01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

«Каин, Каин, где брат твой, Авель?» - «Разве я сторож брату своему?»

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Колонка Андрея Алексеева / «Каин, Каин, где брат твой, Авель?» - «Разве я сторож брату своему?»

«Каин, Каин, где брат твой, Авель?» - «Разве я сторож брату своему?»

Автор: А. Алексеев; Е. Смудянский; и др. — Дата создания: 16.01.2016 — Последние изменение: 21.01.2016
Заметки о «братстве народов», как его понимают в Украине и в России. Автор – А. Алексеев.

 

 

 

 

На снимке: украинский блогер Илона Скала

 

Тема отношения разных НАРОДОВ, а точнее - граждан, принадлежащих к разным народам, ДРУГ К ДРУГУ, в последние дни чрезвычайно обострилась. Ну, будем все-таки говорить об отношениях между именно НАРОДАМИ. В отличие от отношений между СТРАНАМИ. Последние обычно отождествляются не с народом, а с ГОСУДАРСТВОМ, с установившимся в данной стране РЕЖИМОМ. Ну, а этот последний, как правило, отождествляется с личностью ПРАВИТЕЛЯ (особенно, если режим авторитарный). 

Эта серия отождествлений приводит к серьезным искажениям и подмене понятий, что особенно распространено в средствах массовой информации, но проникает даже и в науку. А уж в обыденном сознании – полная путаница. Принято говорить: «американцы (русские, немцы, китайцы…) ХОТЯТ», имея в виду вовсе не граждан, а государство. И даже не саму государственную машину (которая, понятно, ничего хотеть не может), а людей во власти в данном государстве (сегодня одних, а завтра – других).

Но происходит и обратная субституция, на грани фальсификации: переадресовка устремлений и действий власти (которая может быть даже и «антинародной») всему народу. Например, если одно государство выступает агрессором по отношению к другому, то это сразу переносится и на народ: немцы вероломно напали на Советский Союз, или, скажем, русские ведут необъявленную войну на востоке Украины.

И тогда уже не страны, а «народы» воюют друг с другом.  И происходит накопление взаимных «народных»  обид.  И на этом часто спекулируют  «вожди нации» (=«национальные лидеры») и их приспешники.  А уж самые ретивые призывают: «Убивать, убивать, убивать!» (вспомним хотя бы идеолога «русского мира» Дугина).

А государственная пропаганда усиленно «облучает» собственное, мирное население, внушая ненависть к НАРОДУ противной стороны и убеждение в исторической справедливости действий СВОЕЙ власти, в противоположность всем остальным. Всякая война считается справедливой с «нашей» стороны и несправедливой со стороны противника. В итоге определенная часть населения  данной страны проникается идеями и интересами  правящей верхушки, и впрямь встает в оппозицию уже не к СТРАНЕ (государству), а к НАРОДУ  другой страны, начинает испытывать к нему  самые негативные чувства.

И тут нужны высокий интеллектуализм и нравственная сила, чтобы не поддаться этому рессентименту, чтобы сохранить ясность ума и трезвость в этом  «шабаше». И нужен не только самоконтроль, но и особый такт в трактовке этих «международных» противоречий, чего порой не хватает не только «простым» людям, но и публицистам, деятелям культуры, духовным лидерам нации.

Вот такая преамбула представляется необходимой к обсуждению «горячей» темы взаимного отношения друг к другу российского и украинского народов.

Сразу оговорим, что речь пойдет о РАЗНЫХ народах, имея в виду как ЭТНИЧЕСКУЮ, так и ЯЗЫКОВУЮ, КУЛЬТУРНУЮ, ИСТОРИЧЕСКУЮ и – тем более - ПОЛИТИЧЕСКУЮ трактовку этого понятия. В плане этническом украинцы и русские, конечно близки. Здесь не будем углубляться в вопросы происхождения и этнических корней. То же и в языковом плане. Достаточно вспомнить о принадлежности двух этих языков к восточно-славянской группе, в отличие от южно- и западно-славянских).  Культурная близость  тоже не требует дополнительной аргументации. Исторические пути двух народов на протяжении последнего полутысячелетия шли параллельно, многократно скрещивались и даже сливались. Это территориальное соседство и разнообразные формы близости дали повод для возникновения мифологемы «братские народы» (интересно, когда она возникла?) – формулы ложной и, в сущности, националистической, на которой – особенно сейчас – строятся разные политические спекуляции.

(Лично я считаю все народы мира «братьями». И особое, исключительно «братство» той или иной группы этносов является заведомо неудачной, да и опасной  метафорой, хотя бы потому, что во всякой семье существует некая иерархия братьев «по старшинству». Что применительно к народам недопустимо).

Наконец,  государственно-политическая трактовка понятия НАРОД. Это не что иное как сообщество ГРАЖДАН данного государства, где этнические, языковые, культурные и т. д. различия являются подчиненными или второстепенными.  Скажем, французский народ (или нацию) составляют как этнические французы, так и выходцы из Северной Африки. Америкакий народ – это и англосаксы, и «латинос», и афроамерикацы, и даже натурализовавшиеся там выходцы их России и представители иных «диаспор».

В Украине, например как минимум для четверти (если не трети, специалисты меня поправят) родным языком является русский. То есть, говоря «украинцы», мы имеем в виду вовсе не только этнических украинцев, а ВСЕХ граждан этой страны. Итак, все граждане Украины, хоть Западной, хоть Восточной, хоть Южной или Центральной, составляют ОДИН УКРАИНСКИЙ НАРОД.

  Но вернемся к вопросу о «братстве народов». Именно этот оксюморон взорвал недавно российскую и украинскую блогосферы и стал яблоком раздора даже между соратниками / единомышленниками.

