культурных, религиозных и классовых аспектах). Из Чикагской школы вышло целое направление биографических исследований - изучение особенностей культуры сообществ иммигрантов, образа жизни преступников и девиантных групп, генезиса преступлений в истории жизни, проблем урбанизированного общества, особенностей этнической, языковой и культурной дивергенции. Среди использованных в этих исследованиях первичных данных - автобиографии и биографические интервью, письма, акты о попечении и документы других контрольных инстанций, протоколы включенных наблюдений, самонаблюдения меньшинств и отклоняющихся групп. Если некоторые биографические данные использовались лишь иллюстративно, то другие методично сравнивались, например, в исследовании К.Шоу среди молодых правонарушителей. К американской школе социальных исследований принадлежат еще и другие качественные междисциплинарные исследования середины и второй половины ХХ века, методические уроки которых вбирает проблематика биографических исследований. Это Хотторнские эксперименты Ф.Ротлизбергера и В.Диксона2, исследования мотивации Д. Мак-Клеланда3, исследования балинезийского характера и социализации на Бали М.Мид и Г.Батсона. Европейская линия биографических исследований развивалась в ином ритме. Так, в Польше Ф.Знанецкий выпустил в 1921 году первое собрание письменных автобиографий; там этот исследовательский метод закрепился в форме публичных конкурсов биографий как признание социологическим сообществом использования биографических свидетельств. Как резюмирует П.Томпсон, характерным для этой польской линии биографического метода было то, что она вышла за пределы научного обсуждения и стала культурным движением, так как путем публикации биографий к обсуждению тем национальной и общественно-политической значимости были привлечены различные социальные группы. Более того, утверждается, что биографический метод способствовал росту самосознания этих социальных групп. Если немецкая социология в 20-е годы не присоединилась к американским «качественным» инициативам преимущественно из-за методических возражений против ценности источников - автобиографий, собранных среди представителей рабочего движения, то венским психологам Карлу и Шарлотте Бюлер6 удалось внедрить биографический метод в психологию и педагогику. Ш.Бюлер собирала дневники гимназической молодежи и осуществила систематический анализ этих документов, в том числе, в перспективе сравнения поколений и в психологии течения жизни. Венская линия биографических исследований была поддержана другим классическим качественным исследованием 30-х годов ХХ века «Безработные в Мариентале». Содержательная проблема исследования - безработица в Австрии, методологическая - попытка объективно отобразить социально-психологические последствия этого факта. Эта венская линия развития была прервана во времена национал-социализма, поскольку его центральная идеологема - раса, наследственность - чужды гуманистическому биографическому подходу. Далее, уже в середине 50-х годов группа психологов во главе с Х.Томаэ занималась собиранием и интерпретацией биографических данных в проекте «Психологической биографики»8. Особенностью этого проекта были долгосрочные наблюдения и анализ бюджета дня, попытка достичь своего рода полноты жизненно-исторического свидетельства. Правда, это осталось узко-парадигматическим достижением и не привело тогда к широкому распространению биографического метода в социальных науках. Подобное было характерно и для направлений медицинской биографики9, автобиографий в педагогике10, для этнографических историй жизни. Из классических крупных качественных исследований в Европе, которые внесли вклад в развитие качественных и биографических исследований, можно назвать исследования авторитарной личности Т.Адорно. В послевоенный период в европейской социологии биографии привлекали внимание исследователей в основном для иллюстративных целей. И только в конце 70-х годов одновременно в Германии, Франции, Канаде, Италии и других странах возникает ренессанс биографического метода. Совершенно различные научные дисциплины – социология, клиническая социология, этнография, антропология, психология, социология гендера, этнология, визуальная социология – пересекаются, составляя сегодня развитую и интернационально распространенную сферу биографических исследований. Более того, в социологии говорят12 о «конъюнктуре» биографического исследования в 80-е и 90-е годы. Этот ренессанс метода уже не сопряжен с прежним рессентиментом, поскольку адепты биографического метода вынуждены прилагать больше усилий для его методологического обоснования, чем это делали, например, Ф.Знанецкий и У.Томас. Социологическая биографика наследует теоретическим усилиям социологии жизненного пути, в рамках которой, вне зависимости от провозглашения активистского направления в теоретической социологии, возникла потребность акцентирования субъектности в понимании социализационных процессов.
В потоке биографических европейских исследований последней четверти ХХ века13складываются в основном четыре направления:
1. Исследования социальной обусловленности жизненных путей. Это, например, исследования профессиональных биогрaфий В.Деппе14, разделенных/неразделенных по гендерному признаку; социодемографические когортные исследования. Здесь в центре внимания социальные механизмы регулирования жизненных траекторий, увязывающие возрастную дифференциацию, социально-классовое расслоение, конъюктурные циклы и кризисы, а также исторические события.
2. Исследования, нацеленные на реконструкцию социального опыта и его смысловых структур: исследования сознания рабочего класса Д.Берто15, коллективного исторического сознания Л.Ниетхаммера16, субкультурных стилевых форм и др. Эта исследовательская стратегия ведет к уяснению способа построения личного опыта и внутренней структуры матриц ЕГО объяснения/толкования.
3. В отличие от предыдущих направлений, нацеленных на реконструкцию связного личного опыта и господствующих в социуме смысловых структур, можно выделить и такие, которые направлены на изучение генезиса образов опыта и смысловых структур. Например, как происходит процесс социализации и интернализации культурных образцов (Ф.Шютце о поколении эпохи национал-социализма17).
4. Следующий путь эмпирического биографического исследования служит обоснованию теоретических концепций, например, в психологии развития, теории личности, психопатологии. В качестве результата здесь выступает эмпирически обоснованное знание о природе психического и социального поведения.
В России импульсом к развитию биографического метода послужило исследование биографий семей под названием «Век социальной мобильности в России»18, инициированное французским социологом Д.Берто и возглавленное В.В.Семеновой. В рамках этого проекта и с участием В. В. Семеновой, В. Ф. Журавлева, Е. Ю. Мещеркиной (Рождественской), С.М. Рождественского, Е.Фотеевой, М.М.Малышевой реконструировались индивидуальные стратегии трех поколений семей, жизнь которых иллюстрирует бурные социальные события ХХ века. К этому методу также обращались в своих исследованиях В.Безрогов, А.Вардоматский, В.Голофаст, И.Голубович, А.Готлиб, Е.Здравомыслова, Н.Козлова, В.Нуркова, И.Разумова, А.Темкина, Е.Трубина, Н.Цветаева, С.Чуйкина, Е.Ярская-Смирнова и др.