Глаза завидущие, руки загребущие?..
РАЗРУШЕНИЕ И НОВОДЕЛ: ЧТО ПРОИСХОДИТ С ХРАМАМИ, КОТОРЫЕ ЗАБИРАЕТ РПЦ
20 марта 2017
(См. также фотогалерею – в первоисточнике. А. А.)
Последние месяцы в российском обществе не утихает спор из-за возможной передачи Исаакиевского собора Русской православной церкви. За последние годы РПЦ получила десятки храмов и ценных экспонатов по всей стране, но к сохранности многих из них у искусствоведов были претензии. Ruposters рассказывает, что произошло с некоторыми объектами, которые перешли в распоряжение РПЦ.
"Закон о реституции"
Одним из самых знаковых событий в истории с собственностью стал закон 2010 года "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной и муниципальной собственности". Этот закон изменил сложившийся ранее порядок вещей, когда РПЦ могла восстановить свое право только на отчужденную собственность. По новым нормам государство могло передать религиозной организации любые объекты "религиозного назначения".
С одной стороны, формулировки закона помогали государству избежать правовых коллизий, связанных с передачей собственности церкви, с другой стороны, они позволили РПЦ и другим организациям претендовать на те объекты, которые никогда ранее им не принадлежали. Именно такая ситуация сложилась и с Исаакиевским собором, который до революции принадлежал государству и находился в управлении Министерства внутренних дел.
Только с 2011 по 2016 год благодаря новому закону РПЦ получила в свое распоряжение свыше 250 объектов. При этом в момент подготовки законопроекта музейные сотрудники и представители культуры предупреждали: новые нормы могут привести к утрате музейных ценностей.
Закон облегчил передачу религиозным организациям зданий, которые не используются непосредственно для богослужений. В понятие "имущество религиозного значения" вошли здания, построенные для изучения религии, жизнедеятельности монахов и временного проживания паломников. В современной России в таких помещениях располагаются школы, больницы и учреждения культуры. Порядок передачи имущества стал заявительным, он не предполагал специальной экспертизы на предмет возможности передачи памятника и не требовал согласования с Министерством культуры.
Православные кирхи и рыцарские замки
Перед принятием нового закона в Калининградской области решили воспользоваться его положениями в своих интересах. Избранный за три месяца до спорного решения губернатор Николай Цуканов заявил, что в случае вступления в силу новых норм регион может лишиться многих бывших культовых сооружений. Область будет вынуждена передать их прежним владельцам - лютеранам и католикам. Чтобы сохранить старинные памятники, было решено передать их РПЦ, которая не имела никакого отношения ни к одной из религиозных построек в бывшей Восточной Пруссии.
Бывшие лютеранские церкви, молельные дома, домики пасторов и замки Тевтонского ордена (некоторые датируются XIII веком) было решено передать РПЦ. Передачу замков обосновали тем, что на их территории находились капеллы, и в них местные рыцари могли совершать богослужения. Предполагалось, что церковь не только сможет сохранить эти здания, но и вложит собственные деньги в их восстановление. Кирху в Залесье еще в начале 90-х годов пытались вернуть себе лютеране, но им отказали. После передачи здания РПЦ в 2010 году его судьба была печальной.
В 2012 году в нем произошел сильный пожар, сгорела крыша. Восстановительных работ не было, закрыли лишь входы для местных жителей, которые начали постепенно разбирать старинное строение на кирпичи. Переданные РПЦ замки Бранденбург, Нойхаузен, Вальдау, Рагнит, Шаакен, Георгенбург и некоторые другие продолжают разрушаться. При этом в Нойхаузен до его передачи церкви могли быть вложены деньги Евросоюза. Неплохо сохранившийся замок был последним пристанищем второй жены последнего магистра Тевтонского ордена, местом обитания известного чернокнижника Пауля Скалиха.
Передаче некоторых зданий помешала международная огласка. РПЦ все в том же 2010 году планировала получить помещение, в котором находился музей классика литовской культуры Кристийонаса Донелайтиса. Судьбой музея в бывшем лютеранском храме обеспокоилась президент Литвы. Она даже написала письмо российскому коллеге. Чтобы избежать международного скандала, губернатор выступил против передачи кирхи. Другим объектам культа повезло меньше. РПЦ даже отдали часть городского сквера, потому как раньше в том месте располагалась Баптистская капелла.
Переданные в собственность православной церкви фонды не радовали своим состоянием. В 2015 году обрушилась датируемая XVI веком кирха Гросс-Энгелау, многие другие кирхи выглядят плачевно. В кирхе Арнау из-за неумелой реставрации средневековых фресок 98% из них оказались утрачены. В начале 2016 руководитель отдела по имуществу Калининградской епархии назвал средневековые замки Тевтонского ордена "бременем" РПЦ и предложил предоставить здания инвесторам в безвозмездное пользование при условии восстановления исторических объектов.