Воспользуемся обзором начала обсуждения этой темы, который был предложен в передаче радио «Свобода, от 12 января 2015. Передача так и называлась; ««Братство» как ругательство»:

 

«Елена Рыковцева: Мы сегодня выходим из Праги — редкий случай. Я представляю вам гостей программы: с нами Ростислав Хотин, мой коллега из Украинской службы Радио Свобода, Юрий Дракохруст, коллега из Белорусской службы Радио Свобода и с нами на связи Ольга Романова, моя коллега из Москвы. У нас не самая веселая, не самая праздничная тема разговора, потому что случилось новое обострение этой проблематики - «братья» как ругательство. Мы давно уже привыкли к тому, что понятное раздражение вызывает слово «брат» в устах Путина, Лаврова. Сегодня бомбим, а завтра братья. Конечно, это дико раздражает и украинцев, и даже некоторых российских граждан, которые хорошо относятся к Украине. Но с некоторых пор случилось так, что это отношение к русским переносится уже и на так называемую «пятую колонну», на либеральных людей. <…> Ростислав, кто такой Юрий Бирюков, скажите, пожалуйста? Пишется, что советник Порошенко. Это который сказал, что русских надо бы тапкой, как тараканов. 

Ростислав Хотин: Он советник президента, но он имеет свое мнение. Украина — демократическое государство. Это не мейнстримное какое-то мнение. В Украине, даже несмотря на войну, разделяют российскую власть и российский народ, русский народ, который зомбирован пропагандой кремлевской. Украина демократическая страна, свободные средства массовой информации, есть такое мнение, есть такое. Но государственная политика говорит о том, что Украина стала жертвой российской агрессии, пересматривается концепция отношений с Россией. Очень сложные времена, Украине надо выстоять. Но это мнение одного политика — это не президент, это не премьер-министр, не спикер парламента. 

Елена Рыковцева: Он сказал о том, что эти русские, которых 88%, мы на них как на насекомых, мы их в расчет не берем, когда-нибудь появится большой тапок и мы этим тапком будет пользоваться по назначению. Но дело в том, что он написал второй пост, который гораздо серьезнее,и который ближе к нашей теме. Он сказал, что даже те русские, которые считают себя несогласными с политикой Путина в отношении Украины, мы тоже их не считаем ни за братьев, ни за товарищей, потому что они платят налоги этому государству, они живут в России, они априори несут ответственность за все, что делает российское правительство. До тех пор, пока они делом не докажут, что они за Украину, а дело, с его точки зрения, - это взрывать вагоны с военной техникой, которая отправляется на территорию Украины из России, мы их в расчет брать не будем. Юрий, вы считаете эту точку зрения тоже какой-то маргинальной или вы считаете, что она более-менее отражает настроения?

Юрий Дракохруст: Я думаю, что в какой-то степени, конечно, она отражает настроения всего украинского общества. Есть опыт войн, человечество воевало, что называется, от веку, войнам свойственен, к сожалению, язык ненависти. Мы помним Первую мировую войну - «боши», «русские варвары», «лягушатники». Так Европа разговаривала друг с другом. Мы помним Вторую мировую войну: «убей немца» и соответствующий язык ненависти немецкий. В данном случае происходит острый конфликт, понятно, что в конфликте люди разговаривают так. Но мне кажется, тема братства немножко перпендикулярна теперешнему конфликту. Братство — это не то, что можно выбирать: сегодня у нас хорошие отношения и мы братья, завтра у нас плохие отношения, мы перестали быть братьями. В конце концов братья могут быть в смертельной вражде, особенно, когда старший брат пытается воспринимать младшего как ребенка, но они остаются братьями. И в этом смысле, если говорить о русских и украинцах, они просто по факту близки — это два близких этноса.

Елена Рыковцева: Ой, сейчас начнется, как только вас услышат на Украине. 

Ростислав Хотин: Я думаю, аннексия Крыма, потом война на востоке Украины поставила крест на концепции братства. Потому что братство — опасная концепция.

Елена Рыковцева: То есть вы не согласны с тем, что такого не может быть, что сегодня есть, завтра нет? 

Ростислав Хотин: Соседи, близкие, сродненные многовековой историей культуры — понятно. Но концепция братства опасна, потому что братство предполагает наличие старшего, среднего и младшего. Традиционно считалось раньше, что старший — это русский брат, средний — это украинец, а младший — белорус, чисто брали по населению и по территории. Но это очень опасно, потому что если брать по истории, то все-таки Украина старший брат. Могут быть близнецы, они вообще неразделимы. Концепция братства автоматически предполагает участие украинцев и белорусов в каких-то имперских прожектах, которые рождаются в Кремле или раньше в Зимнем дворце. Это очень опасная концепция для украинцев, да и для белорусов тоже. И поляки очень близки, литовцев связывает долгая история, для украинцев в определенной мере словаки близки, православные на Балканах, болгары. В европейском доме все братья, в глобализированном мире Украина мыслит более широкими концепциями. Мы хотим быть украинцами в общеевропейском доме».

 

Далее, в разговор вступает Ольга Романова, чье неосторожное публичное высказывание «Ну, один мы народ!» (не как декларация, а в описании обычной, бытовой ситуации общения) вызвало бурную реакцию в украинской блогосфере.

 

«…Елена Рыковцева: «Огневые комментарии» - это то, что последовало после этих слов, самых страшных, самых крамольных слов в этом посте <…> - «мы один народ». Ольга, вы когда писали про эту невинную колбаску, вы ожидали, что потом огребете, извините меня за жаргон?

