Театр и публика: Опыт социологического исследования 1960–1970-х годов
Замечательно, что едва успев появиться на полках книжных магазинов, эта книга (ее полный текст) уже доступна в интернете: http://sias.ru/upload/iblock/c72/teatr.pdf . Правда, электронная версия запаролена: ее можно скачать целиком в формате pdf, но нельзя скопировать в ворд отдельный фрагмент. Что составляет определенное неудобство – как для плагиаторов, так и для порядочных людей. Андрей Алексеев. 23.02.2013.
|
|
Театр и публика: Опыт социологического исследования 1960–1970-х годов // Отв. ред. В.Н. Дмитриевский. – М. : Государственный институт искусствознания, «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2013. – 400 с. – (Социология и экономика искусства: научное наследие).
Тираж – 800 экз.
Аннотация
Предлагаемая читателю книга «Театр и публика» (Опыт социологического исследования 1960–70-х годов) состоит из двух частей – «Театр и молодежь» и «Зритель в театре». Обе работы выполнены сотрудниками научно-исследовательской группы «Социология и театр» при Ленинградском отделении Всероссийского театрального общества и опубликованы под грифом ВТО и ВНИИ искусствознания в виде малотиражных ротапринтных сборников, соответственно, в 1979 и в 1981 гг. В исследованиях группы «Социология и театр» принципиально обоснованы и развиты содержательные теоретико-методологические подходы – как в изучении социального функционирования театра, формирования и эксплуатации текущего репертуара, так и в рассмотрении мотиваций и стимулов поведения зрительской аудитории. Работы ленинградских социологов стали важным этапом изучения социального бытования театра в контексте функционирования отечественной художественной культуры, их научная и практическая значимость остается весьма актуальной как для теоретиков и историков культуры, так и для специалистов, занятых конкретными социологическими исследованиями современного художественного процесса.
Оглавление
От редакции – 8
Введение – 12
Н.А. Хренов. Социологические исследования театра в контексте становления социологического и культурологического знания – 12
1. «Третья волна» в социологии искусства как выражение настроений эпохи «оттепели» – 12
2. «Третья волна» в социологии искусства под углом зрения становления прикладной культурологии – 15
3. Социологические исследования театра: научная группа «Социология и театр» в контексте «третьей волны» в социологии искусства – 20
4. Фундаментальная культурология и прикладная культурология периода «застоя»: представляют ли они одну научную парадигму?– 28
5. Функционализм в его отношениях с государством и культурой. Явные и латентные функции культуры в Советском Союзе – 32
6. Новые функции культуры в российской цивилизации на рубеже ХХ–ХХI вв. – 37
Часть первая
ТЕАТР ИМОЛОДЕЖЬ
Опыт социологического исследования
От авторов – 42
Введение – 44
Глава 1. Молодежь как театральная аудитория – 55
Глава 2. Структура театральной афиши и эксплуатация репертуара – 63
Глава 3. Театральные предпочтения различных социальных групп молодежной аудитории – 82
Глава 4. Ленинградские театры и молодежь: картина взаимодействия – 102
Глава 5. Некоторые проблемы построения типологии явлений театральной жизни – 138
5.1. Типология театральных спектаклей – 138
5.2. Типология форм поведения молодежи в сфере досуга – 151
Приложение 1. Методика социологического опроса – 169
Приложение 2. Экспертная анкета «Взгляните на театральную афишу» – 201
Приложение 3. Сводные данные по формированию и эксплуатации репертуара ленинградских драматических театров в 1973 г. – 205
Приложение 4. Список основных работ по социологическому и социально-психологическому изучению театра (1965–1978 гг.) – 214
Часть вторая
ЗРИТЕЛЬ В ТЕАТРЕ
Социологические исследования театральной жизни
Предисловие – 224
Раздел I
Методологические и методические аспекты изучения проблемы: театр и зритель
Глава 1. Театр в современных социокультурных условиях – 226
1.1. Специфика театра и проблема общения – 226
1.2. Театр, кино, телевидение и зритель – 232
1.3. Театр и зритель: формы взаимодействия – 239
Глава 2. Театральная жизнь как объект социологического исследования – 249
2.1. Состояние проблемы – 249
