01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

Продолжаем открывать Грушина

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Колонка Андрея Алексеева / Продолжаем открывать Грушина

Продолжаем открывать Грушина

Автор: М. Аникина; В. Хруль; А. Алексеев — Дата создания: 03.01.2016 — Последние изменение: 03.01.2016
Вышел в свет 4-й том материалов ежегодных Чтений на Моховой «ОТКРЫВАЯ ГРУШИНА», организуемых на факультете журналистики МГУ М. Аникиной и В. Хрулем - энтузиастами и подвижниками сбережения памяти и развития научных идей выдающегося российского социолога и философа Бориса Андреевича Грушина (1929-2007). В феврале 2016 состоятся уже седьмые Чтения памяти Б.А. Грушина. А. А.

 

 

 

 

Среди новогодней почты я с радостью обнаружил нижеследующее письмо:

 

«…С радостью сообщаем, что наконец-то вышел четвертый том серии книг "Открывая Грушина" (в приложении). Авторские экземпляры книги можно будет получить на Седьмых Грушинских чтениях на Моховой, которые начнутся в пятницу 5 февраля 2016 года в 15.00 в Зале заседаний Ученого совета (аудитория 103). Адрес факультета журналистики - ул. Моховая, д. 9 (ст. метро "Библиотека им. В.И.Ленина", "Охотный ряд").
С неувядаемым оптимизмом и предвкушением хорошего общения приглашаем Вас поговорить о наследии Бориса Андреевича, вспомнить о былом и подумать о будущем, обсудить "новую жизнь" его идей и концепций, их теоретическое развитие и практическое использование.
Во время предыдущих чтений уже сложились традиционные векторы обсуждения наследия Грушина:
1. "Пятая жизнь России": опыт вторичного анализа данных и осмысления социальных процессов последнего десятилетия.
2. "Четвертая власть или сфера обслуживания?": исследования журналистики и коммуникации.
3. "48-я пятница": развитие методологии социологических исследований.
4. "Фабрика нового типа": проблемы и перспективы развития социологических служб и центров в России.
5. "Не опросами едиными...": анализ текстов массового сознания и возможные направления его развития.
6. "Pro memoriam": воспоминания и размышления о Грушине - исследователе, руководителе, учителе и человеке.
7. "Inprimatur": для кого, как и где переиздавать Грушина.
С наилучшими пожеланиями,
Мария Евгеньевна Аникина (maria-anikina@yandex.ru, моб. тел. 8-916-6145232), Виктор Михайлович Хруль (amen@mail.ru, моб. тел. 8-968-7662583).

 

О проекте «Открывая Грушина» см. подробнее на сайте факультета журналистики МГУ: http://www.journ.msu.ru/science/events/conf/2010/grushin.php

**

 

Аннотация тома 4

 

Открывая Грушина. Том 4. – Ред.-сост. – М.Е. Аникина, В.М. Хруль. – М.: Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, 2015. – 516 с.

Четвертый том продолжает серию книг «Открывая Грушина»,

посвященную памяти выдающегося отечественного философа и социолога Б.А. Грушина.

Книга содержит статьи известных социологов, философов, культурологов, исследователей массовой коммуникации, а также материалы «Грушинских чтений на Моховой», которые ежегодно проходят на факультете журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова.

В рубрике «Лаборатория Грушина» помещены ранее не публиковавшиеся тексты и конспекты лекций Б.А. Грушина, прочитанные на факультете журналистики, которые будут полезны студентам, аспирантам и преподавателям.

Цель издательского проекта «Открывая Грушина» – описать научное наследие исследователя массового сознания, ввести в научный оборот тексты из его архива, проанализировать дальнейшее развитие его идей, а также консолидировать его последователей.

Для социологов, философов, историков, обществоведов, журналистов, преподавателей социологии журналистики и массовых коммуникаций, студентов, а также для широкого круга заинтересованных читателей.

**

 

СОДЕРЖАНИЕ тома 4

Слово редакторов-составителей ............................................ 6

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

У нас нет информации об обществе ...................................... 11

ВСПОМИНАЯ ГРУШИНА

Борис Фирсов. Одиссея помощников партии ........................ 21

Борис Докторов. О чем бы я хотел побеседовать

с Борисом Грушиным ............................................................ 33

ОСМЫСЛЯЯ ГРУШИНА

Владимир Ядов. Пока живем, надеемся ................................ 43

Александр Рубцов. Бытие сознания.

История неоконченного проекта .......................................... 46

Александр Жаворонков. Методологические

и методические разнообразие процедур проекта

«Общественное мнение» ....................................................... 62

Елена Цуканова. Субъектно-ориентированный профиль

функционирования прессы: использование метода

контент-анализа российских изданий ................................. 75

Лариса Федотова. К определению субъекта

общественного мнения: количественные границы ............. 87

Ирина Фомичева. Многоликая масса .................................. 105

Владимир Бачишин. Исследования общественного мнения

в Чехословакии .................................................................... 125

Мария Аникина, Виктор Хруль. Религиозность

и отношение к Богу в текстах сетевой коммуникации ...... 129

Алла Ширяева. Доверие общества к СМИ:

социологический аспект ..................................................... 164

Елена Петренко, Вадим Каплун.