Ольга Романова: Нет, конечно, не ожидала. Я про невинную колбаску огрести не ожидала. Дело в том, что действительно я, наверное, живу в другом мире, мы здесь все живем в другом мире. Вы знаете, я, наверное, сейчас сделаю то, за что меня убьет режиссер программы, я в камеру покажу — это мой офис… Вот у меня украинские флаги стоят на столах, они стоят годами. У меня половина офиса украинцы, половина русские, все с родственниками на Украине. У нас Оля Романенко украинка, которая живет и работает здесь, она в любую свободную минуту приезжает в военный госпиталь в Одессе, ухаживает за ранеными. Честно говоря, мне в голову не приходит, что мы не братские народы, мы живем одной семьей. Я забываю о том, что есть люди, которые не живут одной семьей.

Елена Рыковцева: Мы начинаем себя тоже немножко самоцензурировать. Я каждый раз спотыкаюсь, я говорю «на Украине», потому что я должна так говорить по правилам русского языка, но я спотыкаюсь, стараюсь себя ограничивать, как-то обходить этот неприятный для украинцев предлог. Точно так же с «братскими народами», я боюсь, например, употреблять это слово, хотя в принципе я его не употребляю, потому что оно пошлое — это такой штамп из советской пропаганды. Но если бы сейчас в какой-то ситуации было бы кстати употребить, я бы честно просто подвергла себя цензуре, потому что я знаю, какую это вызовет реакцию. Вы с этим свободно обращаетесь, зная даже, какую реакцию это вызовет, вы все равно считаете: это моя точка зрения, я буду ее придерживаться, я не буду себя ограничивать в тех вещах, которые мне кажутся абсолютно однозначными, абсолютно единственными. 

Ольга Романова: Вы знаете, я вспомнила фильм «Брат-2», который был снят задолго до этих событий, помните, когда герой Виктора Сухорукова приезжает в Америку, встречает украинцев, что-то у них спрашивает, они ему отвечают: «Мне москаль не брат». И тот реагирует сразу же: «А, бандеровцы». Простите, это было снято задолго до войны. Это отношения ровно такие же, как сейчас. Это было и до войны, и 10 лет назад, и 30 лет назад, как ни крути. И за Голодомор Россия несет большую ответственность, и за ужасы гражданской войны, и за Бабий яр, там очень много всего в нашей истории понамешано плохого. То есть люди, которые относятся друг к другу плохо, они просто получили сейчас возможность высказать это в соцсетях. Гоголь с Пушкиным не делись никуда».

 

(Очень советую ознакомиться с полным текстом этой передачи).

…Возвращаясь к вопросу о «тапке и тараканах»:

 

«Юрий Дракохруст: Можно я вопрос задам насчет Бирюкова? Да, человек высказал свою точку зрения, а мне интересно, в блогосфере украинской много ли людей и вообще были ли люди, которые ему написали: ты дурак, ты скотина, и не только потому, что используешь язык ненависти, а потому что ты вредишь Украине. Потому что если ты так разговариваешь с русскими либералами, то они на самом деле пойдут не взрывать поезда, а они тогда скажут: ну да, Путин значит прав, значит они наши враги. Вот такие отклики в украинской блогосфере есть?

Ростислав Хотин: Я уверен, что большинство украинцев не согласились с таким мнением. Сейчас сложно анализировать такие вещи, потому что сейчас война, конфликт, агрессия...»

 

Ну, как ни анализируй, хамить, и даже просто давать волю негативным эмоциям официальному лицу не пристало. Тем более – «советнику» президента демократической страны.

Но вот – «крик души» Илоны Скала, автора поста в Фейсбуке, получившего, заметим, около 4 тыс. перепостов. Приведу его целиком, ибо тут «не убавить, ни прибавить»:

 

«12.01.2016

Что только не прилетало мне в личку за эти последние бурные годы. На всякие там «с@ка бандеровская» уже даже внимание не обращаю. Давно принимаю за комплимент. Но сегодня вдруг зацепило одно сообщение: «ЗА ЧТОООО??! (именно так протяжно и именно капслоком) за что вы нас так ненавидите????»

Мы - это, соответственно, украинцы, то есть хохлы, то есть бандеровцы , то есть фашисты. Они- это русские, то есть братья, то есть одной крови, одного теста и чуть ли не от одной матери.

«Мы же столько прошли! А вы нас ненавидите! Все русское ненавидите. За чтоооо???!!»- надрывалась моя личка.

А действительно. За что? Ну, во-первых, не все русское и не всех русских. Никто не заставит меня разлюбить Есенина, Ахматову, Блока. Я никогда не забуду, как задыхалась от восторга, глядя на картины Врубеля в Третьяковке. Мне все так же нравятся Земфира, Высоцкий и Розенбаум. Я выросла на русской классике. В детстве я вместо альбомов с раскрасками листала альбомы с репродукциями Васнецова, Репина, Брюллова. И Перов для меня драматичнее, чем Жерико, а Достоевский глубже, чем Гюго. Я это полюбила задолго до Путина и «крымнаш». Да, сейчас «крымваш».

Но «совестьнаш».

И «правданаш».

И «богнаш», а от вас отвернулся.

И да, действительно, мы так много прошли с вами вместе. Великую отечественную, Афганистан... Украинцы получали такие же фронтовые письма, сложенные треугольничком, такие же похоронки, такие же цинковые гробы. Мы вместе показывали кукиш Америке и кузькину мать всему миру. Ненавидели империализм и буржуев проклятых во время холодной войны. Цвет украинской нации валил лес и гнил на соседней шконке рядом с вашим в ГУЛАГе...

Потом Чечня. Когда старший брат сказал, что вся Чечня это сплошные головорезы и бандиты, мы согласились. Когда Грозный равняли с землей, мы промолчали. Дай, Господи, силы теперь не умереть со стыда. Когда воевали с грузинами, мы тоже робко постояли в стороне. Старшему брату ведь виднее. На братскую любовь можно списать любую подлость.

