Б. Докторов. Биографичность как существенная черта социологического творчества
См. ранее на Когита.ру:
= Ю. Чернецкий. Этюд об Энтони Гидденсе
= Памяти Бориса Владимировича Дубина
Б. Докторов – Ю. Чернецкому
<…> Еще раз прочел, теперь в ставшем для меня более привычным сетевом варианте, Ваш этюд о Гидденсе. Спасибо за упоминание моей персоны... действительно, те вопросы, которые я задавал покойному Борису Дубину, я считаю крайне важными и в плане понимания специфики социологического знания, и в области раскрытия природы социологического творчества (проще – нашего дела). Советская социология, в которой все мы выросли, в моем понимании, - серьезное достижение общественной мысли послевоенного периода 20 века. Когда ею займутся историки социологии и науковеды, т.е. ученые, глубоко понимающие, что социология - это продукт мира, в котором она и сами социологи существуют и работают, тогда мое утверждение станет яснее, не столь провокативным, каким оно представляется сейчас.
К сожалению, одной из черт советской социологии была ее ВНЕБИОГРАФИЧНОСТЬ: в силу очевидных (и не совсем очевидных) обстоятельств социологи не имели права, возможности говорить «от себя» и «своим языком». Дурно, т.е. ограниченно понимавшийся тезис об «объективности» научного знания, а также цензура и самоцензура, кроме всего прочего, ограничивали жанр социологического повествования. Книги, статьи, тезисы. Порождением застоя стали «коллективные монографии», их называли «братскими могилами», но это было гениальное изобретение времени. Подобное коммунальным квартирам, где каждый должен был следить за каждым... тогда по определению, не могло быть таких книг, как «Драматическая социология...» и «Профессия – социолог…» наших соавторов по переписке, доказательство – очевидно, судьба «Писем любимым женщинам».
Перестройка дала российским социологам не только возможность изучать новые социальные процессы, использовать новые методы, обогатила жанр социологических текстов (например, появились этюды, эссе, письма...). Она внесла в социологическое творчество биографичность. Вот примерно то, о чем я предполагал говорить с Дубиным, поскольку он был и философом-социологом, и литератором в самом широком смысле этого слова.
Я понимаю, что Вы сейчас на 100% и даже более включены в наблюдение и анализ войны между Россией и Украиной. Старого мира между этими странами в обозримом будущем, на мой взгляд, не будет. Но мир без стрельбы настанет. Может, тогда поговорим по обозначенным выше проблемам? <…> 23.08.2014
(Внимание! Если при клике мышкой на название материала Когита.ру Вы получите ответ: «К сожалению, по запрошенному адресу мы ничего не нашли», не смущайтесь и пойдите в конец открывшейся страницы, где сказано: «Возможно, Вы искали…» и соответствующее название. Кликните по нему и выйдете на искомый материал. А. А.)