01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

Кошачье государство - ожившая антиутопия?!

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Контекст / Кошачье государство - ожившая антиутопия?!

Кошачье государство - ожившая антиутопия?!

Автор: Е. Седов; Каспаров.ру — Дата создания: 25.08.2016 — Последние изменение: 25.08.2016
Участники: А. Алексеев
Вчера, 24 августа 2016, исполнилось 50 лет со дня кончины (гибели) одного из ярчайших китайских писателей XX века - Лао Шэ, автора бессмертных «Записок о кошачьем городе», стоящих лично для меня в одном ряду с замятинским «Мы» и с оруэлловским «1984». Памфлет-антиутопия Лао Шэ был написан в 1932 году. О ее пронзительной актуальности см. очерк Е. Седова (Каспаров.ру). А. А.

 

 

 

 

 

Первоисточник

 

ЕГОР СЕДОВ: ПИСАТЕЛЯ НЕ СТАЛО ПОЛВЕКА НАЗАД, А ЕГО АНТИУТОПИЯ - ОЖИЛА

25-08-2016

 

Не слишком часто, но иногда случается так: читаешь какую-то книгу - и ловишь себя на мысли, что автор, давно ушедший - твой современник, и живет-то он в твоей стране, и пишет о том, о чем размышляешь ты сам. И нету между вами никакого барьера...

Вот например:

"Поскольку люди-кошки не могут победить иностранцев, у них остается только одна надежда - что иностранцы сами перебьют друг друга. ...Они предпочитают молить богов о том, чтобы иностранцы ввязались в междоусобицу, которая тотчас позволит им, кошкам, стать сильными - вернее, увидеть другие страны такими же слабыми, как Кошачье государство".

Что-то смутно знакомое, правда? Телевизионные ток-шоу, "эксперты", желающие, чтобы у соседа корова сдохла...

Или еще:

"Люди-кошки, наверное, не чинили дорог в течение всей своей многовековой истории, которой они бахвалились. Как бы мне вообще не возненавидеть историю, особенно многовековую!"

И не подумаешь, что автора не стало ровно полвека назад.

Да, сегодня - очень печальная (и мало кем у нас замеченная дата): 50 лет прошло с того дня, когда погиб один из самых выдающихся китайских писателей ХХ века Лао Шэ.

Самыми опасными обычно считаются экстремальные профессии - военные, полицейские, каскадеры, летчики-испытатели. Но бывают страны и эпохи, где опаснее всего быть не военным, а писателем. Или - ученым. Или - университетским преподавателем.

В Китае середины 60-х случилось именно так.

Как правило, у хунвейбинов не было прямого приказа убивать, тем более, людей известных. Издеваться, избить, провести по городу с плакатом "Мерзавец-контрреволюционер, идущий по капиталистическому пути!" - это все делалось, еще как. Случалось, что у пожилого "контрреволюционера" отказывало сердце - или озверевший от безнаказанности подонок мог не рассчитать удара. Но часто жертв после издевательств отправляли в ссылку, откуда очень многие китайские интеллигенты смогли вернуться в 70-х.

У Лао Шэ судьба сложилась иначе. Возможно, все дело - в характере этого человека, который не мог смириться с несправедливостью. Возможно - в стечении обстоятельств.

За месяц до событий "культурной революции" писатель попал в больницу. А когда вернулся, Пекин уже вовсю погрузился в безумие. Издательства, университеты - они как раз и стали первой целью "бунтующих" по указке сверху юнцов.

О дальнейшем и до сих пор известно немногое. В первый же день, выйдя на работу, Лао Шэ заступился за своих сослуживцев, обвиняемых хунвейбинами, а это было приговором. Его жестоко избили. Чтобы утихомирить разъяренных хунвейбинов, пришлось объявить Лао Шэ "действующим контрреволюционером" - таких полагалось передавать народной полиции. Видимо, ничего "контрреволюционного" за писателем не нашлось, его даже отпустили домой, но спустя сутки его тело нашли в озере на окраине столицы. Что случилось - самоубийство? Или кто-то из вожаков хунвейбинов не простил нанесенного "оскорбления"? Тут все может быть - вероятно, никто этого теперь не узнает.

На русский язык переведены многие произведения Лао Шэ. Но особенно интересна сегодня, спустя полвека, повесть "Записки о Кошачьем городе". Потому что она актуальная - и совсем не для Китая.

Вкратце перескажу сюжет: землянин прилетает на Марс, где оказывается в государстве существ, похожих на больших двуногих кошек. Револьвер и спички не сделали его местным царьком, но заставили аборигенов побаиваться этого мощного оружия. А сам он получил возможность понаблюдать за жизнью государства, донельзя гордящегося своей историей - и чем больше гордящегося, тем более впадающего в самое жалкое состояние.

Но гордиться-то можно сколько угодно, а мир на это смотрит иначе.