А теперь мы ненавидим вас. Тех, у кого Путин и гвардейская ленточка на весь микроскопический мозг. За то, что вы пришли к нам. Может, не вы лично. Но с вашего молчаливого одобрения или заливистого поощрения пришли другие. У которых «русский мир» зачесался. У которых патриотизм жмет голову, карманы и курок от автомата. К нам пришли, к своим бывшим братьям. На наши свежевыметенные полы. В своих кирзачах. И теперь мы вас ненавидим.

За «защиту» «своих».

За «русский мир».

За «фашистов и бЕндеровцев»

За «гумконвои». За танки, БТРы, гранатометы и автоматы из «военторга».

За наших людей, на коленях встречающих въезжающие в города гробы.

За то, что на наших площадях висят фотографии погибших ребят. Некоторым из них еще не было 19-ти. За то, что другие 19-летние идут, чтобы сменить уже павших.

За то, что по улицам ходят мужчины с серыми лицами. Издалека кажется, что это пыль. А подходишь ближе и понимаешь, что это война въелась в морщины, в поры, в волосы, в души... И хорошо если она только въелась в кожу, а не оторвала руки, ноги, не испепелила сердце. И ничем ее не смыть. Только время поможет. Сколько лет нужно провести в кругу семьи, сколько люлек откачать с новорождёнными детьми или внуками. Сколько часов провести на рыбалке с сыновьями, братьями или отцами. Сколько времени должно пройти, чтобы появился блеск в глазах. Сколько нужно будет расчесать и заплести косичек дочерям, чтобы руки перестали предательски дрожать. Только все это поможет стереть страшную краску с поседевших лиц.

Мы ненавидим вас. За то, что видим пацанов, с которыми учились в школе, или росли на районе, и они одеты в камуфляж. И старше пацаны эти стали на столетия. Даже если по паспорту им 20 лет.

За то, что дети в школах делают журавликов и пишут на них «возвращайся домой, дядя».

За жен, на коленях вымаливающих жизни своим любимым.

За старческие руки матерей, поглаживающие фотографии тех, за кого молиться уже поздно.

За скупые слёзы стариков-отцов. Которые храбрятся, держатся. И только потирают периодически где-то там, под сердцем. И седеют, тихо седеют...

За новости «сегодня в зоне боевых действий погибло...»

За страшное привыкание к этим новостям.

За тонкое детское «мам, а папа где?»

За дрожащее женское «на небе». А потом лишь бы успеть, лишь бы добежать. Захлопнуть дверь и упасть лицом в подушку. И грызть, грызть её и выть страшным неженским голосом.

За будущих невест, которых отцы не поведут под венец.

За страшное слово «никогда», вошедшее во многие украинские дома. Вы принесли его на подошвах своих мерзких сапог.

Я надеюсь, что Света из Ростова получила исчерпывающий ответ?

Илона Скала».

 

Вот такая позиция и такая экспрессия. И это посерьезнее чем посты незадачливого «советника президента»…

Обратимся теперь к российскому автору – публицисту и писателю Сергею Лойко, с которым я, пожалуй, в основном согласен.

 

«Из портала радио «Свобода»;

ИСКУССТВО ЧЕЧЕТКИ

Сергей Лойко

Не первый день в украинско-русской блогосфере тысячи людей, бывших союзников и друзей, вцепившись друг другу в глотки, поливают друг друга дерьмом и коллективно забивают последний гвоздь в гроб "братской дружбы", словосочетания, которое из ругательно-неприличного стремительно превращается в табу. Десятки тысяч юзеров фейсбука нещадно расфрендивают друг друга или даже подвергают высшей мере сетевого наказания – бану.

Какая на фиг братская? Какая на хрен дружба? Как поется в популярной украинской песне: "Никогда мы не будем братьями – ни по родине, ни по матери". Последние слова, которые бывшие сетевые соратники, как правило, кричат вдогонку друг друг перед взаимным уничтожением, сводятся в основном к парочке непечатных выражений вроде "Идите вы на х** со своей помощью, москали треклятые!" – и, не успевая, окончательно нажать кнопку "бан", ловят в ответ "Неблагодарные бандеровцы хохлятские, шли бы вы сами туда!" 

Запустили в оборот весь этот сетевой мегасрач, или словесную битву не на жизнь, а насмерть, как ни странно, не какие-то кремлевские пропагандисты, рашатудейцы, лайфньюзисты или ольгинские боты, а лучшие друзья Украины, поклонники Майдана и любители вареников с вишнями, а именно недавние российские нареченные "братья и сестры" украинцев.

Иначе говоря, либеральные российские блогеры и активисты, сокращающейся как шагреневая кожа российской оппозиции своими снисходительно-истерическими, а порой высокомерно-имперскими завываниями, похоже, окончательно направили два глобуса-соседа – украинский и российский – по разным траекториям исторического движения, чтобы уже никогда не встретиться ни в этой галактике, и ни в какой другой. Ни на родине, ни по матери.

"В тот... период... лишь несколько тысяч русских, рискуя своей свободой и жизнью, совершили маленький подвиг в нашей насквозь бандитско-ментовской стране: встали на вашу защиту". Заголосил, опомнившись через пару дней после запущенного им лично мегадестракшена, популярный российский блогер Евгений Левкович. "Я не про себя говорю и не про тех, кто участвовал в Москве в шествиях, митингах и пикетах в вашу поддержку, писал, бил в колокола или звонил в колокольчики". Не совсем понятно, про кого он говорил, но стоять пару часов в пикетах с белыми ленточками – это сильно, а с жовто-блакитными и бить в придачу в колокольчики – это вообще мегакруто.

