Шабаш «ревнителей нравственности»
26-09-2016
Игорь Яковенко: Увидеть не только порнографию, даже эротику на тех целомудренных фото мог только извращенец
<…> Увидеть не только порнографию, даже эротику на тех целомудренных фото, которые экспонировались в центре фотографии имени братьев Люмьер, мог только извращенец. Все эти люди, включая сенатора Мизулину, детского омбудсмена Кузнецову, не говоря уже о Цветкове (член общественной палаты, руководитель общественной организации "Офицеры России". – А. А.) – обременены комплексами и явно страдают тяжелыми формами психических расстройств. Они нуждаются в помощи специалистов, а с учетом их статуса, опасны для общества.
Фотограф Джок Стерджес, комментируя закрытие своей выставки грустно заметил: "Москва выглядит как город 21-го века…". Выглядит, да. Только находится во власти оккупантов, среди которых много тех, чьи представления о жизни остались на уровне 17-го и более ранних веков.
"Офицеры России" изучат выставку, после чего примут решение, открыть ли доступ на нее посетителям", - сообщил член общественной палаты Цветков и уточнил: "Даже если в снимках нет ничего запретного, все равно не совсем правильно, что такая выставка проходит в трех минутах от Кремля". То, что в трех минутах от Кремля убили одного из лидеров оппозиции, помнится, Цветкова никак не удивило.
Выставка фотографий Джока Стёрджеса была абсолютно законной. Ее анонсы вместе с фото висели на сайте Министерства культуры (после скандала стыдливо исчезли). И вот, общественная организация "Офицеры России" во-первых, блокирует выставку, а во-вторых, заявляет, что будет ее изучать (!), и потом они (!) примут решение (!), пускать граждан России на выставку или нет.
Все это унылое кафкианство приправлено действиями персонажа, которого федеральное телевидение выставляет главным борцом за нравственность. Этот человек совершил следующие подвиги. Во-первых, он помочился не туда, куда это делают обычные, негероические люди, а в баночку. Помните, последний подвиг наших разведчиков? Вот.
Идем дальше. Во-вторых, этот герой тайком пробрался в центр фотографии имени братьев Люмьер, бережно прижимая к себе баночку с отходами своей жизнедеятельности. И, наконец, в-третьих, и в-главных: он принялся героически плескать содержимое заветной баночки на фотографии девушек, которые смотрели на него распахнутыми глазами.
Говорят, что этот героический мочеплескатель из Русского освободительного движения SERB, которое возникло в Днепропетровске, где его члены пытались устроить "русскую весну" и что-то вроде "ЛДНР", но после того, как получили отпор, героически сбежали в Россию, где пытаются поддерживать Путина тем, что обливают дерьмом пикеты "Солидарности", нападают на украинского политолога, а также совершают иные, столь же героические поступки. Весьма характерно, что все эти люди на свободе, в отличие от многих участников мирных акций оппозиции.
Параллели с борьбой гитлеровского режима против "дегенеративного искусства" настолько очевидны, что о них даже неловко упоминать. Видимо, в ближайшее время следует ожидать рейд "Офицеров России" в Третьяковку или музей имени А.С. Пушкина. После "изучения" экспозиции искусствоведами в камуфляже, в музее Пушкина может остаться разве что пара натюрмортов и несколько экспонатов из египетского зала.
Да и то, яблоки на полотнах голландских мастеров бдительные "Офицеры России" наверняка сочтут за рекламу партии национал-предателей, а горизонтальные позы мумий в саркофагах зала Древнего Египта вполне могут возбудить какое-нибудь энтео, в результате чего и мумии будут причислены к порнографии.
**
ВЫСТАВКА И АПОФЕОЗ СОВКОВОЙ ПОШЛОСТИ
26-09-2016
Сергей Медведев: Стерджес преодолел пошлость, а Татьяна Толстая в нее опустилась
Татьяна Толстая написала пост, высмеивающий "либералов" (как всегда, вымышленных — никаких либералов в России нет, просто это слово заменяет презрительных советских "интеллихентов"), выступивших в защиту Стерджеса. По ее мнению, поддержанному пятью или десятью тысячами лайков, девочки Стерджеса — это эротические объекты, и слюнявые "либералы" боятся себе признаться в своей похоти. А по моему мнению, ее пост — апофеоз совковой пошлости.
