Я. Гилинский: Движение ядовской мысли к постмодернистскому восприятию мира
Ядовские чтения: перспективы социологии: Сборник научных докладов конференции, СПб., 14–16 декабря 2015 г. / под ред. О. Б. Божкова, С. С. Ярошенко, В. Ю. Бочарова. — СПб.: Эйдос, 2016. — 459 с.
**
Из портала Когита.ру:
…Тираж бумажного издания сборника «Ядовские чтения: перспективы социологии», невелик. И вряд все заинтересованные лица станут обладателями 450-страничного томика.. Но, к нашему глубокому удовлетворению, электронная версия pdf размещена на сайте Социологического института РАН, и, стало быть текст книги общедоступен. Вот адрес электронной версии: http://socinst.ru/sites/default/files/books/PS_Yadov.pdf
Кроме того, автор этих строк намерен завести в своем блоге на информационно-аналитическом портале Когита.ру специальную рубрику: «Из материалов первых Ядовских чтений». Там немало текстов, заслуживающих внимания не только социологов-профессионалов.
А. Алексеев 18.12.2016.
**
Открываем цикл «Из материалов первых Ядовских чтений».
**
Я.И. Гилинский
В.А. ЯДОВ КАК ТЕОРЕТИК СОЦИОЛОГИИ
Невозможно в одной статье более или менее основательно осветить вклад Владимира Александровича Ядова в отечественную, да и мировую социологию. По складу своего ума, по стилю рассуждений и выступлений В. А. Ядов — Мыслитель, и для полноценного анализа его творческого наследия потребуется время и время. Поэтому постараюсь только наметить пунктиром, как мне представляется, за последние годы движение ядовской мысли по пути к постмодернистскому восприятию мира. В этом моем подходе немало субъективизма и ограниченности. Но зная В. А. Ядова, думаю, что он простил бы мне такую вольность в трактовке его идей. Во всяком случае, не зря же В. А. Ядов настойчиво провозглашал полипарадигмальность в науке: «Принципиально важно, что в современной социологии границы между теоретическими парадигмами не жестки… Решающим фактором в многообразии научных направлений является многообразие социального мира…» (Ядов 2009:9,13).
Теоретическое наследие В. А. Ядова многогранно. Это хорошо известные труды по социологии труда (Здравомыслов, Ядов 1967; 2003), по методологии и методике социологических исследований (Ядов 1968; 1987; 1995; 2007), по теории личности и социальной психологии (Ядов 1979; 1994; 2013), многочисленные статьи и доклады. В числе последних — на Мировых социологических конгрессах, где В. А. Ядов представлял и отечественную социологию, и мировую, будучи в руководстве International Sociological Association (ISA). В частности, автору этих строк довелось слушать доклад В. А. Ядова на Мировом социологическом конгрессе в Билефельде (Германия).
Во всех своих трудах, независимо от непосредственного объекта социологического анализа, В. А. Ядов выступал и как теоретик социологии. Но в дальнейшем, во-первых, я остановлюсь на его работе, непосредственно отражающей теоретические взгляды ученого — курсе лекций для магистрантов «Современная теоретическая социология как концептуальная база исследования российских трансформаций» (Ядов 2009). А во-вторых, попытаюсь наполнить (дополнить) общетеоретические посылы близким мне правовым и криминологическим материалом.
***
В. А. Ядов неоднократно упоминает неопределенность всего и вся в эпоху постмодерна. «Будущее неопределенно… Высокая аномия, неопределенность…» (Ядов 1994: 173), «постмодернизм с его принципом текучести и неопределенности всего и вся…» (Ядов 2009: 21). Понимание постмодернистской неопределенности развивается в теории права И. Л. Честновым: «Одним из проявлений постклассической картины мира является принцип неопределенности и как следствие — ощущение перманентного риска, неуверенности в настоящем и тем более будущем… Неопределенность порождает признание многогранности, потенциально — неисчерпаемости любого социального явления и процесса как невозможности одного “единственно правильного” его описания и объяснения…» (Честнов 2015: 33,34). Общество постмодерна — общество рисков (У. Бек), оно — опасное общество: «Постмодернизм производит опустошительное действие» (Бурдье 1996: 10). И это — наше общество, современное общество, чьи характеристики (глобализация, неприемлемость изоляционизма, виртуализация, фрагментаризация, консьюмеризация, хаотичность — «постмодернистская чувствительность» и др.) плохо осознаются современниками и их правителями (Подробнее об этом: Гилинский Я. Очерки по криминологии. СПб: Алеф- Пресс, 2015. С. 84–110. Это отмечает и Владимир Александрович: «Мы сегодня даже представить не можем, какие понятия будут адекватны в новом тысячелетии, потому что живем понятиями прошлого» (Ядов 2009: 115).
Выше уже упоминалось утверждение полипарадигмальности в работе 2009 г., но еще в 1994 г. В. А. Ядов пишет: «Политеоретический подход к объяснению социальных перемен… более информативен и продуктивен в сравнении с каким-либо монотеоретическим» (Ядов 1994: 183). Это имеет принципиальное значение: нет и не может быть «единственно верной» теории, поисками которой увлечены до сих пор ученые многих профессий.
