01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

«Компетентные органы» как субъект террористической деятельности

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Контекст / «Компетентные органы» как субъект террористической деятельности

«Компетентные органы» как субъект террористической деятельности

Автор: Никита Петров — Дата создания: 14.06.2016 — Последние изменение: 25.12.2017
Участники: А. Алексеев
"Грани"
В суде по делу об акции «Угроза» Петра Павленского защита представила экспертное заключение: историк Никита Петров ответил на вопросы о том, является ли ФСБ преемницей советских органов и занимались ли эти органы терроризмом и зачем. А. А.

На снимке: В здании управления ФСБ на Литейном проспекте (фото Сергея Бертова / ТАСС)

 

«Грани», 6 июня 2016: КАКОЕ ОТНОШЕНИЕ ФСБ ИМЕЕТ К ТЕРРОРИЗМУ: ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ИСТОРИКА НИКИТЫ ПЕТРОВА

1. Является ли Федеральная служба безопасности РФ преемницей органов ВЧК–ОГПУ–НКВД–НКГБ–МГБ–МВД–КГБ?

Законодательные акты об организации и реорганизации системы органов госбезопасности содержат указания на их правопреемный характер. Например, в законе о Федеральной службе безопасности четко говорится, что она является правопреемником Федеральной службы контрразведки РФ (Ст. 25 ФЗ № 40-ФЗ РФ «О Федеральной службе безопасности» от 3 апреля 1995 г.). В свою очередь Федеральная служба контрразведки (ФСК) РФ была организована 21 декабря 1993 г. на базе Министерства безопасности (МБ) РФ, которое, в свою очередь, явилось результатом реорганизации 24 января 1992 г. Агентства федеральной безопасности (АФБ) РФ. Агентство федеральной безопасности РФ было организовано 26 ноября 1991 г. путем преобразования КГБ РСФСР.

Ниже дается хронологический перечень и расшифровка названий организаций, осуществлявших согласно законам СССР, ведомственным положениям и иным нормативным актам функции обеспечения государственной безопасности:

ВЧК — Всероссийская чрезвычайная комиссия 12.12.1917–06.02.1922
ГПУ — Государственное политическое управление 06.02.22–02.11.23
ОГПУ — Объединенное государственное политическое управление 02.11.23–10.07.1934
НКВД — Народный комиссариат внутренних дел 10.07.1934–03.02.1941
НКГБ — Народный комиссариат государственной безопасности 03.02.1941–20.07.1941
НКВД — Народный комиссариат внутренних дел 20.07.1941–14.04.1943
НКГБ — Народный комиссариат государственной безопасности 14.04.1943–18.03.1946
МГБ — Министерство госбезопасности 18.03.1946–05.03.1953
МВД — Министерство внутренних дел 05.03.1953–13.03.1954
КГБ при СМ СССР — Комитет государственной безопасности 13.03.1954–05.07.1978
КГБ СССР — Комитет государственной безопасности 05.07.1978–03.12.1991
КГБ РСФСР — Комитет государственной безопасности 05.05.1991–26.11.1991
АФБ — Агентство федеральной безопасности 26.11.1991–24.01.1992
МБ — Министерство безопасности 24.01.1992–21.12.1993
ФСК — Федеральная служба контрразведки 21.12.1993–03.04.1995
ФСБ — Федеральная служба безопасности с 03.04.1995 по наст. время.
(См.: Новая Российская Энциклопедия. Т. 8. Кн. 2. М., 2011. С. 143–144; там же, Т. 10. Кн. 2. М., 2012. С. 439–440; там же, Т. 11. Кн. 2. М., 2013. С. 90–91; там же, Т. 12. Кн. 1. М., 2013. С. 243–244).

Не только декларативная, но и фактическая роль преемников для последовательно сменявших друг друга организаций, имевших функции органов госбезопасности, — очевидна. Достаточно указать, что и основное здание, где размещается центральный аппарат ФСБ в Москве и имущество и архивы, — ранее последовательно принадлежало органам ВЧК–ОГПУ–НКВД–НКГБ–МГБ–МВД–КГБ–АФБ–МБ–ФСК. И этот адрес расположения неизменен с 1918 года — Лубянская площадь, дом 2 (в 1926–1991 годах площадь носила имя Дзержинского).

