01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

Из истории закручивания гаек в России

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Колонка Андрея Алексеева / Из истории закручивания гаек в России

Из истории закручивания гаек в России

Автор: А. Трофимов, Forbes — Дата создания: 14.04.2013 — Последние изменение: 14.04.2013
Участники: А. Алексеев
Сводка изменений в законодательстве РФ, направленных на ограничение политических свобод в России (2000-2012). А. А.

 

Из портала «Forbes»:

Краткая история закручивания гаек в России

Антон Трофимов

20.07.2012

Два первых президентских срока Владимира Путина прошли под лозунгом выстраивания вертикали власти, которым он продолжал заниматься и на посту премьер-министра, а теперь — и в рамках третьего срока. Этот процесс привел к тому, что за минувшие 12 лет политический ландшафт страны изменился радикальным образом. Существенная часть политических свобод оказалась либо ограничена, либо вообще ликвидирована, партийное движение канализировано и поставлено под контроль, избирательные процессы отрегулированы таким образом, чтобы исключить любые неприятные для действующей власти эксцессы. Закономерным результатом подобной трансформации стал резкий рост общественной активности россиян, ярче всего проявившийся нынешней зимой и весной после парламентских и президентских выборов. Реакция на этот всплеск вполне укладывается в тенденцию, четко прослеживающуюся с 2000 года. В ответ на требования либерализации внутренней политики страны (к которому, по крайней мере, формально прислушался в последние месяцы своего президентства Дмитрий Медведев, инициировавший ряд послаблений в политическом законодательстве) действующий президент предпринял новые шаги по ужесточению. Через Федеральное собрание проведены законы об «иностранных агентах», поправки в законодательство о массовых мероприятиях, введение «черного списка» Интернет-сайтов, а проект поправок, приравнивающий получающие зарубежное финансирование СМИ к тем же «иностранным агентам», готовится к принятию.

Forbes представляет хронику «закручивания гаек» в период с 2000-го по 2012 годы.

 

Изменение принципа формирования Совета федерации (2000)

Принято Государственной думой 19 июля 2000 года

Одобрено Советом федерации 26 июля 2000 года

Вступило в силу 5 августа 2000 года

Первым шагом второго президента России Владимира Путина на пути укрепления властной вертикали было решение о смене принципа формирования Совета Федерации. В наследство от Бориса Ельцина, инициировавшего «парад суверенитетов», Путину достался Совфед, состоявший из первых лиц региональной власти — губернаторов, президентов, глав местных заксобраний. Президентским решением их сменили представители — по одному от органа законодательной и исполнительной власти каждого субъекта Федерации. Тем самым были существенно ограничены лоббистские возможности региональных руководителей.

 

Введение срока полномочий судей (2001)

Принято Государственной думой 28 ноября 2001 года

Одобрено Советом Федерации 5 декабря 2001 года

Вступило в силу 31 декабря 2001 года

Одним из важнейших новшеств судебной реформы, внесенных по инициативе президента Путина, стало появление временной нормы нахождения судей на своих должностях. Прежде всего это коснулось председателей и заместителей председателей федеральных судов вплоть до судов высшей инстанции: их полномочия ограничили шестью годами. Простые федеральные судьи при первом назначении на должность были ограничены тремя годами, и только если по истечении этого срока квалификационная коллегия судей не находила оснований отрешить их от поста, оставались на нем до достижения предельного возраста (эта норма была отменена в 2009 году). Поскольку назначение судей было предусмотрено только решением президента, глава исполнительной власти фактически получил мощнейший рычаг для давления на судебную власть.

 

Закон о политических партиях (2001)

Принят Государственной думой 21 июня 2001 года

Одобрен Советом федерации 29 июня 2001 года

Вступил в силу 11 июля 2001 года

Как ни удивительно, до появления этого закона российское законодательство никак не регулировало деятельность именно политических партий — существовал только закон об общественных объединениях, принятый в 1995 году. Новый документ, введя само понятие политической партии, тут же наложил серьезные ограничения: обязательная численность — не менее 10 000 человек, а также наличие отделений более чем в половине субъектов Федерации (отделения численностью не менее 100 человек). Политическое поле резко сузилось: похвастаться такой массовой численностью могли далеко не все партии. Кроме того, политическим общественным объединениям дали два года на то, чтобы перерегистрироваться в качестве политических партий по новому закону — и по новым требованиям.

