Опера-митинг «Крым» как форма «патриотического» экстаза
Из «Новой газеты в СПб»:
Александра Гармажапова
11 июля 2014
…Спектакль "Крым" поставлен по опере сталинских времен "Севастопольцы". От сценария семидесятилетней давности мало что осталось. Его переписали под политический момент
<…>
По идее, перед нами должна была пройти 150-летняя история полуострова – Крымская война, Великая Отечественная и сегодняшние события. Однако весь сюжет можно описать в нескольких словах: плач – взрыв – патриотический стих, снова плач – бинт – снова патриотический стих. И да, действующее лицо – хор беженцев.
Когда спектакль закончился и режиссер Юрий Александров принимал в фойе поздравления, я спросила, не перегнул ли он палку, нагнетая истерию. Народный артист РФ обиженно возразил: "А вы видели сегодня новости об Украине?"
Был момент, когда казалось, что зрителям покажут нечто позитивное. Ведь Крым – наш, и вместе с Россией идет в светлое будущее. Под звуки вальса появились танцующие смеющиеся дети… Но тут же школьники стали падать (их убило снарядами), а над ними заплакала изможденная женщина.
В программке было обозначено действующее лицо – Человек от театра. Напрямую режиссер его не решился назвать, но манерами тот очень напоминал президента РФ. Когда на сцене все становилось совсем плохо, он декламировал:
"За что, мой Крым, тебе такой удел? (…) Ты выстоял! Она твоя – победа! Но зверь коварен, ненасытен, зол, И мощь его, томясь в забвенье, крепла! Огнем он борется за дьявольский престол, Желая превратить живое в горстку пепла, Но будет суд Всевышнего и тогда За все ответит мира нечисть!!"
Когда загремела очередная автоматная очередь, женщины, обнимающие детей, закричали "Среди врагов, среди врагов, среди врагов! Не оставляйте нас!", а дети затеребили человека, взывавшего к суду Всевышнего, стало ясно: да, это он, президент Владимир Путин. Бери выше – Спаситель.
12-летняя актриса Евдокия прокричала: "Но кто посмел селить нам в душу страх?! Кому дозволено лишать детей крова?! Кто разжигает грязную войну, кто стравливает мирные народы?"
"Путин" обнял ее и обратился к залу: "Народа братского нежданная беда Нам разрывает душу?!" "Да!" – ожидаемо ревет зал.
"Детей, стариков разбитая судьба Вам надрывает сердце?" – "Да!"
"Кто может запретить родной язык? Он наша путеводная звезда!" "Да!" – рыдает зал.
"Заокеанским козням…" – "Нет!"
"Не сломит нас ни ложь, ни клевета! За нами правда!" – "Да! Да! Да!"
Хочется выпить.
Однако на этом сеанс белой магии не закончился. На сцену выходит женщина в наряде крымских татар и запевает про единение с русскими. Напомним, Россия закрыла въезд в Крым лидерам татар, выступавшим против аннексии полуострова, Мустафе Джемилеву и Рефату Чубарову.
В финале зал встает, многие плачут и поют вместе с артистами.
<…>
**
См. также:
= ИТАР-ТАСС: Премьеру оперы-митинг "Крым" представил театр "Санктъ-Петербургъ Опера"
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 10 июля. /Корр. ИТАР-ТАСС Олег Сердобольский/. Новую оперу-митинг "Крым" показал в четверг театр "Санктъ-Петербургъ Опера". Жанр этой постановки подсказали художественному руководителю труппы, народному артисту России Юрию Александрову последние события в Украине. Спектакль играли не на сцене, а в центре зрительного зала, в окружении пришедших на премьеру людей. Первый показ приурочен ко Дню воинской славы России и годовщине победоносной Полтавской битвы. <,,,>
= БалтИнфо: Мой Крым – оперный вариант
**
Из белорусской газеты «Наша Нiва»:
В Санкт-Петербурге поставили оперу-митинг про Путина и Крым
15.07.2014 Оперный режиссер Юрий Александров не скрывает своей гражданской позиции: «Мы Крым отстояли, он наш, и мы никому его не отдадим». Свое отношение к крымским событиям Юрий Александров выразил в постановке. Первоначально ее планировалось показать на Дворцовой или на Красной площади. В сценарии этого проекта было предусмотрено участие Владимира Путина. «В кульминации должен был выйти Владимир Владимирович, рассказать о своей позиции, ответить на вопросы, которые мы ему зададим», — признавался Александров. Но чиновники не спешили с ответом. Да и Путин не нашел времени. Поэтому премьеру перенесли на сцену театра «Санктъ-Петербургъ Опера», который возглавляет режиссер. Решился и вопрос с Путиным. «Был введен персонаж, прототип Владимира Владимировича, эту роль исполняет артист Никита Захаров, по своему темпераменту он очень похож на президента», — говорит Александров. В качестве основы для оперы «Крым» Александров взял произведение «Севастопольцы». Его автор, лауреат Сталинской премии Мариан Коваль в свое время отметился участием в травле Шостаковича. В опере три части. В первой события разворачиваются в середине XIX века, во время Крымской войны. Вторая посвящена событиям Второй мировой. Действие третьей части происходит в наше время. Прототип Путина говорит об одной из европейских стран, которая претендует на Крым: «Но зверь коварен, ненасытен, зол. И мощь его, томясь в забвенье, Крепыш. Огнем он борется за дьявольский престол, Желая превратить живое в горстку пепла». Неожиданно звучат выстрелы. На сцену