01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

«Они любить умеют только мертвых…» (А.С Пушкин)

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Контекст / «Они любить умеют только мертвых…» (А.С Пушкин)

«Они любить умеют только мертвых…» (А.С Пушкин)

Автор: "Новая Хроника текущих событий"; А. Орех; "Эъо Москвы" — Дата создания: 09.02.2017 — Последние изменение: 09.02.2017
Участники: А. Алексеев
«Патриотическая» общественность (В. Милонов и ему подобные) очень возбудилась по поводу художественного высказывания режиссера и актера Константина Райкина относительно своего рода «некрофилии», характерной для нашего общества. Райкин указал в качестве примера на контраст прижизненного и посмертного отношения, в частности, в великим поэтам, со стороны государства. Но почти за два века до этого в обобщенном виде это было сформулировано А.С. Пушкиным. А. А.

 

 

 

 

Из «Новой Хроники текущих событий»:

КОНСТАНТИН РАЙКИН: РОССИЯ — НЕКРОФИЛЬСКОЕ ГОСУДАРСТВО

8 февраля 2017

 

Известный режиссер и актер Константин Райкин назвал  Россию некрофильским государством, где талантливых людей травят и преследуют при жизни, но восхваляют после смерти.

Об этом, как сообщает издание «Петербургский авангард», руководитель театра «Сатирикон» и народный артист РФ заявил, выступая в городской Филармонии имени Шостаковича с поэтическим моноспектаклем «Над балаганом небо…».
«И чем выше, мощнее поэт, тем сложнее у него отношения с властью: расстрелянный Гумилев, повесившаяся Цветаева, повесившийся Есенин, застрелившийся Маяковский, изгнанный из страны Бродский, уничтоженный в лагере Мандельштам, преданный всенародному позору Пастернак», — сказал Райкин и продолжил:

«У нас некрофильское государство, оно любит мертвых больше, чем живых… Потом их именами называем улицы, площади, станции метро, а до этого убиваем».

Кроме того, актер сожалеет, что в российском обществе «нет нравственной прививки», в результате «мы все время наступаем на те же грабли: меняется власть, но не меняется суть».

В октябре минувшего года Райкин уже выступал с заявлениями против цензуры в искусстве и попыток государственных организаций посягать на свободу творчества.

**


Антон Орех
Некрофильская Россия


У нас люди, к большому сожалению, не умеют, ни читать, ни слушать. То, что они думать не умеют – про то я уж лучше вообще говорить не буду. Как история с Райкиным в новостных лентах звучит? «Опять оказался в центре скандала»! Какого скандала? Через полтора десятилетия, что идет этот спектакль, вдруг кто-то ухватился за слово «некрофильский», которое стоит радом со словом «государство», причем наше. Или он раньше этого не произносил? Ну, и зря не произносил! И правильно, что произнес! Но поскольку ни слышать, ни слушать, ни думать товарищи не способны, они подняли бучу. Не вникая даже, при каких обстоятельствах и что доподлинно было произнесено.

Как будто бы вышел скандалист Константин Райкин на сцену, назвал Россию некрофильским государством, развернулся и пошел. Наверное, имел в виду что-то сексуальное. Наверное, разврат пропагандировал. Наверное, родину не любит – в какой-то извращенной форме.

Между тем, ничего скандального в его словах не было, а была вполне тривиальная, но бесспорная мысль. И эта мысль яснее ясного заключается в судьбах тех поэтов, про которых говорил в спектакле Райкин. Это же не про извращенцев и не скрепы наши духовные он позорил.

Он вспоминал Пастернака и Бродского, Ахматову и Гумилева, Цветаеву и Мандельштама. А мог вспомнить еще не один десяток имен. Тех, кого при жизни травили, запрещали, сажали, выкидывали из страны, отказывались печатать, не давали выступать, обрекали на нищету и унижения. Зато потом, посмертно выстраивались в очередь со славословиями, устраивали фестивали, учреждали премии, школьников заставляли зубрить четверостишия, даже не вникая в их смысл.

Высоцкому, например, даже госпремию дали через семь лет после смерти, а при жизни не давали даже самого скромного официального звания. Артисты, ученые, знаменитые чемпионы, которые доживают и умирают в забвении без копейки денег, зато в день смерти они на всех экранах, в главных новостях.

Да что говорить о знаменитых и великих, если самый обычный человек на собственных похоронах только и может услышать, «каким он парнем был», как его все любили, какой он прекрасный и что смерть опять вырвала из наших рядов самого лучшего. И толпятся у гроба друзья и родные и просят у покойника прощения. А ты думаешь: где же вы раньше были, со словами этими, чего молчали, кого стеснялись?

Памятники, мемориалы, переименования улиц – для этого надо умереть, а при жизни – кому ты нужен? Это странная особенность нашей страны. Когда сам человек ничего не стоит, жизнь его – копейка, но по-настоящему ценен он становится лишь на том свете. Можно ли это назвать некрофилией? Слово грубое, конечно. Но правдивая суть от этой грубости абсолютно не меняется.

(Блог автора на Эхо Москвы)

 

comments powered by Disqus