Когда нет ни правых, ни виноватых…
Егор Седов: Ракхайнская волость в "Бирмании" есть. о московском митинге, буддистах и рохингья
04-09-2017
Я не являюсь экспертом-бирманологом. Поэтому какого-то очень подробного анализа происходящего в Мьянме (Бирме) не будет.
Однако есть вещи, о которых надо сказать - именно сейчас.
К сожалению (но не к удивлению), российские СМИ, а вслед за ними и блогосфера треплют название одной религии (а если точнее, огромного комплекса религиозно-философских систем). Треплют совершенно неоправданно и не всегда имея хотя бы самое простое представление о том, что это такое.
Но это, повторюсь, неудивительно:
если СМИ лживы, то это не может не сопровождаться некомпетентностью и безответственностью.
Конечно, есть ситуации, когда о православных, католиках и протестантских деноминациях можно сказать "христиане", о шиитах и суннитах - "мусульмане", а о тхеравадинах и тибетских буддистах - "буддисты".
Но когда идет разговор об "ИРА", "Ирландской республиканской армии", не следует говорить "христианство радикализируется", имея в виду всех христиан вообще. И то же самое, если, например, речь идет о действиях организации "Анти-балака" в Центральной Африке.
Так почему сейчас о Мьянме-Бирме говорится "буддисты совершили то-то и то-то"?!
И если в одной стране, где распространен буддизм Тхеравады, идет резня (а до этого существовала довольно мрачная хунта - настоящая хунта, а совсем не то, что российские СМИ называли этим словом в 2014-м, - которая резню и начала, причем по принципу "разделяй и властвуй"), то это не означает, что "буддизм радикализировался".
То, что европейцы называют буддизмом - это, повторяю, огромный комплекс конфессий и систем.
Есть "Малая колесница" - Хинаяна/Тхеравада, ветвь, распространенная как раз в Юго-Восточной Азии, в том числе и в Мьянме. Есть "Великая колесница" - Махаяна - это север. Иногда используется совсем уж странный и совершенно неверный термин "ламаизм", чтобы подчеркнуть отличия тибетского буддизма.
Именно к тибетскому буддизму и имеют отношение абсолютное большинство буддистов в России.
А как относятся тибетские буддисты к происходящему в Мьянме? А это следует из обращения Его Святейшества Далай-ламы XIV. https://www.youtube.com/watch?v=BTMWDEp5gVA
Его Святейшество Далай-лама насилие, творившееся в отношении бенгальцев, осуждал еще во времена диктатуры. Но он - не лидер буддистов Мьянмы. Точно также не является лидером протестантов папа римский.
И вот это нужно очень хорошо понимать и не писать в связи с насилием в Мьянме о неких "буддистах вообще".
И в принципе: Юго-Восточная Азия - это невероятная чересполосица религий, народов и племен, и подход должен быть очень компетентным.
И второй момент, связанный с событиями в штате с "говорящим" названием Ракхайн ("Земля ракшасов", вольный русский перевод "Чертобездненская область" не был бы ошибкой).
Я - о вчерашнем митинге в Москве у посольства Мьянмы.
И о комментариях в духе "почему не разогнали"?
Вот тут, я, как участник акций "Стратегия-31", должен прямо заявить: есть в Конституции такая статья. Согласно которой вчерашняя акция и была проведена. И двух мнений тут быть не может: Конституция - закон прямого действия превыше прочих.
И печаль совсем не в том, что митинг провели. Печаль в том, что законодательство России - это законодательство избирательного действия.
Одни акции разгоняют, другие - нет. Одних сажают за комменты-лайки-репосты, других - за куда более худшие "благопожелания" оппонентам подкармливают на "фабриках троллей". Один получает арест за мутную историю с якобы растратой - у других бакланы склевали черт знает сколько тех бюджетных средств, и ничего. И т.д.
И вот об этом необходимо говорить как можно громче и четче. Возможно, именно это и есть главная проблема сегодняшней России - избирательное применение законодательства.
И еще.
Всегда есть искушение занять какую-то одну сторону в конфликте, происходящем в другой стране. (И тем оно больше, чем меньше о той стране известно). Но не всегда это справедливо.
Есть пример из той же Юго-Восточной Азии. Имеется в Индонезии, на острове Суматра, такой регион - Ачех. Там воевали за свободу и независимость долго, очень долго, еще при генерале Сухарто начали. Добились своего, молодцы! Теперь это автономный регион, а фактически - такое особое государство (какие-то аналогии можно провести самостоятельно). Ну, и как они там пользуются плодами победы? Пользуются, еще как пользуются! Бьют палками парней и девушек за внебрачные связи. Принародно. А вокруг помоста толпа, на камеры снимают, 21-й век же! Вот так и пользуются...
Иногда случается так, что обе стороны конфликта - отнюдь не за свободу и не за прогресс. И такое тоже надо помнить... Как и то, что этнические бенгальцы ведут ответный террор. Вчера сообщалось о жертвах за один день, среди них - 13 сотрудников бирманской службы безопасности. А есть и такие заголовки СМИ: "В Мьянме рохинджа сожгли буддийский монастырь и отбили Будде голову".
И насилие всех сторон, которое нарастает, как снежная лавина - главный враг.