01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

«Моральный кодекс» гамадрилов в идеологии и практике

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Контекст / «Моральный кодекс» гамадрилов в идеологии и практике

«Моральный кодекс» гамадрилов в идеологии и практике

Автор: А. Мовчан; "Слон" — Дата создания: 09.11.2014 — Последние изменение: 09.11.2014
Участники: Я. Алексеев; Н. Сидорова
Обращаем внимание нашего читателя на серию статей социального аналитика и публициста Андрея Мовчана, опубликованных на веб-портале «Слон». Как правило, это рассмотрение проблем российской экономики, управления, жизнеобеспечения, коммуникации, морали – в комплексе и в мировом контексте. А. Алексеев

 

 

 

 

Из портала «Слон»:

Андрей Мовчан

ИДЕОЛОГИЯ ЗОНЫ: НАРОД И ВЛАСТЬ В РОССИИ НАКОНЕЦ ЕДИНЫ

19.06.2014

 

Российская идеология и мораль, принятые всем обществом, являются продуктом нашей экономики, которая устроена по модели зоны или стада обезьян: ресурс неограничен, работа проста, добыча сдается вожаку и нескольким приближенным самцам, самостоятельное потребление найденного и несанкционированные «инновации» – пресекаются. Именно эту мораль нас и призывают защищать «от влияния Запада»

 

В предыдущей статье я длинно и скучно анализировал цифры и факты, чтобы показать: мораль и ценности, охранять которые в России от влияния Запада предлагают всенародно избранный и поддерживаемый президент России и его коллеги и единомышленники, просто не могут иметь традиционных евангельских корней. О какой морали и ценностях говорят российские политики, по привычке употребляя слово «христианские», если не о евангельских? Ведь для апелляции к морали нужна идеология, которая эту мораль вводит и проповедует. 

Идеология у правящей верхушки есть. Эту идеологию разделяет и большая часть населения страны. Я бы назвал ее идеологией «Зоны в кольце Свободных Поселений». Психологи, вероятно, употребили бы вместо «зоны» термин «примитивная группа». Примитивная группа не занимается сложными творческими процессами, не производит сложный продукт. Она может добывать, распределять, потреблять – решать простые, стандартные задачи в рамках неограниченного ресурса. Уровень сотрудничества в таких группах минимален, само сотрудничество механистично (иначе в иерархии ценилась бы способность сотрудничать), результат (объем приобретаемых ресурсов) мало зависит от качества действий членов группы (иначе в иерархии ценились бы эффективные игроки). В условиях, когда личные свойства индивидуума незначительно влияют на изменение общего результата действий, дифференциация происходит только по способности индивидуума присвоить себе большую часть общего дохода. Члены примитивной группы оцениваются исключительно с точки зрения положения в иерархии, которое, в свою очередь, определяется силой (в широком смысле) и корреспондирует с правом на распределение (и в первую очередь отбор в свою пользу) имеющихся у группы ресурсов. 

Примитивная группа уходит корнями в сообщества давних предков человека. Ученые изучают такие группы на примерах современных обезьян, в частности гамадрилов, макак, некоторых павианов. «Экономика» стада гамадрилов на сто процентов дистрибутивна: во главе стада стоит вожак (альфа) и несколько самцов «ближнего круга» (бета); добыча сдается вожаку, который ее распределяет; самостоятельное потребление найденного пресекается. Социальная иерархия определяется физической силой и смелостью; самцы стоят выше самок, ниже бета в иерархии находятся гамма-самцы – ведомые, послушные вожаку, и еще ниже дельта – забитые, не имеющие почти никаких прав. «Ниже в иерархии» и «ты для меня как самка» – синонимы: утверждающий свое превосходство самец может имитировать половой акт с более слабым. Демонстрация силы не ограничивается собственными возможностями – вожаки имеют «охрану». Другие стада гамадрилов воспринимаются только в качестве претендентов на ресурсы твоей территории. При встрече вожаки «ведут переговоры» на границах территорий, окруженные с тыла телохранителями. Люди воспринимаются гамадрилами прагматически: понимая невозможность конкуренции, гамадрилы знают – у людей можно выпрашивать подачки; можно даже воровать, пока сородичи отвлекают выпрашиванием подачек. При этом идей сотрудничества с людьми у гамадрилов не возникает… 

 

Читать далее

**

 

Статьи автора на портале «Слон» за последние полгода. АА Ноябрь 2014.

 

Россия и Запад: кто моральнее?

Изучаем цифры и факты

 

Мораль в России: оправдание зла в примитивной группе

Президент, СМИ, чиновники, интернет-тролли и интернет-протестующие, интеллигенты и «простой народ» заняты придумыванием бесконечных оправданий чему-то, что не называется вслух

 

Россия ввела санкции сама против себя

Запрет не работает против врага, зато работает против существующего российского рынка. Тогда зачем он?

 

Что будет со страной, ее экономикой и кому верить?

Мы любим прогнозы, потакающие двум нашим главным чувствам – страху и жадности. Мы любим апокалиптические откровения и обещания рая. Сейчас мы, видимо, уже приблизились к худшей точке. Что дальше?

 

Почему российское общество, как никогда, готово к перевороту

Если найдется около власти сила, которая сможет захватить центральные СМИ и, условно, Кремль на неделю, общество уже через неделю ее поддержит точно так же, как поддерживает сегодняшнюю власть