Автор: Телеканал "Культура"; Б. Вишневский; О. Шервуд; и др.
—
Дата создания:
15.06.2016
— Последние изменение:
15.06.2016
Участники: А. Алексеев
Вроде не очень круглая дата. Но дань уважения Мастеру и восхищения его Творчеством отдали в день его юбилея все – от звезд мирового кино до главы государства. Вчера, 14 июня 2016, наступил 65-й день рождения Александра Сокурова. Очень точно сказал один из поздравляющих: «Его авторитет неукоснителен. Его репутация абсолютна. Его тихий голос слышен на огромном расстоянии». И таким его узнали задолго до этой даты. Его фильмы – художественное откровение. Его гражданская позиция – моральный ориентир. Отрадно быть его современником и земляком. А. Алексеев.
Сегодня, 14 июня 2016 года свой 65-летний юбилей отмечает режиссер Александр Сокуров, среди самых ярких работ которого такие ленты, как «Телец», «Молох», «Русский ковчег», «Фауст» и многие другие. Последним на данный момент фильмом мастера является фильм «Франкофония. Лувр под немецкой оккупацией». Александр Николаевич Сокуров родился 14 июня 1951 года в деревне Подорвиха Иркутской области в семье военнослужащего. В 1968 году поступил на исторический факультет Горьковского государственного университета, который закончил в 1974 году. Во время учёбы работал в редакции художественного вещания Горьковского телевидения, где выпустил свои первые телевизионные программы. В 1975 году поступил на режиссёрский факультет Всероссийского государственного института кинематографии (мастерская режиссуры научно-популярного фильма под руководством А. М. Згуриди). Его первой игровой полнометражной картиной стал фильм «Одинокий голос человека» по произведениям Андрея Платонова. По рекомендации А. Тарковского в 1980 году Сокуров был зачислен на киностудию «Ленфильм», где снял свои первые игровые ленты. Одновременно сотрудничал с Ленинградской студией документальных фильмов, где в разное время выпустил все свои документальные работы. Первые фильмы Сокурова вызвали негативную реакцию Госкино и партийных органов. Долгое время, до конца 1980-х годов ни один из его фильмов не допускался к прокату. В 1980—1990 годы режиссёр интенсивно работал, снимая часто по несколько картин в год. В 1998—1999 годах вёл на Петербургском телевидении цикл передач «Остров Сокурова», в которых обсуждалось место кинематографа в современной культуре. Всего в фильмографии мастера насчитывается более пятидесяти картин (в том числе короткометражных и документальных). Сокуров является обладателем множества наград, в том числе международных. Режиссер 43 раза номинировался на призы самых престижных киносмотров, из которых 26 раз одерживал победу. В 1995 году по решению Европейской Киноакадемии имя Александра Сокурова включено в число ста лучших режиссёров мирового кино.
**
Ретроспектива Александра Сокурова на телеканале «Культура»
14 июня юбилей отмечает один из ярчайших представителей авторского кино, мастер игрового и документального кинематографа Александр Сокуров. К этой дате в эфире телеканала «Россия К» будут показаны: спецвыпуск программы «Наблюдатель» (14 июня, 10:15), документальный фильм «Александр Сокуров» (18 июня, 21:45) из цикла «Острова», художественный фильм «Солнце» (18 июня, 22:25). В рамках проекта «Мастерская Александра Сокурова» (14-17 июня, 11:15) – короткометражные работы, снятые студентами творческой мастерской режиссера.
Творчество Александра Сокурова – это безусловное явление в кинематографе, признанное во всем мире и подтвержденное высокими оценками критиков и немалым количеством престижных наград. И хотя среди его многочисленных премий нет призов главных мировых фестивалей, в 1995 году Европейская академия кино включила имя Сокурова в список ста лучших режиссеров мира.
Всю свою творческую жизнь он находится в непрерывном поиске собственного киноязыка, всегда оставаясь шокирующе непредсказуемым и верным своей неповторимой стилистике. По словам знаменитого шведского режиссера Ингмара Бергмана: «Сокуров порывает с правилами на каждом уровне. Каждое его произведение неожиданно очаровывает».
Долгое время Сокуров работал «в стол», снимая фильмы, ни один из которых не был разрешен советской цензурой к показу. Лишь в 1987 году, во времена перестройки, его «собрание сочинений», наконец, было выпущено в свет и нашло своего зрителя.
«Я лишь колечко в цепи мировой культуры, и если это не так, то вся моя работа – хлам, – считает Александр Сокуров. – В сущности, я и стремлюсь в каждом фильме найти связь с традицией. Призыв к определенной непрерывной связи, возможно, единственный интеллектуально построенный элемент в моей работе, остальное возникает чисто эмоционально. Никаких новых течений в кино я не вижу и не верю в их существование. Новым может быть только сам художник. А искусство вечно — оно ни новое, ни старое. Поэтому не называйте меня авангардистом…».
«Я стараюсь делать только то, что мне действительно интересно и в чем у меня есть потребность. К счастью, ни я, ни те, кто со мной работают, мы никогда ничего не снимаем по заказу в прямом смысле. Это огромное счастье для человека, работающего в этой области. Я глубоко уверен, что нам никогда не будет стыдно за то, что мы делаем. Наша команда – это даже не творческое объединение, а лаборатория, которая очень часто занимается чем-то впервые для того, чтобы осуществить идею абсолютного художественного изображения, главные принципы которого обнаружены и сформулированы в мировой живописи. Мой уровень требований к изображению и соответственно к операторской работе очень высок. Я считаю, что режиссер в кинематографе способен на все».<…>
Исполнилось 65 лет Александру Николаевичу Сокурову. Человеку, который не нуждается в представлениях, комплиментах и перечислении заслуг. Его фильмы, его выступления, его борьба за сохранение Петербурга делают его настоящим почетным гражданином нашего города, как бы ни голосовали в петербургском парламенте по его кандидатуре.
Вместе с нами он защищал Петербург от чудовищной башни «Газпрома». И мы победили.
Вместе с нами он защищал от превращения в отель знаменитую «блокадную подстанцию» — ту, которая весной 1942 года первой дала ток для возобновления движения трамваев в блокадном Ленинграде. И мы победили.
Вместе с нами он защищал от превращения в «апарт-отель» (по сути — элитный жилой комплекс) Конюшенное ведомство. И мы победили.
Кинорежиссеру Александру Сокурову 14 июня исполняется 65 лет. Возраст, далекий от юбилейного. Но многие стремятся отметить дату, сознавая: человек с таким безупречным художническим и гражданским авторитетом в российском кино один.