Увековечение памяти жертв политических репрессий - дело «Мемориала». И только?
Впервые опубликовано в:
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики». № 11 (25). 2012. Часть 1.
См.: http://www.gramota.net/materials/3/2012/11-1/32.html
УВЕКОВЕЧЕНИЕ ПАМЯТИ ЖЕРТВ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ В РОССИИ – КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА «МЕМОРИАЛ» ПО СОХРАНЕНИЮ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ
Историческая память принимает непосредственное участие в формировании ценностного отношения граждан страны к своему Отечеству. Это представляется особенно важным в условиях развития демократии и гражданского общества. Роль общественных организаций в деле сохранения исторической памяти также является актуальной, ведь общественные организации являются своего рода «проводниками», «связными» между государством и гражданами. Именно общественные организации, в рамках осуществления исследовательских проектов, могут оказывать помощь гражданам в сохранении личной исторической памяти. Государство, в свою очередь, должно быть также заинтересовано в формировании и сохранении исторической памяти своих граждан, поскольку она является неотъемлемой частью национального самосознания.
Одной из первых общественных организаций, провозгласившей «курс» на сохранение исторической памяти советских граждан, еще в конце 1980-х гг., стало историко-просветительское, правозащитное и благотворительное общество «Мемориал». Эта деятельность начиналась с создания мемориальных комплексов; продолжилась проведением широкомасштабных кампаний по увековечению памяти жертв репрессий, историко-просветительскую работу с молодым поколением россиян через конкурс «Человек в истории»; посредством издания баз и банков данных с именами жертв тоталитаризма; в конце концов, через создание и развитие музея «Мемориала», его архивов и библиотеки.
В данной статье мы дадим краткий обзор основных мероприятий «Мемориала» в области увековечения памяти жертв политических репрессий в России.
Проблема увековечения памяти жертв репрессий в СССР начала серьезно решаться только со второй половины 1980-х гг., несмотря на то, что еще в 1960-е гг. общественно-политическое движение в лице правозащитников начинает придавать огласке действия властей по отношению к жертвам репрессий. Благодаря возникшей «открытости» темы репрессий, в конце 1980-х гг. общественный интерес к проблеме увековечения памяти жертв репрессий достиг апогея. Так, уже летом 1987 года сформировались первые инициативные группы движения «За увековечение памяти о жертвах репрессий» (в скором времени, переименованного в «Мемориал»). Увековечение памяти жертв репрессий являлось той идеей, которая объединила членов общества. Тогда же были определены три основных направления работы: установление и публикация имен всех жертв, выяснение мест захоронений погибших и установка на этих местах памятных знаков.
Сам факт возникновения движения «Мемориал» говорил о многом: ведь раньше никто всерьез не ставил вопрос об увековечении памяти жертв репрессий. Мемориальцы же, довольно активно начали решать данную проблему: был организован сбор сведений о репрессированных, проводилось анкетирование жертв репрессий и их родственников, писались обращения по решению проблемы на имя М.С. Горбачева.
Письма и обращения «Мемориала» в правительство не прошли бесследно, и к концу 1980-х годов советское руководство тоже обратило внимание на проблему увековечения памяти жертв политических репрессий.
Например, в 1987-1990 гг. выходит ряд законодательных актов, таких как «О восстановлении прав всех жертв политических репрессий 20-50 годов», «Об увековечении памяти жертв репрессий периода 30-40-х и начала 50-х годов» и многие другие, выход в свет которых свидетельствовал о том, что советское руководство официально признало факт массовых политических репрессий [12]. А уже 4 июля 1988 года вышло Постановление Политбюро ЦК КПСС «О сооружении памятника жертвам репрессий», по которому, правительство поручило «Захарову В.Г. (Минкультуры СССР) и Сайкину В.Т. (Мосгорисполком) воздвигнуть в Москве памятник жертвам беззаконий и репрессий, имевших место в годы культа личности» [10, c. 82].