Важнейшим признаком преемственности является факт хранения в Центральном архиве ФСБ документальных материалов всех организаций — предшественников: ВЧК–ОГПУ–НКВД–НКГБ–МГБ–МВД–КГБ–АФБ–МБ–ФСК. В том числе и документов по личному составу вышеперечисленных организаций. Эти документы, согласно ст. 3 п. 3 Федерального закона «Об архивном деле» (2004), являются документами по личному составу (архивные документы, отражающие трудовые отношения работника с работодателем) и, согласно п. 4, 10, 15 той же статьи закона, — являют собой неотъемлемую часть Архивного фонда Российской Федерации и находятся на депозитарном хранении в органе исполнительной власти, имеющем государственный статус.

Правопреемный характер ФСБ по отношению к своим предшественникам (ВЧК–ОГПУ–НКВД–НКГБ–МГБ–МВД–КГБ–АФБ–МБ–ФСК) признается современной российской судебной системой. Например, в случаях возникновения споров относительно доступа к архивным материалам вышеперечисленных организаций-предшественников. Так, в решении Московского городского суда от 15 июня 2011 г. по гражданскому делу № 3-156/3-2011 (заявитель Петров Н.В., судья Магжанова Э.А.) содержится констатация о том, что Федеральная служба безопасности РФ является правопреемником КГБ и предшествовавших организаций МГБ и МВД и наделена полномочиями распоряжаться архивными документами этих организаций.

2. Осуществляла ли, в историческом контексте, ВЧК–НКВД–МГБ–КГБ и ФСБ террористическую деятельность, если да, то какую?

Констатация террористического характера деятельности советских органов госбезопасности имеется в Федеральном законе РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» (от 18 октября 1991 г.), в преамбуле которого прямо указано:
«За годы Советской власти миллионы людей стали жертвами произвола тоталитарного государства, подверглись репрессиям за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и иным признакам.
Осуждая многолетний террор и массовые преследования своего народа как несовместимые с идеей права и справедливости, Верховный Совет Российской Федерации выражает глубокое сочувствие жертвам необоснованных репрессий, их родным и близким, заявляет о неуклонном стремлении добиваться реальных гарантий обеспечения законности и прав человека».
В этом же Законе (ст. 3) четко указаны наименования органов государственной безопасности проводивших в советские годы массовые политические репрессии: ВЧК, ГПУ–ОГПУ, УНКВД–НКВД, МГБ, МВД.

3. С какой целью осуществлялись террористические акты органами ВЧК–НКВД–МГБ–КГБ и ФСБ в истории?

Жертвами тайных политических расправ со стороны органов ВЧК–ОГПУ–НКВД–МГБ–МВД–КГБ становились прежде всего политические противники советского режима и все те, кого руководители СССР считали потенциально опасными и способными нарушить их монополию на власть. Об этом свидетельствуют архивные документы. Согласно официальному документу — записке Комиссии Президиума ЦК КПСС о результатах работы по расследованию причин репрессий и обстоятельств политических процессов 30-х годов (февраль 1963 г.):
«Одним из преступлений Сталина и Берии явилось организация тайных убийств и проведение преступных опытов над людьми.
Например, в июле 1939 года на Кавказе сотрудники НКВД убили в железнодорожном вагоне посла СССР в Китае Бовкун-Луганец и его жену. Для сокрытия следов этого преступления инсценирована автокатастрофа, организованы торжественные похороны и о смерти посла сообщено в печати. В мае 1940 года работниками НКВД была похищена и расстреляна без следствия и суда жена Маршала Советского Союза Кулика — Кулик-Симонич, на которую потом, в целях маскировки преступления, объявили всесоюзный розыск и в течение 10 лет разыскивали как «без вести пропавшую». В 1940 году подготавливалось тайное убийство бывшего наркома иностранных дел СССР Литвинова.

С конца 1938 года при НКВД СССР была организована токсикологическая лаборатория для исследования действий на человеческий организм ядов и снотворно-наркотических веществ. Яды испытывались на лицах, осужденных к расстрелу. За период с 1939 года до середины 1941 года умерщвлено около ста человек» (Реабилитация: как это было. Документы Президиума ЦК КПСС и другие материалы. Том 2. февраль 1956 – начало 80-х годов. Сост. Артизов А.Н., Сигачев Ю.В., Хлопов В.Г., Шевчук И.Н. М., 2003. С. 652).