2.2. Методические аспекты социолого-театроведческого исследования – 255
2.3. Специфика обследования театральной аудитории – 270
Раздел II
Театральная аудитория: ее структура, характеристика поведения в сфере культуры, факторы формирования
Глава 1. Аудитория театра – 283
1.1. Определение основных понятий – 283
1.2. Построение модели реальной аудитории – 286
1.3. Некоторые характеристики повседневной аудитории – 292
Глава 2. Поведение зрителей драматических театров в сфере культуры – 301
2.1. Обзор эмпирических данных – 302
2.2. Факторы, обусловливающие активность в сфере культуры – 313
2.3. Факторы, обусловливающие дифференциацию в сфере культуры – 315
Глава 3. Факторы формирования зрительских аудиторий – 318
3.1. Единство в разнообразии – 318
3.2. Социальные и театральные факторы формирования зрительской аудитории – 323
3.3. Специфика театра и спектакля как конкурирующие факторы – 327
3.4. О дифференциации зрительских аудиторий – 336
Глава 4. Ленинградский театр на ленинградском телевидении – 341
4.1. Телевизионно-театральная статистика свидетельствует – 342
4.2. Театральная афиша телевидения – 345
4.3. Место театрального спектакля в сетке телевещания – 347
Раздел III
Прогнозирование театральной жизни
Глава 1. Некоторые методологические вопросы прогнозирования театральной жизни – 351
1.1. Определение прогнозируемых признаков театральной жизни – 351
1.2. Определение временного интервала прогнозирования –353
1.3. Неопределенность в прогнозировании – 355
1.4. Уровень надежности прогноза – 357
1.5. Надежность эмпирических данных – 359
1.6. Обобщенные индикаторы и прогнозирование – 361
Заключение – 365
Приложение 1. Анкета «Вы пришли в театр...» – 369
Приложение 2. Распределение ответов на вопросы анкеты «Вы пришли в театр…» – 379
**
Третий том серии «Социология и экономика искусства: научное наследие» озаглавлен «Театр и публика: Опыт социологического исследования 1960-70-х годов». Он составлен из двух научных монографий - «Театр и молодежь», авторы - А.Н. Алексеев, О.Б. Божков, В.Л. Владимиров, В.Н. Дмитриевский, Б.З. Докторов, и «Зритель в театре», авторы - А.Н. Алексеев, О.Б. Божков, В.Н. Дмитриевский, Б.З. Докторов, Л.Е. Кесельман. Обе монографии написаны сотрудниками научно-исследовательской группы «Социология и театр» при Ленинградском отделении Всероссийского театрального общества и опубликованы, соответственно, в 1979 и в 1981 гг. под грифом ВТО и ВНИИ искусствознания в виде малотиражных ротапринтных изданий. Мысль о создании междисциплинарной научно-исследовательской группы «Социология и театр» зародилась в ходе симпозиума «Социология и культура» (Ленинград, 1966), организованного по инициативе Института истории искусств (ныне Государственный институт искусствознания) и Ленинградского института театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМИК). В симпозиуме участвовали видные ученые ИИИ - А.А. Сидоров, О.А. Швидковский, А.С. Вартанов, Л.Н. Пажитнов, Б.М. Шрагин, исследователи НИО ЛГИТМИКа - А.Н. Сохор, А.Я. Альтшуллер, Э.В. Леонтьева и др. Тогда же возникло тесное сотрудничество обоих Институтов с Советом и Кабинетом по организации, экономике и социологии театра Всероссийского театрального общества. Эти учреждения энергично способствовали образованию в Ленинграде Научно-исследовательской группы «Социология и театр» при Ленинградском отделении ВТО. В состав научного коллектива, сформированного в 1974 г., вошли театроведы и социологи, сотрудники ЛГИТМиКа и Института социально- экономических проблем АН СССР А.Н. Алексеев, О.Б. Божков, В.Л. Владимиров, В.Н. Дмитриевский, Б.З. Докторов, Л.Е. Кесельман, Б.М.Фирсов. От Всероссийского театрального общества группу курировали заведующий Кабинетом организации, экономики и социологии театра С.Д. Вульфсон, член бюро Ленинградского отделения ВТО, заведующий кафедрой истории русского театра и театральной критики ЛГИТМиКа А.З. Юфит, референты ЛО ВТО Ц.С. Андреева и Б.Н. Кудрявцев. В 1978 г. состав группы обновился и расширился. В.Н. Дмитриевский был переведен на работу в Москву, во ВНИИ искусствознания на сектор научного управления и развития художественной культуры. «Социологию и театр» возглавил Б.М. Фирсов,
|