В. А. Ядов, вслед за П. Штомпкой, утверждает конструктивистский характер социальной реальности: «Социальный порядок представляется продуктом конструирования субъектом» (Ядов 2009: 25). Это положение чрезвычайно важно для понимания близкой автору этих строк правовой (и не только) реальности. Дело в том, что такие понятия, как преступление, преступность, проституция, терроризм, наркотизм и т. п., — не онтологическая данность, а суть социальные конструкты. «Преступление не онтологическая реальность… Преступление не объект, но продукт криминальной политики. Криминализация есть один из многих путей конструирования социальной реальности» (Hulsman 1986). Убийство как умышленное причинение смерти другому человеку — преступление (ст. 105 УК РФ), но и… подвиг на войне, или же — «трудовая деятельность» (палача), или же — юридически нейтральное умышленное причинение смерти другому человеку в состоянии необходимой обороны. А Че Геваре — террорист или борец за свободу? — вопрошает W. Laqueur (Laqueur 1977: 79). И «храмовая проституция» вовсе не проституция, ибо не носит возмездный характер. Постмодернистский,
конструктивистский подход имеет весьма прикладной характер. Так, деятельность нашего «взбесившегося принтера» — Госдумы, криминализирующей все новые и новые деяния (вроде «оскорблений чувств верующих»), превращает каждого гражданина России (включая автора этих строк) в преступника.
Кто же творец социальных конструктов? Прежде всего — культура. «Именно культура “творит” социальное пространство» (Ядов 2009: 60). Но культура в широком, научном смысле слова, как способ существования общественного человека (Маркарян 1969; 1983), а не в обыденном понимании, как нечто только положительное («культурный человек», «культурное поведение»). Каждое общество обладает своей культурой. «Формирование и поддержание особой для каждого сообщества культуры, т. е. системы разделяемых его членами ценностей, нормативных и иных регуляторов социального взаимодействия…» (Ядов 2009: 32). Культура как способ существования общественного человека включает и «Мону Лизу» и надписи на заборах, и «Улисса» Джойса и алкоголиков. Порождением (конструктом) культуры являются и «преступления», и методы социального контроля над преступностью, что утверждает современная, постмодернистская «культуральная криминология» (D. Garland, J. Ferrel, K. Hayward, J. Young). Поэтому, например, в средневековой Испании за курение табака предусматривалась смертная казнь, она же существует сегодня в эмирате Шарджа для потребителей наркотиков, а в Нидерландах можно спокойно курить марихуану в кофе-шопе и купить рассаду марихуаны в центре Амстердама. Поэтому же смертная казнь отменена сегодня во всех европейских странах (кроме Белоруссии), существует в большинстве штатов США (что делает их, с моей точки зрения, нецивилизованным государством) и ежегодно тысячами применяется в Китае…
Обществу постмодерна присуща фрагментаризация, распадение на субкультуры, возрастные, гендерные, социальные. С эти связано размывание границ, представлений о норме/не-норме. «Нормой бытия социальных институтов является как раз не их стабильность, но именно изменения, реагирующие на динамизм социально-экономических и иных процессов» (Ядов 2009: 40). А следовательно, требуется перенос фокуса внимания с институтов как структур на процессы их формирования (Ядов 2009: 40). Так, например, в современном обществе происходит институционализация коррупции: выполнение ею социальных функций, наличие определенных субъектов, определенных правил игры, символики, сленга, установление известных участникам таксы услуг.
В современном обществе растет социально-экономическое неравенство, существенно определяя настоящее и будущее человечества. Не случайно В. А. Ядов уделяет этому феномену самостоятельную главу/лекцию (Ядов 2009: 49–58). Действительно, как социальное, так и экономическое неравенство было всегда. Поскольку экономическое неравенство в значительной степени совпадает (является следствием) социального, можно говорить об едином социально-экономическом неравенстве. Вообще оно является следствием как демографических (мужчины/женщины, дети/взрослые) различий, так и общественного разделения труда, и в принципе прогрессивно, способствует развитию производства, технологий, экономики. Но — до известного предела. Социально-экономическое неравенство, будучи «двигателем» прогресса, при достижении некоего максимума, становится его тормозом, вызывая недовольство, восстания, революции или же — застой…
Так вот, в эпоху глобального постмодернистского мира социально- экономическое неравенство превышает, очевидно, допустимые пределы, превращаясь в тормоз, а то и регресс развития общества. В 2015 г., по данным банка CreditSuisse, впервые в истории человечества в руках 1% населения оказались сконцентрированы 50% всех мировых богатств (в 2014 г. — 48%, в 2016 г. ожидается 52%). А в России 1% населения владеет 71% всех богатств страны… В 2011 г., по обобщенным данным Росстата, в России в состоянии нищеты находились 41,2% населения страны, бедных (включая «богатых среди бедных») было 49,7% населения, 8,4% — состоятельных (включая лиц «среднего достатка») и лишь 0,7% богатых. Российские миллиардеры (а их всего 96!) владеют 30% всех личных активов российских граждан. В среднем по миру миллиардеры владеют лишь 2% всех личных активов. В России этот показатель в 15 раз выше среднемирового (http://poslezavtra.be/pleat/2012/11/11/1-rossiyan-vladeyut-71-bogatstv-strany.html ).