Видимо, все эти чрезмерные риски "для жизни и свободы в бандитско-ментовской стране" и дали Левковичу ощущение того, что украинцам, которые своей кровью и жизнью, а не битьем в колокольчики, заплатили за то, чтобы иметь власть, какую они имеют, и правосудие, какое у них сегодня есть, можно прочитать нотацию по поводу нарушения прав одной отдельно взятой личности, а именно его близкой подруги, неистового блогера, российской гражданки неопределенного рода занятий, некой Насти Леоновой, которая уже как месяц томится в киевском СИЗО по подозрению в связи с террористической группой.

"Какая-то фантасмагорическая история произошла в Киеве с нашей Настей Леоновой", – закричал на своей страничке Левкович. "Настя стояла с нами на Манежной площади, участвовала во всех протестных антипутинских митингах в Москве, в том числе в поддержку Украины и Майдана. Потом она, по понятным причинам, уехала из России". "Ее мама пишет, что никаких доказательств причастности к такого рода организациям нет и быть не может", – взывал блогер к фейсбучной общественности, приводя в качестве свидетельства невиновности Леоновой слова ее матери. "Скорее всего, она просто попала под зачистку "радикалов", в данном случае – просто попала под раздачу". <…>

Тут на свою и нашу теперь уже беду, на соловьиный свист Левковича отозвался самый популярный в Украине российский блогер, журналист, писатель и мой добрый друг Аркадий Бабченко. Аркадий, ни разу не будучи истериком, даже с похмелья, просто пошутил или типа по-дружески пококетничал со своей целевой украинской аудиторией. "Я правильно понимаю, что теперь нас, национал-предателей, еще и в Украине сажать будут? – написал он. – Даже не знаю, что выбрать – ФСБ или СБУ... Что вообще происходит-то?"

Происходит то, что не нужно соваться в наши дела, ответили ему сотни украинских пользователей. Один из самых сдержанных, но одновременно и самых откровенных ответных комментариев появился на страничке популярного украинского блогера Анны Амарго. Коротко и ясно: больше не приезжайте. "Не приезжайте, пожалуйста, в качестве оппозиционеров, борцов с властью, наставников, учителей, волонтеров, защитников, помощников, поводырей, подстрекателей и строителей новой Руси, – написала Анна в блоге, который собрал пять с половиной тысяч лайков. – Приезжайте только в виде туристов. Как во Францию или Египет".  <…>

Это было только начало. "Под раздачу" вскоре попали такие либеральные друзья Украины, как Ольга Романова, Александр Сотник, Татьяна Толстая и другие. Романова вообще за то, что, не подумав, ляпнула: "Мы один народ".

Никто из них, ни один из российских демократов не нашел в себе силы извиниться перед украинцами за, мягко говоря, фразеологические "неточности и шероховатости". Белая кость оппозиционного рыцарства, последний остающийся в строю авангард либеральных сил России, не добившийся практически ничего в своей собственной стране, погрязший в междоусобных дрязгах, растерявший почти всех сторонников, и по существу сложивший оружие перед Драконом, "которого все равно нельзя победить", вдруг воспрянул духом и громогласно заявил, что гражданские права мутной тусовщицы в Украине они будут защищать не на жизнь, а на смерть. <…>

В бой за свободу личности в Украине тут же включилась Зоя Светова, с ходу погрузившись в расследование злодеяний фашистской хунты, которое она, опытный журналист и известный борец за права человека, начала и закончила в один день! Допросив маму и адвоката Леоновой по телефону, Светова выяснила, что бедная Настя – жертва произвола, и разразилась обличающей статьей на сайте "Открытой России". <…> По Световой выходит, что, если в России существует только одна форма правосудия – "басманная", то и в Украине безвинные сплошь и рядом страдают от того же самого беззакония. 

<…> То есть украинцы проливали кровь на Майдане, чтобы свергнуть воровскую власть, потом погибали на войне небесными сотнями, а правосудие у них, значит, осталось все такое же, советское, да? Что ж, может, какая-то доля истины в этом есть, может, и не все еще приведено в порядок, но, наверное, сегодня все же стоит подавиться своими имперскими нравоучениями и позволить заслужившим это право украинцам самим разобраться. Зачем с назойливой настойчивостью дядюшки Поджера лезть в соседний дом, чтобы повесить там абажур, когда в своем потолок давно обвалился? <…>».

***

В романе Курта Воннегута инопланетянин, прилетевший на землю из другой галактики, увидел дым, идущий из трубы в загородном доме, рядом с которым он приземлился, и захотел предупредить хозяина, что дом горит. Он постучал в дверь и оживленно поведал открывшему ее мужчине средних лет о грозящей опасности. Проблема, однако, была в том, что язык пришельца состоял из отбивания чечетки и попукивания. Кончилось тем, что хозяин дома взял клюшку для гольфа и вышиб непрошеному гостю мозги.

Этим я хотел лишь сказать, что не стоило бы нашим либералам сейчас отбивать чечетку в Украине. Для их же блага. <…>

 

(Читать статью полностью).

 

И снова цитирование украинского автора, на этот раз - из заблокированного в России веб-портала «Грани.ру»:

 

«К ДРУЗЬЯМ-МОСКАЛЯМ

Виталий Портников

15.01.2016

 

Удивительно, как неизвестно кем организованная кампания по "восстановлению" призрачного "братства" между двумя соседними народами, разделенными, как водится, плохими политиками, совпала с эмоциональными вздохами российских журналистов и общественных деятелей, поддерживающих Украину в ее конфликте с Россией - и неожиданно для себя не понятых украинской аудиторией. Моя дорогая коллега Оля Романова удивляется реакции пользователей сети на ее искреннюю симпатию к украинцам, которых она по-прежнему считает одним народом с россиянами, - и именно поэтому возмущена братоубийственной войной. Популярный блогер Рустем Агадамов подтверждает: да, один народ, советский. Замечательный журналист Аркадий Бабченко удивляется, что его украинские читатели хотят видеть россиян - даже совершенно замечательных, даже абсолютно демократических - в качестве туристов, а не жителей своей страны. Бескомпромиссный блогер Саша Сотник "прощается с Украиной" и обещает больше не докучать ее жителям - пока "не схлынет пена".