 

Закон о противодействии экстремистской деятельности (2002)

Принят Государственной думой 27 июня 2002 года

Одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 года

Вступил в силу 30 июля 2002 года

Фоном для принятия этого закона стало серьезное обострение ситуации на Северном Кавказе и усиление ксенофобских тенденций в России. Но в тексте документа оказалось множество примечательных тонкостей, позволяющих максимально широко применять новые нормы. Так, право на объявление общественной организации экстремистской было возложено на суд, вводилось понятие вражды или ненависти по политическим мотивам, а также в отношении «социальной группы» (таковыми суды вскоре признали чиновников, милиционеров и пр.). Любое общественное или религиозное объединение могло с легкостью получить предупреждение из прокуратуры, если в деятельности хотя бы одного из региональных или структурных подразделений будут обнаружены признаки экстремизма. К тому же до решения суда о прекращении деятельности общественного объединения, заподозренного в экстремизме, «соответствующее должностное лицо» могло вынести постановление о приостановлении этой деятельности. По этому закону в итоге была объявлена экстремистской и запрещена Национал-большевистская партия Эдуарда Лимонова. В этом же законе вводилось и понятие Федерального списка экстремистских материалов, однако в реальности он впервые появился только пять лет спустя. 

 

Исключение избирательного залога (2009)

Принято Государственной думой 23 января 2009 года

Одобрено Советом Федерации 28 января 2009 года

Вступило в силу 15 марта 2009 года

Отмена избирательного залога для партий, участвующих в парламентских выборах, и кандидатов в президенты привело к резкому увеличению возможностей легального отказа в участии в избирательном процессе. Для непарламентских партий, которые не могли выдвинуть свои списки без сбора подписей, оформление подписных листов осталось единственной возможностью участия в выборах — как и для всех претендентов на высший государственный пост. Последствия этого шага особенно ярко проявились в ходе последней президентской кампании, когда четырем кандидатам было отказано в регистрации из-за проблем с подписями, в том числе Григорию Явлинскому — на основании брака более четверти собранных подписей (попытка оспорить это решение в судебном порядке окончилась провалом).

 

Закон о референдуме Российской Федерации (2004)

Принят Государственной думой 11 июня 2004 года

Одобрен Советом Федерации 23 июня 2004 года

Вступил в силу 30 июня 2004 года

Появление этого закона резко сократило список вопросов, которые могли быть вынесены на всенародный референдум, и в первую очередь — тех, которые касались центральной власти. В частности, были исключены вопросы о досрочном прекращении полномочий президента и федеральных чиновников, формировании бюджета, статусе субъектов Федерации, чрезвычайных и срочных мерах по обеспечению здоровья и безопасности населения. Появилась и простая формальная возможность вообще исключить возможность назначения и проведения уже объявленного референдума — для этого достаточно было введения в отдельных местностях военного или чрезвычайного положения. Также была установлена норма числа инициаторов референдума — 2 млн человек, из которых не более 50 000 человек проживают на территории одного субъекта Федерации или в совокупности за ее пределами.

 

Отмена выборности губернаторов (2004)

Принята Государственной думой 3 декабря 2004 года

Одобрена Советом Федерации 8 декабря 2004 года

Вступила в силу 11 декабря 2004 года

Через три года после изменения принципа формирования Совета Федерации, ознаменовавшего начало строительства властной вертикали, по региональным властям был нанесен самый сильный удар. С появлением этого закона главы регионов потеряли возможность избираться на свой пост — отныне они могли быть на него только назначены местными парламентами (в которых к тому времени большинство мест, как правило, занимали представители «Единой России»), причем вносить кандидатуру на голосование мог только президент России. Полномочия действующих губернаторов и глав регионов не прекращались, но вскоре после появления нового закона поднялась волна обращений местных лидеров к президенту с просьбой подтвердить их полномочия в соответствии с новым законом. Указ о порядке рассмотрения президентом кандидатур губернаторов был опубликован 29 декабря 2004 года.