В 1988 году ЦК компартий союзных республик, крайкомам и обкомам КПСС было поручено создать из представителей партийных, советских органов и органов прокуратуры, КГБ и МВД, общественных организаций Комиссий по увековечению памяти жертв политических репрессий. Эти Комиссии должны были «проводить работу по выявлению мест захоронений, приведению их в надлежащий порядок, сооружению памятников и мемориалов» [11, c. 153]. С этого момента, работа по увековечению памяти жертв политических репрессий начала осуществляться во взаимодействии органов власти и общественности.
Одним из первых совместных «проектов» государства и общества в деле восстановления доброго имени невинно пострадавших от политических репрессий стал выход в 1991 году Закона «О реабилитации жертв политических репрессий». В данном случае, в разработке Закона принимали участие представители Ассоциаций жертв политических репрессий, Комитета по правам человека России, Международного общества «Мемориал» и других правозащитных организаций.
После принятия Закона «О реабилитации», работа по увековечению памяти жертв политических репрессий набирает обороты. С 1990-х годов, вплоть до настоящего времени, обществом «Мемориал» во взаимодействии с государственными органами эта работа проводится по нескольким направлениям.
Так, относительно широко в стране отмечается Всероссийский День Памяти жертв политических репрессий (30 октября). Во многих субъектах Российской Федерации этому посвящаются митинги-панихиды, возложения венков у Мемориалов и Памятных Знаков, проводятся научно-практические конференции, круглые столы, уроки памяти в школах, собрания общественности, выставки архивных документов.
Другое мероприятие «Мемориала» по увековечению памяти жертв репрессий – День памяти на месте расстрела узников Соловецкого лагеря – Соловецких островах и Сандормохе (Карелия). Еще в 1997 году «Мемориалу» удалось найти место расстрела и захоронения так называемого Соловецкого этапа осени 1937 года. Фамилии погибших были давно известны, а место расстрела не выяснено. Известно, что всего было приговорено к высшей мере наказания - 1825 соловецких заключенных, из которых 509 было расстреляно в окрестностях Ленинграда, 198 человек расстреляно на самих Соловках – их не успели вывезти зимой 1938 года, а 1111 вывезены в неизвестном направлении. В результате архивных поисков удалось найти и установить место расстрелов в окрестностях Медвежьегорска. В 1997 году это место удалось локализовать на местности. Там был установлен закладной камень жертвам политических репрессий Карелии, который уже в 1997 году заменили на постоянный памятник. Местная администрация оказала большую помощь «Мемориалу»: была проложена дорога (900 метров) до места захоронения, построена часовня, поставлены памятные знаки, очищена территория.
Что же касается Соловецких островов, то еще в июне 1989 года в Соловецком музее-заповеднике была открыта выставка, посвященная «лагерной» теме под названием «Соловецкий камень особого назначения». На вернисаж была приглашена делегация общества «Мемориал». Во время этой акции открыли и первый памятник жертвам репрессий тоталитарного режима – Мемориальный комплекс на ул. Флоренского в Соловецком поселке. Именно тогда, по инициативе «Мемориала» и Соловецкого музея-заповедника, зародилась традиция проведения Дней памяти [3, c. 33, 34].
Другой важной составляющей в деятельности по увековечению памяти является – составление и публикация списков жертв политических репрессий. Эта работа осуществляется многими комиссиями субъектов Российской Федерации в контакте с местными прокуратурами, органами УФСБ и УВД, архивными службами, общественными организациями, краеведами-исследователями. К началу 2000-х годов Книги Памяти стали выходить в Псковской, Самарской, Орловской, Астраханской, Кемеровской, Московской, Белгородской, Мурманской, Ивановской, Иркутской, Кировской, Курской, Нижегородской, Оренбургской, Томской, Костромской областях, Хабаровском, Ставропольском краях, Республике Хакасия, Северная Осетия, в Бурятии и других регионах страны [9, c. 35].
