Отличие электронного издания от печатного
Заочный семинар «Отличие электронного издания от печатного»
Данный семинар формируется по типу блога.
Предлагается обсудить отличия форматирования материалов в электронном и печатном форматах.
Электронный формат издания предоставил средства быстрой публикации и, что особенно важно, новые возможности в оформлении материалов. В Интернете выкладываются электронные версии печатных изданий: журналов и книг. Издаются и «чисто электронные издания». Сейчас уже никого не удивляет наличие изданий, которые никогда «не видели» бумаги.
Однако не редко бывает, что статьи, книги, предназначенные для издания в электронном формате, оформляются так же, как и для печатного формата. При этом не учитывается специфика восприятия информации, переданной в печатном и в электронном виде.
Планируется цикл статей по этой теме. Первый материал посвящен вопросу выбора шрифта.
Материалы публикуются в формате PDF:
В статье объясняется отличие в выборе шрифта для печатного и электронного издания: начертания, размера и межстрочного интервала. Приводятся наглядные примеры. Рассказано о том, как выбор шрифта влияет насказывается на уровне комфорта в процессе чтения.
В статье рассмотрено два основных вопроса: размещение текста на странице и размещение заголовков. Как лучше сделать, чтобы текст было легче и удобнее читать с экрана. Как сделать так, чтобы и при печати текст смотрелся достойно.
Дополнительные материалы:
· Особенности чтения текста с экрана (в качестве введения к теме)
· Формула читабельности Р. Флеша
**
Е. И. Григорьева
Особенности чтения текста с экрана
Компьютеры давно и прочно вошли в нашу жизнь. Вряд ли нужно кому-то доказывать этот факт. Компьютеры, а потом и Интернет, внесли существенные изменения во многие
сферы жизни, в том числе и в научные коммуникации. Сейчас уже никого не удивляет наличие изданий, которые никогда «не видели» бумаги. Это сайты, электронные книги, журналы и целые библиотеки.
Однако не редко бывает, что статьи, книги, предназначенные для издания в электронном формате, оформляются так же, как и для печатного формата. При этом не учитывается специфика восприятия информации, переданной в печатном виде и в электронном формате.
Книгопечатание существует много веков и выработало свои стандарты. Мало кто из читателей, да и авторов, задумывается над тем, что существуют гигиенические стандарты на книгопечатную продукцию, что установлены требования на белизну бумаги и яркость букв. Если использовать ослепительно белую бумагу и ярко черные буквы, то читать будет не очень удобно, глаза быстро устанут. Это физиологические особенности нашего зрительного аппарата. Кто, кроме хороших дизайнеров и web-мастеров, знает, что на сайтах обычно не используется чисто черный цвет букв на чисто белом фоне. Обычно, если на сайте много текста, то фон используется белый, а вот буквы не чёрные, буквы – серые. Достаточно тёмно-серые, настолько, чтобы текст хорошо читался (очень бледные буквы также напрягают зрение), но не чёрные. Так легче, так комфортнее для глаза. Специалисты говорят1: «Наше зрение при чтении с экрана испытывает совсем иные нагрузки, нежели при чтении с листа. Человеческий глаз приспособлен рассматривать предметы в отраженном свете, и наблюдение светящегося объекта противоречит самой его природе. Кроме того, при чтении с экрана взор направлен вверх или вперед. В таком положении глаз обычно расслабляет аккомодационную мышцу, а при чтении ее приходится напрягать. Пульсирующий световой фон снижает чувствительность зрения». (Заведующая отделом нормирования и гигиенической экспертизы НИИ гигиены и охраны здоровья детей иподростков НЦЗД РАМН, кандидат биологических наук Л. М. Текшева)Эти и некоторые другие особенности делают чтение с экрана монитора довольно утомительным занятием» [2].
Следует учитывать и тот факт, что разрешение на мониторе ниже, чем у текста, напечатанного на бумаге. Из-за этого буквы кажутся несколько неровными. Обычно, монитор располагается дальше от человека, чем книга. Всё это оказывает влияние на скорость и качество восприятия информации. Чем сильнее «раздражает» процесс чтения, тем хуже усваивается информация.
Конечно, сказанное не означает, что надо отказаться от чтения с экрана, что надо всё выводить на бумагу и читать в более привычном виде. Это и не возможно. Но нужно учитывать специфику и стараться создавать для читателей комфортные условия. Обратимся, например, к процедуре написания и редактирования текста научной статьи.
Для части авторов привычней написать статью от руки, а потом ввести текст в компьютер. Так легче думать. Другие адаптировались к экранному тексту, и им удобней, легче, сразу печатать текст на клавиатуре. Редакторам ещё сложнее отказаться от «экранного чтения» теста. Удобно вносить изменения сразу, в момент чтение. К тому же современные программы предлагают дополнительные сервисы: можно поставить себе какие-то закладки, написать примечания и т. д. Возможности компьютера для работы с текстом огромны.
Исключением может быть задача научного редактирования, которое требует вдумчивого прочтения, глубокого проникновения в суть написанного. Его легче проводить с печатным вариантом текста. Остальная работа по созданию статьи, книги со временем полностью перейдёт в «экранный формат».
Значит, надо учитывать специфику, особенности работы с текстом при чтении с экрана.
Надо научиться готовить текст для работы с экрана.
Книги, классические печатные книги, как правило, проходят предпечатную подготовку. Статьи, поступают в журнал, где также проходят техническую подготовку к печати. А вот электронные издания зачастую готовит к публикации сам автор. Автор выступает и в роли текст-редактора и верстальщика.
В помощь авторам и редакторам, готовящим к публикации электронные издания, предлагается цикл статей «Особенности электронного издания от печатного», посвященный описанию специфики электронного издания. В первой статье рассматриваются особенности шрифтов. Далее будут рассмотрены некоторые правила формирования структуры документа: оформление заголовков, сносок, таблиц, пояснений, примеров и т. п. Также планируется остановиться на особенностях использования графического материала, в первую очередь, графиков и диаграмм.
Библиографический список
1. Горбунов-Посадов М. М. Интернет-активность как обязанность учёного [электронный ресурс] // Сайт Института прикладной математики им.
М. В. Келдыша Российской академии наук. URL:
http://keldysh.ru/gorbunov/duty.htm . Дата посещения: 11.01.2013.
2. При чтении с монитора человеческий глаз намного легче воспринимает цветные буквы на цветном фоне, чем черные буквы на белом, считают специалисты. [электронный ресурс] // Сайт «Науки и технологии РФ. S&T RF». URL:
http://www.strf.ru/material.aspx?d_no=14000&CatalogId=222&print=1 .
Дата посещения: 11.01.2013.
3. Электронный учебник: как с ним работать [электронный ресурс] // Сайт
Издательского дома «Первое сентября» 1septemder.ru. URL:
http://zdd.1september.ru/article.php?ID=200800804 . Дата посещения: 11.01.2013.
4. Википедия. Свободная энциклопедия [электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org . Дата посещения: 11.01.2013.
.**
Можно надеяться, что заочный семинар Е. Григорьевой будет продолжаться. В таком случае мы продолжим ознакомление пользователей Когита.ру с его материалами. А. А. 29.01.2013.