выбегают дети, которые обнимают «Путина» и просят его о спасении. Главный герой вытирает им слезы и обращается к зрителям, которые олицетворяют жителей Крыма. Чтобы не терять время на дискуссию, обсуждение происходит в форме референдума (тем более, жанр спектакля обозначен как опера-митинг): «Народа нежданная беда нам разрывает душу…». Микрофон направлен в сторону аудитории, которая хором кричит — «Да!». Следующий вопрос: «Кто может запретить родной язык?». «Он наша святыня?..» — вопрошает «Путин» — и слышит утвердительный ответ. А вот и «ответ заокеанским гостям», понятно, он другой — «нет!». Затем черноморские моряки поют арию, где звучат строки «народный гнев обрушим на врага, пришли домой мы навсегда!». А в финале хор обратится к олицетворению Путина: «Возьмите нас с собой!». Что же ему еще остается делать? – Наша основная позиция ясна и принципиальна: мы Крым отстояли, он наш, и мы никому его не отдадим. Как прекратить трагедию смерти, мы спрашиваем у людей. Мы не знаем, как это сделать, – это не наш уровень, не наши возможности, мы можем петь, обращаться к публике за помощью, будить, тормошить ее, пытаться вызвать мощную, сильную реакцию, адреналин, нам важно компенсировать наши душевные затраты, получить обратно то, что мы выкинули в пространство. На нашу голову свалились эти события, и мы поняли, что не можем промолчать. На вопрос – а что если кто-то из артистов не разделяет главную идею спектакля "Крым был, есть и будет нашим" – Юрий Александров отвечает кратко: – У нас это не принято. Театр у нас государственный, я сам государственный человек, отказываться от работы никто не может. У меня такого вопроса просто не возникало. Исходя из своего возраста я могу сказать, что молодые люди еще не сталкивались в своей жизни с такой бедой: в силу их молодости у них еще не вставало вопроса, с кем они. Они еще такие певчие птички, они хотят хорошо питаться, работать в интересном театре, и новая работа для них всегда интересна – если она не ущемляет их человеческого достоинства. Они обязаны участвовать в спектакле, если они назначены. Все вопросы возникают у людей зрелого возраста, а они, молодые, даже Великую Отечественную войну воспринимают абстрактно, не знают, что такое Афганская война. А мы все это знаем, и моя задача как педагога и учителя направить их в том русле, в каком я это понимаю. Театральный критик Евгений Хакназаров: – Я давно знаком с Юрием Александровым, знаю его как очень талантливого человека, и эта его идея показалась мне интересной, он вообще все вещи делает талантливо, независимо от смысловой и в данном случае идеологической составляющей. Что касается Мариана Коваля, я еще раз убедился, что Сталинские премии давали не зря: великолепная патетическая музыка, лучший образец сталинского музыкального ампира, она очень накладывается на тот смысл, который в нее вкладывает Александров. Это не только агитационный материал, это и произведение искусства, думаю, оно будет иметь успех. …Россия – независимое государство, и точно так же, как Соединенные Штаты, использующие в своих голливудских фильмах образ президента, мы тоже имеем право на свою интерпретацию событий. Идеологию никто не отменял.
Татральный критик Елена Вольгуст: – Вообще-то, это тот самый случай, когда государство ни о чем не просило. Судя по тому, что я видела, надеяться на большой художественный результат преждевременно. Тут все пронизано идеологией, видимо, Александров много лет молчал, надеясь, что подаренное вернется в дом хозяина.
Филолог, профессора Педагогического университета имени Герцена, депутат петербургского Законодательного собрания Александр Кобринский – Наша интеллигенция ведет себя ровно так, как она вела себя в 1914 году, в воодушевлении крича, что "Босфор и Дарданеллы будут наши!", "Да здравствует русская армия!". Все очень любили царя, государство, правда, стыдливо отворачиваясь от немецких погромов, прошедших тогда в Петрограде. Прошло всего два года – и в 1916 году отношение русской интеллигенции и русского общества к власти переменилось на 180 градусов. К сожалению, для нас это нормальное явление. Слово "интеллигенция" в понимании Дмитрия Лихачева всегда включало этическую составляющую, теперь она исключена, поэтому интеллигенцией называются образованные люди, занимающие высокие чиновничьи посты. Откройте сейчас социальные сети – там в националистический кругах доминирует тема "Путин – предатель" – он не довел дело до конца, не завоевал Украину. Но ведь он и не мог этого сделать, он является лидером слабой страны со слабой экономикой. Может, Америке это и было бы под силу, но не ему, это было изначально предрешено. И теперь все эти возбужденные люди начинают на него бросаться, и он понимает опасность, закрывает границу с Украиной. Так что изменение настроений нашей интеллигенции не за горами. А то, что в этом спектакле участвуют дети – ну, так что ж, я не думаю, что это для них так уж пагубно. Практика показывает, что дети растут, учатся, образовываются и начинают все понимать. Нельзя промывать мозги до бесконечности, когда-нибудь они становятся на место естественным путем.
|