"У нас - я имею в виду на нашей планете - недостаток военной силы никогда не был причиной ослабления международного авторитета. Главной причиной обычно становится утрата достоинства и чести. С таким государством никто не желает сотрудничать. ...Хотя на Марсе еще немало слабых государств, они не лишились уважения соседей. Ведь слабость порождается разными причинами: географическое положение, стихийные бедствия - все играет роль. Но ни одно из этих государств не утратило собственного достоинства", - так говорит главному герою житель другой страны.

Но как же так? Они же обожают свою историю, гордятся, даже валюта Кошачьего государства именуется "национальными престижами"!

Вот только к жителям Кошачье государство относится, как к грязи под ногами. А в таком случае чувство собственного достоинства сходит на нет. Солдаты и "правоохранители" занимаются грабежом вместо того, чтобы защищать государство и жителей.

Телепропаганды или подобия оруэлловских телекранов в Кошачьем государстве не водится. Все гораздо проще: главный товар - галлюционогенные листья дурманного дерева. Съел - и гордись! И представляй, что твоя страна - круче всех остальных, вместе взятых, а иностранцы скоро передерутся, впав в жалкое стостояние, что доллар скоро рухнет ниже плинтуса, а Йеллоустоунский вулкан вот-вот взорвется...

Впрочем, что это я вдруг про доллар и Йеллоустоунский вулкан? Нет их в повести!
Там даже многопартийность есть, в этом Кошачьем государстве! Партии красноречиво именуются "сварами", а главную создал сам император. Прогрессивная система образования привела ко всеобщей грамотности! Правда, школьное (а заодно и университетское - к чему мелочиться!) образование начинается и заканчивается в один день, в том реформа и состоит.

"Раньше императору приходилось ежегодно выделять средства на образование, а образованные люди часто начинали вредить ему. За свои же деньги такие неприятности! Теперь стало иначе: император не тратил ни монеты, число людей с высшим образованием все увеличивалось, и ни один из них даже не думал затронуть Его Величество. Правда, многие учителя померли с голоду, но крови проливалось куда меньше, чем прежде, когда преподаватели ради заработка подсиживали друг друга, ежедневно губили своих коллег и подбивали студентов на волнения. Сейчас император просто не давал им жалованья, из-за которого можно было бы соперничать. На протесты Его Величество не обращал внимания или посылал в качестве арбитров солдат. Прежде учителей защищали студенты, но теперь учащиеся непрерывно менялись и помогать никому не желали. Преподавателям оставалось только ждать голодной смерти, а это смерть благородная: против нее император не возражал..."

А есть в этом среди людей-кошек хоть кто-то приличный, понимающий, куда катится его государство? Есть такие. Только они все равно отстранены от принятия решений.

"Едва я увидел его [Кошачий город], как почему-то решил, что эта цивилизация скоро должна погибнуть. ...Кажется, будто разящий перст судьбы занесен и над дурными, и над хорошими его обитателями".

И случается то, что должно было случиться. На Кошачье государство нападает враг, солдаты разбегаются, а придворные... Они тоже бегут. Только по направлению к врагу - чем патриотичнее были прежде, чем больше гордились древней историей, тем больше у них желание побыстрее выразить почтение новым хозяевам:

"Мы идем сдаваться. Кто первый подарит столицу врагу, тот получит в награду прибыльное местечко", - говорит крупный чиновник по имени Большой Скорпион.

Правда, сдача оказалась чрезвычайно неудачной.

"Внезапно и меня, и Большого Скорпиона обогнал командующий красноверевочной гвардией. Он птицей ринулся к врагам и кинулся перед ними на колени. Остальные военачальники последовали его примеру, словно почтительные сыновья на похоронах родителей в старом Китае. Тут я впервые увидел врагов Кошачьего государства. Большинство из них были еще ниже ростом, чем обычные люди-кошки, не очень приятны на вид и явно еще подлее и свирепее. Впрочем, я не знал ни их истории, ни их национального характера и руководствовался только первым впечатлением. В руках они держали короткие палки, похожие на железные. Когда люди-кошки встали на колени, один из лилипутов - видимо, начальник - хлопнул в ладоши. Стоявшие за ним солдаты мгновенно подались вперед и с удивительной точностью стали бить сдающихся по головам".

Даже в "1984" выход, пусть неявно, но просматривается, хотя и не для главных героев. А вот в антиутопии Лао Шэ выхода нет. От слова "совсем".

Конечно, Лао Шэ писал свой памфлет о Китае времен опиумного разгула. Конечно, в придворных угадываются продажные маршалы и генералиссимусы (старый Китай был лидером по численности генералиссимусов).

Но, видимо, есть такие эпохи, когда в очередных странах разыгрываются антиутопии сродни "Кошачьему городу". Однако мы все же не Марсе, и мы - все-таки люди, а не странные кошкоподобные создания, обезумевшие от дурмана и кичливости.

На то и вся надежда...

**

 

О Лао Шэ см. в Википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D0%BE_%D0%A8%D1%8D

«Записки о кошачьем городе» читать онлайн: http://lib.ru/INPROZ/SHE/cat_town.txt

 

 

comments powered by Disqus