Социология и синергетика
См. ранее на Когита.ру:
«Доверие» в России: смысл, функции, структура (Л. Гудков)
Проблемы активистской социологии в России (О. Яницкий)
Что такое социальная солидарность? (А. Гофман)
Сложный социум и его характерные черты (С. Кравченко)
Тезисы докладов на 4-м очередном Всероссийском социологическом конгрессе (октябрь 2013)
Сессия 2. XIV Харчевские чтения. Измерения социологического знания
Мещерякова Н. Н., Томск
Социологическая экспликация синергетических идей
Ключевые слова: постнеклассическая наука, социосинергетика, хаос, энтро-пия, точка бифуркации, социальный аттрактор, социальное прогнозирование
Термин синергетика как название нового междисциплинарного направления исследований был введен Германом Хакеном в 1969 году. Это направление занимается изучением сложных систем, состоящих из многих элементов, которые взаимодействуют между собой сложным (нелинейным) способом. Предмет теории самоорганизации, как еще называют синергетику, – сложные системы в условиях неустойчивого равновесия и их самоорганизация вблизи точек бифуркации, где малое воздействие оказывается значительным и непредсказуемым по своим последствиям для поведения системы в целом. Главный вопрос, на который предстоит ответить в этой статье, каков эвристический потенциал синергетики в социологии.
Благодаря своей претензии на универсальность моделей, объясняющих поведение сложных систем, теория, родившаяся в области естественнонаучного знания, была быстро подхвачена обществоведами. Поскольку она заполнила возникшую в то время методологическую лакуну, невозможность в рамках существующих теорий объяснить принципиальную непредсказуемость поведения сложных систем на длительном отрезке времени.
Одной из первых применение синергетики в социальном познании в отечественной науке начала В.В. Василькова. Исследовательница связывает интерес к социосинергетике со стремлением ученых отыскать объективные законы социального упорядочения. Синергетика же дает новый импульс изучению вопросов соотношения порядка и хаоса, заявляя новую эпистемологическую позицию по отношению к хаосу – попытку отыскать универсальные закономерности возникновения порядка из хаоса, наиболее общие закономерности самоорганизующегося мира.
Проникновение синергетической методологии в социальные науки, конечно же, не случайно. Это связано с теми изменениями, которые происходят в эпистемологии науки. Во-первых, мы наблюдаем преодоление дихотомии объективистских и субъективистских подходов в теории структурации Э. Гидденса, конструктивистском структурализме П. Бурдье. Последний прямо заявлял своей исследовательской задачей преодоление жесткого противопоставления объективистских (физикалистских) и субъективистских (психологических) подходов в социологии [1].
Во-вторых, наблюдается смещение исследовательского интереса от изучения социальных структур к социальным процессам. Бурдье называет это релационным принципом мышления, характерным для современных физики и математики. Его особенность в идентификации реальности с взаимосвязями, а не с субстанциями. Субстанциональный подход стремится объяснить происходящее, внутреннее устройство и развитие через единое устойчивое начало, дайте его представителям точку опоры и они объяснят мир. Релационный подход делает упор на отношения, взаимосвязи. Это тесным образом сопрягается с синергетикой.
Приход синергетики в социологию – попытка найти комплексные модели, примиряющие систему и социальное действие. Для синергетики характерно представление о системе как целостном объекте, в котором акцент делается не столько на самих элементах, сколько на связях между ними, обеспечивающих такую целостность. Классическая социология и социосинергетика, для которых объединяющим является понятие системы, не противоречат друг другу, а скорее дополняют друг друга.
Но, и это третий момент, определяющий парадигмальные изменения в социальных науках, изменились характеристики самой системы и вытекающие из этого ее свойства. В фокусе внимания оказываются неравновесные системы, неустойчивость которых является предпосылкой изменения способа их поведения. Вводятся новые характеристики: нелинейность, критическое поведение, потенциальность. Стационарное состояние системы рассматривается как «устойчивое», в котором при небольших отклонениях система возвращается в исходное состояние, и «неустойчивое», в котором даже небольшие отклонения могут привести систему к качественному переходу.
