01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

Религия Победы, ее священнослужители и верователи

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Контекст / Религия Победы, ее священнослужители и верователи

Религия Победы, ее священнослужители и верователи

Автор: И. Яковенко — Дата создания: 06.05.2016 — Последние изменение: 07.05.2016
Участники: А. Алексеев; В. Рамм
Игорь Яковенко на заблокированном в рунете портале Каспаров.ру делится предпраздничными наблюдениями и соображениями. Цитируем по общедоступному блогу журналиста. А. А.

 

 

 

 

 

 

 

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора републикуемого материала и/или цитируемых им персон. А. Алексеев.

**


ИГОРЬ ЯКОВЕНКО: ПОБЕДОМАНИЯ

 

Главные выгодополучатели культа Победы сами никогда не воевали

В Новосибирске ко Дню Победы будет установлено 25 билбордов со Сталиным. Часть уже стоит и отравляет городскую атмосферу. Как-то так постепенно получилось, что религиозный культ Великой Победы с соответствующими атрибутами и Главным Идолом, которому мы все, как выяснилось, обязаны той Победой, а стало быть, и жизнью, вот это все заполнило и отравило общественное сознание и превратило его в странное пространство, в котором нет верха и низа, нет будущего и настоящего, а есть лишь одна опорная точка в прошлом, и там, рядом с этой сверкающей точкой отечески улыбается в усы такое родное и знакомое лицо на большом портрете.
Год назад, когда шла подготовка к 70-летию Победы, была зафиксирована цифра 163.512 – столько тогда осталось в России участников ВОВ. Сейчас, очевидно, меньше. Им все еще, как и год назад, как и десять и двадцать лет назад продолжают обещать нормальные условия жизни. Скоро, когда самому младшему из них будет больше ста лет, эти обещания начнут выполняться. Очевидно, что не они, оставшиеся в живых, главные бенефициары этого праздника. И не память о тридцати миллионах брошенных на алтарь Победы. Главные выгодополучатели культа Победы родились после войны и сами никогда не воевали. Зато они умеют отжимать активы и присваивать чужое. И Победу они отжали у народа и присвоили себе.
В прошлом году на праздничный парад было потрачено около миллиарда. В этом году правительство объявило режим экономии и назначило тендер на сумму вчетверо меньшую. Одна из главных объявленных статей экономии – концерт при участии "Ночных волков", который в прошлом году обошелся более чем в 200 миллионов. Кроме того, не будут в этом году дарить сувениры иностранцам. Но главное, конечно, это гонорары "Ночным волкам". Трудно сказать, как эта потеря скажется на патриотизме Хирурга и его стаи, но пока можно с уверенностью утверждать, что ни один оставшийся в живых реальный герой войны не демонстрирует по телевидению свой патриотизм и свою причастность к Победе так часто, как это делает Хирург.
Но главный триумфатор на празднике Победы, конечно, Путин. Именно он определяет сейчас, кто тогда, в 1945-м, за 7 лет до его рождения, внес главный вклад в разгром врага, а без кого мы могли бы и обойтись. Отвечая на вопрос того же Хирурга (вот уж, действительно, скажи, кто твой друг…) на одной из своих ритуальных встреч с населением, Путин заявил, что Россия победила бы во Второй мировой войне и без Украины (!! – А. А.). Объяснил это Путин тем, что, во-первых, "мы страна-победитель", а, во-вторых, РСФСР в войне потеряла больше народу, чем любая другая советская республика.
Можно было бы не обращать внимания на упражнения Путина в жанре альтернативной истории, отметив лишь их чудовищную бестактность для главы государства и полную историческую безграмотность. Если бы эта позиция фактического отрицания роли украинского народа в победе над фашизмом не стала проявляться в практических действиях и ритуальных жестах российских чиновников. Например, есть традиция каждый год перед 9 мая возлагать цветы перед мемориалами 12-ти городов-героев, которым это звание было присвоено за их роль в ВОВ. В этот раз кремлевские хозяйственные службы принесли 11 букетов. Киев остался без цветов. Один. Москвичи, естественно, тут же исправили <…> жест Кремля, Киев получил цветов никак не меньше других городов-героев, но сам жест все оценили.
День Победы стал инструментом, с помощью которого у миллионов россиян выжигается мозг. Достаточно посмотреть на эти тьмы <…> с полосатыми ленточками на всех предметах одежды, обуви, транспортных средствах, предметах личной гигиены, личного туалета и продуктах питания. На дебильные угрозы на плакатах: "Можем и повторить!" и "На Берлин!", которые цепляются как правило на изделия немецкого и японского автопрома.
<…>
**

