«Ведь каждый случай – жизнь моя…»
…Эрлена Лурье - человек букета талантов, среди которых мне представляется наиболее ярким то, что можно назвать автобиографическим писательством. Под это определение подходят как историко-биографическая «романистика», так и поэзия, а также эссеистика. Автор – в равной мере – мастер всех указанных жанров. Притом, что, на мой взгляд, она слишком самокритична и недооценивает свою писательскую ипостась.
Но не хочется сводить нашу апологию только к литературным достижениям юбиляра. Кроме творчества отображения и осмысления жизни есть еще творчество самой жизни – когда человек «живет как живется», а это оказывается, в конечном счете, не совокупностью стереотипов поведения и рутиной обывательского существования, но подлинным самоосуществлением и роскошью человеческого общения. Скажем одним словом – жизнетворчество.
На протяжении всей жизни человек прирастает друзьями, с возрастом - все жестче отбор, и многолетних друзей у него куда больше, чем недавних. Дружба с замечательным семейным тандемом – Эрлена и Феликс Лурье (аналогичный юбилей Феликса Робертовича отмечался в 2015 г.; см.: «Призма любви» фотохудожника Феликса Лурье) – относительно недавний подарок судьбы мне и моей жене (Зине Вахарловской). Этой дружбе всего порядка 5 лет.
Одной из первых моих «акций», с вступлением на блогерскую стезю на Когита.ру была публикация в конце 2012 г. (в несколько подач – с продолжением) только что испеченного тогда Э. Л. «пирога» – книги воспоминаний и рефлексий «Праздное письмо» (в бумажном варианте вышла лишь в 2014 году). Пожалуй, процитирую здесь свою преамбулу к этой публикации:
«Эрлена Васильевна Лурье – человек с техническим образованием и профессией, но с гуманитарными интересами и способностями. Уже в зрелом (чтобы не сказать – в преклонном) возрасте она стала автором замечательных автобиографических книг. Вышло (прежде) и несколько стихотворных сборников.
«…После временного пребывания в «Лоскутках» весь мой архив превратился в книги, которые отражают жизнь семьи Шуффер-Лурье на протяжении 90 лет, начиная с юности моей матери и кончая юностью моих внучек. «Дальний архив» вышел, когда мне было 75 лет, «Глухое время самиздата» — 77, а «Такая разная жизнь…» — в мои 79…», пишет Э. Лурье.
Главным (а, пожалуй, и единственным) источником и материалом ее литературного творчества является собственная жизнь – в соприкосновении и в контексте жизни ее ближнего круга (родственников и друзей), но, как обычно бывает у талантливого человека, оказывающаяся зеркалом и кристаллизатором исторического времени.
Нынешняя работа Эрлены Лурье не есть сюжетное произведение, а ее интрига – исключительно внутренняя. Вопреки сомнениям автора, она может быть в равной мере интересна ровесникам и младшим современникам, не говоря уж о тех, кто еще не родился. Через активное и концептуальное цитирование обретенных (в свое время) формул - это эссе-размышление о жизни приобщает и к духовному опыту человечества.
Андрей Алексеев. 29.11.2012».
Впоследствии, уже в 2014 г., на портале Когита.ру появилась другая (написанная раньше, и даже изданная в бумажном варианте в 2008 г., но в электронной версии существенно обновленная) книга Э. Л. «Глухое время самиздата» - еще одно историко-биографическое и просветительское произведение.
Я рад, что сумел поспособствовать расширению заинтересованной аудитории (коль скоро в интернете, то можно сказать – беспредельному расширению аудитории) воспоминаний и замечательных размышлений о жизни столь близкого мне и духовно, и в стилевом отношении автора.
Еще одна автоцитата - из моего позапрошлогоднего приветствия тогдашнему юбиляру Феликсу Лурье, однако относящаяся ко всему семейству:
«Семейный тандем Феликса и Эрлены Лурье – поистине «культурное достояние» нашего города. Примечательно, что оба – инженеры по образованию и основной профессии , а гуманитарное творчество – это их высокое «любительство», в чем-то превосходящее профессионализм, ибо профессионал всегда хоть чуточку, да зависим от профессиональной среды и официальных институтов, любители же – СВОБОДНЫ в выборе способа и формировании смысла своего творческого самовыражения.
Впрочем, не будем противопоставлять любителей профессионалам. Классными профессионалами выросли сыновья – Андрей (художник) и Вадим (филолог) Лурье. Пошли / не пошли по стопам родителей?»
Неиссякаема писательская фантазия, но – осмелюсь утверждать – нет предела также возможному разнообразию и богатству индивидуальной человеческой жизни, включая… собственную. И драматургия этой жизни, при соответствующих способностях субъекта, становится материалом литературных шедевров non fiction, как в «Былом и думах» Герцена, известных трилогиях Толстого и Горького, «Семейной хронике» Аксакова, «Истории моего современника Короленко, «Повести о жизни» Паустовского. «Второй книге» Н. Мандельштам, «Жизни – сапожке непарном» Т. Петкевич.
