Женские дневники и мемуары о революции и гражданской войне в России
14 марта (четверг) в 18:00 в Белом зале Европейского университета в СПб (ул. Гагаринская, д. 3) состоится презентация книги:
«…Претерпевший до конца спасен будет»: женские исповедальные тексты о революции и гражданской войне в России
(Серия «Эпоха войн и революций»; вып. 3)
Книгу представит ее составитель, автор примечаний и вступительнйо статьи — Ольга Демидова.
В программе: заседание; фуршет
Это пять женских автодокументальных текстов, посвященных одному из самых драматических периодов отечественной истории ХХ столетия, принадлежащих разным авторам и написанных в разное время: как непосредственно «по следам» и даже «по ходу» событий, так и по прошествии более или менее длительного времени после них, вплоть до нескольких десятилетий. Географический диапазон текстов весьма широк: Петербург-Петроград, Северо-Запад, Западный фронт, Юг России, Украина, Крым, Кавказ; хронологически и событийно все тексты вписываются в границы от марта 1917 г. до ноября 1922 г., от Февральской революции до завершения Гражданской войны и эвакуации с Юга России.
Авторы принадлежали к разным поколениям и сословиям (аристократии, среднему классу, интеллигенции), жили в столицах и в провинции, придерживались самого широкого спектра политических взглядов, от правомонархических до либерально-демократических и леворадикальных, однако все они волею судьбы сделались свидетельницами, а впоследствии — и активными участницами воссозданных в текстах событий.
Во время презентации книгу можно будет купить по специальной издательской цене.
Книга на сайте: http://eupress.ru/books/index/item/id/150
Организатор презентации — Издательство ЕУСПб
тел.: 386-76-27, e-mail: books@eu.spb.ru
**
Роль женщин в официальной общей истории традиционно сводится к роли «молчащего большинства», поскольку женщина как субъект в Большой истории, т. е. истории мужской, отсутствует. Между тем существует значительное количество опубликованных и еще больше неопубликованных женских исповедальных текстов, представляющих «иной взгляд» на известные исторические события, в том числе и на те, которые традиционно принято относить к сугубо мужской сфере опыта. Одним из событий подобного рода является война, у которой, как известно, «не женское лицо». Однако в условиях войны, особенно если речь идет о войне гражданской, женщины неизменно оказываются «включенными», «втянутыми» в события, при этом нередко существенно меняются принимаемые ими на себя гендерные роли, видоизменяются границы между мужским и женским стереотипами поведения, значительно расширяется диапазон активных социальных ролей, традиционно отводимых «слабому полу» в условиях военного времени (маркитанток, «полковых жен», сестер милосердия и т. п.). Женские исповедальные тексты, в том числе дневники и мемуары о войне, в ходе которой необратимо рушится весь прежний уклад и жизнь превращается в Хаос, отражают действительность принципиально иначе, чем мужские, поскольку мужчины и женщины различными способами стремятся противостоять хаосу, «собирая себя» вокруг различных ценностей.