 

ИГОРЬ ЯКОВЕНКО: ИДОЛЫ ПРОТИВ ЛЮДЕЙ

 

Перед праздниками были введены особо крупные инъекции телепропаганды

Майские праздники традиционно дарили россиянам неделю блаженного безделья, безмятежные радости дачно-шашлычного досуга и прочие доступные услады для ослабленных зимним авитаминозом организмов. В последние годы к этим плюсам добавилась возможность отдохнуть от нескончаемых часов ненависти, сконцентрированных в политических ток-шоу на российских телеканалах. В течение двух недель Россия избавлена от киселевых-соловьевых и толстых-гордонов. Но накануне майских каникул головы россиян надо было повернуть в правильном направлении, и поэтому перед праздниками были введены особо крупные инъекции телепропаганды. Одной из таких инъекций стала программа "Структура момента", которая вышла на Первом канале 26.04.2016.

Ведущий Валерий Фадеев поставил на обсуждение вопрос, почему в Польше, Прибалтике и Украине сносят памятники советскому прошлому, а в России это вызывает такое возмущение. Конструкция программы "Структура момента" больше других программ на федеральных каналах дает шанс на диалог, поскольку у Фадеева обычно каждая сторона представлена равным числом оппонентов, а сам Фадеев, в отличие от того же Соловьева или Толстого с Гордоном старается не хамить столь открыто и не затыкать рот оппоненту прежде чем тот успеет этот рот открыть.
И, тем не менее, диалога не случилось. Поскольку некоторые его участники, например, писатель Михаил Веллер и режиссер Григорий Амнуэль пытались размышлять о причинах явления, а другие, например, писатель Сергей Шаргунов и политолог Сергей Кургинян декламировали заклинания. На попытки писателя Веллера предложить подумать над тем, что нам неизвестно в истории Второй мировой войны, и что является причиной негативного отношения к сегодняшней России, Кургинян немедленно стекленел глазами и, пуская пену, начинал читать заклинания про то, что Польша полита кровью советского солдата и если бы не СССР, то Польши не было бы.
Главное зло российского телевизора даже не в том, что в нем так много лжи, а в том, что, поставив любой, в том числе и реальный вопрос, российский телевизор умеет так его "осветить", что в конце обсуждения в головах у зрителя оказывается меньше ясности, чем в начале передачи. А стороны "дискуссии" расходятся еще более непримиримыми врагами, чем до момента встречи в студии.
Этому способствует подбор участников, когда против того же Кургиняна в "поединщики" выставляется "анти-Кургинян", а именно, польский журналист Якуб Корэйба, который, даже когда говорит в целом правильные вещи, всегда нацелен не на поиск истины, а на скандал и эпатаж. Впрочем, когда в студию запущен Кургинян, всякое иное поведение оппонента становится крайне затруднительным и, как правило, заведомо проигрышным.
"Я понимаю, почему вы так цепляетесь за свое прошлое", - показывая на Кургиняна и примкнувшего к нему Шаргунова, сообщил Корэйба. И объяснил: "Это потому, что у вас все плохо в настоящем, а будущего у вас нет". После этих, довольно справедливых слов, Кургинян встал и решительно направился к выходу, по пути сообщив журналисту Корэйбе, что он, журналист Корэйба, "хам и ублюдок". Поскольку его главный оппонент позорно бежал, оставив поле сражения и ничего не возразив по существу сказанного, бравый Корэйба постарался развить успех и заявил оставшемуся в одиночестве писателю Шаргунову, что у него не получится заставить его, Корэйбу, полюбить генерала Черняховского, который убивал польских героев, а также, что писатель Шаргунов не сможет заставить журналиста Корэйбу полюбить Сталина.
