Политическая цензура – в действии
Эта статья посвящена питерским делам, но не вместилась в петербургский выпуск «Новой газеты», а только в центральный (московский). Поэтому стоит ее перепечатать в «Общественных новостях Северо-Запада».
Новая газета. Выпуск № 134 от 26 ноября 2012
«Петербургский театральный журнал» может перестать существовать
Смольный отказывается субсидировать издание, в котором напечатаны рецензия на спектакль «Берлуспутин», статья «Митинг как театр» и фотографии Болотной
|
|
Комитет по печати предоставил «Петербургскому театральному журналу» грант в размере 1 млн 498 тысяч рублей. В октябре издание выпустило номер, который Смольному не понравился. В нем молодые критики рассказывали о связи театра и протестного движения. В материалах «мятежного» номера чиновники усмотрели нарушение правил предоставления бюджетных средств и отказались компенсировать затраты на его выпуск.
По словам главного редактора журнала Марины Дмитревской, комитет по печати поддерживает журнал грантами на конкурсной основе уже много лет, и подобных случаев во взаимоотношениях чиновников и руководства театрального журнала не случалось.
«Механика процесса такова, — поясняет она. — Мы пишем паспорт проекта согласно выделенной смете. Далее издаем номер, отчитываемся по нему содержательно и финансово и получаем деньги на возмещение затрат (согласно смете, опять же). Проверяют все до буквы и до фотки».
В начале октября редакция отчиталась перед комитетом. 9 октября Смольный составил акт о нарушениях условий предоставления субсидий.
«Нам сообщили, что несколько материалов номера не соответствует паспорту проекта, — рассказывает Дмитревская. — И зловещим металлом мне в трубку зазвучало: «Да у вас там фотографии митингов!» При этом не было предоставлено никаких аргументов, хотя я в нескольких письмах я просила письменной аргументации».
Ситуация грозила возвратом гранта (условия договора) и смертью для журнала. Поэтому редакция обратилась к независимым экспертам — профессорам гуманитарных кафедр различных вузов России — к театроведу Юрию Барбою (СПбГАТИ), эстетикам Льву Заксу и Галине Брандт (Гуманитарный университет Екатеринбурга), культурологу Александру Ласкину (СПбГУКИ), философу Александру Секацкому (СПбГУ), письменно подтвердившим, что материалы соответствуют теме, заявленной в паспорте.
7 ноября комитет по печати поставил Дмитревскую в известность, что не хочет иметь отношения к номеру, где напечатана рецензия на спектакль «Берлуспутин» и опубликованы фотографии митинга на Болотной. Про «Берлуспутина» особенно смешно, он выдвинут на «Золотую маску»-2012. На вопрос: «Это политическая цензура?» — ответили коротко: «Расценивайте как угодно. Мы, грантодатели, субсидировать фотографии Болотной не хотим».
Редакции сообщили, что с юристами будет проработана ситуация дополнительного соглашения к договору, и № 69 из проекта будет изъят. «Это минус 350 тысяч рублей, — уточняет Дмитревская. — Но за свободу надо платить, и мы с редакцией, чтобы не терять остальное, подтянули пояса и пошли на это».
По словам редактора «Петербургского театрального журнала», на этом переговоры были остановлены. «Ситуация зависла. Отчет не принят, — отмечает Дмитревская. — Телефоны в Смольном молчат, мне только сообщают, что «никакой информации для вас нет», я полтора месяца не могу добиться никаких внятных объяснений. Близится срок отчета по проекту в целом, а никто ничего не знает. Нас просто подвесили в «черном ящике». Председатель комитета меня не принимает, его подчиненные тоже».
P.S. Узнать,
что по этому поводу думают в Смольном, редакции не удалось. Пресс-секретарь
вице-губернатора, курирующего СМИ, сообщила, что начальник в отпуске и не
в курсе конфликта. Что же касается комитета по печати, то его сотрудники не
смогли оперативно ответить на вопросы редакции, тем не менее пообещали дать
оценку собственным действиям в ближайшее время.
Алиса Кустикова