01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

Дискуссия о путях и особенностях российской цивилизации

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Контекст / Дискуссия о путях и особенностях российской цивилизации

Дискуссия о путях и особенностях российской цивилизации

Автор: П. Филиппов; "Ежедневный журнал" — Дата создания: 05.02.2017 — Последние изменение: 05.02.2017
Участники: А. Алексеев
«…Отличие европейской цивилизации от российской в том, что европейская — антропоцентрична, для нее главное — человек, его жизнь, права, свободы, самореализация. Наша российская цивилизация — власть центрична, в ней все заточено на власть, на привилегии, которыми она облагодетельствует лояльных к ней…». Петр Филиппов – на страницах «Ежедневного журнала» - о дискуссии в рамках проекта «Открытая библиотека», с участием Юрия Пивоварова и Юлии Кантор. А. А.

 

 

 

 

 

Первоисточник

 

ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОТ ДИСКУССИИ ИСТОРИКОВ

Петр Филиппов

5 февраля 2017.

 

28 января на Новой сцене Александринского театра состоялась очередная дискуссия в рамках проекта «Открытой библиотеки». Участвовали историки Юлия Кантор и Юрий Пивоваров. Вел дискуссию Николай Солодовников. В ходе дискуссии историки высказали много неординарных мыслей, что подвигло автора этих заметок поделиться впечатлениями о ней.

 

Уникальная традиция супервласти

Ю. Пивоваров отметил, что ни в одной христианской стране не было и нет традиции абсолютной единоличной власти, как в России. Характерны слова Павла I: «В России только тот что-то значит, пока я с ним разговариваю». В других христианских странах, в том числе православных, правящие элиты всегда находили способы ограничить власть монарха, например, за счет самостоятельности церкви и ее иерархов. Наша же власть всегда персонифицирована, все знают, кто в стране главный и кого нельзя ослушаться. Такая традиция супервласти (сегодня — суперпрезидентской республики) пришла к нам не из Византии, а из орды, ханы которой выдавали русским князьям ярлыки на самовластное княжение.

Проект Конституции, разработанный Сперанским для Александра II, предусматривал разделение властей, над которыми стоял царь, имевший право отменять любые их решения, казнить или миловать. Первая российская Конституция 1906 года, на которую согласился Николай II, была написана по лекалам Конституции Сперанского. Но Конституция 1993 года воспроизводит все ту же систему Сперанского. И сегодня все принципиально важное в России зависит от единоличного решения президента.

Отличие европейской цивилизации от российской в том, отметил Пивоваров, что европейская — антропоцентрична, для нее главное — человек, его жизнь, права, свободы, самореализация. Наша российская цивилизация — властьцентрична, в ней все заточено на власть, на привилегии, которыми она облагодетельствует лояльных к ней. В европейских государствах сохраняется монополия на насилие против преступивших закон, но там работает и конвенция о правах граждан и органов власти. И эта конвенция соблюдается! А в России — насилие власть имущих, не ограниченное никакой конвенцией. Прописанная в Конституции, она не работает.

Пивоваров добавил, что при такой системе важно не только то, кто есть правитель по своим воззрениям и делам, но и какого наследника он оставит после себя. Вырастить преемника, разделяющего твои взгляды, — вот сверхзадача. Ельцин с ней не справился. И все же на вопрос ведущего, как он оценивает Ельцина, Пивоваров охарактеризовал его как великого человека. Ведь во многом благодаря его смелости и твердости и, конечно, поддержке части москвичей, россияне в 1993 году сами добились освобождения от тирании КПСС, от крайне неэффективной административно-командной системы в экономике, обрекающей народ на нищету. Сравним: немцы сами освободиться от тирании нацистов не смогли, их освободили американцы. Добавил: Ельцин дважды не казнил заговорщиков – совсем нетипично для российских правителей

Юлия Кантор назвала 1990-е годы кратковременной эпохой перехода к возможной свободе. Экономический спад, вызванный переходом к рынку и демилитаризацией предприятий, больно ударил по многим. Но была свобода слова и в печати, и на телевидении, свобода митингов и собраний, свобода участия в выборах вновь созданных партий, свобода граждан предлагать и отстаивать свое мнение. Но оказалось, что надо еще суметь свободу отстоять. Мы этого не сумели.

Отмечу, что нынешняя подданническая культура россиян (культура «вождь-племя») восходит своими корнями к инстинктам, к генетически закрепленным программам. В борьбе за охотничьи угодья выигрывали те стада первобытных людей, члены которых тесно сплачивались вокруг вождя в любой тяжелой ситуации. Развитие культуры позволило многим народам уйти от первобытных правил жизни, создать реальное разделение властей и обеспечить верховенство права, но россиянам это оказалось не по силам.