Эрлена Лурье вздрогнула бы и запротестовала, если бы я поставил ее в этот ряд. Хорошо, не стану. Лишь обозначу принципиальную общность жанра.
Литературное творчество Эрлены Лурье можно назвать безотходным производством. В принципе, нет такого жизненного опыта, эпизода, казуса, который не мог бы стать предметом документально-художественного отображения, только это надо суметь осознать и выразить.
Одна из работ Э. Лурье последнего времени называется «Стихи по случаю (1972-2016)». Это сборник стихов, еще не изданный (и если будет издан, то крошечным тиражом), но, думаю, автор простит меня за нидеследуюшее партизанское цитирование.
«Стихи по случаю
Я все пытаюсь собрать вместе клочки своей прошедшей жизни. Вот, добралась и до стишков, написанных к конкретным, обычно праздничным, датам. К сожалению, пока стихи до середины девяностых у меня писались, своему прикладному рифмоплетству я значения вовсе не придавала, и многое не уцелело. Но и в том, что есть, остался довольно большой кусок жизни. Обычно в мои книжки эти вирши не попадали – так же, как и многие из тех, кому они посвящены. Мне хочется исправить эту несправедливость, ибо каждый «стишок по случаю» – это повод, чтобы кого-то и что-то вспомнить. Как правило, подобные стихи зачитывались на различных застольях. И если все эти вечера сложить вместе, то получится не так уж мало – из часов складываются дни, недели, месяцы и годы. Жизнь… Действительно, «ведь каждый случай – жизнь моя».
Честно говоря, я не думаю, что моя очередная попытка упорядочить свое прошлое с помощью этих необязательных и несерьезных посланий имеет какой-то смысл для стороннего читателя, тем более что качество таких стишков не всегда на высоте. Но мне важно видеть здесь имена всех тех, кто есть – или были – частью моей жизни. Возможно, им тоже это интересно. Вот для них и стараюсь. Хотя на самом деле – для себя. Зачем-то мне это нужно.
Композитор Александр Журбин объяснил тягу к изданию своих записок так: «Мне просто ужасно не хочется, чтобы написанные мною по разным поводам слова бесследно исчезли». Мне тоже.
Есть у меня стихи по случаю –
Почти случайные стихи.
Пришли легко, души не мучая,
И жили, скромны и тихи.
Я их не помещала в сборники,
Но, слов давнишних не тая,
Вдруг ожили мои затворники –
Ведь каждый случай – жизнь моя.
…ПО СЕМЕЙНЫМ ПОВОДАМ
Лучше всего сохранились стихи, написанные по семейным поводам – любопытно видеть, как с возрастом меняются тональность и темы… Первый такой стишок существует в моей старой записной книжке в год напавшего на меня «духа стихоплетства»: «Во мне живет дух стихоплетства, / Мне хорошо – я не поэт!».
Мой всегдашний первый читатель (Феликс Робертович – А. А.) выразил неудовольствие по поводу наших постоянных праздников – «читать скучно»… Я это учла и включила несколько стихотворений, не привязанных к конкретным датам. Они обозначат порой не слишком благополучный фон, на котором наши праздники проходили, и уменьшат временнЫе разрывы. Правда, больше половины стишков по поводу семейных дат уже попали в «Праздное письмо», но куда денешься? Жизнь-то у меня одна!
А вот события нового века освещены плохо, ибо «нормальные» стихи я уже не писала, а праздники случались все реже. Не отмечено даже такое событие, как рождение у нас правнучки… «А нам бы лишь до правнуков дожить»… Вот – дожили! И скоро ей уже будет три года! Такая замечательная премия от судьбы…
Но моя стихоплетная энергия почти иссякла. Не случайно же я еще в 2009 году писала: «Все затевала я, конечно… А нынче семьдесят мне семь! / Тогда играла роль успешно – теперь не хочется совсем». Затевать и вправду уже ничего не хочется, но хочется перед дальней дорогой привести в порядок все свои пожитки.
Моя стихотворная книжка «Внутри сюжета» вышла в 2000 году. И хотя я уже давно стихов не пишу, а сочиняю акростихи по поводу очередных юбилеев или другие «стихи по случаю», но все-таки с десяток спонтанно возникших и отнюдь не поздравительных стихотворений в новом веке у меня все же набралось. И поскольку я сейчас занимаюсь как раз тем, что «подбираю хвосты и охвостья», то вполне естественно включить их сюда, поместив более-менее по времени. Или просто к месту – как, например, этот стишок. Тем более что других вариантов в мои 85 не просматривается.
***
Чищу перья уже,
Подбираю хвосты и охвостья…
На крутом вираже
Улечу, как пернатая гостья,
Потому и спешу
Разобрать все свои заморочки…
Душу чищу — пишу,
Но никак не добраться до точки».
И последнее. Я уже говорил о СВОБОДЕ, как состоянии души и жизнеощущении творца, который не считает себя профессионалом, а потому независим – и от корпоративных рамок, и от официальных институтов.