Девочки Стерджеса целомудренны в своей пробуждающейся сексуальности, они начинают осознавать свое тело, свою женственность, одновременно ее стыдятся и предъявляют миру, скрываются и открываются, и эта мерцающая диалектика трогательна, непорочна и чиста — как чисто пробуждение весенней природы, раскрывающиеся листочки. Видеть в этом эротику или хуже того — порнографию, педофилию — настоящая патология. Стерджес не случайно снимал в коммунах хиппи и нудистов, которые, преодолевая табуированность наготы, одновременно преодолевали и ее эротичность, наш похотливый дифференцирующий взгляд. Не знаю, как вас, а меня никогда не возбуждали ни общие сауны (обычное дело в Скандинавии, Германии, Голландии), ни нудистские пляжи: там тело освобождено не только от одежды, но и от присваивающего и дискриминирующего эротического взгляда, тело там просто тело, а не объект желания. То же и девочки Стерджеса — сексуальные (те, что старше), но не вожделенные.
Настоящая порнография не в них, а в миллионах российских (и не только — индийских, латиноамериканских — но я лучше знаю про российских) девочек, которых отдают в фигурное катание, танцы, эстраду, конкурсы красоты (вот где ад!), облекают в обтягивающие трико с открытыми спинами, накрашивают лица и ногти, заставляют повторять взрослые движения, которые основаны на механике соблазна. Да что там танцы, просто матери делают из своих девочек 5+ лет куколок и мини-женщин, красят им ногти, обряжают в прозрачное с люрексом, подводят глаза, сколько раз наблюдал такое на улицах и в особенности почему-то в торговых центрах (настоящий инкубатор семейных практик). Мне это больше всего напоминает ту накрашенную девочку-проститутку из сна Свидригайлова, что он видит перед самоубийством и что, видимо, было образом, всю жизнь преследовавшим самого Достоевского. Потому что порнография — это объективация и сексуализация человека, принуждение к сексуальности при помощи внешних средств, а у Стерджеса — улыбка природы без тени насилия, тело как факт, а не объект в игре.
И именно поэтому, даже в самых опасных и контроверзных снимках, он преодолел пошлость, а Татьяна Толстая в нее опустилась.
PS Предваряя возможный вопрос, я считаю "Лолиту" и в особенности "Камеру обскура" порнографией, но совершенно не поводом их запрещать. Набоков более умозрителен и механистичен и потому порнографичен, его герои конструируют чужую сексуальность — Лолиты, Магды. А вот, например, Бунин органичен, и его девочки из "Темных аллей" возникают из природы, они сексуальны и чисты, и бездеятельный герой лишь с удивлением и благодарностью принимает их неожиданную сексуальность в дар. И да, девочки Стерджеса — бунинские, а не набоковские, а всем почему-то на ум приходит одна Лолита.
**
27-09-2016
Тивур Шагинуров: Мы спешим посмотреть то, за чем недоглядела власть
Запрет выставки Джока Стерджеса и новость о том, что ФАС оштрафовала организаторов выставки Босха на 100 тысяч рублей за "непристойную рекламу" не стали чем-то вопиющим в культурной жизни столицы, мы давно привыкли и как будто даже смирились с тем, что группа граждан решает за нас, что нам смотреть можно, а чего нельзя.
Каспаров.Ru подготовил небольшой обзор удачных и неудачных попыток запретить высказывать свое мнение при помощи выставок.
В 2003 году в Сахаровском центре была разгромлена выставка "Осторожно религия". Были задержаны "погромщики" Михаил Люкшин и Анатолий Зякин. Задержанных обвиняли в хулиганстве, но позднее Пресненский суд отказался от обвинения. В то же время, уже Таганским судом, организаторы выставки Юрий Самодуров и Людмила Василовская были признаны виновными в разжигании религиозной ненависти.
Противостояние продолжилось в 2006 году. Одной из самых скандальных в истории путинской России оказалась выставка "Запретное искусство" Андрея Ерофеева и Юрия Самодурова. Приняв во внимание опыт выставки "Осторожно религия!", авторы выпустили предупреждение о том, что выставка может задеть чувства верующих, кроме того, экспонаты выставки были спрятаны за непрозрачными стендами, чтобы их увидеть посетители были вынуждены "подглядывать" через специальные отверстия.
Тем не менее, и в этот раз верующие не могли не оскорбиться. По инициативе активистов движения "Народный собор" против организаторов выставки было возбуждено уголовное дело. Судебное разбирательство вызвало немало споров в обществе между сторонниками радикального искусства и адептами православной морали. Вынесение приговора сопровождалось разбрасыванием тараканов в зале заседаний участниками группы "Война" и крестным ходом вокруг здания суда, организованным сторонниками обвинения. Ерофеева и Самодурова приговорили к штрафу в 150 и 200 тысяч рублей.
