Уходящий год культуры («Наш любимый детский сад» представляет)
На снимке: Музей Анны Ахматовой на Автовской ул., дом 14
.
ГОД КУЛЬТУРЫ
Как известно, 2014 год – объявлен в нашей стране годом культуры. И в самом деле, этот год необычайно богат на юбилейные даты. Оказывается, многие великие русские писатели, композиторы и художники родились в года, заканчивающиеся именно на цифры «4» и «9».
Приведем здесь лишь российский литературный календарь
http://rovbiblioteka.narod.ru/pisateli/14/yubilyari14.htm:
В январе родились писатели Гайдар А.П. и Гранин Д.А., детская поэтесса Е.В.Серова.
В феврале - баснописец Крылов И.А., писатели П.П.Бажов и Бианки В.В.
В марте – поэты Шевченко Т.Г., Искандер Ф.А., Токмакова И.П., писатели Ушинский К.Д. и Олеша Ю.К.
В апреле - писатели Фонвизин Д.И., Гоголь Н.В., Набоков В.В.
В мае – поэт Окуджава Б.Ш. , писатели Астафьев В.П. и Акимушкин И.И.
В июне – поэты Пушкин А.С., Ахматова А. А., писатель Чаадаев П.Я и Солоухин В.А.
В июле – поэты Давыдов Д.В. (герой Отечественной войны 1812г), Асеев Н.Н., писатель Шукшин В.М.
В августе - писатели Радищев А.Н., Зощенко М.М., Алексин А.Г., Голявкин В.В.
В сентябре - драматург Островский Н.А., писатель Платонов А.П.
В октябре поэты Кольцов А.В. и Лермонтов М.Ю. , писатели Кир Булычёв и Тынянов Ю.Н.
В ноябре - поэтесса Гиппиус З.Н., писатели Давыдов Ю.В., Поляков Ю.М.
В декабре – поэт Полонский Я.П. и писатель Беляев Ю.А.
О некоторых великих соотечественниках мы уже писали в наших журналах, стараясь отразить какие-то интересные факты из детства этих людей. Но в рамках данного издания нельзя объять необъятного. Поэтому рекомендуем Вам - нашим читателям, пользуясь «живыми ссылками» в интернете, самим посмотреть краткие биографии перечисленных здесь литераторов.
Для нашего же родного города Санкт-Петербурга 2014 год, тоже по праву является годом культуры. Ведь в этом году отмечаются юбилейные даты самых знаменитых музеев:
300 лет со времени основания Кунсткамеры (1714 г.)
250 лет со времени основания в Санкт-Петербурге Государственного Эрмитажа (1764 г.)
250 лет со времени открытия Смольного института благородных девиц в Санкт-Петербурге (1764 г.)
310 лет со времени закладки Летнего сада в Санкт-Петербурге (1704 г.)
Для справки:
Культура (от лат. cultura, от глагола colo, colere — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности.
В основном, под культурой понимают все формы и способы самовыражения и самопознания человека. Источником её является познание и творчество. Культура — это реальность, созданная человеком в процессе его отношения к природе, к обществу, к самому себе и к Абсолютному. Без культуры человечество существовать не может
**
На просторах Интернета
Редколлегия журнала «Наш любимый детский сад № 196» не без гордости сообщает своим читателям, что наш самодеятельный журнальчик был недавно замечен на бескрайних полях интернета. Вот то, что о нем пишет профессиональный журналист А.Н.Алексеев на сайте Когита.ру (Для справки: Cogito, ergo sum в переводе с латыни означает — «Мыслю, следовательно, существую»)
Россия: год культуры (по страницам самодеятельного журнала «Наш любимый детский сад»)
Вот уже несколько лет в детском саду № 196, Кировского района, издается журнал для работников этого детского учреждения, воспитанников и их родителей - «Наш любимый детский сад». В интернете его можно посмотреть в соответствующей группе социальной сети, в бумажном же виде он существует в нескольких экземплярах. Его главные творцы – учителя-логопеды Ольга Новиковская (литературный редактор) и Юлия Познякова (компьютерный дизайн)…… Наряду с текущими новостями детсадовской жизни, поздравлениями сотрудников с юбилеями, репортажами о наиболее интересных мероприятиях, педагогическими советами, детским фольклором, здесь можно встретить и просветительские материалы, обычно приуроченные к памятным датам российской истории и культуры. Последние – жанр специфический. На одной страничке - рассказать о выдающемся деятеле культуры, так чтобы и педагогам, и родителям было интересно, и пригодилось бы тем и другим в общении с детьми.Мне кажется, «издателям» это хорошо удается. И объявленный ныне в России «годом культуры» 2014 год освещен в этом детсадовском журнале достойно.