"Главным условием договора станут понятные цели инвестора или пользователя. Если какой-то человек придет и скажет: "Дайте мне в аренду на 49 лет, я что-то хорошее сделаю", — это несерьезно", — заявили тогда в РПЦ.
"Воспринимали как знамение"
Отношение к историческим объектам, которые имеют самое непосредственное отношение к России и самой православной вере, не всегда сильно лучше отношения к лютеранским и католическим церквям. В 2002 году обсуждали пожар в одном из символов Костромы — церкви Преображения в Ипатьевском монастыре. Построенное в 1713 году без единого гвоздя строение загорелось из-за непотушенной сигареты. Дерево вспыхнуло моментально, и попытки священнослужителей потушить пожар самостоятельно лишь усугубили ситуацию: огонь вырвался наружу, загорелись северная и восточная стороны церкви. Пожарных вызвали спустя час, к моменту их приезда площадь пожара разрослась до ста квадратных метров.
Пожарные приехали через четыре минуты, но было уже поздно. Исторический памятник не удалось спасти. Им приходилось работать посменно из-за высокой температуры, не хватало давления монастырской водной системы, воду приходилось качать напрямую из реки. Огонь перекинулся на башню и галерею, грозил задеть Музей деревянного зодчества. В конечном итоге была уничтожена не только историческая церковь, выгорели резные ворота под Зеленой башней. Именно через них на царство в Москву выезжал Михаил Романов. Раскалились крыши угловых башен монастыря. Одна из крыш с крестом упала с десятиметровой высоты на дорогу, едва не задев людей.
"Мое волнение в ту минуту нельзя передать словами. Люди из окрестных домов не столько боялись за свое жилище, на которое в любую минуту огонь мог перекинуться, сколько воспринимали происходящее как знамение. Я видела, как падал крест. Все - и старые люди, и малышня - крестились. Странно было видеть на этом фоне одного-единственного монаха с сотовым телефоном, который сохранял ледяное спокойствие. А поздно вечером, когда шумиха улеглась, я видела, как церковники бегали по двору, перетаскивая пожитки и тюки", — так описывали события очевидцы.
Борисоглебский монастырь
Один из исследователей и реставраторов Борисоглебского монастыря в Дмитрове Сергей Гаврилов в 2000 году вспоминал, как памятник архитектуры переходил под церковное управление. По его словам, первый вопрос будущего настоятеля храма архимандрита Романа касался ворот: можно ли сделать Святые врата так, чтобы он мог въезжать через них на автомобиле. Позднее церковнослужитель удовольствовался хозяйственными Передними вратами.
Когда в 1993 году настоятельский дом освободила городская библиотека, оставшуюся часть книг священнослужители просто пустили на костер. Затем они разобрали северо-западную башню постройки XVII века, на которой находилось историческое изображение Борисоглебского монастыря.
Далее, по утверждениям реставратора, новые хозяева храма раскопали семисотлетнее кладбище. Человеческие останки из земли выгребали экскаватором. Несколько коробок с костями иеромонах монастыря предал земле по православному обряду, остальное просто погрузили на самосвалы и отвезли на свалку вместе с фундаментом дмитровского трудового лагеря (дмитлага) с торчащими могильными плитами из бетона. От предложения сделать из плит общее основание для большого памятного креста архимандрит отказался. Также на свалку отправился фундамент неизвестного сооружения, которое существовало до XVII века, первоначальные белокаменные пороги, часть сводов погребов и цоколя собора XVI века. Настоятельские кельи XVII века были полностью переделаны, хотя их реконструкция прошла незадолго до "капитального ремонта".
Реставрация иконостаса
Отдельная категория претензий искусствоведов и деятелей культуры - это обращение с древними иконами и иконостасами. Этот вопрос не единожды становился камнем преткновения между РПЦ и музейными работниками.
Один из самых заметных скандалов произошел в 2008 году в Псковской области. Там верхний ряд иконостаса Серафимовского придела Троицкого кафедрального собора отправился на реконструкцию к неизвестным мастерам. А нижний ряд с благословения митрополита отдали на "переписывание" местному мастеру. Исчезла серебряная басма, которая украшала весь иконостас целиком. Сообщения о схожих инцидентах поступали из трех храмов Псково-Печерского монастыря.