В послевоенный период в центральном аппарате НКГБ–МГБ было создано специальное подразделение (Служба «ДР») для осуществления террористических актов и тайных расправ против неугодных Сталину лиц: «В 1946 были убиты: в Ульяновске польский инженер Наум Самет, работавший по оборонной тематике и пожелавший выехать в Польшу, а близ Кирсанова бывший крупный деятель украинского эсеровского движения Александр Шумский; в 1947 в тюрьме был убит американец Исай Оггинс, а в Ужгороде епископ греко-католической церкви Федор Ромжа. Санкции на эти террористические расправы были получены от Сталина» (Новая Российская Энциклопедия. Т. 15. Кн. 2. М., 2015. С. 424).

4. Какую идеологическую цель преследовали при проведении террористических актов органы ВЧК–НКВД–МГБ–КГБ и ФСБ?

Формы репрессий и мер принуждения применяемых советскими органами госбезопасности не оставляют сомнений в политическом характере преследований граждан. Эти преследования имели направленность против всех тех, кто не был согласен с официальной идеологической доктриной коммунистического государства, имел негативное («чуждое»), с точки зрения власти социальное происхождение, выражал несогласие с проводимой в стране политикой, имел религиозные убеждения и не скрывал их, отстаивал идеи национального суверенитета . Для советского государства целью политических репрессий было установление идеологического диктата, сохранения монополии на власть за Коммунистической партией, подавление всех форм инакомыслия и установление обязательной для всех государственной идеологии.

Перечень форм политических репрессий, имевших место в 1917–1991 гг., и их смысл содержится в статье 1 Федерального закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» (от 18 октября 1991 г.):
«Политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями».

5. Осуществляли ли органы ВЧК–НКВД–МГБ–КГБ и ФСБ преследование художников и за что?

Ряд видных советских художников был подвергнут необоснованным политическим репрессиям. Вот несколько примеров преследований художников:

Кропивницкий Лев Евгеньевич (1922–1994) был арестован по политическим обвинениям в Москве 23 января 1946 г. Приговорен Особым совещанием при МГБ СССР 21 декабря 1946 г. к 10 годам лишения свободы. Отбывал наказание в Ухтижемлаге и Степлаге. Освобожден из лагеря в 1954 г. Реабилитирован в 1956 г. (См.: www.memo.ru/museum/rus/graphics/kropivnicki.htm).

Свешников Борис Петрович (род. 1924) был арестован по политическим обвинениям в 1946 г. Приговорен Особым совещанием при МГБ СССР 26 декабря 1946 г. к 8 годам лишения свободы. Отбывал наказание в Ухижемлаге. Освобожден из лагеря в 1954 г. Реабилитирован в 1956 г. (См.: www.memo.ru/museum/rus/graphics/sveshnikov.htm).
Соостер Юло-Ильмар Йоханесович (1924–1970) был приговорен по политическим обвинениям 14 июля 1950 г. к 10 годам лишения свободы. Отбывал наказание в Карлаге. Освобожден из лагеря в 1956 г. Реабилитирован в 1956 г. (См.: www.memo.ru/museum/rus/graphics/sooster.htm).
Рудаков Михаил Захарьевич (1914–1985) был арестован по политическим обвинениям в 1943 г. Приговорен Особым совещанием при НКВД СССР к 5 годам лишения свободы. Отбывал наказание в Воркутлаге. Освобожден из лагеря в 1949 г. Реабилитирован в 1957 г. (См.: www.memo.ru/museum/rus/graphics/rudakov.htm).

6. Осуществляли ли органы ВЧК–НКВД–МГБ–КГБ и ФСБ на протяжении советской истории и позднее насаждение идеологии насилия и терроризма в отношении населения России?

Характеристика власти, существовавшей в России и СССР начиная с октября 1917 г., дана в решении Конституционного суда РФ по итогам рассмотрения дела о конституционности указа президента РФ от 24 августа 1991 г. о запрете деятельности КПСС. В принятом постановлении Конституционного суда РФ от 30 ноября 1992 (№ 9-П) прямо говорится: «В стране в течение длительного времени господствовал режим неограниченной, опирающейся на насилие власти узкой группы коммунистических функционеров, объединенных в политбюро ЦК КПСС по главе с генеральным секретарем ЦК КПСС» (См.: «Собрание законодательства РФ», 18.03.1993, № 11, ст. 400).

 

comments powered by Disqus