А. Алексеев
**
Художнику В.Д. Поленову – 170 лет
Художник Поленов – был очень разносторонним человеком: живописцем, театральным художником, архитектором, музыкантом… Основа богатой творческой натуры этого незаурядного человека, во многом, была заложена в детские годы.
Василий Дмитриевич Поленов родился в 1844 году в Петербурге в многодетной дворянской семье. Его отец, Дмитрий Васильевич, был известным археологом и библиографом. Мать, Мария Алексеевна писала книги для детей и занималась живописью. Ярким детским впечатлением Поленова были поездки в имение бабушки В.Н.Воейковой. Бабушка (дочь известного архитектора Н.А.Львова, воспитанная после ранней смерти родителей в доме Державина) хорошо знала истории, поэзию, часто рассказывала внукам народные сказки и былины. Бабушка развивая увлечения внуков, устраивала им творческие конкурсы, присуждала победителю «медаль».
Наиболее одарёнными среди детей Поленовых оказались двое: старший сын Василий и младшая дочь Елена, ставшие впоследствии художниками. Для подающих надежды детей, родители пригласили педагогов из Академии художеств.
В 1863 году, после окончания гимназии, Василий Поленов поступил, вместе с братом Алексеем, на физико-математический факультет Петербургского университета, а по вечерам в качестве вольнослушателя посещал Академию Художеств. Там он занимается не только рисованием, но слушает лекции по анатомии, строительному искусству, начертательной геометрии, истории изящных искусств. Кроме того начинающий художник всерьез увлекается музыкой: ходит в оперный театр, сам поет в студенческом хоре и сочиняет музыкальные произведения.
Вскоре Поленов становится постоянным учеником Академии художеств, оставив на время ради этого университет. Но после окончания Академии в 1868 году, вновь возобновляются его занятия в университете, теперь уже на юридическом факультете. Одновременно Поленов участвует в художественных конкурсах. Получает сначала малую, а затем одновременно с Ильёй Репиным большую золотую медаль. (Кстати, у И.Е.Репина в этом году тоже юбилей – 165 лет).
Окончив университетский курс, В.Д.Поленов от Академии Художеств получает право на пенсионерскую поездку за границу. Он посещает Вену, Мюнхен, Венецию, Флоренцию, Неаполь, Париж. За написанные в этот период картины художник удостаивается звания академика.
С1877 г. Поленов живет в Москве; преподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. На очередной передвижной выставке художник показывает, ставшую впоследствии его визитной карточкой, картину «Московский дворик». После её оглушительного успеха Поленов становится родоначальником нового жанра — «интимного пейзажа». Вскоре Василий Дмитриевич приобретает и славу мастера эпического пейзажа.
Художник хоть и был городским жителем, но с детства любил поля, леса и реки, мечтал поселиться на лоне природы. В 1890 году Поленов приобретает небольшое имение на высоком берегу Оки. В сосновом бору он строит дом по собственному оригинальному проекту. Там Поленов много работает, охотно приглашает к себе сельских детей, проводит для них занятия и представления, развивает художественный вкус. По замыслу Василия Дмитриевича, усадьба должна была стать «гнездом художников», а со временем превратиться в первый провинциальный общедоступный музей. В соседнем селе Поленов строит также народный театр и церковь.
После 1917 года В.Поленов продолжает жить на Оке. Он пишет картины, много работает в области театра, по его проекту строится Театральный дом в Москве. В 1924 году проходит первая персональная выставка в Государственной Третьяковской галерее. А в 1926 году В.Д.Поленову присваивается звание народного художника РСФСР.