«Синергетическое мировидение представляет собой своеобразный (на первый взгляд, внутренне противоречивый) феномен. Стремясь научным, рациональным способом постичь то, что не было прежде предметом науки (хаос, порядок, становление – явления, не обладающие до сих пор точными определениями), она является попыткой рационально объяснить не рационально устроенный мир (курсив автора – Н.М.), или точнее – пытается создать рациональную модель не рационально устроенного мира» [2, с. 29]. В центре внимания синергетики оказываются процессы самоорганизации. Нельзя сказать, что в классических социологических школах и направлениях вопросам самоорганизации в развитии социальных процессов не уделялось внимания вовсе. Но синергетика на этом акцентуирована и предлагает качественно иную методологию изучения данных процессов с привлечением методов математического моделирования.
Проблема социального упорядочения – суть проблема наложения универсальных законов самоорганизации на социальную эволюцию. В рамках этих закономерностей хаос играет совершенно особую роль, как разрушительную, так и конструктивную. Социальная организация в данном подходе рассматривается и как структура, и как процесс, ведущий к организации такой структуры. Синергетический подход, в рамках которого мы пытаемся раскрыть действие механизмов самоорганизации в социальной системе, подводит нас, в том числе к решению следующих актуальнейших вопросов:
· Возможно ли предсказать развитие событий?
· Можно ли повлиять на развитие событий?
· Каковы условия выхода на точку смены траектории системы, определение тех сил, под воздействием которых система перестает притягиваться предыдущим стационарным состоянием и устрем-ляется к другому?
· Каков механизм актуализации одного из путей развития системы в точки бифуркации (перелома)?
Являясь продуктом постнеклассической модели научного мышления, синергетика признает относительность и конкретность истин, получаемых на основе ее методологии, критерии социальных оценок в ее рамках подвижны, но не произвольны. Она ориентирована на поиск «структур порядка» в неустойчивом, стохастически организующемся мире. Она осознает границы своих возможностей, но, как и «понимающая социология», исходит из того, что познание есть одновременно созидание нового, соответственно, познавая, нацеливает нас на улучшение этого мира.
Синергетика подарила нам новое понимание хаоса. Хаос амбивалентен, разрушающий и созидающий одновременно, он не чередуется с порядком, он материал, из которого порядок прорастает. Нет абсолютного хаоса и абсолютного порядка. Корректнее говорить, что возрастает мера упорядоченности (или хаотичности) по какому-либо показателю за счет или в противоположность снижению меры упорядоченности (или хаотич-ности) по иному показателю. Сам хаос имеет тонкую, иногда невидимую для внешнего наблюдателя структуру. Порядок — это организованный хаос. Постоянный приток из внешней среды вещества, информации, энергии противостоит стремлению к хаосу.
Хаос присутствует в системе на элементарном уровне и выражается в стремлении каждого элемента к автономии и наращиванию степеней свободы. Хаос это однородность, поскольку элементы обладают одинаковыми характеристиками и функционально не зависят друг от друга. Порядок, напротив, обеспечивается дифференцированностью элементов, их связями и согласованным взаимодействием. Зависимость, а не свобода элементов рождают порядок в системе. «В случае социальной среды аналогом такой устремленности к хаосу выступает не что иное, как устремленность к абсолютной свободе. Его задача — разрушить порядок, иерархию, структуру», – делает социологическую экспликацию украинская исследовательница Л.Д. Бевзенко [3, с. 211].
Мерой хаоса системы, ее неупорядоченности является энтропия. Социальная энтропия – мера неструктурированности, неопределенности, непредсказуемости социального объекта. Система состоит из элементов, и ее суммарная энтропия зависит от энтропии каждого элемента. Чем выше степень связанности, зависимости между элементами, тем меньше энтропия, чем меньше эта взаимозависимость, тем больше энтропия и более непредсказуемым становится поведение системы. Социальным аналогом энтропии может выступать аномия, состояние, когда разрушается ценностно-нормативное единство общества и его поведение действительно становится непредсказуемым.
Социальная система – это открытая система, ее развитие носит нелинейный характер. Г.Г. Малинецкий определяет нелинейность как «парадоксальное, антиинтуитивное поведение изучаемых объектов, когда совместные действия нескольких причин или факторов могут дать новое качество, когда результат их действия нельзя вычислить как сумму резуль-татов этих причин по отдельности» [4]. В случае нелинейных систем вдали от состояния равновесия элементы системы оказываются способными к отказу от некоторых степеней свободы ради объединения в целостные когерентные образования, что ведет к возникновению порядка из хаоса. Данный эффект оттока энтропии получил название диссипации и само открытие диссипативных структур, доказательство теоремы о минимуме производства энтропии в открытых системах И. Пригожиным стало теоретической основой синергетики как подхода к изучению диссипативной самоорганизации.