О катастрофическом характере современного неравенства пишут Р. Дарендорф и С. Жижек, И. Валлерстайн и Н. Луман, об этом же — труды лауреата Нобелевской премии по экономике Дж. Стиглица (Стиглиц 2015).
А вот некоторые последствия социально-экономического неравенства на примере отечественной уголовной статистики и результатов криминологических исследований. По данным С. Г. Олькова, за 10 лет с 1990 г. по 1999 г. минимальное количество убийств (15,6 тыс.) и самоубийств (39,2 тыс.) было в год (1990) с минимальным индексом Джини — показателем экономического неравенства (0,218). Максимальное количество убийств (32,3 тыс.) и самоубийств (61,9 тыс.) было в 1994 г. при максимальном за те годы неравенстве: индекс Джини 0,409 (Ольков 2004).
По данным И. С. Скифского, за 25 лет — с 1980 г. по 2004 г. — коэффициент корреляции динамики индекса Джини и количества убийств составил 0,925, т. е. связь максимально жесткая (Скифский 2007).
По данным статистики МВД РФ, доля лиц без постоянного источника доходов (так называемые исключенные) среди всех, совершивших преступления, выросла с 11,8% в 1987 г. до 65,7% в 2013 г., а доля «исключенных» среди убийц и насильников превысила 72%.
Что делать? Об этом, в частности, пишет В. А. Ядов (Ядов 209: 57), ссылаясь на мнение М. Черныша: создание в стране социальных механизмов, позволяющих увеличить восходящую мобильность («вертикальные лифты»). Разумеется, это важное, но не единственное решение проблемы.
Повторюсь: в статье кратко прослеживается только одна из многочисленных линий теоретических суждений В. А. Ядова, характеризующая постмодернистское видение социальных проблем.
И еще: начиная свою работу «Современная теоретическая социология», В. А. Ядов довольно скептически описывал постмодернистские течения в социологии, признавая за ними право, в полном соответствии с принципом полипарадигмальности. Но чем больше он размышлял над постмодернизмом, тем, очевидно, позитивнее складывалось отношение к последнему. И вот, наконец, В. А. Ядов пишет: «Пока эти лекции подготавливались к публикации, я заметил, что перестал мысленно брать в кавычки постмодернистские термины» (Ядов 2009: 115). В этом весь Владимир Александрович! Его творческая мысль работала не переставая. И уже в процессе своего труда В. А. Ядов меняет отношение к излагаемым постмодернистским концепциям, убеждаясь в их творческом потенциале. И в книге, как и в своих лекциях, В. А. Ядов открыто заявляет об изменившихся в процессе работы над текстом взглядах. Это один из показателей настоящего Ученого, да и Человека.
Литература
1. Бурдье П. Зa исторический рaционaлизм // Социо-Логос постмодернизмa' 97. — М.: Институт экспериментальной социологии, 1996.
2. Гилинский Я. Очерки по криминологии. — СПб: Алеф-Пресс, 2015.
3. Здравомыслов А. Г., Ядов В. А. Человек и его работа. — М., 1967.
4. Здравомыслов А. Г., Ядов В. А. Человек и его работа в СССР и после / Учебное пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2003.
5. Маркарян Э. С. Очерки теории культуры. — Ереван: Изд-во АН Армении, 1969.
6. Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука (логико-методологический анализ). — М.: Мысль, 1983.
7. Стиглиц Д. Цена неравенства. — М.: Эксмо, 2015.
8. Честнов И. Л. Правовая политика в постклассическом измерении // Российский журнал правовых исследований. — 2015. —№ 2 (3). — С. 33–44.
9. Ядов В. А. Методология и процедуры социологических исследований. — Тарту, 1968.
10. Ядов В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция. — Л., 1979.
11. Ядов В. А. Социологическое исследование. Методология. Программа. Методы. — М., 1987.
12. Ядов В. А. Символические и примордиальные солидарности (социальные иденти¬фикации личности) в условиях быстрых социальных перемен // Проблемы теоретической социологии. — СПб.: Петрополис, 1994. — С. 169–184.
13. Ядов В. А. Социологическое исследование. Методология. Программа. Методы. — Самара, 1995.
14. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. 3-е изд. — М., 2007. Я. И. Гилинский 28 К СОДЕРЖАНИЮ
15. Ядов В. А. Современная теоретическая социология как концептуальная база исследования российских трансформаций. 2-е изд., исправл. и доп. — СПб.: Интерсоцис, 2009.
16. Ядов В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция. 2-е изд., расшир. — М., 2013.
17. Hulsman L. Critical Criminology and the Concept of Crime // Contemporary Crisis. — 1986. — № 10.
18. Laqueur W. Terrorism. — London: Weidenfeld and Nicolson, 1977.