Василий Дмитриевич Поленов скончался летом 1927 года в своей усадьбе, и в соответствии с его завещанием, был похоронен на сельском кладбище на крутом берегу Оки, где он так часто любил рисовать свои этюды.
О.А.Новиковская
**
125 лет со дня рождения Анны Ахматовой
Уже кленовые листы
На пруд ложатся лебединый
И окровавлены кусты
Неспешно зреющей рябины.
«Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».
А.А.Ахматова
Анна Андреевна Ахматова (настоящая фамилия — Горенко) родилась 11 июня 1889 года неподалеку от Одессы в семье морского инженера капитана 2-го ранга в отставке. Через год после рождения дочери семья переехала в Царское Село. Здесь Анна прожила до 16-ти летнего возраста, стала ученицей Мариинской гимназии. Лето же всегда проводила на море под Севастополем.
"Мои первые впечатления — царскосельские, — писала Анна Ахматова в автобиографической заметке, — зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в "Царскосельскую оду"". (Так пересеклись пусть не во времени, но в пространстве два великих поэта - представители Золотого и Серебряного века русской поэзии. В дальнейшем, в самый тяжелый период своей жизни А.А.Ахматова будет заниматься изучением творчества и биографии А.С.Пушкина, напишет о нем несколько литературоведческих работ. Кстати, летом 2014 года мы отмечали не только 125-ти летний Ахматовский, но и 215-ый Пушкинский юбилей ).
Первые свои стихи Анна Горенко сочинила в 11 лет. Но отец считал это занятие дочери несерьезным, поэтому запретил подписывать стихи своей фамилией. Тогда девочка взяла девичью фамилию своей прабабушки – Ахматова.
В1905 г. после развода родителей Анна с матерью переехала в Евпаторию, где училась в выпускном классе Киево-Фундуклеевской гимназии, а в 1908 -1910 гг. — на юридическом отделении Киевских высших женских курсов.
25 апреля1910 г. "за Днепром в деревенской церкви" Анна Андреевна обвенчалась с поэтом Николаем Гумилевым. Свой медовый месяц Ахматова провела в Париже, затем супруги переехали в Петербург. С 1910 по1916 г. А.Ахматова жила в основном в Царском Селе. Училась на Высших историко-литературных курсах. В1912 г. вышел первый сборник стихов "Вечер", а в1914 г. сборник "Четки". После "Четок" к Ахматовой пришла слава. Ее лирика оказалась близка не только "влюбленным гимназисткам", как иронично замечала сама Ахматова. Среди поклонников ее стихов были поэты, входившие в литературу - Марина Цветаева, Борис Пастернак. В эти годы Анна Андреевна становится излюбленной моделью для многих художников. Ее образ постепенно превращается в неотъемлемый символ петербургской поэзии.
Следующий сборник "Белая стая", вышедший в сентябре1917 г., не имел столь шумного успеха, но в нем появились новые интонации скорбной торжественности. Эти изменения уловил Осип Мандельштам, заметив: "Голос отречения крепнет все более и более в стихах Ахматовой, и в настоящее время ее поэзия близится к тому, чтобы стать одним из символов величия России".
После Октябрьской революции А.Ахматова не покинула Родину, оставшись в "своем краю глухом и грешном". В стихотворениях этих лет (сборники "Подорожник" и "Anno Domini ") скорбь о судьбе родной страны сливается с темой отрешенности от суетности мира.
С1924 г. Анну Андреевну перестают печатать. В1926 г. должно было выйти двухтомное собрание ее стихотворений, однако издание не состоялось. (Только в1940 г. увидел свет небольшой сборник, а два следующих появятся лишь в 1960-е годы). Начиная с середины 1920-х годов, Ахматова много занимается архитектурой старого Петербурга, изучением жизни и творчества А. С. Пушкина.
В трагические 1930 — 1940-е годы Ахматова разделила судьбу многих своих соотечественников, пережив арест сына, гибель близких друзей, свое отлучение от литературы. Самим временем ей было дано нравственное право сказать вместе со "стомиллионным народом": "Мы ни единого удара не отклонили от себя". Произведения Ахматовой этого периода — поэма "Реквием" (в СССР была опубликована лишь в1987 г.), стихи, написанные во время Великой Отечественной войны, свидетельствовали о способности поэта не отделять переживание личной трагедии от понимания катастрофичности самой истории.