К началу 2000-х гг. в деле восстановления памяти жертв политических репрессий появилась довольно актуальная цель – суммировать сделанное, свести воедино уже добытую информацию, тем самым, дав инструмент для поиска в том массиве, который уже доступен. Действуя в таком направлении, в 1998 году общество «Мемориал» приступило к созданию единой базы данных, сводя информацию из региональных Книг памяти, уже вышедших в свет или только подготовленных к изданию.
Первые результаты такой интегрирующей работы были представлены в 2001 году: международное общество «Мемориал» подготовило и выпустило диск «Жертвы политического террора в СССР», где были помещены более 300 тысяч кратких биографических справок. Второе издание, вышедшее через год и подготовленное при участии Комиссии при Президенте РФ по реабилитации жертв политических репрессий и Музея и Общественного центра им. Сахарова, включало базу данных более чем на 640 тысяч жертв репрессий из 43 регионов России и Казахстана, а также много справочной и научной информации по истории репрессий. Третье издание, уже не помещалось на один диск, так как база данных насчитывала более 1 300 000 справок из 62 регионов России, из всех областей Казахстана и Узбекистана, двух областей Украины – Одесской и Харьковской [5].
Самая развернутая база данных, содержащая имена жертв репрессий тоталитарного режима, была издана в 2007 году, и явилась 4-ой по счету. В этом издании, существующим в виде компакт-диска, собраны сведения почти из всех вышедших на русском языке Книг памяти, а также большой объем сведений, не опубликованных до сих пор. На этом диске отражены, в основном, репрессии, осуществлявшиеся на территории России (около 90% справок). Данные, полученные из Казахстана, содержат около 100 тыс. имен, из Белоруссии – примерно 80 тысяч, из Украины – 40 тысяч справок, из Узбекистана – около 8 тысяч и из Киргизии – около 12 тысяч справок [6].
К концу 1990-х гг. стало понятно, что тему репрессий нельзя рассматривать в рамках отдельной страны. В решении вопроса увековечения памяти жертв репрессий возникла новая проблема: как восстановить судьбу того или иного репрессированного, если на протяжении своей жизни, срока заключения, он находился в разных странах и подвергался разным видам репрессий. Таким образом, чтобы проследить этапы жизни подвергшегося репрессиям человека, возникла необходимость создания программы, систематизирующей информацию, хранящуюся в архивах этих государств.
Впервые такая задача была поставлена на международной научно-практической конференции по проблемам создания Единого электронного банка данных репрессированных в СССР, проведенной в мае 2000 года подразделением Нижнетагильского общества «Мемориал» – лабораторией «Историческая информатика» НТГПИ (9 июля 2003 года переименован в НТГСПА). В конференции приняли участие более 30 человек, представляющих помимо многих регионов России, также Украину, Казахстан, Германию и США. Участники конференции инициировали международный проект по созданию единого банка данных «Возвращенные имена» и избрали рабочую группу для его осуществления [8, c. 8].
Первый этап проекта завершился в апреле 2003 года. Результаты работы были значительны: разработан и утвержден Устав межрегионального общественного фонда «Возвращенные имена»; разработана Концепция информационного обмена, создания, охраны, использования объектов интеллектуальной собственности и защиты прав на них в партнерской сети проекта; разработаны образцы договоров для обеспечения полноценной совместной работы; продемонстрировано действие первой базовой версии банка данных «Возвращенные имена» (около 50 тыс. имен). Таким образом, практически доказана возможность создания Единого банка данных жертв политических репрессий в пределах СССР.