Пока писатель Шаргунов собирался с силами, чтобы дать врагу достойный ответ, писатель Веллер зачем-то попытался опять предложить телезрителям думать. Он задал вопрос, должны ли в центре городов стоять братские могилы. Потом предложил принять как данность тот факт, что у каждого народа есть свои святыни. И генерал Черняховский, памятник которому в минувшем году был снесен в Польше, для России блестящий военачальник, а для поляков убийца тысяч героев Армии Крайовой и палач, отправивший в ГУЛАГ тысячи польских патриотов. В заключение своего спича писатель Веллер предложил изживать пережитки коммунистической веры.
Когда писатель Веллер говорил, лицо писателя Шаргунова приобретало все более остервенелое выражение. Он видел перед собой врага и был полон решимости дать ему отпор. А предложение подумать воспринимал как вражеские уловки, на которые ни в коем случае нельзя поддаваться. "Когда нам говорят о пережитках коммунистической веры", - при этих словах писатель Шаргунов явно воспринимал себя вещающим от имени Павки Корчагина и героев "Молодой гвардии", - и продолжал, наращивая пафос: "Да. – это религия Победы!". Собственно, после этого дискуссию можно было заканчивать, поскольку спорить о предметах религиозной веры бессмысленно. Но, поскольку эфирное время не истекло, Фадеев продолжил спор, который становился все более бессмысленным.
Реплики писателя Шаргунова становились все более похожими на плакаты, которыми обычно пестрят колонны КПРФ во время первомайских демонстраций. Он объяснил всем, что Советский Союз это его Родина. "У нас славное прошлое, но мы верим в будущее!", - сообщил телезрителям писатель Шаргунов, и в этот момент с него можно было писать плакат: "Коммунизм это молодость мира, и его создавать молодым!".
Но враг в студии Первого канала не дремал. Зловредный польский журналист Якуб Корэйба подкрался и, улучив момент, нанес удар. "Если Советский Союз такой хороший, то почему его нет?", - с ехидной улыбкой спросил журналист Корэйба.
"А он возвращается!", - с торжествующей улыбкой провозгласил писатель Шаргунов.
Возможно, мне показалось, но при этом известии лица не только таких отпетых антисоветчиков, как писатель Веллер, режиссер Амнуэль, не говоря уже о журналисте Корэйбе, но и лицо ведущего Первого канала Валерия Фадеева отразили некоторое смятение. Поскольку, в отличие от сравнительно юного писателя Шаргунова, которому в момент исчезновения Советского Союза было всего одиннадцать годиков, ведущий Первого канала Валерий Фадеев при СССР успел пожить и поработать. <…>
Под конец передачи писателю Веллеру удалось сказать в студии Первого канала довольно точные слова, которые прозвучали как диагноз всему внешнеполитическому курсу России за последний период. "Искусство, если угодно, ремесло политика заключается в том, чтобы делать из своих соседей друзей. А если вокруг вас враги, то вы не политик, а дерьмо!"
Было бы интересно послушать ответ на эту реплику писателя Веллера министра Лаврова, или кого-то из его интеллектуальной обслуги (кроме, конечно, мадам Захаровой, способной вести диалог лишь на уровне коммунальной кухни). Проблема в том, что писатель Шаргунов прав: в лице представителей путинского "большинства" мы имеем дело с религией. Причем, с религией весьма специфической. В отличие от авраамических религий, в центре которых стоит некое пусть мифическое, но все же человекоподобное, разумное существо, так называемая "религия Победы" это квазирелигия языческого типа, в центре которой стоит идол. С христианским богом, исламским аллахом, иудейским всевышним верующие общаются, порой даже вступают в спор. А с идолом какой может быть диалог?

 **

См. также:

Игорь Яковенко: Нравы и элита национальной катастрофы

comments powered by Disqus