Навстречу 8 марта: мужчины и женщины – единство и борьба противоположностей
Информация взята из ежемесячного бюллетеня социологических сообщений по г. Воронежу № 2013-02 (182), выпускаемого ИОМ «Квалитас».
Директор ИОМ «Квалитас» - доктор социологических наук Нелли Романович.
В дальнейшем будем приводить цитаты из бюллетеня Института общественного мнения – в кавычках, а собственные соображения – без кавычек.
Сразу оговорим, что при всей объективности и достоверности полученных результатов, они могут рассматриваться также как поздравление женщинам с Праздником 8 марта.
«Опрос проведён ИОМ "Квалитас" 17-21 января 2013 года методом телефонного интервью. Выборка репрезентативна для населения г. Воронежа старше 18 лет по полу и возрасту. Опрошено 658 человека».
Авторы исследования открывают его преамбулой::
«Негласная конкуренция между мужчинами и женщинами – это знамя современного мира. В древности все было просто. Мужчины соревновались между собой в своих сферах, женщины – в своих. И эти сферы не пересекались. Современные женщины нарушили тысячелетнее «табу» и бросились осваивать те сегменты, которыми прежде безраздельно владели мужчины: бизнес и науку, технику, политику и даже военное дело. Можно спорить о том, выиграли ли они от этого или же проиграли, но разрушилась вековая иллюзия, утверждавшая, что женщины не могут тягаться с мужчинами по своим деловым качествам или умственным способностям. Состязание между «сильным» и «прекрасным» полом продолжается, падают бастионы древних иллюзий, изменяя общественное мнение и его представления о том, в чем женщины превосходят или уступают мужчинам. Так обратимся же к обществу – пусть вынесет свой вердикт».
Далее следует обойма вопросов, следующего вида:
«КТО, НА ВАШ ВЗГЛЯД, МУЖЧИНЫ ИЛИ ЖЕНЩИНЫ,
- более терпимы?
- более умны?
- более практичны?
- более ответственны?
- более великодушны?
- более эмоциональны?
- более работоспособны?
- более целеустремленны?»
Варианты ответов по каждой позиции: «мужчины»; «женщины»; «в равной степени»; «затрудняюсь ответить».
Затруднение с ответом является довольно редким, так что этих данных мы не будем приводить.
Начнем со среднестатистической картины: мужчины и женщины вместе. Оговорим, что мужчин в выборке «Квалитас» (соответственно, и в генеральной совокупности воронежцев старше 18 лет) - 44,5 %, а женщин – 55,5 %
«КТО, НА ВАШ ВЗГЛЯД, МУЖЧИНЫ ИЛИ ЖЕНЩИНЫ…
(в процентах по каждой позиции вопроса; 100% по строке)
ответы
Мужчины Женщины В равной степени
- более целеустремленны |
30 |
27 |
43 |
- более работоспособны |
25 |
43 |
32 |
- более эмоциональны |
13 |
67 |
20 |
- более великодушны |
21 |
48 |
31 |
- более ответственны |
16 |
56 |
28 |
- более практичны |
17 |
61 |
22 |
- более умны |
23 |
29 |
48 |
- более терпимы |
16 |
58 |
26 |
Эти результаты дают авторам основания утверждать:
«Получается, что мужчины сегодня сдали свои позиции, проигрывая женщинам не только в терпении, практичности, ответственности, великодушии, но даже в целеустремленности, работоспособности и умственных качествах. Правда, некоторые из них – ум и целеустремленность – были признаны не мужскими и женскими, а общечеловеческими, в равной степени присущими и сильному, и прекрасному полу.
Пожалуй, мужчинам не стоит догонять женщин только в эмоциональности, оставив эту прерогативу слабому полу. Но именно здесь мужчины из года в год набирают очки, в то время как по остальным позициям – теряют».
Здесь надо сказать, что такой опрос проводится ИОМ «Квалитас» не впервые. Аналогичные вопросы задавались и в 2003, и в 2008 гг. Так что в материалах «Квалитас» эти результаты могут быть прослежены также и в динамике. Но мы здесь этого делать не будем, разве что сами авторы исследования будут указывать на обнаруженные тренды.
Понятно, при рассмотрении картины ответов на данный вопрос существенна дифференциация опрашиваемых по полу. Насколько и в какую сторону различаются в своих оценках (самооценках) мужчины и женщины?
Здесь следует отметить, что как женщины, так и мужчины обычно завышают самооценки: полагают себя более умными, работоспособными, ответственными и т. д., чем их таковыми полагает противоположный пол. Этот «недостаток самокритичности», как видно, является общечеловеческой закономерностью.