В открытых нелинейно развивающихся системах процессы дис-сипации ведут не к распаду, а к прорастанию из хаоса нового порядка и структурированности. Механизмом такой системной перестройки является внезапно возникающая согласованность между действиями отдельных частиц. Суть эффекта диссипативной структурированности – спонтанное возникновение коллективного, согласованного, когерентного поведения элементов системы. С этого момента в открытых системах вместо нарастания хаоса начинает идти обратный процесс: появление структур, рост сложности, снижается энтропия системы, что означает изменение степеней свободы элементов, их постепенное встраивание в целое.
Нелинейный характер развития открытой системы тесно связан с другой ее характеристикой неравновесностью. Открытая система не может в своем развитии оставаться равновесной, т. к. ее функционирование тре-бует непрерывного поступления из внешней среды энергии или вещества, с их поступлением неравновесность системы возрастает, прежние элементы системы разрушаются, разрушается структура. Относительно стабильное состояние неравновесной системы связано с устоявшимся режимом ее функционирования, положением равновесия, к которому она стремится, несмотря на воздействие флуктуаций, отклоняющих ее от этого состояния. Но всякая устойчивость в нелинейных системах относительна и имеет место до определенных пределов, после чего система может выйти на новый режим функционирования.
Один из главных вопросов – условия выхода на точку смены траектории системы, определение тех сил, под воздействием которых система перестает притягиваться предыдущим стационарным состоянием и устремляется к другому. Новый порядок приходит на смену старому, потому что старый вырабатывает свои ресурсы, доводя систему до бифуркационного состояния. Бифуркация – изменение характера движения динамичеcкой системы на большом временном интервале при изменении одного или нескольких параметров. Соответственно, изменение установившегося режима работы происходит в точке бифуркации. Это точка перехода к новому порядку развития системы, точка выбора одного из возможных режимов функционирования, точка ветвления пути системной эволюции. В точке бифуркации вариативность развития определяется тем, что перед системой как бы открывается несколько притягивающих (аттрак-тивных) состояний, и она необратимо делает выбор в пользу одного из них. Происходит то, что С.П. Курдюмов и Е.Н. Князева, пионеры синергетики в российской науке, назвали «выпадением на аттрактор» [5, с. 111].
В обществоведческих дисциплинах для моментов перехода от одного режима функционирования к другому давно уже существуют привычные нам определения кризиса, революции, которые с точки зрения синергетики представляют собою точки социальной бифуркации или точки ветвления социальной эволюции.
В открытых нелинейных системах эволюционные процессы ведут к созданию все более сложных организаций и структур путем интеграции различных частей, развивающихся в разном темпе, в эволюционные целостности. В ходе рождения сложной организации происходит согласование темпов жизни структур, синхронизация темпов эволюции. Примером может послужить достраивание политических структур под совершившийся промышленный переворот и новую расстановку социальных сил в западном обществе XIX века.
Выбор одного из возможных путей эволюции системы в точке бифуркации – это момент перехода от хаоса к новому порядку, изменения здесь происходят скачкообразно, поведение социального объекта становится непредсказуемым, а последствия необратимыми. В точке бифуркации будущее выбирает за себя. Ю. Лотман писал, что всякая культура проходит в своем развитии точку бифуркации, в которой происходит взрыв, «вспышка еще не развернувшегося смыслового пространства. Оно содержит в себе потенциально все возможности будущих путей развития» [6, с. 22]. При этом ученый подчеркивает существенные для процессов самоорганизации моменты: выбор одного из путей культурного развития не определяется ни причинностью, ни даже вероятностью, поскольку эти механизмы перестают работать в момент бифуркационного взрыва: «Выбор будущего реализуется как случайность… . Доминирующим элементом, который возникает в итоге взрыва и определяет будущее движение, может стать любой элемент системы, случайно втянутый взрывом в переплетение возможностей будущего движения. Однако на следующем этапе он уже создает предсказуемую цепочку» [7, с. 28-29]. Необратимость – еще одно следствие прохождения системой точки бифуркации. Сделав выбор в пользу одного из возможных путей развития, система навсегда утрачивает возможность вернуться в прежнее состояние и изменить этот свой выбор.
