Степан Бандера как факт массового сознания
На снимке: С. Бандера
Из портала Каспаров.ру:
НЕСТОР ПИЛЯВСКИЙ: БАНДЕРА И СИМУЛЯКРЫ
14.06.2016
(Цит. по: «Демократическое сетевое сообщество»; здесь публикуется в сокращении)
В связи с тем, что певица Джамала готовится выступить на фестивале, посвященном памяти Степана Бандеры, а в Киеве решают, не переименовать ли в честь этого деятеля Московский проспект, в российском медиа-пространстве запущен очередной бандер-бум. К личности Бандеры можно относиться по-разному, а вот к тому, какими мифами эта личность обросла в советской и постсоветской России, пожалуй, только, с иронией.
Для миллионов россиян, которым лень открыть Википедию, Степан Бандера был и остается "гитлеровским пособником", – это один из ключевых постулатов российской украинофобии. Бандера был националистом, одним из лидеров украинского национализма (и с этим никто не спорит), но как раз именно поэтому он не был и не мог быть приспешником немецкого нацизма. Всем любителям порассуждать о бандеровцах в тоне Дмитрия Киселева нужно отвечать просто и прямо: Бандера был не пособником Гитлера, а узником немецкого концлагеря.
Немцы арестовали Степана Бандеру на пятый день после захвата Львова из-за провозглашения его "Акта о возрождении Украинской державы" и содержали (первые полгода под домашним арестом, а с начала 1942 г.… - А. А.) до 1944 года в концлагере Заксенхаузен, из которого он был освобожден лишь тогда, когда проигрывая в войне Германия начала собирать все оставшиеся силы и выказала готовность пойти на союз с бандеровцами. До этого Рейх работал только с политическим соперником Бандеры – Андреем Мельником, которого, впрочем, тоже в итоге пришлось отправить в специальный благоустроенный барак Заксенхаузена.
Освобожденный из концлагеря под специальную подписку Бандера поставил условием признание Украины независимой, которое было отвергнуто Берлином: сотрудничества в итоге так и не состоялось.
Еще один штрих – Волынская трагедия 1943 года, когда украинские повстанцы массово вырезали гражданское польское население. В этом эпизоде лично Бандера не принимал ни малейшего участия, а саму резню, кстати, резко осудил руководитель УПА Роман Шухевич на III съезде ОУН в 1943 году, чему сохранились документальные подтверждения (см., например, M. Прокоп, Напередодні незалежної України. Спостереження і висновки, Нью-Йорк-Париж-Сідней-Торонто-Львів, 1993). Необходимо понимать, что антипольский террор возник не на пустом месте, а как следствие польских репрессий, уходящих корнями к не менее жестоким казацким восстаниям, что, разумеется, не умаляет всего ужаса тех событий и никого нисколько не обеляет.
Сейчас, когда поляки и украинцы пришли к братскому миру, прокремлёвским СМИ и "великорусским" историкам, разумеется, не терпится развязать самую грязную игру вокруг Волынской трагедии. В Москве не перестают твердить об этом эпизоде при каждом удобном случае. <…> За последние двадцать лет поляки и украинцы сделали многое, чтобы выяснить правду о тех событиях, – не меньше сделали и российские официальные спикеры для того, чтобы цинично использовать этот исторический эпизод в своих интересах.
Попытки выставить фашистом Бандеру, личность которого с победой Майдана стала уже даже не символом украинских правых, а символом непокоренной, "чужой" Украины, в российском информационном пространстве порой приобретают комические черты. Среди бурного сетевого потока про бандеровцев попадается, к примеру, фотография генерал-майора Вермахта Рейнхарда Гелена, которую борцы с Майданом упорно выдают за фотографию Степана Бандеры, "доказывающую", что Бандера таки был фашистом, и даже запечатлён с "немецким крестом". Помраченность сознания среди антиукраински настроенных россиян достигает такой степени, что мало кого смущает отсутствие внешней схожести у герра Гелена и пана Бандеры, а пользоваться Гуглом, как и Википедией, где тоже про Гелена есть целая статья, защитники "русского мира" считают лишним <…>.
Благодаря сетевому мифотворчеству личность украинского исторического деятеля в значительной степени расширила свои масштабы, отслоилась от себя самой и породила немало фейков и симулякров: теперь мы "знаем", что Степан Бандера до войны был одесским аферистом Остапом Бендером, во время войны командовал Абвером на Востоке, а после войны возглавлял западногерманскую службу BND. Возможно, после смерти герой украинских националистов вселился – ну, например, в Тимошенко или в Савченко <…>. В январе прошлого года канал ТВЦ на голубом глазу уверял зрителей, что украинские учёные считают Бандеру воплощением Иисуса Христа.
Еще в мае 2014 года произошла одна занятная история, не получившая огласки из-за своей незначительности на фоне исторических событий. Тогда в Мариуполе "пророссийские активисты" избили парня за футболку с портретом Сергея Есенина, приняв оный за изображение Степана Бандеры. <…> Не удивлюсь, если в особенно "заповедных" и проспиртованных местах "русского мира" кого-нибудь изобьют за футболку с портретом Пушкина, признав в нем смуглого и курчавого Барака Обаму.
**
ПРИЛОЖЕНИЕ
…Точки зрения на личность Степана Бандеры крайне полярны. В наши дни большой популярностью он пользуется главным образом среди жителей Западной Украины (по данным опроса более 75 % оценивают его фигуру положительно) — после распада СССР для многих западных украинцев его имя стало символом борьбы за независимость Украины. В свою очередь, многие жители Юго-Восточной Украины, а также Польши], и России относятся к нему, в основном, негативно, обвиняя в фашизме, терроризме, радикальном национализме (включая антисемитизм и геноцид польского населения) и коллаборационизме. Всего по результатам опроса, проведённого Социологической группой «Рейтинг» в апреле 2014 года, 31 % украинцев положительно относятся к Степану Бандере, 48 % негативно, а почти каждый пятый — не смог оценить своего отношения. Понятие «бандеровцы» в СССР постепенно стало нарицательным и применялось ко всем украинским националистам, независимо от их отношения к Бандере[ и ОУН(б)...