01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

«Мы не ведем борьбы за власть. Наша борьба – против власти…»

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Контекст / «Мы не ведем борьбы за власть. Наша борьба – против власти…»

«Мы не ведем борьбы за власть. Наша борьба – против власти…»

Автор: П. Рауш; В. Резунков; радио "Свобода" — Дата создания: 29.07.2016 — Последние изменение: 29.07.2016
Участники: А. Алексеев
Корреспондент радио «Свобода» Виктор Резунков беседует с петербургским историком и публицистом Петром Раушем, ветераном и одним из лидеров анархистского движения в России, ныне – политическим эмигрантом. А. А.

 

 

 

 

 

 

 

На снимке: П. Рауш

 

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора или героя републикуемого или цитируемого материала. А. Алексеев.

**

 

Первоисточник

 

В ОЖИДАНИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАТАСТРОФЫ

Гость программы "Петербург свободы" – ленинградский / петербургский анархист, историк Петр Рауш

Виктор Резунков

29.07.2016

 

Петра Рауша называют батькой современного русского анархизма. Он – основатель Ассоциации движений анархистов, был соредактором газеты анархистов Петербурга "Новый Светъ", участвовал в таких анархических группах, как Анархо-синдикалистская свободная ассоциация (сокращенно – АССА), Маргинальные анархические контр-инициативы (сокращенно – МАКИ), Движение жесткой анархии (сокращенно "ДЖАн") и Питерская лига анархистов. Сейчас живет в Швеции в политической эмиграции.

 

– Петр, вы у меня ассоциируетесь с человеком, стоящим в постоянном пикете у Гостиного Двора в черной шинели, с черным флагом анархистов в руках. На самом деле, конечно, ваша политическая деятельность выходила далеко за рамки пикетирования центра Ленинграда-Петербурга. Когда вы первый раз вышли с черным флагом на Невский проспект?

– Не надо смешивать две ситуации: когда я стоял с газетами у Гостиного Двора, и потом, когда я стоял в пикетах против войны, которую российские власти начали на Северном Кавказе. А с черным флагом мы впервые прошли по Невскому проспекту летом 1989 года.

– К 1989 году анархические группы открыто появляются и регистрируются по всему Советскому Союзу. Названия организаций фантастические: ВОЛАНД (Всесоюзное общество любителей анархизма в неформальном движении), МАКИ АДА (Маргинально-анархические контр-инициативы Ассоциации движений анархистов), СРАМ (Союз революционной анархической молодежи), ЕЛДА (Елецко-Липецкое движение Анархистов)... В те годы можно было говорить о возрождении анархизма в России. Вы создали Ассоциацию движений анархистов, вошедшую в историю как АССА. Много ли было у вас в то время соратников по борьбе?

– В анархическом движении была не одна группа – не только та, в организации которой я принимал участие. Сложно сказать, много или не много. Единовременно, если считать по России в целом, на максимуме было несколько сотен человек. А прошли через все это, я думаю, тысячи. Да и сейчас в России есть люди, которые пытаются что-то делать, хотя, конечно, сейчас это делать намного сложнее, потому что условия намного тяжелее, чем это было в конце 1980-х – начале 1990-х. Условия изменились к худшему.

– С какой целью создавалась Ассоциация движений анархистов? Если сегодня, почти через тридцать лет после ее создания, посмотреть на страну, было ли осуществлено что-то из того, что вы планировали?

– Ассоциацию движений анархистов мы создавали вместе с товарищами из Казани, Саратова и еще двенадцати других городов. Главной нашей целью была ликвидация государства в России. И в общем я думаю, что сегодня эта цель звучит гораздо актуальней, чем тогда. Очень многие люди в России, в том числе не обязательно анархисты, но и люди, которые придерживаются либеральных взглядов или вообще не определяют себя как сторонники какой-то идеологии, поняли, что такое государство в стране, чем оно занимается, и у меня появилось очень много единомышленников.