Дорогие мои, я мог бы прочесть вам длинную лекцию по истории. Мог бы сказать, что в школе вас обманули и что три столетия оккупации еще не делают оккупантов одним народом с оккупируемыми. И даже столетия относительно равноправного проживания - тоже не делают. Ведь англичане и шотландцы не один народ, правда? И кастильцы и каталонцы не один. И даже русские и татары, уж простите мне мою неполиткорректность, не один народ, хоть вы пока и живете вместе в одном государстве. Но спорить об истории с соседями - дело почти безнадежное; об этом свидетельствует не только наш опыт, но и опыт Европы.

Поэтому я лучше расскажу вам о том, что примиряет меня с немцами. А учитывая то, что я вырос в семье, потерявшей в годы войны и Холокоста большую часть старшего поколения, это не такое уж простое примирение. А кроме того, уже в зрелом возрасте я понял, что немецкие евреи вовсе не чувствовали себя чужими среди немцев, а многие из них - да что там многие, почти все! - воспринимали себя в качестве немцев иудейского вероисповедания. И я вас уверяю, что к поголовному истреблению своими соотечественниками эти люди были готовы еще в меньшей степени, чем украинцы - к нападению России.

Так вот, с немцами меня примиряет не то поголовное раскаяние и смирение, которое мы наблюдаем в послевоенной Германии, - я не верю в поголовное раскаяние и уж тем более в поголовное раскаяние побежденных, - а один-единственный человек - Вилли Брандт. Глава правительства Германии, который встал на колени перед памятником героям восстания в Варшавском гетто. Это знаменитая фотография, ее знает каждый, кто интересовался историей. Но всегда, когда я бываю в Берлине, я захожу в музей Вилли Брандта на Унтер-ден-Линден и смотрю на эту фотографию. И потом дальше живу в Германии.

Я не знаю, как вам еще это объяснить. Мне кажется, это просто. Брандт не имел никакого отношения к преступлениям гитлеризма. Ну вообще никакого. Он покинул Германию фактически сразу же после прихода Гитлера к власти. Он боролся с нацизмом все годы существования режима. Он стал норвежским гражданином и вернулся на родину в норвежской же военной форме. Он мог спокойно - и даже безучастно - смотреть на памятник людям, к убийству которых он не имел никакого отношения, более того - делал все что мог, чтобы такого не произошло.

Но он ощущал ответственность - потому что чем больше твоя непричастность, тем больше твоя ответственность перед жертвами режима, установленного в твоей собственной стране. Неважно, один народ или два. Неважно, что вам говорят или пишут украинцы, - вы даже не представляете, что могли бы написать евреи в 1970 году федеральному канцлеру Германии. Важно, чтобы у вас возникло именно это желание, хотя бы мысленно - постоять на коленях у могилы каждого украинского парня, каждой девушки, загубленных вашим безумным государством. Только это желание. Никаких других. Не нужно учить нас жизни, радоваться нашим пейзажам и продуктам. Не нужно приезжать к нам на форумы интеллигенции и рассказывать нам о коррупции. Нам нужно от вас только это, поймите. Это единственное, что еще может когда-нибудь, через десятилетия, нас примирить, - ваше раскаяние, ваше понимание нашей боли. И чем яснее ваша непричастность к вашему государству и тому аморальному дикому большинству, которое его населяет, тем глубже должно быть это понимание и эта готовность к раскаянию. Раскаянию за других.

Возможно, вы не можете понять этого до конца еще и потому, что для многих из вас происходящее - чужая война. Ведь она происходит не на вашей, а на нашей земле. И те же псковские десантники, могилы которых с риском для жизни искал Лев Шлосберг, - они жили в мире, с которым каждый из вас никогда не соприкасается. А на моей школе в Киеве теперь мемориальная доска в память одного из ребят, погибших в Донецком аэропорту. Этот парень был другом моих коллег и знакомых, это, как говорится, одно касание. Это мой мир. Это моя война.

...Однажды в дни боев за Донецкий аэропорт я стоял на бульваре Леси Украинки недалеко от собственного дома - а живу я рядом с военным госпиталем. Обычный день, люди спешат по своим делам, никто ничего не замечает. И вдруг появляется вереница машин скорой помощи. Проходит минута, другая, пятая, десятая, пятнадцатая - а они все едут и едут, едут и едут - и нет им конца. И люди, которые спешили по бульвару, стоят и смотрят вслед этим машинам. Просто стоят и смотрят. Без слов. Без слез.

Что вы еще хотите узнать о нас? Какая вам, в конце концов, разница, кем мы с вами были - хотя бы в ваших фантазиях, - если вы знаете, кем мы с вами стали? Поймите, что мое личное отношение к каждому из вас не изменится оттого, что вы там думаете о прошлом и даже о настоящем наших двух стран. И ваша поддержка Украины в трудную минуту делает вам честь, что бы вы ни думали об одном или о двух народах. Но повзрослейте уже, пожалуйста. Научитесь, наконец, отвечать за собственное государство. За его преступления и его ошибки. Поймите, что степень вашей ответственности стократно выше, чем степень ответственности преступников и глупцов.

Потому что именно от этого понимания зависит не наше, а ваше собственное будущее».

