Неофициальная меморизация травматического опыта
Банные чтения 2013 года продолжают многолетний исследовательский проект «НЛО», связанный с поиском междисциплинарных подходов к изучению человеческой истории и трансформаций модерных обществ. В рамках этого проекта нас интересовали различные темы, связанные с антропологизацией гуманитарного знания, помещающей частного человека в центр исследовательского внимания: антропология закрытых обществ, революционных потрясений, культурные механизмы конструирования идентичности в диаспорах и т.д. Тема данной конференции непосредственно развивает концепцию специального выпуска нашего журнала «Семиотика августа в ХХ веке: Трансформация жизни частного человека в эпоху социальных катаклизмов», а также оказывается созвучной работам Алейды Ассман, Яна Ассмана, Ханса Ульриха Гумбрехта, Катрин Мерридейл, Шошанны Фелман, Кэти Карут и других исследователей.
Травматический опыт, порождаемый стремительными и неожиданными социальными изменениями (войнами, миграциями, репрессиями, гуманитарными катастрофами) и особенностями устройства общества исключительным образом воздействует на жизнь человека, формирует его идентичность, преобразует структуру памяти о прошлом и влияет на будущее. Такой опыт разрушает или деформирует привычный для индивидуума и коллектива порядок вещей, а его последствия оказывают решающее влияние на повседневную жизнь. Официальная меморизация травматического опыта неоднократно исследовалась (например, в работах, посвященных истории сталинизма), но неофициальная остается изученной фрагментарно. В этом контексте особый интерес представляет отражение травматического опыта в формах, менее всего вовлекавшихся в «официальный» дискурс, — в дневниках, переписке, неофициальной культуре, семейных преданиях, устной истории, популярной культуре, в культуре повседневности, и т.д.
Каким образом формируется память о пережитом травматическом опыте? Каковы ее формы? В каких жанрах она может проявляться (в первую очередь, неофициальных)?
В какой мере она выступает средством групповой самоидентификации и формирует альтернативный официальному исторический нарратив?
Сопровождается ли она специфическими «разрывами» в структуре памяти, невозможностью артикулировать пережитое (как в случае травмы Холокоста) и нуждается ли травматический опыт в артикуляции и репрезентации?
Насколько такая репрезентация зависит от готовых моделей, часто подсказанных государственными практиками «увековечивания» героического прошлого?
Каким образом меморизация травматического опыта соотносится с меморизацией опыта нетравматического? Насколько такая меморизация зависит от открытости или закрытости общества?
Каким образом травматический опыт трансформирует повседневную жизнь человека?
Редакция «НЛО» предлагает участникам Банных чтений рассмотреть эти и другие вопросы, связанные с механизмами и особенностями меморизации травматического опыта.
Контакты:
ИД «Новое литературное обозрение»
www.nlobooks.ru
Михаил Шиянов, Соня Ярошевич
dosugibugi@gmail.com, sofia@nlo.magazine.ru
(495) 229-91-08
Международный Мемориал
www.memo.ru
info@memo.ru
(495) 699 11 80
Программа
Пятница, 5 апреля 2013 г.
Открытие конференции: 11. 00
Вступительное слово: И.Д. Прохорова («Новое литературное обозрение»)
Утреннее заседание:11.15 – 14.00
Символизация и фиксация травматического опыта
1. Михаил Ямпольский (Нью-Йоркский университет, США)
Меморизация Холокоста как памятник субъективности
2. Андреас Шенле (Лондонский университет, Великобритания)
Границы репрезентаций и безграничность травмы: Борис Смирнов и его эстетизирующая любительская фотография разрушенных городов
3. Елена Петровская (Институт философии РАН, Москва)
Боль повседневности
Кофе-брейк: 14.00 - 15.00
Дневное заседание: 15.00 – 19.00
Меморизация травмы в повседневных практиках и популярной культуре
1. Джером де Гру (Манчестерский университет, Великобритания)
Память и травма в англофонном историческом фильме: несколько свежих примеров
2. Сергей Ушакин (Принстонский университет, США)
«Внук солдата, взявшего Берлин, сын солдата, взявшего Кабул»: нарративы распада как ритуалы солидарности
3. Олег Паченков (Европейский университет, СПБ)
Блошиный рынок как пространство Н/Остальгии
4. Борис Гаспаров (Колумбийский университет, США)
Образ СССР в современном популярном сознании.
Суббота, 6 апреля 2013 г.
Утреннее заседание: 11.00 – 14.00
(Не)официальная меморизация коллективной исторической травмы
1. Галина Орлова (Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону)
Атом и меланхолия: меморативные траектории одной большой науки периода полураспада
2. Кевин М.Ф.Платт (Университет Пенсильвании, США)
Идти в науку – терпеть муку: травма и дисциплина в российской школе
3. Илья Калинин (Смольный институт свободных наук и искусств, СПБ)
Историчность травматического опыта: рутина и революция
Кофе-брейк: 14.00 - 15.00
Дневное заседание: 15. 00 – 18.00
Художественное преломление травматического опыта
1. Константин А. Богданов (Институт русской литературы (Пушкинский дом) РАН, СПБ)
Господские пятки, крепостничество и теория мемов
2. Михаил Вайскопф (Иерусалимский университет, Израиль)
Танец с черепом: Балладные темы Фета как художественное преломление травматического опыта
3. Андрей Зорин (Оксфордский университет, Великобритания)
Переживание утраты и «эмоциональное сообщество»
Фуршет: 18.00 - 19.00