Все иконостасы объединяет то, что они были расписаны архимандритом Зиноном, который лично спроектировал и даже построил некоторые храмы. Он в 1976 году ушел в монахи и начал заниматься иконописью. Написал иконостасы в крипте Успенского собора, участвовал в восстановлении Данилова монастыря в Москве, расписывал церковь святой Параскевы Пятницы во Владимирской области, работал во Франции, Финляндии, Бельгии, преподавал в Италии. В 1993 году по благословению патриарха Алексия II был выпущен альбом "Современная православная икона", в котором работы Зинона заняли почти половину всего издания.
Протоиерей Свято-Троицкого Кафедрального Собора Пскова отрицал практически все обвинения в плохо проведенной реставрации иконостаса. По его словам, нижний ряд конструкции напитался влагой и при запуске в храме отопления "претерпел некоторые изменения". Наличие серебряной басмы в церкви отрицали, заявив, что она была медной, прибитой ржавыми гвоздями. Представители храма списали повреждения на "слабенькую" основу.
Намекнув на то, что реставрационные работы проводятся не в Москве, а в Пскове и совсем недалеко от собора, протоиерей отказался раскрыть личность реставратора. В ответ на вопрос о лицензии на проведение реставрационных работ он указал на то, что иконостас не представляет какой-либо исторической ценности. Многие списывали повреждения икон на то, что в 2003 году в Троицкий собор провели отопление. Предметы искусства столетиями находились в холоде и привыкли к нему. Впрочем, и старые условия не слишком подходили иконам. Из-за высокой влажности каждую осень иконостас Зинона приходилось очищать от плесени.
По словам одного из разработчиков отопительной системы, они установили вдвое больше отопительных приборов, чем было необходимо для поддержания сохранности икон, и отказались от установки системы кондиционирования воздуха. Доски икон ссохлись, и произошло отслоение и вздутие. При этом в 2006 году, когда плохое состояние иконостаса стало очевидным, собор приобрел дорогостоящую мебель, софринские люстры и подсвечники "выше бабушек". При открытии Серафимовского придела после реконструкции стало очевидно, что живопись отца Зинона была уничтожена, изображения оказались просто переписанными заново. Некоторые связали это со стремлением главы епархии искоренить память об иконописце.
Боголюбская икона Божией Матери
Боголюбской иконе во Владимире повезло несколько больше, чем иконостасу Зинона в псковском храме. Произведение искусства, по преданию, было написано еще в 1158 году по заказу князя Андрея Боголюбского. Долгое время икона выставлялась в музее и неоднократно реставрировалась за государственный счет, но в 1993 году была передана возрожденному Княгинину монастырю. Перед передачей иконы музей заказал и изготовил уникальную герметичную витрину, в которой специальные приборы обеспечивали наиболее благоприятный для ее сохранения режим температуры и влажности. Как утверждали работники музея, монастырь не всегда понимал уникальность памятника и хрупкость его состояния.
После обращения музея к Владимирскому и Суздальскому архиепископу епархия заказала новый футляр с четырьмя специальными обогревателями. Тем не менее в 2008 году стало известно, что один из них отключали ради экономии электричества. Еще один продали. Более того, неоднократно нижние ярусы фресок протирали влажными тряпками. Уже в 2009 году специалисты обнаружили три очага плесени, отставание и шелушение слоя краски. Работы по восстановлению иконы велись 7 лет, до 2016 года. Первые два года произведение искусства просто "стабилизировали", наблюдая за протекающими процессами с помощью высокотехнологичных приборов.
В конечном итоге реставраторы раскрыли самый ранний слой и не только вывели икону из аварийного состояния, но и открыли авторскую живопись XII века. На обновленной иконе другой цвет доски, на фоне которой изображена Богородица, цвет ее одеяния, лик, контуры рук и шеи, появилась красная туфелька. За свою работу реставраторы получили ежегодную премию в области культуры от издания The Art Newspaper Russia. Еще год музейные работники будут наблюдать за святыней и лишь потом решат, где и как экспонировать произведение искусства. Предполагается, что теперь она будет находится в капсуле.
Рязанский кремль
Сотрудник музея-заповедника "Рязанский кремль" Ирина Кусова в 2015 году выражала опасения из-за передачи части кремлевских строений в ведение церкви. В 2008 году их решили отдать в полное распоряжение Успенского собора. Реконструкция соборного иконостаса сотрудниками музея была фактически прекращена. Ремонт должен был продлиться около 20 лет, и на все это время храм предполагалось законсервировать. Иконы необходимо было снять и восстанавливать параллельно с иконостасом, но в РПЦ не пошли и на меньшее. Сохранность икон конца XVII века была поставлена под угрозу из-за того, что не что не соблюдался необходимый режим температуры и влажности.