 

Закон о массовых мероприятиях (2004)

Принят Государственной думой 4 июня 2004 года

Одобрен Советом Федерации 9 июня 2004 года

Вступил в силу 4 июля 2004 года

Новый закон с самого начала наложил несколько существенных ограничений на организаторов и участников массовых мероприятий. В частности, впервые был прописан прямой запрет на проведение акций у резиденций президента России, судов, «особо опасных объектов» и т. д. Отдельно было оговорено, что порядок проведения массовых акций на территории, прилегающей к Кремлю (в том числе на Манежной площади, бывшей популярным местом миллионных акций в конце 1980-х — начале 1990-х), находится в ведении президента. Кроме того, очень неясно был описан механизм согласования места и времени проведения массового мероприятия. С одной стороны, закон устанавливал уведомительный характер таких акций, а с другой — предоставлял местным властям право на свое усмотрение предлагать организаторам другие места и другое время и требовать их согласия с предложениями.


Изменения в закон о политических партиях (2004)

Приняты Государственной думой 3 декабря 2004 года

Одобрены Советом Федерации 8 декабря 2004 года

Вступили в силу 20 декабря 2004 года

Самым существенным нововведением, которое устанавливали эти изменения, стало резкое повышение обязательной численности политической партии — до 50 000 человек. Впятеро увеличивался и минимальный состав региональных отделений, которые партия должна была иметь более чем в половине субъектов отделения — до 500 человек. Фактически эти изменения вели к тому, что с этого момента на политическом пространстве России свободнее всего могли чувствовать себя только три партии, причем те, которые доставляли меньше всего проблем центральной власти: «Единая Россия», КПРФ и ЛДПР.

 

Изменения в законы, регулирующие деятельность некоммерческих общественных организаций (2005)

Приняты Государственной думой 23 декабря 2005 года

Одобрены Советом Федерации 27 декабря 2005 года

Вступили в силу 18 апреля 2006 года

Принятие поправок в Закон о некоммерческих организациях вызвало бурю негодования за пределами России: эти шаги российской власти однозначно трактовались как попытки максимально осложнить деятельность прежде всего независимых международных организаций, в первую очередь тех, которые занимаются вопросами соблюдения прав человека. Документ впервые оговаривал прямое отношение к филиалам иностранных НКО (появилось определение иностранной неправительственной организации и ее структурного подразделения), расширял список оснований для отказа в регистрации и ограничения для учредителей (в том числе иностранных граждан), предусматривал ограничения на пожертвования политическим партиям и их отделениям, в избирательные фонды и фонды референдума. Принятие этого документа привело к тому, что предписанную им перерегистрацию в связи с изменениями в уставных документах не успели пройти российские подразделения многих международных организаций, в том числе Human Rights Watch, Amnesty International и др.

 

Отмена одномандатных избирательных округов (2005)

Принята Государственной думой 22 апреля 2005 года

Одобрена Советом Федерации 11 мая 2005 года

Вступила в силу 18 мая 2005 года

За два года до проведения очередных парламентских выборов — и в прямой связи с итогами выборов в Госдуму, прошедших в 2003 году, — президент России решил изменить выборное законодательство. В течение весны-лета 2005 года было принято сразу несколько законов, существенно осложнивших жизнь оппозиционным партиям. Одним из новшеств стало радикальное изменение выборной системы со смешанной мажоритарно-пропорциональной на пропорциональную. С отменой одномандатных округов была установлена возможность выдвижения и голосования на думских выборах только по партийным спискам.

 

Отмена избирательных блоков (2005)

Принята Государственной думой 6 июля 2005 года

Одобрена Советом Федерации 13 июля 2005 года

Вступила в силу 26 июля 2005 года

Вслед за отменой выборов по одномандатным округам была принята еще одна существенная поправка в выборное законодательство — запрет на создание избирательных блоков. О том, насколько оправданными были резоны власти, предложившей это нововведение, можно было судить по результатам состоявшихся еще по старым нормам выборов в Мосгордуму (они были назначены до вступления закона в силу и прошли через пять месяцев после его принятия). Из трех парламентских партий — «Единая России», КПРФ и ЛДПР — одна не получила мест вообще (либерал-демократы), зато существенный результат показал блок «Яблока» и СПС, преодолевший 10%-ный барьер.