Теперь обратимся к социологическим наблюдениям авторов исследования.
(Надо сказать, что нижеприведенные наблюдения опираются на большой объем таблиц, гистограмм, графиков), приводить которые здесь нет возможности).
«Женщина ещё остается в глазах общества средоточием терпения, но оно (терпение) из года в год постепенно иссякает». (Имеется в виду динамика ответов за последние 10 лет. А. А.)
«Общественное мнение все более склоняется к вердикту, что ум – это общее достояние, как мужского, так и женского пола. Интересно, что респонденты, состоящие в законном браке, чаще признают умнее женщин, а те, кто в гражданском браке или разведён – мужчин.
Мнение мужчин и женщин в этом вопросе явно не совпадают.
Если женщины сегодня ещё сомневаются, в равной степени они наделены умом с мужчинами или все-таки умнее их, то мужчины уже уверенно ставят женщин наравне с собой по умственным способностям».
«Прекрасный пол ещё сохраняет за собой позицию самого практичного.
За последние десять лет мужчины несколько продвинулись в плане практичности, что отметили даже женщины».
«Репутация мужчин как ответственных людей за последние годы сильно покачнулась.
Забавно, что 2013 году даже сами мужчины признали, что они безответственнее женщин. Ну а надежда женщин на мужскую ответственность и вовсе стремится к нулю».
«Забавно, что 2013 году даже сами мужчины признали, что они безответственнее женщин. Ну а надежда женщин на мужскую ответственность и вовсе стремится к нулю.
Большинство женщин из года в год утверждают, что великодушие – это женское достоинство. Мужчины чаще всего солидаризируются с женщинами в этом мнении (41%), признавая, что сильный пол уступает прекрасному полу в великодушии».
«Наибольшую эмоциональность приписывают женщинам респонденты, состоящие в гражданском браке (83%). Очевидно, неустойчивость социального статуса женщины в таком сожительстве провоцирует её нервную систему к повышенной эмоциональности.
Эмоциональность – это неотъемлемое женское качество по вердикту общественного мнения. Но образ эмоционального мужчины из года в год постепенно набирает вес, в то время как женщины приобщаются к сдержанности...
Женщины чаще, чем мужчины, оставляют за собой право на эмоции. Хотя, на взгляд мужчин, женщины не столь эмоциональны, сколь они сами себя таковыми считают. Зато портрет мужчины все более окрашивается в эмоциональные тона – прежде всего так считают сами мужчины»
«Респонденты, состоящие в законном браке, в два раза чаще называли женщин работоспособнее мужчин. А холостая жизнь и гражданский брак способствуют формированию мнения, что мужчины работоспособнее женщин.
Общественное мнение после некоторых колебаний вернулось к убеждению, что женщины более работоспособны, чем мужчины. Причем молодые люди уверены, что кавалеры превосходят дам по своей работоспособности (58%), но по мере накопления жизненного опыта респонденты меняют свое мнение и к 50 годам уже большинство населения считает, что женский пол не только самый прекрасный, но и самый работоспособный (56%).
Если женщины не сомневаются, что своей работоспособностью они заткнут мужчин за пояс, то мужчины колеблются и толком не знают, кто способен работать лучше. По крайней мере, 31% представителей сильного пола отдают в работоспособности пальму первенства женщинам, 34% - оставляют её за собой, а 32% готовы разделить этот приз поровну»
«Люди, состоящие в законном браке, приписывают целеустремленность скорее женщинам, чем мужчинам. А холостые респонденты считают мужчин более целеустремленными.
Целеустремленности не занимать ни мужчинам, ни женщинам – таков вердикт общественного мнения. Женщины (30%) явно не уступают мужчинам (27%), но чаще всего люди отмечали целеустремленность как общечеловеческую черту (39%).
Хотя наиболее популярно мнение, что целеустремленность присуща обоим полам в равной степени, все же женщины склонны в большей степени приписывать это качестве себе, а мужчины – себе».
С учетом всего изложенного, представляется вполне уместным заданный исследователями вопрос:
«ЧАСТО ЖЕНЩИН НАЗЫВАЮТ «ПРЕКРАСНОЙ ПОЛОВИНОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА», А МУЖЧИН – «СИЛЬНОЙ». СОГЛАСНЫ ИЛИ НЕ СОГЛАСНЫ ВЫ С ЭТИМИ УТВЕРЖДЕНИЯМИ?»
Ответы распределились следующим образом:
66,1 % опрошенных согласны с этим утверждением; 3,2 % - согласны только с определением мужчин; 11,4 % - согласны только с определением женщин; 16,6 % - не согласны ни с одним определением; 2,7 % - затруднились с ответом.