Следующим, не менее важным направлением в деле увековечения памяти является открытие памятников и памятных знаков жертвам политических репрессий. Например, в начале 2000-х годов завершилась многолетняя совместная работа Правительственных комиссий Москвы, Московской области, Патриархии Русской православной церкви, по выполнению комплексного благоустройства памятника истории «Бутовский полигон», на котором сосредоточена большая часть захоронений: около 21 тысячи людей, подвергшихся политическим репрессиям и необоснованно приговоренных к расстрелу. При финансовой поддержке Правительства Москвы был проведен крестный ход по перенесению с Соловецких островов в Бутово Большого Поклонного Креста, изготовленного в монастырской Кресторезной палате.
Вместе с тем, в некоторых субъектах ранее принятые решения о возведении памятников жертвам политических репрессий не реализованы и аннулированы «из-за отсутствия средств на эти цели» (Республика Саха (Якутия)). А в отдельных регионах (Тверская и Томская области) местные власти безразлично относятся к попыткам «хозяйствующих субъектов» и бизнесменов захватить объекты памяти жертвам политических репрессий.
На территории Российской Федерации в местах массовых захоронений репрессированных памятные знаки своим гражданам установили правительства и общественные организации ряда зарубежных стран. В том числе, в 2007 году открыт памятник итальянским жертвам ГУЛАГа (Санкт-Петербург). В 2008 году установлен целый ряд памятников жертвам (Волгоград, Вятка, австрийцам и немцам на Донском кладбище в Москве). На территории Мемориала «Катынь» в Смоленской области проведен «Марш Памяти и Дружбы» с участием администрации, учителей и учащихся г. Познань (Польша) [4, c. 33].
Восстановление памяти о жертвах репрессий в виде памятников и памятных знаков – одна из форм реабилитации человека в глазах современников и будущих поколений. Общество «Мемориал» также сотрудничает с другими организациями по увековечению памяти репрессированных. Например, сбор сведений о памятниках и памятных знаках жертвам политических репрессий на территории бывшего СССР ведется в Музее и Общественном Центре им. А.Сахарова в рамках постоянной программы «Память о бесправии» [13].
Увековечение памяти – поистине трудное дело, потому что люди, помнящие о трагедиях прошлого, или сами пережившие сталинские лагеря – не вечны, и с каждым годом их становится все меньше. Как сделать, чтобы молодое поколение помнило о событиях тоталитарного режима?
В связи с этим, все большую популярность приобретает такое направление работы по увековечению памяти жертв политических репрессий как работа с молодежью. Например, общество «Мемориал» начало заниматься этой проблемой с 1999 года, ежегодно организуя всероссийский конкурс исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия–XX век». Предполагалось, что школьники смогут разобраться в феномене советской жизни, если сами начнут расспрашивать свидетелей, рыться в архивах, то есть в процессе написания конкурсной работы смогут заняться хоть в какой-то мере самостоятельной исследовательской деятельностью [14, c. 10]. Кроме этого, анализ исследовательских проектов старшеклассников показывает, что многие из них проявляют свою творческую самостоятельность и в выборе жанра: от воспоминаний бабушки с Чукотки, оформленных как ее псевдодневник, до сухой хроники, описывающей быт рабочих алтайского тракторного завода [1, c. 10, 11].
В целом, конкурс «Человек в истории. Россия – XX век» не только дает молодым людям старт для начала самостоятельной исследовательской работы, но и заставляет размышлять над сущностью и значением исторических событий в стране сквозь призму жизни близких или просто знакомых людей.
Еще одним направлением увековечения памяти жертв политических репрессий является – публикация воспоминаний и художественных произведений узников ГУЛАГа. Таким образом, реабилитируются не только имена, но и дела людей. Их творческое наследие становится достоянием отечественной литературы, исторической памятью, школой гражданственности. Например, только за 2006–2008 гг. Московское историко-литературное общество «Возвращение» выпустило более 100 книг, в том числе двухтомник «Доднесь тяготеет», содержащий воспоминания 60-ти колымчан, хрестоматию для школьников «Есть всюду свет», трехтомник произведений и писем Ариадны Эфрон. В 2008 году при финансовом содействии Комиссии Правительства Москвы общество «Возвращение» выпустило книгу Е.Н. Берковской «Судьбы скрещенья» - воспоминания дочери «врагов народа». В конце этого же года в Центре «Русское Зарубежье» состоялась презентация книги узника Колымы - крупнейшего русского писателя Георгия Демидова. Всего в прошедшем году «Возвращением» выпущено 7 книг. Следует отметить, что этим обществом создан и одноименный театр, популяризирующий названные произведения в городах России [4, c. 35].