В феврале 2012 года в храме Христа Спасителя состоялся панк-молебен феминистской группы Pussy Riot. Антиклерикальная акция вызвала новую волну противостояния между сторонниками ортодоксального православия и их противниками. Посадка "сатанинских девок" продолжила славное дело борьбы богохульниками.
В то время как участницы панк-молебна уже сидели свою "двушечку" в сентябре 2012 года Винзавод организовал выставку "Духовная брань", на которой были представлены "актуальные иконы", изображавшие участниц скандальной панк-группы.
Во время открытия вход на выставку был заблокирован прибывшими к месту пришествия "казаками" и "православными активистами", на саму выставку "казаки" попасть не смогли, поскольку охрана не пропустила их без пригласительных билетов. В итоге на выставку не смогли попасть и многие из тех, кто хотел поддержать актуальное искусство. Тем не менее, среди посетителей оказался человек, освятивший одну из икон Pussy Riot, после чего организаторы выставки заявили, что уничтожение этого объекта будет святотатством.
Хроника православных нападений на выставки продолжилась в августе 2015 года, когда активисты "Божьей воли" совершили нападение на выставку "Скульптуры, которых мы не видим", проходившую у самых стен Кремля в Манеже. Любители Бога разбили четыре барельефа работы Вадима Сидура. Верующих не остановило, что автор работ был ветераном и инвалидом Великой Отечественной войны и искренне верующим человеком
"Эта богохульственная выставка — например, Иисус Христос изображен в непотребном виде. Мы хотим, чтобы эта выставка была закрыта, чтобы закон о защите чувств верующих реально соблюдался, чтобы в главном выставочном центре страны не было такого грязного, жесткого глумления над Иисусом Христом и над святыми", — заявил лидер погромщиков Дмитрий Цорионов известный также как Энтео.
Критику со стороны церкви вызывают не только современные художники, но "старые мастера".
В апреле 2012 года митрополит Новосибирский и Бердский Тихон раскритиковал выставку эротических гравюр Пабло Пикассо "Искушение", проходившую в краеведческом музее Новосибирска. По мнению иерарха на выставке были представлены "все виды извращений".
Как пояснил куратор выставки Денис Лукашин: "Вы знаете, Пикассо, действительно, великий художник и это серия гравюр была создана, начинала создаваться как идея, как иллюстрация к роману Фердинанда де Рохаса "Селестина", но он на нем не остановился. Пикассо сделал еще большую серию работ.
Они, естественно, достаточно экспрессивны и достаточно откровенны. Но, с другой стороны, Пикассо все-таки пишет в такой манере, в которой, наверно, на самом деле, даже какие-то пошлые вещи выражаются, с одной стороны, редко, а с другой стороны достаточно мягко, то есть, в принципе, откровенной пошлости, которую можно видеть на каких-то там плакатах или еще на чем-то, нет"
Также Лукашин выразил мнение, что решение о том, водить или не водить детей на подобные мероприятия, принимают их родители.
Позднее Пикассо уже в компании с Анри Матиссом пытался пробраться на выставочные пространства Архангельска, но и здесь "православные иерархи" были настороже. С критикой выставки "Линия Любви. Эротизм в творчестве великих мастеров ХХ века" выступил протоиерей Евгений Соколов. По мнению батюшки, выставка, открытие которой совпало с началом Великого поста, тем более неуместна, что богомерзкие изображения соседствуют с православными святынями.
Уже в 2016 году досталось также и другому художнику — Иерониму Босху. Реклама выставки "Ожившие полотна: Сад наслаждений" вызвала бурю критики со стороны "блюстителей высокой нравственности". Правительство Москвы потребовало от организаторов выставки вести себя приличней и рекламу неприличных художественных творений потребовало убрать.
"Когда мы готовили выставку, посвященную Микеланджело, то также по городу размещали плакаты со статуей Давида. Как вы знаете, Давид там тоже не совсем одет. Боялись, что постеры снимут. Но нет, они провисели без проблем"
– удивились в свою очередь организаторы.
Видимо, накликали-таки беду на Давида организаторы босховской "вакханалии". Одна из жительниц культурной столицы возмутилась некультурным поведением пластикового близнеца микеланджеловского Давида и потребовала прикрыть срамные места статуи. Находчивые петербургские художники на следующий же день прикрыли гениталии предметом, свойственным статуям нашей страны — кепкой. Впрочем, петербуржцы проголосовали против облачения статуи.
По мнению "Православного союза", выставка являлась глумлением над телами усопших, хотя те при жизни дали согласие на использование своих тел.
