"Scarabeo 9" ползёт в сторону Черного моря
28.09.2017
Как показывают данные морского треккера Marine Traffic, буровая платформа Scarabeo 9 ("scarabeo" в переводе с итальянского - "жук"), принадлежащая итальянской компании Saipem и зафрахтованная для реализации проекта глубоководного бурения на Западно-Черноморской лицензионной площади Чёрного моря (Вал Шатского), медленно движется в сторону черноморского бассейна. 23 августа она вышла из порта Лас-Пальмас на Канарских островах и в настоящее время плывёт вдоль берегов Марокко. Порт назначения - Констанца в Румынии, куда, как ожидается, она должна прибыть 17 сентября.
По сообщению портала EurAsia Daily, в Констанце проведут операцию по монтажу буровой вышки, которая была демонтирована в Лас-Пальмасе, чтобы платформа могла пройти под мостами через пролив Босфор. После чего Scarabeo 9 направится к месту бурения на российском шельфе.
Таким образом, проект по разведочному бурению на Вале Шатского стартовал. Оператором проекта является ООО "Шатскморнефтегаз" - совместное предприятие "Роснефти" и итальянской нефтяной компании Eni, зарегистрированное в Люксембурге. Напомним, что в мае этого года глава "Роснефти" Игорь Сечин и исполнительный директор итальянской нефтяной компании Eni Клаудио Дескальци подписали соглашение по бурению поисковых скважин в Чёрном и Баренцевом морях.
Проект несёт колоссальные экологические риски, так как бурение планируется вести на глубинах до 2200 метров в агрессивной сероводородной среде, и в случае аварии заглушить выброс углеводородов из скважины на такой глубине будет крайне сложно. Ярким примером к чему может привести подобное глубоководное бурение является авария на платформе Deepwater Horizon, произошедшая в 2010г. в Мексиканском заливе, которая имела катастрофические последствия глобального масштаба. Там тоже осуществлялось разведочное бурение. При этом глубина моря составляла 1500 метров, и не было такого "отягчающего обстоятельства" как сероводородная морская среда. Эта авария случилась на шельфе США, а оператором была нефтяная компания British Petrolium, и для ликвидации её последствий были задействованы воистину колоссальные ресурсы и технические средства. И тем не менее, заглушить скважину не могли в течении 150 дней. В случае же аварии на российском шельфе подобных ресурсов ни у "Роснефти", ни у России нет. Полную импотенцию "Роснефти" - этой крайне безответственной госкомпании - в ликвидации подобных аварий показала ситуация 2013 года на скважине возле кубанского хутора Ханьков, с которой "Роснефть" не могла справиться в течение нескольких месяцев. И это не под водой на большой глубине, а на суше. А неспособность российских служб ликвидировать последствия нефтяных аварий на Чёрном море показала экологическая катастрофа в Керченском проливе в 2007 году. Тогда они не могли справиться даже с относительно небольшими объёмами вылившегося в море мазута. И с тех пор ситуация с обеспеченностью средствами для ликвидации разливов нефти на Чёрном море не стала лучше.
Все эти факторы создают реальную угрозу катастрофических последствий в случае аварии при глубоководном бурении на черноморском шельфе. Но погоня за возможными нефтяными доходами затмевает для "Роснефти" и её иностранного партнёра все экологические риски (отметим, что компания Eni, как и "Роснефть", также имеет репутацию крайне антиэкологичной и не обремененной социальной ответственной компании). При этом их не пугают и серьезные экономические риски. А ведь есть очень впечатляющий пример компании British Petrolium, общая сумма затрат которой на устранение последствий аварии в Мексиканском заливе превысила 56 миллиардов долларов.
Опасность реализации глубоководного нефтяного проекта усугубляет также то обстоятельство, что, как уже сообщала Экологическая Вахта, заключение государственной экологической экспертизы по проекту бурения на Западно-Черноморской лицензионной площади Чёрного моря имеет сомнительный характер. Как с точки зрения её легитимности, так и с позиций учёта экологических рисков и проработки вопросов ликвидации возможных разливов нефти. О том, насколько обеспечена безопасность этого проекта ничего не известно ни общественным экологическим организациям, ни жителям России, так как по нему не были проведены общественные обсуждения и процедура оценки воздействия на окружающую среду осуществлена в тайне от общественности.
Экологическая Вахта по Северному Кавказу считает, что все эти факты говорят о том, что реализация проекта глубоководного бурения на Вале Шатского является экологически неприемлемой.
Андрей РУДОМАХА,
Дмитрий ШЕВЧЕНКО
(Экологическая Вахта по Северному Кавказу)