Вот погляжу на иных профессионалов, особенно в гуманитарной сфере. Уж и за 80, а все хочется каких-то бонусов: орден «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени уже есть, а вдруг дадут еще медаль Ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени, это же – АХ! Вдруг пригласят на «Голубой огонек» или … страшно подумать … на чаепитие к Самому, чтобы обсудить проблемы культуры и нравственности!
Некоторые, правда, не для себя стараются, ведь за ними – благополучие творческого коллектива, который они возглавляют, или другие вполне уважительные причины.
Но хорошо человеку, которому об этом думать не надо - будь то в силу скромного общественного положения, будь то в силу жизненных принципов, будь то… в силу возраста, когда других подарков судьбы, как увидеть правнуков, уже не надо (повторю вслед за Э. Л.).
И вот тогда разлетаются искры жизненного костра. которые и самого автора обжечь могут, да ему это как-то уж и безразлично. И сами собой пишутся. к собственному юбилею, вот такие, к примеру, стихи, то ли лирические, то ли сатирические… А не все ли равно по какой статье их провести (проведут)?
21 ЯНВАРЯ 2017 г.
Отщелкало пять лет – и снова Юбилей,
И отмечать его в год Петуха мы будем.
По году я – Овца, по знаку – Водолей,
Из птичьего двора мне курица милей,
Но страшен мне петух, когда он не на блюде…
Я знаю одного – заняв главкома пост
В своем курятнике, кокочет в упоенье,
Кричит «кукареку» и распускает хвост –
И это ничего, что невеликий рост,
Гарем-электорат кудахчет в восхищенье
И славит острый клюв и вид блестящих шпор…
Петух стратег плохой, зато как тактик спор –
Сообразил в момент устроить заварушку,
Чтоб наиграться всласть в гибридную войнушку!
И с вежливой ордой в чужой забрался двор.
Но только прихватил соседские пожитки,
Все начали кричать: «Петух – бандит и вор!»
Вся дружба вдребезги, врагов теперь в избытке,
Устроили бойкот, в курятнике убытки...
И вышел из всего лишь хаос и позор.
Но он докажет всем! Он мировой игрок!
Меняя мысленно то мантию, то тогу,
Решил он преподать своим врагам урок:
Чтоб потушить чужой пожар в короткий срок,
Он быстро снарядил большой корабль в дорогу.
И вновь – увы – афронт! Лишь трупы, кровь и беды…
Как он ни пыжился, как хвост ни распускал,
Победа пиррова, а славы не снискал,
Корабль ушел домой, не выпустив торпеды…
Амбиции орла, да петушиный дух:
Он мстителен, и зол – как и любой петух!
Но Огненный Петух… Мистический, восточный,
Опасен нам вдвойне – я знаю это точно.
И номер у него не зря такой – семнадцать,
Он – пламенный боец, уж он умеет драться!
Охваченный огнем, он жаждет жарких дел –
Природа такова, таков его удел…
Скорей бы он прошел, промчался, пролетел…
«Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда…». Из письма:Эрлены:
«…Что касается стишков, которые я написала в связи с моим днем, то все началось с того примитивного, который я придумала, чтобы послать рифмы для буриме: ЮБИЛЕЙ, БУДЕМ, ВОДОЛЕЙ, БЛЮДЕ, ДЕЛ, КРАСОВАТЬСЯ, ПРОЛЕТЕЛ, СЕМНАДЦАТЬ, ДУХ, ПЕТУХ. Но потом, как со мной бывает, завелась, и сочинила еще два: один - "приличный" - для обложки на книжку (Андрюшина идея), а второй - от всей души. Посылаю оба, делайте с ними, что хотите. Конечно, мои стишки теперь будут мешать сочинить что-то свое = но я не виновата…
НА 21 ЯНВАРЯ 2017 г.
в год Огненного Петуха
Последние стихи – последний Юбилей…
И отмечать его в год Петуха мы будем.
По году я – Овца, по знаку – Водолей,
Из птичьего двора мне курица милей,
А петуха боюсь, который не на блюде…
Когда есть острый клюв да пара крепких шпор,
Порой так хочется устроить заварушку!
И кто же запретит к соседу влезть во двор?
Там с вежливой ордой поставить свой забор
И можно начинать гибридную войнушку!
Бойцовый петушок мастак подобных дел!
Хоть ростом невелик – творит большие беды,
Амбиции орла – да пирровы победы…
К тому же сроки все давно пересидел!
А Огненный Петух – каков его удел?
Что ждать от Петуха под номером семнадцать?
Спесивый фанфарон, любитель красоваться?
А вдруг, как век назад, устроит беспредел?
Астрологи у нас все разное пророчат –
Пылающий огнем непредсказуем кочет!
Скорей бы он прошел, промчался, пролетел!
«Приличный» - для обложки – пожалуй, этот последний стих. Хоть и он… Гм!
На сем завершаю свою дружескую, но вполне деловую и ответственную апологию Юбиляра.
А. Алексеев. 21.01.2017.