Похожая выставка "Тело человека" возмутила активистов движения "Народный собор" и в Санкт-Петербурге,
"Эстетика морга — не культурная программа для северной столицы. Есть таинство смерти, в которое нельзя вмешиваться. Такие экспонаты могут нанести серьёзный психологический вред для зрителя, тем более для подростков",
– заявили активисты, не посещавшие, видимо, ранее Кунсткамеру, созданную еще Петром I.
В свою очередь, организаторы заявили, что их выставка имела целью отнюдь не издевательство.
"Это учебное пособие. Посыл в том, чтобы показать истинный внутренний мир человека. Мы просто сравниваем здоровые и больные органы",
– пояснили они.
Чиновники и политики оказались не менее нервными, чем представители церкви.
Известны как минимум два случая запрета экспонирования изображения президента Путина.
В 2013 году на выставке стрит-арта "Голос улиц", проходившей в кафе "Город", было представлено изображение человека похожего на президента России, поедающего мозг. На следующий день после открытия в кафе зашел мужчина и потребовал изображение удалить
То же изображение, "выставляющее президента в неприглядном свете", депутаты "Справедливой России" потребовали убрать с выставки "Голос улиц", проходившей в Омске.
Уже в 2015 к выставке-продаже "Рождественское чудо" не были допущены портрет Владимира Путина и портрет неизвестной обезьяны. Автор работ Ася Малевич утверждала, что ее работы не имеют политического подтекста
В 2013 году была запрещена в Перми предолимпийская выставка "Welcom Sochi", проходившая в рамках фестиваля "Белые ночи", организованного Маратом Гельманом.
Городские чиновники сочли русофобскими работы красноярского художника Василия Слонова "Welcome! Sochi 2014".
Слонов попытался изобразить Олимпиаду такой, какой ее мог увидеть иностранный зритель, среди экспонатов выставки были изображения окровавленных берез, чудовищного спортсмена-чебурашки и олимпийских колец в виде петель виселицы.
Конечно, не мог не отличиться на ниве борьбы с "похабными" выставками бывший депутат петербургского Заксобрания, а ныне депутат Госдумы Виталий Милонов.
В августе 2013 года Милонов потребовал закрытия не отдельной выставки, а сразу целого музея.
Депутата разозлил открывшийся в Петербурге 26 августа "Музей власти". Музей открылся экспозицией "Правители", одна из работ, выполненная в радужных тонах, была посвящена самому геененавистнику. Также на выставке были представлены портреты Путина в косоворотке и Валентины Матвиенко с "сосулями".
В июне 2014 года Милонов потребовал отменить выставку эротической индустрии в Петербурге. По мнению депутата, выставка могла нанести оскорбление жителям города, "которые не приемлют публичную демонстрацию и беззастенчивое обсуждение собственной интимной жизни".
В 2015 году неугомонный депутат потребовал проверить World Press Photo. Выставка, по мнению Милонова, явно носила политический характер.
Особенно политика возмутила занявшая первое место работа датского фотографа Мадса Ниссена, на которой изображена гомосексуальная пара в Санкт-Петербурге во время интимной встречи.
Впрочем, причиной закрытия выставок в России не всегда являлись антиклерикальные и острые политические работы. Также крайне осторожны должны быть организаторы выставок, посвященных событиям Второй мировой войны.
В апреле 2015 года была запрещена выставка британских и американских фотографов "Триумф и трагедия: союзники во Второй Мировой войне". Официально выставку отменили по техническим причинам, но по данным источника "Коммерсанта" в правоохранительных органах, выставка вызвала претензии со стороны властей.
"Музей был закрыт федеральной структурой по прямому приказу из Москвы, — рассказал собеседник издания. — Требование было политически мотивировано".
Эту версию запрета экспозиции подтвердил также мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман.
"Насколько я знаю, это было сделано по звонку из Москвы", – рассказал Ройзман журналистам портала E1.
В екатеринбургском управлении ФСБ свою причастность к запрету опровергли, а градоначальник пообещал найти другое прибежище для опальной выставки.
Также в мае 2015 года в Москве была закрыта выставка "Мы победили". Без всякого ордера сотрудники полиции прибыли на выставку, но не для того, чтобы посмотреть на экспонаты, а для того, чтобы забрать их с собой.
На выставке, в частности, была представлена мясорубка поглощающая вместо мяса солдатиков и выпускающая вместо фарша георгиевские ленты.
Безусловно, это далеко не полный список всех закрытых выставок. Полиция, чиновники всех мастей, православные иерархи, сторонники православной морали, офицеры и прочие продолжают решать за все общество, на что смотреть можно, а на что смотреть непристойно, вредно, просто нельзя, и это не может не удручать.