01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

Как это было 52 года назад

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Колонка Андрея Алексеева / Как это было 52 года назад

Как это было 52 года назад

Автор: М. Аврутин — Дата создания: 12.04.2013 — Последние изменение: 12.04.2013
Участники: Е. Беркович, А. Алексеев
Еще один материал ко Всемирному дню авиации и космонавтики. А. А.

 

 

 

Первоисточник

 

Марк Аврутин

Развязался шнурок на ботинке

Так и осталось неизвестным, кто, кроме Всевышнего, отвел угрозу гибели Юрия Гагарина на орбите и спас его от позорного падения на ковровой дорожке.

Запуск 4 октября 1957 года первого ИСЗ вызвал оглушительный фурор во всем мире, а Хрущева привел просто в состояние аффекта, и он потребовал от Королева запуск ещё одного ИСЗ к годовщине Октябрьской революции. 3 ноября 1957 года была запущена вмонтированная в последнюю ступень ракеты-носителя капсула с собакой Лайкой. Так началась эра исследования космического пространства.

После запуска советского спутника США объявили космическое пространство сферой своих интересов. Вернер фон Браун тут же предложил в кратчайшие сроки подготовить и осуществить запуск американского спутника. Американский ИСЗ «Эксплорер-1» был запущен подразделением фон Брауна 1 февраля 1958 года. Несколькими месяцами позже было создано гражданское управление по исследованию космического пространства НАСА, а Вернер фон Браун был назначен заместителем его руководителя.

В сентябре 1959 года прямо по Жюль Верну был произведен выстрел по Луне, хотя и не из пушки, а при помощи ракеты. В результате, благодаря точности баллистических расчетов, на поверхность Луны был доставлен вымпел с гербом Советского Союза. Хрущеву показалось, что осуществить мягкую посадку на Луну будет не намного сложнее, и он тут же подписал постановление по подготовке такого мероприятия. Однако на реализацию подписанного в 1959 году постановления потребовалось 6 лет, и к моменту осуществления мягкой посадки Хрущева уже «смели» с олимпа власти.

В январе 1960 года была поставлена на боевое дежурство знаменитая королевская «семерка» - ракета Р-7. А во второй половине того же года стало известно, что американцы планируют осуществить в 1961 году первый пилотируемый полет с помощью новой ракеты «Атлас».

Хрущев тут же подписывает постановление по созданию пилотируемого космического корабля «Восток», а перед космонавтом ставится одна единственная задача – вернуться живым. Первым человеком в космосе должен стать гражданин Советского Союза. Поставленная задача, как известно, была почти успешно выполнена. Об имевшем тогда место ЧП, поставившем под угрозу возвращение первого в мире космонавта, стало известно лишь много десятков лет спустя.

Вот, как это было. 5 апреля 1961 года на полигон приехала вся команда космонавтов, состоявшая тогда из шести человек. На следующий день прилетел Руднев, председатель Госкомитета по оборонной технике, назначенный председателем Госкомиссии после гибели маршала Неделина (о гибели маршала читайте http://www.andersval.nl/index.php?option=com_content&task=view&id=5814

8 апреля Госкомиссия утвердила задание на первый в истории пилотируемый космический полет: «Выполнить одновитковый полет вокруг Земли на высоте 180-230 км продолжительностью 1 час 30 минут с посадкой в заданном районе…». После этого, оставшись в «узком» составе, комиссия утвердила предложение генерала Каманина, руководителя группы космонавтов: допустить в полет Гагарина, а Титова иметь в запасе.

Утром 10 апреля состоялось неформальное заседание Госкомиссии на берегу Сырдарьи на веранде, получившей позднее название «Гагаринской беседки». На этой «товарищеской встрече» Королев объявил: «Здесь присутствуют шесть космонавтов, каждый из них готов совершить полет. Решено, что первым полетит Гагарин…».

До этой встречи среди главных конструкторов возникали споры: Гагарин или Титов? Каманин, который вел секретный дневник, опубликованный только после его смерти, 5 апреля записал в нем: «Итак, кто же – Гагарин или Титов?.. Трудно решать вопрос, кого посылать на верную смерть, и ещё труднее – кого из двух-трех достойных сделать мировой известностью…».

Вечером 10 апреля в торжественной обстановке состоялось официальное заседание Государственной комиссии только для кино и звукозаписи, т.к. все решения уже были приняты на закрытом заседании. 11 апреля была проведена предстартовая подготовка ракеты и корабля, после успешного завершения которой по каждой системе ответственный за неё представитель отписал в бортовом журнале: «Замечаний нет».

К утру 12 апреля всё было готово, и началась заправка ракеты. За 2 часа до старта подъехал автобус с космонавтами. Ведущий конструктор по кораблю Ивановский поднялся с Гагариным в лифте и помог ему устроиться в спускаемом аппарате.

Наконец, последние команды: «Зажигание», «Предварительная», «Главная», «Подъём». Историческое гагаринское «Поехали!» утонуло в реве двигателей ракеты.

Самым мучительным для всех, оставшихся на полигоне, стало ожидание сообщения о приземлении. Дело в том, что по результатам просмотра телеметрической информации о работе систем ракеты обнаружилась несвоевременная выдача команды на выключение двигателя центрального блока «А», что привело к увеличению апогея орбиты на 85 км относительно расчетного значения. В случае отказа Тормозной Двигательной Установки (ТДУ) корабля, он просуществовал бы на орбите вместо расчетных 5-7 дней втрое больше. Но все закончилось счастливо – пришло сообщение: «Гагарин жив». В Москве 14 апреля состоялся грандиозный салют.