Если раньше собор открывался редко и никогда не работал в дождь, то в новых условиях он функционирует при любой погоде. Нередко двери распахнуты настежь. И без того поврежденный иконостас разрушается еще больше. Епархии передали также уникальную коллекцию икон из древнерусской коллекции музея. Кусова утверждала, что в церкви они хранятся с грубым нарушением норм противопожарной безопасности. Во Дворце Олега, где сохранились уникальные порталы и настенные росписи, РПЦ регулярно проводит обряды крещения.
"Если в 1990-е годы церкви передавались главным образом богослужебные строения, в первую очередь занятые хозяйственными организациями, то в 2000-е церковь начала претендовать на такие объекты, о которых прежде не могло быть и речи", — жаловалась Кусова.
Московский новодел
В 2009 году жители столицы заметили, что Храм Введения Пресвятой Богородицы в Барашах, который находится неподалеку от Покровки и внесен в список объектов культурного наследия федерального значения, претерпел серьезные изменения. Храм, который пережил сносы при Сталине, прошел реставрацию в 1980-х годах, начали переделывать. Ограждение - объект охраны - уничтожили почти полностью, начали возводить новые столбы другой формы, устанавливать новую ограду, которая не совпадает с историческим рисунком. А ведь металлическая ограда XIX века на кирпичных столбах с белокаменными деталями
Кроме того, в оконные рамы вставили новые деревянные конструкции, а оконные решетки 1688 года заменили на современные. Строители прикручивали металлические конструкции непосредственно к древней кладке. Схожая участь постигла ограду и ворота храма Ильи Пророка в Черкизове — находившиеся в аварийном состоянии ограду и ворота заменили грубым новоделом.
"Церковь Всех Святых, что на домкратах"
Один из самых характерных примеров обращения с историческими храмами в Москве представляет собой история подъема храма Всех Святых на Кулишках. В 2009 году общественность узнала, что средневековый фундамент под храмом заменила монолитная бетонная плита на сваях. В 2006 году после обследования фундамента его решили "усилить", закачать побольше цементного раствора. Но осенью 2008 года десятки кубометров культурного слоя и белого камня просто вывезли, человеческие останки XV-XVII веков сложили в картонные коробки. По некоторым данным, были разрушены захоронения героев Куликовской битвы. В 1970-е годы в ходе археологических исследований в храме нашли белокаменные надгробия и саркофаги, берестяную грамоту XVI века и одну из первых монет
В то время власти даже планировали сделать из нижнего этажа храма экспозицию Музея истории и реконструкции. Подклет храма должен был быть введен в систему станции метро "Площадь Ногина" (ныне "Китай-город"). Через стеклянные панели горожане могли бы увидеть древнейшие слои здания. В 2008 году авторы реконструкции решили поступить иначе. 10 февраля 2009 года представители храма впервые официально рассказали о плане ремонта здания. Храм предполагалось поднять на 4 метра выше первоначального уровня фундамента, а образовавшийся технологический этаж использовать для нужд самого храма.
Кладка стен нижнего яруса на 90% пропиталась влагой, промерзая зимой насквозь, утратила половину толщины. В результате своды храма покрылись трещинами, колокольня наклонилась. Вопросы о новом облике храма, который полностью изменит целую площадь, и о полной перестройке стен остались без ответа. Были предложения опробовать новый способ поднятия храма не на историческом памятнике, однако представители Москомнаследия одобрили план
Еще в 2000 году автор проекта в одном из интервью говорил: "Мы, например, подсчитали, что церковь Всех Святых на Кулишках в случае подъема дополнительно получит около 200 квадратных метров. Что может быть ценнее в тесном центре города?". После общественных слушаний многие предположили, что под храмом появится парковка или иной объект капитального строительства. При этом такого рода действия напрямую запрещены законами о культурном наследии. Неоднократно на тему ремонта церквей высказывался и глава РПЦ патриарх Кирилл. Многочисленные изменения внутреннего и внешнего вида здания он оценивал негативно, а перед внутренней реконструкцией просил согласовывать действия с комиссией при Епархиальном совете.
"При производстве ремонтных работ в храмах нередко меняется внутренняя и внешняя окраска здания. При этом все это делается "по вкусу" настоятеля. Известны случаи, когда с приходом нового настоятеля значительно изменялось внутреннее убранство храма, причем не в лучшую сторону. При воссоздании интерьеров порушенных церквей настоятелям необходимо согласовывать свои действия с Искусствоведческой комиссией при Епархиальном совете, которая и создана для того, чтобы помогать им и приходским советам в решении весьма непростых вопросов, связанных с эстетикой храмового пространства", — говорил церковный иерарх 23 декабря 2009 года.