Л.Д. Бевзенко в своей работе пытается с точки зрения синергетики проанализировать роль личности в историческом процессе и социальном конструировании. Она пишет, что бифуркации могут инициироваться личностью, при условии, что ее деятельность накладывается на определенные социокультурные условия и действующие социальные механизмы, то есть сама деятельность является своего рода аттрактивной структурой. Малые флуктуации, отклонения от средних значений, которыми в социальной системе являются индивидуальные действия как формы девиантного поведения, в период стабильности большей частью подавляются системой. «Но в моменты кризисов, социальных бифуркаций те же флуктуации становятся значимыми и могут повернуть колесо социальной истории. Личность, индивидуальное действие, выступая в качестве случайной судьбоносной для системы флуктуации, становятся определяющими для выбора путей дальнейшего системного движения. Правда, результат тоже часто не совпадает с замыслом автора (в данном случае – конкретного социального актора), но всегда помечен его индивидуальностью» [3, с. 89].
Диссипативные структуры в состояниях неустойчивости крайне чувствительны к малейшим случайным отклонениям в среде. Когда они балансируют между потенциально возможными траекториями развития в точке бифуркации, достаточно вторжения одной случайной флуктуации, чтобы сделать одну из потенциальных возможностей актуальной. «Малым вызовешь большое, но большим не всегда добьешься и малого», – самый известный принцип нелинейного поведения открытых систем. Большие затраты энергии не гарантируют получение пропорционального результата при отсутствии резонансного взаимодействия со средой. Малое же воздействия, порой случайное, но резонирующее с разворачиванием самоорганизационных процессов, способно раскачать систему. Данный вывод синергетики особенно важен для организации управляющих воздействий, о чем речь пойдет ниже.
Нельзя не отметить, что значения точек, в которых режим достигает максимального обострения, точек бифуркации и социальных аттракторов – очень близки, они означают момент фазового перехода и конфигурацию будущей системы. Аттрактор, понятие так же пришедшее из естественных наук, введенное в свое время А. Пуанкаре, это область отно-сительно устойчивого состояния системы, которая притягивает к себе траектории ее развития. В синергетике одно из «классических» определений дала Е.Н. Князева: «Системный аттрактор – определенная конфигурация системной структурированности, к которому притягивается траектория движения системы» [8, с. 14]. Князева пишет о близости понятий аттрактор и цель, но не в смысле человеческого целеполагания, а в смысле направленного поведения системы.
Социологической экспликацией синергетики успешно занимается украинский исследователь Л.Д. Бевзенко, в том числе, тем, что есть аттрак-тор в социальной среде. Автор подчеркивает, что аттрактивные структуры это, по сути своей, диссипативные структуры, чья конфигурация диссипации притязательная для системы в целом. Свойство социальной аттрак-тивной структуры требует обращения к понятиям и представлениям культурного порядка: нормы, ценности, символы, инициация, сакрализация. Аттрактивная структура именно структура, а не агрегативное объединение элементов, считает автор, за счет спонтанно возникающей когерентности, кооперированности, которая предполагает отказ, не всегда осознанный, от части степеней свободы. «Именно в результате этого возникает эффект структурной целостности, эмерджентности, коллективности, единства» [3, с. 408].
Таким образом, негэнтропийный потенциал социального аттрактора обеспечивается ценностно-нормативной и морально-этической системами, которые поддерживают и укрепляют самоорганизационный порядок в зоне локализации аттрактора в среде. Бевзенко подчеркивает, что укоренение смыслосодержания происходит не только на уровне осознанных представлений, но и в глубинных пластах психики. Из представителей социосинергетики, возможно, именно Л.Д. Бевзенко ближе других подошла к встраиванию мира человеческой субъективности, мира социокультурных смыслов того, что она называет «жизненным миром» в социосинергетическую модель. «Модель мира» для нее это субъективно переживаемый человеком образ реальности, с которым соотносится его деятельность.