 

Как же ответить на эти почти филиппики в адрес российского НАРОДА (именно народа в целом, включая по-настоящему дружественную Украине его часть, которую современный российский режим держит за «пятую колонну» и «национал –предателей» и из которой пополняет ряды политзаключенных)? Приведу два ДОСТОЙНЫХ ответа. («Достойных» - это не значит, что я с обоими полностью согласен, тем более, что они своим содержанием, пожалуй? исключют друг друга).

 

(1)

 

«Из портала «Новости России»

ЮРИЙ ГИММЕЛЬФАРБ. ВЫСШАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ

12.01.2016

 

Прочитал удивительный по своему накалу пост Илоны Скала…  И вот остро ощутил, что она, безусловно, права…

Отныне мы с вами, россияне, банальным «простите нас» ни перед украинцами, ни перед чеченцами, ни перед грузинами, ни перед остальными народами не отделаемся… Просто именно украинцы показали нам со всей отчетливостью наше «имперское мурло».

А, значит, нам всем следует испить эту чашу вины… Это будет справедливо

Нам предстоит пронести через поколения то чувство вины, которое пронесли несчастные немцы, замаливая вину гитлеризма. Потому что они это допустили… И то искупление, которое несчастная Германия несла 70 лет после окончания Второй Мировой войны, безусловно справедливо…

«Грехи отцов падут на детей до третьего и четвертого колена»…

Это справедливо…

И в отношении нас – тоже будет справедливо…

Вне зависимости от того, орал ли ты «крымнаш»  - или, заламывая руки пророчествовал, что «намкрыш». Теперь это неважно. Важно то, что нам, нашим детям и нашим внукам нести эту вину…

Раньше я просил у украинцев прощения… Теперь уже не прошу…

Отныне – их суд…

Нам нечем оправдаться…

Те, кто вопили «ура, крымнаш, дедывоевали, обамачмо» – не смогут произнести в свое оправдание то, что «их обманули», зомбировали или что-то там еще…

Те, кто каялся перед украинцами, кто писал о том, что «нам стыдно» - тоже виновны, ибо мы не смогли противостоять этой машине зла. А значит, наша вина не меньше… А, может быть, и больше, поскольку мы понимали, что происходит, но ничего не сделали… Причина? А кому теперь важна эта причина?

Ах, мы протестовали... Хорошо, друзья мои, давайте поговорим с этих позиций. Мы протестовали, потом долго умилялись своей ролью оппозиционеров и благодетелей - дальше что, ребята? Что мы реально сделали, чтобы в Украине не было российских войск, чтобы не был оккупирован Крым, чтобы... чтобы... чтобы... (тут список вырастает на тысячу этих самых «чтобы»)?

Что мы сделали? Результат - где?

… Есть в теории менеджмента одно интересное понятие: «задание в местности смерти». Это означает, что если задание к какому-то конкретному сроку не выполнить, то пропадает сама необходимость в выполнении этого задания. Поскольку дальше наступают некие события, которые делают выполнение этого задания совершенно бессмысленным, ибо оно уже дальше никому не нужно. Так вот, россияне, мы с вами были в той самой «местности смерти». Не противостояли? Не сделали? Не предотвратили? Так кому на фиг теперь нужны наши оправдания?!

Мы виновны, ребята…

Так что, господа, смиритесь… С тем, что нас ненавидят… Всех… Невзирая на прежние заслуги… Без учета того, что ранее «протестовали» и «поддерживали». Друзья мои, не надо на украинцев обижаться - даже если они бывают резки и категоричны в оценках… То, как они ко всем нам относятся – это их право. Которое они заслужили. Поверьте, мы заслужили такое отношение к нам… Ибо дали повод.

Знаете, ребята, если меня лично будут судить украинцы, то оправдываться не стану. И из чувства гордости – и из чувства справедливости. Поскольку, осознавая то, что не сделал, не защитил, не предотвратил – не позволяет оправдываться: коль виновен – отвечай…  Гражданин? Значит, виновен…

Так что, виновны мы, ребята…

И в этом, предстоящем суде над нами, видимо, будет некая высшая справедливость…

Хотя бы как горький урок будущим поколениям…

И в этом, наверное, будет высшая справедливость…»

 

(2)

 

ИЗ РАССЫЛКИ ЕФИМА СМУЛЯНСКОГО

 

