Некоторые «привходящие» обстоятельства трагедии в Казани
Из передачи на «Эхе Москвы» - «Особое мнение» с Евгенией Альбац, 19.11.2013:
<…> О.БЫЧКОВА: Мы продолжаем программу «Особое мнение». Евгения Альбац, главный редактор журнала «The New Times» в этой студии. Ну, конечно, у нас тема еще одна или, в общем, главная тема, которая сейчас всех волнует – это, конечно, то, что произошло с самолетом в Казани, несомненно. У нас нет сейчас окончательного решения экспертов по поводу того, какие были, все-таки, причины этой ужасной катастрофы. Но совершенно понятно, почему всё это так всех задевает помимо просто сострадания к людям и к их семьям, которые оказались в числе погибших. Мы опять понимаем, что так или иначе наша жизнь находится в руках, в общем, людей не очень высокой квалификации, кем бы они ни были, пилотами или руководителями компаний, или там кем-то еще, а, может быть, врачами, например, как это часто бывает у нас, и так далее. И это похоже на какую-то такую вот уже национальную катастрофу. Вам не кажется?
Е.АЛЬБАЦ: Ну, мне кажется, что наша жизнь всегда в наших собственных руках. И если мы позволяем у власти находиться тем людям, которые находятся, если мы позволяем, чтобы в стране была та коррупция, которая есть... А это значит, что если коррупция существует во всей системе, то почему бы ей не существовать и в авиационной отрасли? Собственно, герой Советского Союза летчик Толбоев вчера об этом говорил на «Дожде», что... Я цитирую его. Что такие старенькие самолеты, которые проходят путь Мексика, Уганда, а потом Болгария, а перед этим там еще пару стран, что они покупаются в результате всяких непрозрачных сделок и, как он впрямую назвал это, откатов.
Мы отлично понимаем, мы вспоминаем... Вчера у меня была передача на эту тему и, собственно, мы вспоминали с коллегами, с экспертами историю Як-42Д, который упал в сентябре 2011 года под Ярославлем, где была команда «Локомотив» ярославская. И мы знаем помимо того, что по данным Межгосударственной Авиационной Комиссии, причиной катастрофы было то, что летчики неправильно нажимали на тормозные педали, поскольку в Як-40 их надо там одним образом ставить, а в Як-42Д по-другому. Но это даже одна история, хотя, конечно, на меня произвело дикое впечатление, что из-за этого столько людей ушли в сырую землю.
Но вторая вещь заключается в том, что владела этим Яком «Як-Сервис», у которого, как зафиксировала Межгосударственная Авиационная Комиссия, не была отработана логистика безопасности полетов, вообще не существовала, как было записано в решении комиссии, не существовала система безопасности полетов. При этом эта конторка совершенно спокойно получала сертификат полетный и в 2010 году, и в 2011-м, когда Як упал.
То же самое было и в отношении компаний, которые владели рядом других разбившихся самолетов. То есть мы понимаем, что в этой сфере также существует коррупция с большим количеством нулей.
Вторая проблема заключается в том, что в компаниях, особенно в небольших компаниях, где с прибылью плохо, а с убытками очень хорошо (то есть много), возникает необходимость закупки не сертифицированных всяких деталей для самолетов, а контрафактных деталей, о чем мне подробно рассказывал один из совладельцев компании авиатакси Dexter Сергей Недорослев, знаменитый вообще промышленник у нас в стране.
Это известная проблема. Мы знаем, что авиакомпания «Татарстан» была сильно убыточная. Но я вам должна сказать, что меня сегодня поразило одно сообщение, которое пришло из Казани. А именно что причиной замены самолета Бомбардира, на котором должен был этот рейс выполняться, на Боинг был связан с тем... Не потому, что там в Бомбардире было мало места, как раньше сообщалось (там 52 места, а пассажиров было 44). Оказывается, потому что там не было бизнес-класса. Поэтому и заменили на Боинг, в котором есть бизнес-класс. И мы знаем, что ровно в этом бизнес-классе летели погибший сын президента Татарстана и глава УФСБ по Татарстану. Вот, это такой, знаете... Ну вот задумайтесь на одну секунду. Замена самолета произошла из-за того, что 2 человека, которые хотели или могли лететь в бизнес-классе, вот надо было предоставить им этот бизнес-класс. И они ушли в сырую землю.