Я уже говорила, что среди свойств нелинейной среды непредсказуемость, необратимость, малая зависимость процессов системного структурирования от начальных условий. Для аттрактивных структур характерны и спонтанность возникновения и вариативность возможных состояний, но, вместе с тем, возникнуть могут ни какие угодно аттракторы, а только те, свойства которых предзаданы самой средой, соответствуют допустимым вариантам поведения системы. Но, опять-таки, если сущность самих аттракторов не относится к принципиально непрогнозируемым моментам, то реальный выбор в пользу одного из них, как правило, связан с действием флуктуации, случайности на микроуровне. Синергетика подразумевает, что долгосрочное прогнозирование невозможно, поскольку социальные процессы меняют свою направленность в точках бифуркации стохастическим образом, поскольку малые флуктуации, усиливаясь в точках системного перелома, приводят к событиям, которые не обязательно должны были происходить, но которые в последующем определяют развитие системы в сторону нового порядка функционирования. Линейное предсказание на основе экстраполяции, установления причинно-следственных закономерностей допускается, но на коротком временном промежутке и вдали от точек бифуркации, системного перелома.
Синергетика вообще и социосинергетика в частности допускают возможность вероятностного прогноза. «Проблемы, не имеющие решений на уровне детерминизма, могут иметь решения на вероятностном уровне», – считает Л.В. Василева [9, с. 29]. Одним из первых об «эрозии детерминизма» писал И. Пригожин [10]. Он указывал, что принятие реше-ний человеком неотделимо от проявления свободы его воли. Человеческая же свобода может иметь смысл только в мире, которым правят недетерминистические законы.
Признание существования горизонта прогноза имеет своим прямым следствием изменение управленческих стратегий поведения. Сегодня правила эффективного управления с точки зрения учета законов самоорганизации подразумевают, во-первых, что управлять системой можно косвенным путем, изменяя параметры среды для того, чтобы она сама становилась способна к порождению иных самоорганизационных структур. Аттракторы, которые притягивают развитие системы, конечно, нельзя создать искус-ственно, но можно инициировать их возникновение, причем только тех, которые предзаданы средой, органичны ей.
Сила синергетики в том, что она признает возможность не только объяснения функционирования системы, но и возможность влиять на ее функционирование. Это вытекает из принципов познания постнеклассической науки, нельзя наблюдать за объектом, не оказывая на него влияния. Наши знания об объекте соотносятся с целевыми установками познающего субъекта. Синергетика, как уже говорилось, показывает, как можно генерировать, посредством резонансного влияния, желаемые и реализуемые структуры в сложной системе, но не любые, а определенные структуры из спектра потенциально возможных.
Возможность правильно организованного резонансного воздей-ствия – второй момент управленческой стратегии синергетики. При условии попадания в резонанс со структурной предзаданностью, заключенной в среде, в соответствии с принципом самодостраивания потенциально возможная структура разовьется по самоорганизационным законам в зрелую социальную структуру. С точки зрения социосинергетики и организационная составляющая может быть вполне эффективной, но в условиях устоявшегося режима функционирования системы, вдали от точек бифуркации. И, что еще важнее, организационные усилия могут быть направлены на недопущение выхода системы на точку бифуркации, в силу невозможности предугадать ее самоорганизационный выбор в этот момент.
Эвристический потенциал социосинергетики заключается, прежде всего, в том, что это направление, сохраняя базовые категории классической социологии, такие как система, социальные процессы и пр., находит место в социальной реальности единичному. Она объясняет, в каких случаях и почему случайная флуктуация, будь то деятельность личности или случайное событие, может изменить поведение системы в целом, притянуть ее развитие к принципиально иному вектору. Понимание этого требует изменение управленческих стратегий в обществе, что выводит нас из тео-ретических рассуждений в практическую плоскость науки.
Библиографический список
1. Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть // URL: http:// http://cognitiveportal.org/?p=312 (Дата обращения: 26.07.2011).
2. Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем:
(Синергетика и теория социальной самоорганизации). СПб.:
«Лань», 1999.
3. Бевзенко Л.Д. Социальная самоорганизация. Синергетическая пара-дигма: возможности социальных интерпретаций. Киев. Институт соци-ологии НАН Украины, 2002.
4. Малинецкий Г.Г. Новая реальность и будущее глазами синергетики // URL: http://gsf.inesnet.ru/?p=101(Дата обращения: 22.03.2011).
5. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Интуиция как самодостраивание // Вопросы философии. 1994. № 2.
6. Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб.: Искусство, 2000.
7. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М.: Гнозис, 1992.
8. Князева Е.Н. Случайность, которая творит мир (новые представле-ния о самоорганизации в природе и обществе) // Знание, философия и жизнь. 1991. № 7.
9. Васильева Л.Н. Наследие И. Р. Пригожина и социальные науки // Социологические исследования. 2009. № 6.
10. Пригожин И. Постижение реальности // Природа. 1998. № 6.