 

Введение 7%-ного барьера на прохождение партии в Думу (2005)

Принято Государственной думой 22 апреля 2005 года

Одобрено Советом Федерации 11 мая 2005 года

Вступило в силу 18 мая 2005 года

Закон стал первым прямо регулирующим именно думские выборы. И в нем сразу же был установлен высокий барьер для прохождения кандидатов по партийным спискам — 7%. С учетом запрета на создание избирательных блоков такой шаг позволял существенно ограничить возможность попадания в Госдуму оппозиционных партий. Фактически же нововведение оставляло шансы избрать депутатов только от трех партий — ЕР, ЛДПР и КПРФ. Исключением стала только созданная год спустя партия «Справедливая Россия», сумевшая преодолеть на парламентских выборах 2007 года новый барьер прежде всего за счет тесной связи с действующей властью и использования административного ресурса.

 

Отмена минимальной явки на выборах (2006)

Принята Государственной думой 17 ноября 2006 года

Одобрена Советом Федерации 24 ноября 2006 года

Вступила в силу 7 декабря 2006 года

Запрет на создание избирательных блоков, введение 7%-ного барьера на выборах и отмена одномандатных округов вызвали существенное недовольство оппозиционных Кремлю политических сил. С учетом падения активности избирателей и призывов оппозиционных лидеров бойкотировать выборы опасность того, что они могут быть признаны несостоявшимися, значительно выросла. Чтобы не допустить подобного развития событий, за год до очередных парламентских выборов власть инициировала отмену порога минимальной явки. В соответствии с изменениями выборы признавались действительными при любой явке — на каждом избирательном участке достаточно было проголосовать одному-единственному избирателю. Ранее региональные выборы считались состоявшимися при 20%-ной явке, парламентские — при 25%-ной, президентские — при 50%-ной явке.

 

Изменения в Закон о противодействии экстремистской деятельности (2006)

Приняты Государственной думой 8 июля 2006 года

Одобрены Советом Федерации 14 июля 2006 года

Вступили в силу 29 июля 2006 года

Через четыре года после вступления в силу драконовского антиэкстремистского законодательства оно было еще более ужесточено. В соответствии с принятыми поправками был значительно расширен перечень признаков экстремистской деятельности, под который отныне подпадала практически любая критика существующей власти и открытое выражение недовольства ее действиями. Кроме того, среди нововведений оказалось признание субъектом экстремистской деятельности автора произведений, предназначенных для публичного использования — в том числе и в интернете. В декабре того же года после вступления в силу изменений в выборное законодательство «экстремистские» статьи стали основанием для отказа в регистрации кандидатов и партийных списков.

 

Отмена графы «против всех» на выборах (2006)

Принята Государственной думой 30 июня 2006 года

Одобрена Советом Федерации 7 июля 2006 года

Вступила в силу 15 июля 2006 года

Внесены изменения в три закона: «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», «О выборах президента РФ» и «О выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания РФ». Этот шаг сводил на «нет» любую опасность бойкотирования выборов или получения неудовлетворительного для действующей власти результата. Возможность проголосовать против всех кандидатов на парламентских или президентских выборах в крайнем случае могла привести даже к назначению нового голосования — после принятия поправок эта угроза была ликвидирована. Избиратели лишились последней возможности протестного голосования.


Первая публикация Федерального списка экстремистских материалов (2007)

Подготовка и ведение такого списка предусматривались принятым в 2002 году Законом о противодействии экстремистской деятельности, а ответственным за эту работу президентским положением был назначен Минюст России. Экстремистскими материалы признаются федеральными судами по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании представления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу. На 19 июля 2012 года в списке, опубликованном на сайте министерства, значатся 1360 пунктов, среди которых — организации, фильмы, книги и даже отдельные компакт-диски, в которых суды усмотрели наличие признаков экстремизма.