Ещё не прошла победная эйфория, как уже началась подготовка полета Титова. Всё это помешало специалистам провести скрупулезный послеполетный анализ. По каким- то причинам Королев не вынес после полета Гагарина на обсуждение анализ нештатного поведения систем корабля. И на протяжении последующих 40 лет не было открытых публикаций, объясняющих, что произошло во время первого полета человека в космос. В 2001 году газета «Красная звезда» 12 апреля опубликовала статью Юрия Карпова «ЧП при спуске не было». Зачем же было тогда публиковать статью? Значит, что-то всё-таки было, и об этом поведала статья Германа Формина «Правда о возвращении Юрия Гагарина», опубликованная в 2002 году в журнале «Новости космонавтики».

Но ещё в 1961 году Гагарин доложил Госкомиссии, а потом написал в отчете: «Как только выключилась ТДУ, прошел резкий толчок. Корабль начал вращаться вокруг своих осей с очень большой скоростью. Я ждал разделения. Разделения нет. Я знал, что по расчету это должно было произойти через 10-12 сек. после выключения ТДУ. Разделение произошло в 10 час 35 мин, а не в 10 час 25 мин, как я ожидал, т.е. приблизительно через 10 мин после окончания работы ТДУ». Почему же Карпов написал, что ЧП при спуске не было? Ведь после выключения ТДУ корабль вообще не должен был вращаться, а Гагарин записал, что он не просто вращался, а ещё и с очень большой скоростью. И задержка на разделение превысила расчетную в 60 раз!

Чтобы стало понятным дальнейшее изложение, вкратце опишу работу той части бортовой системы автоматического управления, которая должна была обеспечить сход корабля с орбиты ИСЗ. После отделения корабля от ракеты-носителя начинается автономная работа бортовых систем корабля под управлением программно-временного устройства (ПВУ), представлявшего собой прототип появившихся позднее бортовых вычислительных машин.

На 39 мин от сигнала «контакт отделения корабля» по команде ПВУ включилась автоматическая ориентация, которая сформировала разрешение на включение ТДУ. Её включение произошло на 71 мин. автономного полета по временной циклограмме ПВУ. Во время работы двигателя сориентированное положение корабля удерживалось гироскопической системой стабилизации. Команду на выключение ТДУ должен был сформировать интегратор, который вычислял «кажущуюся» скорость.

После изучения «Отчета по анализу работы ТДУ», который долгие годы оставался недоступен, многое прояснилось. Оказалось, что после продувки камеры сгорания двигателя не полностью закрылся клапан, из-за чего произошла потеря части горючего. В результате двигатель просто прекратил работу из-за отсутствия топлива, а штатная команда на его выключение интегратором не была сформирована, т.к. не удалось достичь расчетной величины скорости. Из-за отсутствия команды на выключение двигателя не были сформированы и последующие команды, в частности, команда на отделение спускаемого аппарата (СА) от приборно-агрегатного отсека (ПАО). На самом же двигателе остались открыты тракты подачи компонентов, через которые газ наддува и окислитель продолжали поступать в камеру сгорания и рулевые машины, создавая возмущение по всем осям, что и было зафиксировано Гагариным в его отчете как вращение.

Несмотря на перечисленные выше отказы, первый полет человека в космос завершился благополучно. Из-за преждевременного прекращения работы двигателя на торможение Гагарин приземлился с незначительным перелетом относительно расчетной точки посадки. Поисковая группа, обнаружившая Гагарина, который, катапультировавшись, приземлился недалеко от населенного пункта Смеловка в Саратовской области, доставила его в Куйбышев.

Туда тотчас же вылетели члены Госкомиссии для допроса Гагарина. 14 апреля после кратковременного отдыха Гагарин вылетел для торжественной встречи в Москву. Кадры, запечатлевшие подлет его самолета к Москве в сопровождении эскорта истребителей и первые шаги космонавта по ковровой дорожке с развязавшимся шнурком, остались в памяти современников.

Исследования, проведенные по инициативе «патриарха» советской космонавтики, бывшего заместителя Королева академика Бориса Чертока в конце 1990 – начале 2000 годов, к сожалению, полной картины случившегося при спуске первого космонавта не дали. Бортовая система управления кораблем, помимо элементного, имела ещё и функциональное резервирование. Благодаря этому, несформировавшаяся интегратором команда была продублирована командой от ПВУ, по которой произошло закрытие всех магистралей ТДУ, что прекратило вращение корабля.

Однако так и осталось до конца непонятым, каким образом произошло отделение СА. На корабле имелась дублирующая система разделения, работавшая по сигналам от термодатчиков. Они при разогреве поверхности корабля, когда тот входит в плотные слои атмосферы, выдают сигналы для формирования команды на отделение СА от ПАО. Однако по расчетам баллистиков через 10 мин после прекращения работы двигателя высота орбиты составляла не менее 148 км, и термодатчики не могли сработать. Вряд ли когда-нибудь удастся разъяснить это противоречие: с каждым годом остается всё меньше участников того исторического события, способных продолжить исследования Карпова и Формина.

В заключение несколько слов об истории возникновения самого праздника – дня космонавтики. 26 марта 1962 года Герман Титов, летчик-космонавт СССР номер два, направил в ЦК КПСС обращение, в котором, в частности, говорилось, что было бы целесообразно установить ежегодно 12 апреля как «День космонавтики». Кроме того, предлагалось войти с ходатайством в Организацию Объединенных Наций об установлении 12 апреля Международным днем космонавтики. Как ни странно, инициатива Титова сработала: указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 апреля 1962 года в ознаменование полета Гагарина был установлен День космонавтики 12 апреля.

относится к:
comments powered by Disqus