Я думаю, прошедшее время показало, что наши цели были определены верно. Другое дело, что было приложено недостаточно усилий для их достижения. Но было сложно. Люди вообще об этом не думали. Люди вначале думали, что основная беда – в коммунистах, в КГБ, а не в государственной власти как таковой. А в России, если посмотреть на всю ее историю, с самого начала, – это кромешный ужас…

Я помню, почему я в свое время не вступил в "Демократический союз". Я учился на историческом факультете, пришел на квартиру, где принимали в эту организацию, и прочитал ее программу. Сначала было вроде все ничего, но потом я столкнулся с фразой "нравственные идеалы, восходящие к нам из глубины одиннадцати веков российской государственности". Как историк я читал "Повесть временных лет" и помню, какие там были "нравственные идеалы". Я читал материалы по истории Московской Руси со времен Ивана Калиты и помню, как вела себя власть по отношению к собственному народу и к соседним народам. Я думаю, сложно назвать какую-то другую государственную власть, которая отмечена большим количеством крови и убийств, чем российская. Поэтому мое отношение к ней как было правильным, так и не изменилось. А сейчас это стало, может быть, еще более жестко и еще более проявлено.

– Многие эксперты, политологи сегодня говорят о разрушении государства как такового, об утрате присущих ему функций. Вы согласны с этим? Какой вам видится сегодня Россия?

– В России сейчас тоталитарная диктатура. Причем установилась она не вчера и не позавчера. В окончательном виде она сформировалась к середине нулевых годов. Сейчас режет глаза, когда пишут о "пакете Яровой", о "законе Димы Яковлева", о войне с Украиной, об аннексии Крыма. Но все это было и в середине нулевых, а если мы посмотрим на Северный Кавказ, то уже и при Ельцине. В Грузии со стороны России все начиналось в 1992–1993 годах. В Ичкерии это началось, когда были введены войска 11 декабря 1994 года. Это долгая, давняя история.

– Вы живете в Швеции, в Европе. У вас не возникает ощущение, что мы переживаем сейчас глобальные потрясения?

– Я думаю, да. Это фундаментальные, очень серьезные изменения. Они мне напоминают то, что происходило в мире накануне Второй мировой войны. В Европе действительно большой наплыв беженцев. Но Швеция уже давно является многонациональной страной, причем не за счет того, что ее коренное население многонационально (хотя и это тоже есть), а, прежде всего, за счет того, что Швеция всегда очень хорошо и доброжелательно принимала беженцев. Сейчас положение меняется, потому что беженцев очень много, а экономическая ситуация в стране становится сложной, найти работу непросто. Это не Норвегия, там нефть, там проще. У шведов серьезные экономические проблемы, и вся эта программа по адаптации мигрантов, которая есть в Швеции (и очень неплохая программа), сталкивается сейчас с большими сложностями, потому что очень много людей приезжают…

 

Читать далее

**

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

УЧРЕДИТЕЛЬНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ АССОЦИАЦИИ ДВИЖЕНИЙ АНАРХИСТОВ
Движение Анархии бессмертно, как стремление людей к свободе.
Мы, участники Съезда Движений Анархистов, не рассматриваем свои решения как попытку создания очередной политической партии. Анархия существовала и будет существовать вне зависимости от чьих-либо решений.
Все мы разные, но различие во взглядах между людьми не противоречит Анархии. Поэтому возможны и желательны взаимодействие и взаимная помощь любых течений анархизма.
Ни одна организация не вправе стоять над человеком, но мы признаем желательность совместных усилий и координации совместных действий в соответствии с идеей Свободы. Формы деятельности в этом направлении могут быть различны.
Мы не ведем борьбы за власть. Наша борьба – против власти, против насилия, против подавления кем-либо или чем-либо каждого отдельного человека.
Для этой цели мы соединяемся в Ассоциацию Движений анархистов, участником которой может стать каждый человек, оценивающий всякую систему государственного подавления как зло и стремящийся к ее полному уничтожению. Все, кто согласен с нами, могут присоединиться к нашему движению.
17 июня 1990 года
I съезд АДА, лагерь протеста против Балаковской АЭС

 

 

 

comments powered by Disqus