Вот это видимая, зримая цена вот этой статусной цивилизации, которая существует у нас в отечестве, когда...
О.БЫЧКОВА: Не, ну подождите. А почему, собственно, не заменить хороший самолет без бизнес-класса на хороший самолет с бизнес-классом? И пускай все летят как хотят. Нет?
Е.АЛЬБАЦ: Потому что мы знаем, чем это закончилось. Мы знаем, что Боинг, который прилетел из Казани, у него были проблемы на посадке, когда он садился в Москве в Домодедове.
О.БЫЧКОВА: То есть на это никто не обратил должного внимания, как бы, получается?
Е.АЛЬБАЦ: Не знаю, не обратили – об этом говорили пассажиры и, опять же, об этом говорил вчера Толбоев на «Дожде». А он, все-таки, знаменитый летчик-испытатель, он, вероятно, в этом что-то понимает. И поэтому быстро снарядили этот Боинг обратно в Казань, да?
Я не об этом говорю, почему. Да ради бога – люди имеют право летать тем классом, за который они платят деньги. Тут нет вопросов. Я просто говорю о том, что это такая символическая вещь. Люди не полетели на исправном самолете, потому что там не было привилегированных мест, где они бы себя чувствовали отдельно от всего другого народонаселения.
О.БЫЧКОВА: За занавесочкой.
Е.АЛЬБАЦ: За занавесочкой. Дышать одним этим воздухом одного самолетного салона. И из-за этого они полетели другим самолетом, который разбился.
Вот это... Понимаете, вот это нарочно не придумаешь. Это такая вещь для сценария, да? Для очень печального, конечно, сценария, потому что, конечно же, безумно жалко людей, которые погибли, и безумно жалко их родственников и детей, и близких. Это страшная трагедия и, конечно, всякая авиакатастрофа производит еще такое впечатление, потому что вдруг сразу погибает столько людей.
И когда ты смотришь эти кадры, как Боинг-737-500 свечкой пошел вниз в землю, то есть почти вертикально...
О.БЫЧКОВА: Ну, это невозможно на это смотреть просто.
Е.АЛЬБАЦ: Да, но вы знаете, вот я... Я себе задаю вопрос: а, вот, люди, которые там находились, ведь, секунды в такие моменты это вечность. Вот, они понимали, что происходит? Что они, плакали, кричали, успели ли что-то, успели ли они понять, что они погибают? Ой... Не дай бог.
О.БЫЧКОВА: Ну да. Вот я видела, кто-то публиковал в интернете географию авиакатастроф в мире. И там просто на карте, как бы, такими кружочками, ну, такими инфографическими там разложено – сколько-то десятков... Вернее, какая-то трехзначная цифра у Нигерии, еще какая-то тоже большая цифра еще у какой-то страны, а 90 что-то у России. А дальше вокруг...
Е.АЛЬБАЦ: Ну, Россия и США лидируют по числу аварий. А если в пересчете на души населения, то Россия – абсолютный лидер. Ну, кстати говоря, к сожалению, понятно, что до того, как будут представлены выводы Международной Авиационной Комиссией, мы не будем знать всех причин аварии. Туда вылетели специалисты Боинга, я читала это где-то недавно.
О.БЫЧКОВА: Да. И какая-то специальная американская делегация техническая.
Е.АЛЬБАЦ: Это не делегация – они всегда делаются, это всегда, это правило такое у Боинга, они сразу вылетают. <…>