Тестирование государства на наркотики
Из портала «NarCom.ru»:
Тестирование государства на наркотики |
|
Р. Дубровский
Недавнее интервью на Эхе директора ФСКН Виктора Иванова (http://www.echo.msk.ru/programs/exit/1019162-echo/) и комментарии к нему наглядно продемонстрировали, что адекватность государства определяется его умением поддерживать диалог со своими гражданами. И если по какому-то вопросу диалог не складывается, то можно уверенно предполагать, что государство решение этого вопроса провалило.
Что касается наркотиков, то людей волнуют вполне конкретные вопросы, на которые они ходят услышать вполне конкретные ответы: как, наконец, ликвидировать притон в своем подъезде? что делать, если ребенок начал пробовать наркотики? почему приходится идти на сомнительные махинации, чтобы достать вдруг запрещенные обезболивающие тяжелобольному родственнику или питомцу и т.д. Однако повествование первого лица в стране, ответственного за реализацию государственной антинаркотической политики, звучавшее в духе «тонны наркотиков бороздят просторы…», мало кого устроило (здесь надо заметить, что предоставление крупным чиновникам площадки в СМИ является важнейшим элементом государственной политики – дополнительной возможностью партии власти отчитаться перед обществом за проделанную работу и попиариться).
Констатируем, что в условиях российской политической монополии Виктор Иванов такой возможностью пользовался. Вопросы, однако, остались. Поэтому позволю себе сформулировать проблемы, которые стоило бы обсудить с Виктором Ивановым в следующий раз, поскольку именно для их решения создавались и ФСКН, и Государственный антинаркотический комитет России, которые он возглавляет.
1. Отсутствие необходимой правовой базы профилактики наркомании. Всемирная организация здравоохранения вполне ясно конкретизирует взаимосвязанные направления профилактики наркомании, зоны ответственности различных типов организаций и характер взаимодействия между ними. То есть, рассматривает профилактику наркомании как цельную управляемую систему. Эта система достаточно универсальна и с учетом национальных или региональных особенностей, так или иначе, действует в успешных странах.
Но не в России! Поскольку, строго говоря, у российских специалистов вообще нет правовых оснований заниматься профилактикой наркомании. Решать отдельные ведомственные задачи (в рамках системы образования, здравоохранения, соцзащиты и т.д.) – есть, но действовать согласованно единой системой – нет. О профилактике наркомании ничего не сказано в главном концептуальном документе «Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года», который с большим пафосом был представлен общественности пару лет назад Государственным антинаркотическим комитетом (если не считать определения, перекочевавшего из федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", которое здесь и цитировать-то неловко).
Обсуждаемая в ходе упомянутого интервью правоохранительная практика – количество задержанных, объем изъятий и т.д. – при всей своей важности не исчерпывает круг необходимых задач по противодействию наркомании. Более того, надо заметить, что в странах, которым удалось контролировать наркопотребление, снизить его уровень и сделать более-менее безопасным для общества, правительства смещают акцент с правоохранительных мер на социально-медицинские или профилактические. В России же наблюдается обратная тенденция, которая неизбежно ведет к росту социальной стоимости, как самого наркопотребления, так и противодействия ему.
2. Тотальная имитация. Из отсутствия необходимой правовой базы вытекает и отсутствие методического обеспечения. Многочисленные органы государственной и муниципальной власти и их подведомственные учреждения, имеющие то или иное отношение к профилактике наркомании, делают то, что им удобно делать. Но это далеко не всегда то, что требует ситуация. По-простому говоря, наверху не знают, как должно быть, а внизу всегда отчитаются любой своей текущей деятельностью: Нужно бороться с наркоманией? Легко! Проведем День жаворонка против наркотиков.
Вся страна раз в году собирает отчетность для Государственного антинаркотического комитета о проведенной в регионах работе – килограммы бессмысленных цифр и выводов, создающих впечатление бурной работы. Возносясь ввысь по лестницам органов власти, эти цифры обретают статус важного государственного мероприятия настолько, что некоторые начинают верить в его связь с реальностью.
А из реальной практики в это время выпадают целые направления профилактической работы, причем именно те, которые в других странах являются основными. Не утомляя читателя подробностями, скажем только, что мэйнстрим профилактики наркомании – это социально-психологическая помощь и коррекция поведения представителей различных целевых групп. Причем эту помощь стараются оказывать задолго до первых проб наркотиков, когда подросток еще только начинает сталкиваться с различными жизненными неприятностями – от невзаимной любви до криминального поведения.
3. Некомпетентность. В успешных странах направление и содержание профилактической работы определяется специалистами в сфере общественного здоровья. В России профилактика наркомании сегодня фактически превратилась в прибыльное религиозное движение, а возглавившие его чиновники и деятели из прикормленных государством общественных организаций уверенно вытесняют специалистов из их профессионального поля. Тотальная некомпетентность, помноженная на популизм и безответственность, сегодня возведена в ранг государственной политики, жертвами которой стали не только наркопотребители, которые зачастую не могут получить даже элементарной помощи, но и профессионалы, которые сегодня лишены возможности осуществлять свою деятельность достаточно эффективно.
Некомпетентность является сегодня брендом практически всех государственных инициатив в сфере профилактики наркомании. Например, сегодня в России не оценивается количество наркопотребителей. Оно и неизвестно, даже приблизительно, несмотря на наличие официальных оценок. Не потому что это невозможно – в России за последние десятилетия накопился большой опыт проведения квалифицированных, соответствующих общемировым стандартам, но локальных исследований. А потому что профессиональный опыт не распространяется на федеральный уровень. Уже второй год Государственным антинаркотическим комитетом во всех регионах РФ насаждается исследовательская методика, построенная на грубейших методологических нарушениях, результаты которой не могут рассматриваться сколько-нибудь серьезно.
Пресловутое «тестирование на наркотики» – нонсенс с точки зрения науки, этики и здравого смысла, – ставшее трендом после известного выступления на Госсовете Дмитрия Медведева в 2011 году, завершает свою историю впечатляющими итогами: протестом родительской общественности, тотальным подделыванием результатов (биологические жидкости при необходимости подменялись, а социологические анкеты за детей часто заполняли сами учителя, чтобы не связываться с родителями) и окончательной дискредитацией самой идеи проводить какие-либо исследования в школе.
Особым «достижением» наших чиновников является их вмешательство в сугубо профессиональные вопросы. Например, с их тяжелой руки только в России стали почти запрещенными и даже неприличными понятия «снижение вреда» и «заместительная терапия», хотя для некоторых категорий наркозависимых приемлемых альтернатив не существует. В итоге десятки, если не сотни наших сограждан, какими бы они ни были, часто лишены самой элементарной и не очень затратной помощи, а общество имеет целый неконтролируемый слой маргиналов – наркоманов с большим стажем и букетом соответствующих заболеваний.
Перечислять примеры авантюрной, если не сказать преступной, деятельности чиновников в этой сфере можно еще долго. Дело, однако, не в них, а в системных недостатках, которые каждый читатель может найти своей профессиональной сфере. Наверное, возвращение страны на цивилизованный путь развития станет возможен только в результате их осмысления и публичного обсуждения.