01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

Памяти Александра Гутмана

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Колонка Андрея Алексеева / Памяти Александра Гутмана

Памяти Александра Гутмана

Автор: А. Свиридова; Ю. Балакшина: и др. — Дата создания: 23.02.2016 — Последние изменение: 23.02.2016
Участники: А. Алексеев
17 февраля 2016 в Петербурге скоропостижно умер Александр Ильич Гутман, режиссер документального кино, сценарист, оператор; автор более сорока кинолент. Среди них самые известные: «Снежная фантазия», «Пирамида», «Русские ушли». Его горькая лента «Три дня и больше никогда» триумфально прошла по экранам мира.

 

 

 

 

В Доме актера вспоминают режиссера Александра Гутмана

20 февраля 2016

 

Документальные фильмы Гутмана получили мировую известность. Его картина «Три дня и больше никогда», рассказывающая о свидании матери с сыном, осуждённом на пожизненное заключение за убийство, вызвала огромный общественный резонанс. После показа Верховный суд России пересмотрел дело и заменил пожизненное заключение на пятнадцатилетний срок. Сейчас осуждённый уже вышел на свободу. Эта работа Гутмана стала участницей 11 международных фестивалей и взяла множество наград. 

Сегодня друзья и коллеги вспоминают, что режиссёр всегда был на подъёме. 

Алексей Учитель, режиссёр: «Все получалось, прекрасные фильмы, призы на различных фестивалях, очень много замыслов, которые не в голове, а реально хотели реализовываться, буквально 10 дней назад мы с ним разговаривали и строили планы и говорили про встречу. Конечно, это удар». 

Рейо Никкиля, режиссёр: «Он был самый порядочный из российских режиссёров. И когда надо было что-нибудь по расписанию делать, он всегда это делал вовремя. Это довольно большая редкость. И фильмы его мирового класса». 

Гутман начал свою карьеру на Ленинградской студии документальных фильмов в 1969 году. Затем окончил ВГИК. На его счету десятки фильмов. Свою последнюю работу он снял в прошлом году. 

**

 

Памяти Александра Гутмана

 

Юлия Балакшина, председатель Свято-Петровского братства, рассказала о знакомстве с Александром Гутманом:

 

Мы искали в обществе людей, которые так же как мы могли выступить за отмену смертной казни, и познакомились с человеком, который снял фильм «Три дня и больше никогда», фильм о судьбе мальчика, молодого человека, приговоренного к смертной казни.

С тех пор нас связала какая-то дружба и хорошие человеческие отношения, мы чрезвычайно ценили его как художника, как документалиста, как человека, который умеет говорить не лозунгами, а образами, умеет очень глубоко вглядываться в жизнь, в человека, умеет на языке документального кино говорить вещи предельно глубокие, и философские, и духовные, и в то же время так показать человека, что становится понятно, что человек – это не просто какой-то организм, функционирующий в природе или социуме, а что в нем действительно какая-то тайна.

Вот за этот год, когда Александр Ильич снимал фильм о самых-самых разных сторонах жизни нашего братства в Москве, в Петербурге, в Воронеже, в Твери, мы с ним максимально сблизились, узнали и его очень яркий сильный темперамент, взрывной характер, его умение собирать людей, быть душой компании, и в то же самое время узнали о какой-то его внутренней, духовной жизни. Он был крещеным человеком, его во время одной из его поездок в съёмочных экспедициях крестил, кажется, епископ Енисейский или Иркутский. Он не был церковным человеком, но какой-то опыт веры у него безусловно был.

В последний год своей жизни он оказался среди людей очень искренне и глубоко верующих и имел возможность говорить о том самом главном и сокровенном в своей жизни, что в течение его творческой судьбы, биографии отчасти оказывалось под спудом. И вот этот год дал ему возможность вглядеться в лица верующих людей и понять, что значит для человека этот опыт веры, и, мне кажется, в нём самом какой-то живой импульс веры за это время пробудился.

