Непопулярный патриотизм и поверхностный клерикализм
Из портала радио «Немецкая война»:
КОММЕНТАРИЙ: КОГДА ОСЫПЛЕТСЯ ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ШТУКАТУРКА?
Игорь Эйдман
28.11.2015
Трагический инцидент с российском бомбардировщиком, сбитым Турцией, вызвал в обществе новый всплеск патриотического возбуждения. Политики и эксперты, медийные персонажи и "простые люди", допущенные на разные телевизионные ток-шоу, негодуют. Они полны праведного гнева на турков, посмевших оскорбить действием детскую веру патриотов в величие и непобедимость путинской России. Казалось бы: градус патриотической истерии неуклонно растет. Однако есть немало оснований сомневаться, что этот процесс на самом деле фундаментален и необратим.
Непопулярный патриотизм
Патриотический "поворот" в сознании россиян - результат пропаганды государственной идеологии, основа которой - шовинизм, клерикализм и ксенофобия. Еще в недалеком прошлом этот набор идей не пользовался особой популярностью. Их сторонники пришли в публичную политику во время горбачевских реформ - в качестве "национал-патриотического движения", противостоявшего демократическим переменам. Однако все их попытки конкурировать с демократами потерпели полное фиаско на первых же в России свободных выборах. Борис Ельцин стал главой России, а участь СССР была предрешена.
Не прибавилось сторонников у "национал-патриотов" и в последующее десятилетие. В 1999 году лишь 16% россиян хотели видеть патриотизм в программе партии или политика, за которых они стали бы голосовать (данные ФОМ). Если "патриоты" шли на выборы не в "левой" коммунистической маске (КПРФ) и не в клоунском колпаке Жириновского (за которого голосовали зачастую "по приколу"), их чаще всего ждал провал.
До начала тотальной путинской пропаганды большинство россиян поддерживало западную модель развития в либеральной или социал-демократической версии. В 1997 году, несмотря на массовое недовольство результатами реформ, 47% опрошенных выбрали в качестве модели будущего развития России "государство с рыночной экономикой, демократическим устройством и соблюдением прав человека, подобное странам Запада" и только чуть больше 17% -"государство с совершенно особым устройством и особым путем развития".
Людей, ориентированных на патриотические ценности (16,7% опрошенных), и в середине нулевых было не только в два с лишним раза меньше, чем левых, но даже меньше, чем либералов (данные социолога-аналитика Л. Бызова).
Россиян интересует насущное
Напомню, что Владимир Путин пришел к власти не как один из "патриотов", а как наследник ненавидимого этими людьми Ельцина. Однако постепенно Путин перенял их идеи, сделав их основой новой государственной идеологии. Начиная с 2014 года, пропагандистской машиной насаждается практически весь идеологический набор "национал-патриотов" девяностых. Не хватает только одной его важной части - антисемитизма. Но переняв определенную идеологию, трудно игнорировать важнейшую ее составляющую. Не случайно антисемитские ноты постепенно начинают звучать в рассуждениях наиболее ярых путинистов, например, в скандальных публикациях журналистки Ульяны Скойбеды.
Несмотря на все усилия, патриотическая идеология не вошла "в плоть и кровь" россиян. Респонденты, хоть в большинстве называют себя патриотами и положительно реагируют на слово "патриотизм", ставят его в хвост списка наиболее важных для себя понятий, таких как "семья" (65%), "безопасность" (46%), "достаток" (38%), "мир" (34%). Понятия "патриотизм" (7%) и держава (5%) оказались в конце списка (ФОМ, июль 2013 года). То есть насущные рациональные цели для людей даже при Путине остаются гораздо важнее государственных идеологических приоритетов.
Поверхностная религиозность
Не имеет серьезных корней в обществе и другая составляющая официальной идеологии - клерикализм, тесно связанный с агрессивным патриотизмом. Хоть большинство россиян считают себя православными, религиозность их, мягко говоря, поверхностна. В 2012 году известный социолог Борис Дубин приводил такие данные исследований: около 80% россиян, считающих себя православными, не бывают на причастии; 55% не посещают службы в храмах; 90% не принимают участия в деятельности церкви. Но это, как говорится, еще цветочки: как выяснилось, лишь 40% нынешних "православных" уверены в существовании бога.
Насаждение национал-патриотической идеологии было настоящим изнасилованием общественного сознания. Эта идеология не только не укоренена в народе, но и противоречит образу жизни и социальным ориентирам правящей элиты, которая вынуждена выдавать себя за урапатриотическую, а на самом деле абсолютно консьюмеристская и ориентированная на западные стандарты жизни.
Нынешняя патриотическая истерия - внешняя деформация общественного сознания, не затронувшая его глубинные основы. Путинская пропаганда обеспечила лояльность общества новой идеологии, но не сделала россиян ее активными, убежденными сторонниками. Поэтому граждане не рвутся на всякие патриотические манифестации, и властям приходится загонять туда работников коммунальных служб и студентов. Патриотизм - просто новая штукатурка на старом ценностном каркасе общества, ориентированном на сугубо частные неидеологические цели. Этот макияж в случае политических перемен может также быстро осыпаться, как и появился.
Автор: Игорь Эйдман, социолог, публицист, автор книг "Социология интернет-революции", "Новая национальная идея Путина"
**
Контекст:
- Конвейер патриотов: как россиян научат родину любить
- "Патриотический медиахолдинг": на этот раз Кремль ни при чем?
- Комментарий: Общество без мнения, или Поиски философского камня