Увековечение памяти жертв политических репрессий осуществляется и в процессе реализации «Мемориалом» ряда научно-исследовательских проектов. Так, в конце 1990 года НИПЦ «Мемориал» начал исследовательскую программу, посвященную истории правозащитного движения в СССР. Первоначально программа возникла вокруг проекта создания биографического словаря советских диссидентов. Коллектив сотрудников формировался, в основном, из студентов, посещавших обзорный курс лекций по истории диссидентов в СССР, прочитанный А. Даниэлем на факультете архивного дела РГГУ и заинтересовавшихся этой тематикой. А. Даниэль стал научным руководителем этой программы.
Кстати, то, что именно Александр Даниэль занялся проблемой диссидентства, было далеко не случайно. В 1960-е гг., его отец Юлий Даниэль был известен в кругах правозащитников, и получил лагерный срок за «диссидентство». Спустя годы, его сын, Александр Юльевич стал серьезно изучать тему «История инакомыслия», опираясь на такие источники, как самиздат, правозащитный информационный бюллетень «Хроника текущих событий» и ведомственные архивы (архивы МВД, КГБ и прокуратуры).
В Совет проекта вошли: С.А. Ковалев – крупнейший правозащитник 1970-х годов, председатель Комитета по правам человека Верховного Совета РСФСР, член Президиума Верховного Совета; Л.И. Богораз – сопредседатель московской Хельсинкской группы; Ю.А. Левада – известный социолог; М.Я. Гефтер – историк и публицист; А.Б. Рогинский – председатель Международного общества «Мемориал» и А.Ю. Даниэль [7, c. 50].
Программа «История инакомыслия» была начата в 1991 году, параллельно с этим собиралась и документальная коллекция Самиздата. В скором времени, коллекция приобрела самостоятельную ценность и выделилась в особое структурное подразделение архива НИПЦ «Мемориал». К 2001 году в этой коллекции насчитывалось свыше 20 тыс. документов [2, c. 69]. Кроме этого, как и предполагалось, в рамках программы была создана Единая база данных участников диссидентского движения. К началу 2000-х гг. в базе данных находилось около 10 тыс. имен людей, в 1950 – 1980-х годах, так или иначе проявлявших независимую общественную активность [2, c. 70].
В целом, перечисленные направления и отдельные программы связаны между собой, и наиболее успешна работа по увековечиванию памяти жертв политических репрессий там, где все вопросы решаются в комплексе. Как видим, вклад общественных организаций в разрешении данной проблемы значителен. Однако, какой бы деятельной и авторитетной ни была общественная организация, работа по увековечению памяти жертв репрессий не должна оставаться без внимания федеральных и региональных органов государственной власти. Только при участии государства может быть обеспечена полнота информации обо всех жертвах репрессий. Что же касается органов исполнительной власти в центре и на местах, то их поддержка и непосредственное участие в этой работе явно недостаточны.