Многозначительная недосказанность становится одним из художественных принципов позднего творчества Ахматовой. На нем строится итоговое произведение - "Поэма без героя", которой Ахматова прощалась с Петербургом 1910-х годов и с той эпохой, которая сделала ее Поэтом.
Творчество Ахматовой как крупнейшее явление культуры XX века получило мировое признание. В1964 г. она стала лауреатом международной премии "Этна-Таормина", а в1965 г. — обладателем почетной степени доктора литературы Оксфордского университета.
Умерла А.А.Ахматова 5 марта1966 г. После отпевания в Никольском Морском соборе прах ее был погребен на кладбище в поселке Комарово под Ленинградом.
Прочитайте стихотворение Анны Ахматовой детям
Мурка, не ходи, там сыч ,
На подушке вышит,
Мурка серый, не мурлычь,
Дедушка услышит.
Няня, не горит свеча,
И скребутся мыши.
Я боюсь того сыча,
Для чего он вышит?
А знаете ли Вы, что совсем близко от нашего детского сада на Автовской улице, дом 14, находится музей «Анна Ахматова. Серебряный век». Вот краткая информация об этом музее:
Современная экспозиция, размещенная в девяти залах, посвящена жизни и творчеству А.А. Ахматовой, Н. С. Гумилева, их сына Л. Н. Гумилева, культуре рубежа XIX-XX вв. («Царское Село», «Слепнево», «Бродячал собака», «Путешествия Гумилева», «Петербург», «Реквием», «Комарово», «Поэма без героя», «Комната памяти»).
В коллекции представлены личные вещи Ахматовой и Льва Гумилева, портреты, книги из библиотеки поэта. Особый интерес вызывают прижизненные издания Ахматовой и Гумилева с их автографами.
Музей проводит временные выставки, литературные вечера («среды»), лекции-концерты для школьников.
Надеемся встретиться с Вами в музее, на одном из этих вечеров или концертов!
Музей работает: понедельник-пятница с 10.00 до 18.00,
суббота с 10.00 до 16.30, воскресенье – выходной
телефон музея 785-04-42
**
Детской поэтессе Екатерине Васильевне Серовой - 95 лет
Носит одуванчик
Жёлтый сарафанчик.
Подрастёт - нарядится
В беленькое платьице.
Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой
Колокольчики-цветы
Очень вежливы… А ты?
Е.В. Серовой – детскому поэту, автору более сорока поэтических книг в этом году исполнилось 95 лет. Мы педагоги детского сада № 196 города Санкт-Петербурга, а также воспитанники нашего садика и их родители от всей души поздравляем Екатерину Васильевну с прошедшим юбилеем. Желаем поэтессе здоровья и творческого настроения.
Рассказать о писателе лучше, чем он сам это делает невозможно, поэтому предоставляем слово самой Екатерине Васильевне.
Я родилась в суровом 1919 году в провинциальном городе – Вологде. От постоянного чувства голода меня спасали только книги. Мама читала на ночь сказки и рассказы мне и моей старшей сестре. Поскольку сестра была на семь лет старше, я уже в годовалом возрасте слушала не "баюшки-баю", а сказки Пушкина, Андерсена, братьев Перро...
В три года мне захотелось научиться читать самой, но так, чтобы это было тайной для всех. Книга была для меня зашифрованным посланием, прочесть которое мне поможет волшебник Алфавит. Ключи к алфавиту я нашла на ближайших улицах. Это были громадные вывески, значения которых я знала. Я срисовывала их на клочки оберточной бумаги и тайком приносила домой, где тоже старательно прятала (гуляла я одна, родители были заняты, так что никто мне не мешал).
Я забиралась под стол, со свисающей почти до полу скатертью, и там, никому не видимая, наслаждалась чтением сказок, дополняя свой запас букв. Когда никого не было дома, я шла к заветному книжному шкафу... До верхних полок мне было не добраться, но на нижней полке лежал толстый том – Шекспир в роскошном издании. Какие там были "картинки"! Красавица Оливия и Титания, зловещие ведьмы у кипящего котла, прелестные эльфы, порхающие над спящими людьми, кораблекрушения... Я прочла Шекспира от корки до корки.