На премьере фильма он сказал, что съемочная группа ни разу не поссорилась, пока делала этот фильм. И для него это было связано с той атмосферой братского общения, братской любви, в которую он оказался погружен в течение этого года. И это говорит о том, что он сам был не просто зрителем, не просто человеком, который внешним образом смотрел на происходящее, что он действительно как-то сердечно вошёл в эту братскую жизнь, церковную жизнь, как-то к ней внутренне причастился. В последнем кадре фильма люди причащаются, и потом камера уходит в небо. Так бывает в жизни художников, что они как-то предсказывают свою кончину или оставляют какое-то завещание, сами того не зная. И вот мне кажется, неслучайно, что последним его словом было слово о Причащении Церкви Христовой, о Любви Христовой и об уходе в Небо.

Вечная память!

**

 

Александра Свиридова об Александре Гутмане

 

…В 2001 г. Александр Гутман снял кино «Возвращение в юность», получившее награды на фестивалях в Хьюстоне и Чикаго, но не нашедшее дистрибьютора, не показанное в кинотеатрах, не купленное для телевидения. В нем правда о войне и Победе. Правда, которой никто не хочет знать…

 

См. ранее на Когита.ру материал с интервью Александры Свиридловой:

- Тоталитаризм – от Муссолини до наших дней

**

 

Свое интервью с Александром Гутманом (1945-2016) автор встречала в интернет-изданиях в разрозненном и усеченном виде. Она позволила нам опубликовать его полностью. (Редакция веб-журнала «Дискурс»).

 

«СВЯТАЯ МЕСТЬ»?! (А. А.)

 

Первоисточник

 

ИНТЕРВЬЮ С АЛЕКСАНДРОМ ГУТМАНОМ

Александра Свиридова

19 февраля 2016

 

<…> За обманчиво-невинным названием — «Возвращение в юность» - страшная история, к восприятию которой с экрана мало кто готов сегодня. Но завтра снимать ее будет не с кем и показать заинтересованному зрителю уже не удастся: живых не останется. Потому что в кадре речь идет о событиях 1944 года. Когда доблестная Красная Армия с боями пересекла рубежи фашистской Германии, вошла в Восточную Пруссию и в числе прочих «актов возмездия» изнасиловала массу немецких женщин всех возрастов — от мала до велика. Далее — по пакту Ялтинской конференции — женщин загнали в вагоны и эшелоны и погнали на территорию СССР — «для оказания помощи в восстановлении народного хозяйства, разрушенного в годы войны». Тех, кого довезли живыми, расселили в старых и вновь построенных сталинских лагерях, где снова насиловали и терзали. Выжившие четыре немецкие женщины 50 лет спустя говорят об этом с экрана. На немецком. Таких фильмов — на всех языках Европы — можно снять сериал: по всем странам, которые освобождали советские войска. Польки, венгерки, румынки, чешки, словачки, болгарки слово в слово могут повторить всё то же самое. Этот фильм — первый.

<…>

О советском солдате можно было только как о покойнике: хорошо — или ничего. Но минуло полвека. И новое поколение робко делает попытку помянуть жертв обеих сторон. И грех обеих сторон. Он может, но не должен быть замолчан. И если было преступление, то был тот, кто его совершил.

Виновен ли солдат, что война пробуждает в человеке зверя, — мне трудно ответить. Но я точно знаю, что всякий преступный режим, преступный приказ, само преступление должны быть осуждены, какими бы высокими целями ни прикрывались главы государств и правительств. Потому что если есть преступление, есть и преступник. Он должен быть найден и наказан. Дело не в миллионах убитых. Надругательство над одним человеком достойно наказания ничуть не меньше. И всякий преступник должен знать, что нет тайного, которое не стало бы явным. Справедливость всегда восторжествует. Не всегда успеваешь дожить до этого. И возмездие не в том, чтобы убить убийцу, а в том, чтобы поднести к его лицу зеркало, чтобы он себя увидел.

Именно это пытается сделать Александр Гутман…

А. Свиридова

 

Читать интервью (обязательно! – А. А.)

comments powered by Disqus