Стиль жизни и телевидение ................................................ 174

Ольга Сусская. Современная журналистика

в окружении «глобальной бессмыслицы» сетей ................. 192

Юрий Благовещенский, Георгий Сатаров. Компенсация

предпринимателями коррупционных издержек:

социологический анализ ..................................................... 203

Екатерина Слободенюк. Бедность в современной России ....220

Владимир Римский. Необходимость и возможность изменения

социального порядка в современной России ..................... 236

Андрей Алексеев. «Акт Магнитского» и российский ответ

на него как объекты общественного мнения ..................... 248

ПЕРЕЧИТЫВАЯ ГРУШИНА

Субъекты социального действия

и общественного сознания .................................................. 257

Социальные субъекты и структура сознания ..................... 266

Процессы зарождения неклассических субъектов

общественного сознания в современных обществах ......... 303

Современное советское общество

и проблемы его развития .................................................... 318

Лекция «Общественное мнение времен перестройки:

проблемы функционирования и изучения» ....................... 320

Субъект новый рождается .................................................. 364

«О невозможности и необходимости изучения

общественного мнения в этой стране» ............................... 372

Динамики социальной напряженности в регионах,

расположенных на территории бывшего СССР .................. 409

«Мы все время вели войны за свой предмет» ..................... 416

Никогда не удастся уничтожить дотла ................................ 425

Теория и практика public relations ...................................... 433

Новое мышление и кинематограф ...................................... 446

Массовое сознание и кинематограф ................................... 451

ЛАБОРАТОРИЯ ГРУШИНА

Социальная психология. План-конспект лекций

на факультете журналистики МГУ, 1983 ............................ 461

Нравственная демократия и самоуправление.

Наброски к дискуссии. Минск, 1987 ................................... 495

Чем должны заниматься философы?

План семинара в Институте философии, 1987 ................... 500

О так называемом «отрыве» философии от жизни.

Доклад в Институте философии, 1987 ................................ 502

Примечания к заседанию Президентского совета, 1993 .... 505

Об авторах ........................................................................... 506

Именной указатель ............................................................. 512

**

 

Приведу здесь фрагмент собственной статьи («Акт Магнитского» и российский ответ на него как объекты общественного мнения») из этого тома, посвященный воспоминанию – не столько о Б.А. Грушине, сколько о его роли в профессиональном становлении автора этих строк. А. Алексеев.

 

«Все, кто так или иначе занимается у нас массовыми опросами общественного мнения, в конечном счете вышли из «грушинской шинели». Для меня, бывшего журналиста и аспиранта факультета журналистики Ленинградского университета во второй половине 1960 гг., грушинский черный томик 1967 года «Мнения о мире и мир мнений» был едва ли не «социологической псалтирью».

У меня сохранился текст реферата, писаного для поступления в аспирантуру, под названием «Пресса и общественное мнение». Тогда Грушина еще не читал, разве что был наслышан  о его опросах, проводившихся от «Комсомольской правды». Все-таки, Питер – не Москва, и личных контактов с Б.А. у меня практически не было.

Адаптировав грушинский концепт «коллективного субъекта» (общественного мнения) к своей социологической модели массовой коммуникации, я вроде оказался его последователем и получил основания напроситься саспирантским докладом в его лабораторию (тогда, кажется, размещавшуюся еще в «социологическом подвале»). Доклад был встречен довольно прохладно: может быть, в силу чрезмерной абстрактности и ортодоксальности марксистской теоретической схемы массовой коммуникации (впрочем, базировавшейся на взглядах скорее раннего, чем позднего, или «зрелого», Маркса).

(Надо сказать, что здесь и грушинские «Очерки логики исторического исследования» пригодились будущему кандидату философских наук; тогда «социологических» еще не было).

Так или иначе, с тех пор наши с Б. А. пути никак не пересекались, я же обогащался учебой у Ядова, Шляпентоха, Шубкина, Гордона. Только уже в 1990 гг. мы как бы заново познакомились лично. Но Грушин в Питер не ездил, я в Москву – тоже нечасто.

Однако заочный импульс, в свое время полученный от Грушина, оставил глубокий след в профессиональной деятельности. Равно как и глубочайшее уважение к грушинской гражданской позиции – хоть в советские, хоть в постсоветские времена.

Мне не «вспоминать» о Грушине хочется, а в меру сил «следовать» ему в науке и жизни (сколько успею). Вот почему именно памяти Б. Грушина посвящена эта скромная заметка, по материалам одного из недавних опросов «Левада-Центра», пусть не безусловно, но все же продолжающего традиции того ВЦИОМа, который породил Грушин.

Я показал эту заметку на «горячую», острую тему современной жизни одному из сподвижников Грушина и получил лестный ответ, что примерно так же построил бы свой анализ и интерпретацию этих данных сам Б. А. Что ж, его научно-гражданственная позиция всегда была для меня примером…».

 

comments powered by Disqus