В 1924 году наша семья переехала в Ленинград. Там, вместе с моей подругой Верой, мы разыгрывали спектакли моего сочинения. Я была и автором, и режиссером, и костюмером. Нам приходилось быть и принцессами, и ведьмами, доводилось играть и мужские роли. Так мой детский кумир – Шекспир – продолжал вдохновлять меня. В это же время я начала сочинять стихи.
В 50-е годы стала посещать кружок для начинающих писателей при детском издательстве Детгизе. Этот кружок дал мне больше, чем любой литературный ВУЗ. Там собирались талантливые детские писатели, ставшие потом широко известными – Радий Погодин, Святослав Сахарнов, Виктор Курочкин (его будущий фильм "На войне, как на войне" смотрела вся страна). Начали выходить мои первые поэтические книжки.
Однажды мне на глаза попало объявление о московском конкурсе "На лучшее научно-художественное произведение для детей". Ни на что не надеясь, я послала на этот конкурс только что написанную книжку о цветах, и напрочь об этом забыла. Каково же было мое удивление, когда я получила открытку с приглашением явиться для получения "Почетной грамоты". Через некоторое время Детгиз издал книжку "Наши цветы".
И тут ко мне пришел небывалый успех! Тонкий знаток природы, талантливый писатель Виталий Валентинович Бианки написал: "Спасибо за чудесный подарок. Еще и еще раз перечитываю Вашу книжку. И – как всегда при встрече с подлинным искусством – "Цветы" Ваши доставляют мне радость. Вот уж подлинно Вы... оторвали от неба лоскуток, чуть-чуть поколдовали – и сделали цветок!"
Чуть позже поэт Валентин Берестов написал мне: "Ваши "Цветы" открыли дорогу стихам о природе. Они объединили и продолжают объединять множество людей".
**
100 лет автору Муми-троллей
Известная финская писательница и художница Туве Янссон родилась 9 августа 1914 года. Писала свои книги Янссон на шведском языке. Мать будущей писательницы была художницей, иллюстратором книг, а отец — признанным скульптором. С детства, находясь в творческой среде, Туве и её братья тоже сформировались как профессиональные художники. По материнской линии будущая писательница принадлежала к древнему шведскому роду, а по отцу имела финские корни. В детстве каждое лето Туве проводили в Швеции у бабушки, в небольшом местечке
поблизости от Стокгольма. Об этом времени у нее сохранились нежные воспоминания: «Прекрасней всего было то, что море находилось совсем рядом. И хотя с лужайки у дома, где мы с друзьями играли, его видно не было, если вдруг во время игр мы внезапно затихали, до нас долетал шум прибоя».
В 15 лет Туве Янссон уезжает учиться в Швецию, получает диплом факультета изящных искусств. Затем проходит стажировку в художественных школах Франции, Германии, Италии. К этому времени и у себя на родине она добивается определённого признания, поскольку чуть ли не с 10 лет выполняла иллюстрации для популярного детского журнала. Завершив учёбу за границей, Туве возвращается в Финляндию и продолжает иллюстрировать книги и рисовать карикатуры и комиксы по заказу разных изданий.
Всемирная известность к Янссон пришла благодаря книжному сериалу о Муми-троллях: очаровательных существах, обитающих в идиллической Муми-долине. Эти книги, иллюстрации к которым Янссон выполняла сама, били все рекорды по популярности в 1950-60-е годы. Они расходились многомиллионными тиражами и издавались по всему миру. К примеру, одна только «Шляпа волшебника» была переведена на 34 языка, включая японский, тайский и фарси.
Всего о муми-троллях Янссон написала 8 повестей («Маленькие тролли и большое наводнение», «Муми-тролль и комета», «Опасное лето»…), а также сборник рассказов и 4 книжки в картинках. Кроме того Янссон лично адаптировала свои книги для театра: написала пьесу «Муми-тролли за кулисами» и либретто к мюзиклу «Муми-опера».