 

Изменение законодательства о массовых мероприятиях (2012)

Приняты Государственной думой 5 июня 2012 года

Одобрены Советом Федерации 6 июня 2012 года

Вступили в силу 8 июня 2012 года

Очевидным поводом для ужесточения митингового закона стали массовые акции протеста после парламентских выборов 2011 года и президентских выборов 2012 года — самые массовые с середины 1990-х годов в России. Несмотря на многочисленные протесты общественности, законопроект в кратчайший срок был подготовлен и внесен в Федеральное собрание, которое столь же оперативно его приняло. Штрафы за нарушения на митингах были увеличены в десятки раз (максимальный размер административного штрафа для граждан — до 300 000 рублей, а для должностных лиц — до 600 000 рублей, для юридических лиц — до 1 млн рублей), для нарушителей были введены обязательные работы, и даже за проведение фактически несанкционированных массовых акций под видом массового сбора граждан — «гуляний» — была введена ответственность, если они повлекли нарушение общественного порядка. К тому же появилось и понятие срока давности для привлечения к административной ответственности за нарушения на митингах — один год со дня совершения правонарушения. Кроме того, если раньше митинги могли проводиться до 23:00, то новый закон сдвинул это время на час назад — до 22:00.



Закон об иностранных агентах (2012)

Принят Государственной думой 13 июля 2012 года

Одобрен Советом Федерации 18 июля 2012 года

Поправки в российское законодательство, регулирующее деятельность некоммерческих организаций, которые сразу окрестили «законом об иностранных агентах», были приняты, невзирая на яростные протесты общественности. Авторами законопроекта значатся 243 депутата. Несмотря на незначительные смягчающие поправки, внесенные президентским советом по правам человека, новые условия деятельности НКО ужесточаются существеннее, чем семь лет назад. То, занимается организация политической деятельностью или нет, будет решаться не на основании ее уставных документов, а по факту; иностранным агентом будет признана любая российская НКО, если она финансируется из-за рубежа (из любых источников — от правительств, государств, международных и иных организаций, а также от гражданских, юридических лиц и лиц без гражданства) и занимается политической деятельностью; а любая транзакция в адрес такой организации на сумму от 200 000 рублей будет контролироваться в соответствии с Законом о легализации преступных доходов. Кроме того, любая российская некоммерческая организация, признанная иностранным агентом, должна состоять в особом реестре, для нее будет действовать особый правовой режим, которым, в частности, предусмотрены особая отчетность и особые проверки.

 

Закон о клевете (2012)

Принят Государственной думой 13 июля 2012 года

Одобрен Советом Федерации 18 июля 2012 года

Возвращение в российский Уголовный кодекс статьи «Клевета», исключенной в декабре прошлого года, на фоне принятия других жестких законов воспринимается как расширение возможностей власти организовать судебное преследование недовольных. Вместо действующих сейчас, согласно Кодексу об административных правонарушениях, наказаний за клевету в размере 2000-3000 рублей устанавливаются новые штрафы — от 500 000 до 5 млн рублей, а в особо тяжких случаях предусмотрены даже обязательные работы.

 

Закон об интернете (2012)

Принят Государственной думой 11 июля 2012 года

Одобрен Советом Федерации 18 июля 2012 года

В соответствии с новым законом, прошедшим процедуру согласования в Федеральном собрании, с ноября 2012 года начнет создаваться единый реестр интернет-ресурсов, содержащих материалы, запрещенные к распространению в России. По уверениям авторов законопроекта, он направлен прежде всего на борьбу с информацией, способной нанести вред детям, — детской порнографией, суицидными инструкциями и сведениями о наркотических средствах. Однако это лишь часть вопроса: если для ресурсов, содержащих подобную информацию, предусмотрена процедура досудебного закрытия, то в отношении сайтов, заподозренных в распространении иных запрещенных сведений (например, пропаганде войны или разжигании межнациональной розни), решение будет приниматься судом. Система включения в реестр предлагается многоступенчатая, а ответственным за контроль, скорее всего, будет назначен Роскомнадзор. Кроме того, документ вводит обязательную маркировку по возрастным категориям теле- и радиопрограмм и сайтов

относится к:
comments powered by Disqus