Кто кого оскорбляет?
Акции в защиту 31-й статьи Конституции могут уйти на второй
план. И не потому, что со свободой собраний в стране все хорошо, а потому, что
куда актуальнее сейчас защита совсем другой статьи Конституции — 14-й. Где
говорится о светском государстве, запрете на установление какой-либо религии в
качестве государственной или обязательной, отделенности религиозных объединений
от государства и их равенстве перед законом.
Звучит как злая насмешка, не правда ли? Когда все больше и больше людей не
понимает, в каком веке они живут — то ли в 21-м, то ли в 17-м?
Когда агрессивно-невежественные особи из «народных соборов»
и «православных хоругвеносцев» все громче и наглее вмешиваются
в светскую жизнь. Когда нарушение решений средневековых церковных соборов
объявляется уголовным преступлением. Когда религиозные нормы и обычаи
стремительно возводят в ранг светского закона. Когда атеистов называют
«больными животными» и «идиотами». Когда религиозные фанатики громят художественные
выставки и требуют запретить фильмы и пьесы. Когда требуют тюремного
заключения за «кощунство» и «богохульство» и вносят в парламент
закон об уголовном преследовании за якобы «оскорбление религиозных чувств
и убеждений».
Во-первых, что это вообще такое — оскорбление чувств? То есть эмоциональных
реакций человека на происходящее? Оскорбить можно самого человека — но не его
чувства. И уж тем более за такое «оскорбление» нельзя наказывать: мало ли
кому что не нравится? Кстати, кто будет определять, оскорблены ли чувства
и насколько? Или уже придуман соответствующий измерительный прибор?
Во-вторых, верований в мире — множество. И у приверженцев
каждого из них — свои религиозные чувства и свои понятия о том, что
«оскорбительно» для этих чувств. Следует ли запретить все, что может
«оскорбить»?
А если завтра одни из верующих объявят оскорблением предположение
о том, что планета Земля была создана природой, а вовсе не богом,
и 5 миллиардов, а не семь с половиной тысяч лет назад? Другие —
то, что все женщины не носят хиджабы. Третьи — что окружающие едят свинину.
И так далее и тому подобное — с адекватным наказанием.
А если завтра будет создана религиозная организация, чьим сакральным
символом будет объявлено яблоко? И ее представители потребуют запретить
продажу яблок в магазинах и строжайше наказывать производителей
яблочного сока? Как, кстати, быть с существованием атеистов — не
оскорбляет ли оно тонкие и ранимые чувства приверженцев сразу нескольких
религий?
В-третьих, почему именно верующие нуждаются в особой защите? Почему именно
их чувства или убеждения должны быть защищены более, чем чувства других?
Например, политические? Легко представим себе группу граждан, объединенных
общим обожанием Владимира Путина. И заявляющих, что любой нелицеприятный
отзыв о степени полезности для Отечества его рабского труда на галерах
«оскорбляет их чувства». Следует ли за это наказывать? То есть, конечно, законы
об «оскорблении величества» в разных странах были, но это, как казалось,
дела давно минувших дней…
Почему опровергать или высмеивать христианские или мусульманские вероучения
нельзя, а либеральные или коммунистические убеждения — можно? Почему
карикатура на Христа или Магомета — это «кощунство» и «богохульство»,
а карикатура на Ленина — нет? Почему нельзя (как предлагают особо ретивые
питерские депутаты) проводить публичные акции у церквей — но можно
у партийных офисов?
Как быть с чувствами атеистов — которые, может быть, считают для себя
оскорбительной любую религиозную пропаганду? В ней, замечу, недостатка нет
— а когда вы, читатель, в последний раз видели по телевидению
атеистическую передачу? Должны ли они быть защищены от вполне реально
нарастающего в стране клерикализма и мракобесия?
Нужно ли уважать чужие религиозные чувства? Безусловно. Но ровно в такой
же степени, как и любые иные чувства и убеждения. И признать,
что никакое «оскорбление чувств» ненаказуемо. Наказуемо другое (и это
установлено законом): разжигание религиозной вражды, призывы к насилию,
дискриминация по религиозным признакам. А в остальном — полное
равенство прав: каждый из верующих (и неверующих) должен знать, что никому
не возбраняется обсуждать и критиковать его взгляды и представления.
Но и он сам может свободно это делать в отношении остальных.
Кто-то нарисовал карикатуры на вашего пророка? Не смотрите их. Кто-то написал
книгу, противоречащую христианским канонам? Не читайте ее. Кто-то выставил
картины, пародирующие ваши иконы? Не ходите на эту выставку. А иначе
получится, как в старом анекдоте про человека, жалующегося, что ему не
дает покоя видная из его окна раздевалка в женской бане. Пришла
к нему комиссия проверять. Смотрит в окно — ничего не видно.
А жалобщик советует: «А вы на шкаф залезьте»…
Борис Вишневский, обозреватель «Новой газеты»
Новая газета в СПб, № 75, 4-7 октября 2012 года
См. также там же: Травин Д. Почем религиозные чувства для народа?