К обрушившейся на неё популярности Туве Янссон испытывала двоякое чувство. С одной стороны, её раздражала излишняя коммерциализация её творчества, с другой, именно огромные доходы, получаемые от всевозможной продукции с муми-тематикой (майки, кепки, плакаты, значки) позволили ей выкупить в собственность небольшой остров Кловхарун в Финском заливе, на котором она часто укрывалась от журналистов и надоедливых почитателей.
Поразительно, но сама Янссон всегда подчеркивала, что в первую очередь она — художник, и серьёзно к своей литературной деятельности не относилась. Среди работ Туве Янссон, как художника, самыми известными являются: фрески в здании мэрии Хельсинки, настенная роспись в здании мэрии города Хамина, настенная роспись в здании средней школы города Карья, роспись алтаря в церкви города Теува.
С годами популярность Муми-троллей продолжала расти. Книги Туве Янссон стали привлекать внимание не только детей, но и взрослых читателей, и даже учёных. По творчеству Янссон было защищено множество диссертаций, её сказки подверглись психоаналитическому анализу.
Празднование 80-го дня рождения писательницы превратилось в государственное мероприятие. Туве Янссон чествовали как национального героя. В июне 2001 года, в возрасте 86 лет писательница скончалась. А с 2002 года в Финляндии была учреждена Литературная Премия имени Туве Янссон.
О.А.Новиковская
**
Викторина по басням И.А. Крылова
Басни Крылова читать мы любим с самого детства. В памяти хранятся крыловские образы, которые частенько всплывают в голове в различных жизненных ситуациях, мы обращаемся к ним и каждый раз не перестаем удивляться проницательности Крылова. Бывает, вспомнится Моська, которая лает на Слона, чтобы произвести впечатление храброй и бесстрашной, или неожиданно перед глазами всплывает Обезьяна, которая насмехалась сама над собой, не узнав отражение в Зеркале. Смех, да и только! А уж как часто происходят встречи, которые невольно сравниваются с Мартышкой, что по собственной невежести, не зная ценности Очков, разбила их о камень. Маленькие басни Крылова короткие по размеру, но не по значению, ведь крыловское слово – острое, а морали басен давно превратились в крылатые выражения. Басни Крылова сопровождают нас по жизни, сроднились с нами и в любой период найдут в нас понимание и помогут заново осознать ценности.
…В конце ноября в подготовительных группах № 7, 8 прошла викторина по басням Ивана Андреевича Крылова. Этому предшествовала большая подготовительная работа. В течение двух недель воспитатели групп и учитель-логопед знакомили детей с разными баснями, разбирали героев и обсуждали их поступки. А дома родители помогли своим детям разучить басни.
В веселой и познавательной викторине принимали участие и педагоги, и дети, и их родители. Борьбу за победу вели четыре команды: «Слонята», «Львята», «Мартышки» и «Муравьишки». Ребята отвечали на вопросы, читали басни, собирали разрезные картинки , даже побывали на охоте вместе с Лисой и полакомились сыром…. В честной борьбе победила команда «Львят».
Но, конечно же, самый главный итог всех этих конкурсов – это знания наших будущих выпускников, их любовь к поэзии, к родному слову.
**
14 ноября – всемирный день логопеда
Терпение и творчество, упорство и победа –
Вот главные этапы в работе логопеда.
Все Нади, Вани, Вити должны заговорить,
И от тебя зависит – быть или не быть.
Душа болит за каждого. Всем хочется помочь.
Не раз вопрос: «Что делать?» преследовал всю ночь.
Идёшь порою с сумками, а язычок «грибком»,
Или «лошадкой» цокает, иль губы «хоботком».
Вдруг затрещишь «моторчиком» раз несколько подряд.
И ловишь настороженный, идущих мимо, взгляд.
Так день за днём – то вниз, то вверх летает язычок,
Работать так настойчиво из вас не каждый б смог.
И … появились звуки вдруг, появятся и слоги,
А там уже слова пойдут по правильной дороге.
При самой первой встрече мы часто слышим «Датте»,
А на прощанье чёткое: «Здоровья вам и счастья!»
И я без ложной скромности, признаться не стыжусь,
Что я своей профессией
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ГОРЖУСЬ!
О. Н.