Вывод авторов исследования:
«Большинство воронежцев предлагают пока сохранить за мужчинами статус сильного пола, а за женщинами – прекрасного (66%). Заметим, что это мнение в основном мужчин (81%), а среди женщин насчитывается гораздо меньше сторонников традиционного определения (55%).
Правда, некоторые готовы пролонгировать только статус прекрасных женщин, разуверившись в сильных мужчинах (11%). Пролонгировать только статус сильного мужчины согласны лишь 3% опрошенных.
А 17% горожан не согласны ни с одним утверждением, полагая, что деление человечества на «сильный» и «прекрасный» пол уже устарело и не соответствует действительности. Разрушители традиционных представлений, главным образом, женщины (22%), а не мужчины (10%).
За прошедшее десятилетие выросло число не согласных с тем, что мужчины сильные, а женщины - прекрасные представители человеческого рода (с 11% до 17%). Судя по всему, исподволь рушатся бастионы традиционных представлений о роли мужчины и женщины в обществе».
И последний вопрос:
«КОГО БЫ ВЫ ЖЕЛАЛИ ВИДЕТЬ СВОИМ НАЧАЛЬНИКОМ: МУЖЧИНУ ИЛИ ЖЕНЩИНУ?»
51,3 % опрошенных предпочли бы иметь начальником мужчину (причем женщины – в 1,5 раза чаще, чем мужчины); 8,7 % - в этой роли предпочитают женщину; для 37,5 % - пол начальника не имеет значения; 3,5 % - затруднились с ответом.
Авторы исследования комментируют:
«Это самый парадоксальный ответ на фоне предыдущих вопросов. В глазах общества, как показали результаты опроса, женщина великодушнее, ответственнее, практичнее и даже умнее, чем мужчина. По заключению общественного вердикта, она превосходит мужчину в терпении, работоспособности и целеустремленности. Так почему же 50% опрошенных хотят видеть своим начальников мужчину и только 9% женщину?! Может, все дело в том, что она эмоциональнее мужчины? Или здесь тяготеет библейское наказание для согрешившей Евы? «Он будет властвовать над тобой», - предопределено Еве за то, что она худо употребила свою власть, убедив Адама вкусить запретный плод.
Однако все меньше людей хотели бы видеть своим начальником исключительно мужчину (за десять лет количество уменьшилось с 59% до 50%). И все более увеличивается число тех, для кого пол начальника не имеет значения (с 26% до 38%). Но при этом желание видеть своим начальником женщину отнюдь не стало сильнее».
В заключение, приведем еще некоторые данные о составе выборки (соответственно, генеральной совокупности) опрошенных воронежцев старше 18 лет:
СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕСПОНДЕНТОВ
Пол |
% |
мужской |
44,5 |
женский |
55,5 |
Возраст |
% |
18 – 24 года |
10,0 |
25 – 29 лет |
9,4 |
30 – 39 лет |
21,0 |
40 – 49 лет |
20,7 |
50 – 59 лет |
14,9 |
60 лет и старше |
24,0 |
Образование |
% |
Неполное среднее |
1,3 |
Среднее |
11,2 |
Средне-специальное и незаконченное высшее |
31,2 |
Высшее |
56,3 |
Материальное положение |
% |
Бедственное / Денег не хватает даже на питание и квартплату/ |
4,1 |
Плохое /Денег хватает только на питание и квартплату/ |
12,5 |
Удовлетворительное /Кроме питания и квартплаты денег хватает на покупку недорогих вещей/ |
48,9 |
Хорошее /Могу покупать дорогие вещи, но далеко не всё по карману/ |
31,9 |
Отличное / Мы можем позволить себе достаточно дорогостоящие вещи – квартиру, дачу и др. / |
2,6 |
Семейное положение |
% |
Женат /замужем/ |
64,2 |
Не женаты, но живем вместе |
4,0 |
Холост /не замужем/ |
15,5 |
Разведен /разведена/ |
6,0 |
Вдовец /вдова/ |
10,3 |
Есть ли у Вас дети до 18 лет? |
% |
Да |
32,1 |
Нет |
67,9 |
Данные опроса приводятся авторами исследования также и в разрезе указанных социально-демографических характеристик. Но мы здесь вариации распределения ответов в зависимости от возраста, образования и т. д. обсуждать не будем.
А. Алексеев. 5.03.2013.
**
Институт общественного мнения «Квалитас»
394036, г. Воронеж, пр. Революции, д. 44, к. 14
тел.: (473) 251-20-75, 251-90-75
E-mail: office@qualitas.ru
Internet: http://www.qualitas.ru