 

О роли историков в современном обществе

В России сегодня практически нет публичной политики, то есть споров в парламенте и на государственных каналах телевидения о путях развития страны. Слова бывшего спикера Госдумы «Парламент – не место для дискуссий!» точно отражают позицию власти и большей части общества. И в этой ситуации политикой занимаются историки. Тем более что и у народа, и у власти нет видения будущего. Если большевики туманили головы людям сказками о светлом будущем – коммунизме, то сегодня многие хотят сделать будущим прошлое. Отсюда и привилегии церкви, и памятник тирану Ивану Грозному.

Когда историк обслуживает власть, он превращается в прислугу. У историка Сергея Пионтковского, мобилизованного большевиками на работу по написанию нужной истории, есть запись в дневнике: «Никак не могу приспособиться…» Как ни пытался, все равно большевики его расстреляли.

Историкам сегодня стало работать труднее. Юлия Кантор отметила, что постепенно закрывается доступ к архивам. И не потому, что принят специальный закон или издано распоряжение, работает страх перед начальством: как бы чего не вышло… Действует своего рода самоцензура, похожая на ту, которой болеют сегодня многие авторы и чиновники. Некоторые даже по своей воле лезут в услужение к власти, демонстрируют показную солидарность с ней. Юлия Кантор привела пример: Ректор МГУ Садовничий добровольно послал благодарственное письмо губернатору Орловской области за открытие памятника кровавому Ивану Грозному.

 

Во всем виноваты другие

Участники дискуссии отметили, что за 70 лет большевистской тирании взращен тип человека, убежденного, что во всех наших бедах виноваты не мы сами, а другие народы, другие страны. Советская империя отринула идею собственного первородного греха. В том, что наши доходы во много раз уступают европейским, виноват Обама, а не мы и не наша власть.

Пивоваров отметил, что среди молодежи проявляется крайне опасная ностальгия по СССР. Нынешние студенты по духу все больше — комсомольцы. Или можно сказать — опричники на службе у власть имущих. Большинство хочет работать на госслужбе в расчете на коррупционный доход или в Газпроме, где зарплаты и премии запредельные. Многие оправдывают Сталина: да, угробил миллионы соотечественников, но войну-то выиграл!

Господствует примитивное представление дворовых хулиганов: «Нас уважают, потому что боятся». Поэтому готовы жить впроголодь, без лекарств и «скорой помощи», но тратить бюджетные средства на ВПК и армию.

 

Закон что дышло

Юлия Кантор отметила, что поговорка «Закон что дышло» справедлива и сегодня. Россияне потому и не вникают в нормы законов, что понимают: закон может быть любым, проблемы можно решить через связи или взятку. И главным будет в решении суда не закон, а указание начальства. В России власть не любит законов и законности. Многие принятые законы содержат статьи, дающие чиновнику возможность принимать решение по своему усмотрению или за откат. В СССР законы отличались предельной расплывчатостью, реально правила формулировались подзаконными актами, причем часть из них была недоступна населению. Кстати, в СССР не было закона о КПСС. Так что формально КПСС была незаконной организацией.

Когда нынешней власти нужно сотворить что-то антиконституционное, она пользуется не законами, а разного рода постановлениями или просто действует «по звонку». Пример: Администрация президента, орган, не предусмотренный Конституцией РФ, но обладающий исключительными полномочиями. Это тупиковый путь в развитии нашей государственности.

Однако Пивоваров отметил, что в ряде случаев нормы даже нынешней суперпрезидентской Конституции позволяют обеспечить соблюдение закона. Конституционный суд три раза отменял указы президента. Не так давно из правительства в ВУЗы была разослана бумага о необходимости введения должности проректора по идеологии. Это вызвало возмущение, так как Конституция запрещает официальную идеологию. Инициатива пока заглохла. Так что произвол ограничен нормами даже этой Конституции.

Тем не менее, пересмотр нынешней Конституции в пользу парламентской республики и обеспечения независимости суда должен стать лозунгом интеллигенции, выступающей за европейский путь развития России. Пока такая Конституция не будет принята и не будут приняты меры для преодоления подданнической культуры россиян, пока будет господствовать безразличие к судьбе страны — «мы ни в чем не виноваты, и ни во что не хотим вмешиваться» — Россия будет топтаться на месте или опускаться в болото нищеты слаборазвитых стран.

Выходя после дискуссии, я задумался: а каковы цели, интересы, желания нынешнего единоличного властителя России? Повышение жизненного уровня населения? Нет, деньги идут на вооружение. Победа коммунистической утопии во всем мире? Нет, он прагматик, предпочитает деньги, как и его соратники. Восстановление российской империи? Нереально. Но я подумал, что Гитлер в подвале рейх-канцелярии, будь у него в руках ядерный чемоданчик, скорее нажал бы кнопку. Супервласть в России, обладающей 44% ядерных вооружений, несет угрозу человечеству. Мы как вид можем закончиться из-за настроения одного супервластителя. Люди, вас это не тревожит?

 

 

comments powered by Disqus