       …Очень уважаю Портникова - умницу и прекрасного журналиста.... Но здесь: "Научитесь, наконец, отвечать за собственное государство. За его преступления и его ошибки. Поймите, что степень вашей ответственности стократно выше, чем степень ответственности преступников и глупцов."  он, по-моему, перегнул палку. И не только о степени ответственности, но, и вообще, о ней.
       Если он думает, что мы здесь в России живём в демократическом государстве, в котором от моей личной воли зависит хотя бы одна стомиллионная доля того, что происходит в моей стране, то он либо грубо ошибается, либо просто не хочет понимать, что это НЕ ТАК. Власть у нас, если он ещё не успел забыть, не демократически избранная, а узурпаторская. Наших правителей мы НЕ выбирали точно так же, как и при советской власти. Он может мне возразить "А как же 84 или там 90%?" На что я ему напомню, что при советской власти были 98, 6%, а ещё недавно у нас кое-где было 146... Может, он и этого не знает? Тогда открою ему страшную правду: эти проценты - прямое следствие беззастенчивой и агрессивной пропаганды, применяющей последние достижения психологии оболванивания людей, которой могут противостоять только единицы. Если бы завтра в стране, как в тёмной комнате, вдруг включили лампочку и стали бы в широкой печати  и на ТВ публиковать любые, в том числе, и резко оппозиционные материалы, то через пару месяцев этот рейтинг приобрёл бы более или менее человеческий вид - ну, скажем 50-60%, а через полгода, вообще стал бы процентов 20-25. Естественно, это мои личные оценки и подтвердить их я никак не могу.
       Я не желаю сейчас обсуждать один мы народ или нет, хотя родился на Украине и прожил в ней свои первые 22 года жизни. Это, по-моему,  дело тридцать седьмое и не имеет никакого отношения, к тому, что меня сейчас волнует. А волнует меня та, на мой взгляд, неадекватность журналиста, как будто бы разумного человека, которую он декларирует вопреки здравому смыслу. С чего он вдруг решил, что  "...чем больше твоя непричастность, тем больше твоя ответственность перед жертвами режима, установленного в твоей собственной стране" - красиво, конечно, сказано, но мой жизненный опыт учит меня, что в таких "изячных" высказываниях-афоризмах чем красивше сказано, тем меньше смысла, а главное, правды.
       Понятно, что Портникова с немцами, принесшими столько горя не только его стране, но и его близким, мог примирить, действительно, невероятный по силе, мудрости и совестливости поступок-жест одного человека, который, будем честно говорить, в какой-то степени, случайно оказался в это время ещё и первым человеком этой страны, правда, полвека спустя, но это не так уж и важно. Важно, что в среде обычных немцев нашёлся именно такой, кто публично (и не в церкви!) встал на колени... Так как вы думаете, неужели в почти ста пятидесятимиллионной России, даже сегодняшней, не найдётся такой же, кто не постесняется, а почтёт за честь это сделать? Уверен, есть такие люди! И совсем не один человек - я помню великолепную семёрку августа 68-го года на Красной площади. Почему же осознание этого факта не примиряет умного человека и хорошего журналиста с нами? Мне это непонятно. Мне кажется, я хорошо представляю себе, что такое "коллективное сознание" и не люблю его, где бы оно не проявлялось. Поэтому я понимаю, что среди украинского народа пропорционально столько же непримиримых ненавистников "москалей", как и в России сегодня ненавистников "хохлов" - я детально не анализировал, но думаю, что это так. <…> Зачем же подливать керосинчику в этот малопристойный костёр идиотской взаимной ненависти. Или Портников на Украине уже - это Киселёв (Cоловьёв, Толстой...) в нашем гнусном зомбоящике?..
       И в заключение хочу сказать, что я очень озабочен не далёким послезавтра моей страны, а её ближайшим, уже завтрашним будущим... И оно видится мне совсем не радостным - дал бы Бог, чтобы обошлось без большой крови...  Потому, спасибо, конечно, за совет Виталия в последнем абзаце, но... думаю, мы вполне можем без него обойтись.
        Сильно меня огорчил один из самых моих любимых украинских журналистов.... Очень сильно...»

**

 

Мне кажется, нашим друзьям (а не братьям!) из Украины, живущим по обе стороны Днепра, стоит оценить  как покаяние Юрия Гиммельфарба, так и горечь Ефима Смулянского. Ни тот, ни другой не претендуют кого-либо учить, тем более – от чьего-либо имени. Разве что своими заявлениями УЧАТ своих соотечественников, как уважать себя как других и других как себя. Мой поклон – обоим.

Меня могут спросить; а какова Ваша точки зрения по поводу всего цитированного выше? Собственно, она выражена в преамбуле к настоящей статье. Единственная тема, которая осталась в моих комментариях пока не затронутой, - это тема «национальной  вины» и «коллективной ответственности». Тема – сложная, и сами понятия эти не бесспорные. Но об этом в другой раз.

 

А. Алексеев. 16.01.2016

 **

 

Андрей Орлов (Орлуша)

ПРИНУЖДЕНИЕ К БРАТСТВУ

 

Не то по приказу, не то от души
признаний летят гостинцы,
из Москвы несется и из глуши:
"Вы – братский народ, украинцы!"
"Братья, опомнитесь!", "Слышь, хохлы,
Мы же добра желаем!",
"Как вы фашистами стать могли,
братья, не понимаем!"
– Братский народ! – говорит президент,
вторят с Лавровым Чуркин:
– Братья вы нам или, может быть, нет?
– Братья, вы что, придурки?!!

"Хунта" забыта, Бандера забыт,
"Нелегитимный парламент",
Россия соседа призвать норовит
сдать на "братство" экзамен:
– Помнишь, братан, как мы квасили в дым?
– Мы же браты патамушта!
– Чо ты, братуха, в обиде за Крым?
– На кой тебе, брат, Алушта?
– Ну-ка борща и горилки на стол!
– Вот для хохлушек цацки!
– Брат, ты в обиде за слово "хохол"?
– Это мы шутим по-братски!

– Брат? – отвечает угрюмо сосед, –
Братом меня назвал ты?
Братского смысла в помине нет
в шумном братанья гвалте!
Поздно об стену бить головой,
поздно уже мириться,
"Братство" твое переехал конвой,
ночью прорвав границу.
"Братство" влетело в наши дома
гаубичным снарядом.
"Братство" – груженый смертью КамАЗ
с детской больницей рядом?

– "Братом" назвал? Да в своем ли уме
можно сказать такое?
Братья своих не гноят в тюрьме,
братья живут в покое!
Братья не будут брызгать слюной,
ложь пропаганды сея,
брату на брата идти войной –
братская ли идея?
Громче, чем все минометы и град,
матери плач надгробный.
Впрочем, у Каина – тоже был брат,
младший братишка родный.

– Братьями можно быть на войне
только в одном окопе,
братья по крови и по родне
братьев в крови не топят,
"братство" и "брат" – не простые слова,
тем, кто их смысл забудет,
братьями станут шпана и "братва",
нелюди, а не люди.
"Братья" российские, вы бы могли
с "братством" не суетиться?
Просто уйдите с нашей земли,
может, кому – простится...

P.S. Да, в злые годы, это очевидно,
"брат" от врага звучит цинично и обидно...

**

 

Постскриптум

См. на портале радио «Свобода» (20.01.2016): Новогодняя изжога братства