Например, сказывается отсутствие в нашей стране федерального нормативного акта, предписывающего готовить и издавать Книги памяти; не разработана единая методика и общие критерии отбора, в деле подготовки этих книг царит полный разнобой. Где-то, такие книги готовят и издают местные администрации или отдельные ведомства, так или иначе связанные с проблемой реабилитации (региональные комиссии по восстановлению прав жертв репрессий, региональные органы ФСБ, прокуратуры и другие структуры); где-то – научные и культурно-просветительские организации; где-то, издание осуществляется исключительно силами общественности, при минимальной поддержке региональной власти или вовсе без таковой. Все это создает огромные «географические» дыры в деле увековечения имен. В Коми, например, работа по выпуску Книг памяти приобрела характер серьезной республиканской государственной программы. В то же время, в 10 регионах РФ – в Приморье, Вологодской, Саратовской, Тамбовской, Костромской, Пензенской, Камчатской областях, Челябинской областях, в Чувашии, Кабардино-Балкарии – материалы, по крайней мере, для первых томов Книг памяти, давно подготовлены, но не издаются из-за отсутствия финансирования.
Однако, проблема даже не в отсутствии федеральной программы по изданию Книг памяти. Дело в том, что в России до сих пор отсутствует государственная программа по увековечению памяти жертв политических репрессий.
В решении указанной проблемы, значимым является 2011 год, – когда состоялось первое заседание рабочей группы по исторической памяти при Совете при Президенте России по защите гражданских прав. Данное событие представляет особую значимость для раскрытия нашей темы, так как, во-первых, в состав рабочей группы из 7 приглашенных экспертов вошли пятеро мемориальцев; во-вторых, рабочей группой был предложен проект Общенациональной государственно-общественной программы «Об увековечении памяти жертв тоталитарного режима и о национальном примирении»; и, в-третьих, в качестве дополнения к программе, «Мемориал» разработал Концепцию государственного мемориального комплекса «Ковалевский лес».
Таким образом, 2011 год можно назвать годом подведения итогов, когда «Мемориал» оформив официально свои предложения в области сохранения исторической памяти (между прочим, подобные предложения, он делал и ранее, и в 1980- е гг. когда выступал за создание Мемориального комплекса; и в к.1990-х – начале 2000-х, когда выступал за введение государственной программы за увековечение памяти жертв репрессий), – организованно направил их на рассмотрение Правительству России. В свою очередь, тот факт, что в состав рабочей группы были включены видные представители «Мемориала», а также, одобрение Президента Российской Федерации проекта КМП «Ковалевский лес» – все это, по-нашему мнению, говорит о том, что обе стороны готовы на сотрудничество друг с другом в деле сохранения исторической памяти. Пусть эта работа еще только на начальной стадии, тем не менее, важно, что она в принципе, начата.
Список литературы
Алексиевич С. Это ведь не о прошлом, это – о будущем // Мемориал. 2001. №24.
1. Даниэль А. Инакомыслие в аспекте повседневности // Мемориал. 2001 г. № 24.
2. Десятилетие дней памяти на Соловках // Мемориал. 1999. №13.
3. Доклад Комиссии при Президенте Российской Федерации по реабилитации жертв политических репрессий об исполнении Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» в 2006-2008 годах. М., 2009. 53 с.
4. Жертвы политического террора в СССР: компакт-диск с данными о репрессированных. - М., «Звенья». 2002.
5. Жертвы политического террора в СССР: компакт-диск.- М., «Звенья». 2007.
6. История, философия, принципы и методы правозащитной деятельности: Сборник материалов семинара Московской Хельсинкской группы «Права человека»/ Сост. Л. Богораз. – М.: «ИНТУ», 1995. 105 с.
7. Международный проект создания единого электронного банка данных жертв политических репрессий «Возвращенные имена»: сборник материалов по итогам первого этапа проекта. 2000-2003 годы. - Нижний Тагил. НТГСПА, 2003. 306 с.
8. О ходе исполнения Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий». Доклад Комиссии при Президенте Российской Федерации по реабилитации жертв политических репрессий. М., 2000. 40 с.
9. Постановление Политбюро ЦК КПСС «О сооружении памятника жертвам репрессий» от 4 июля 1988 года // Реабилитация: как это было. Т.3. Середина 80-х 1991. Сост. А.Н. Артизов, А.А. Косаковский. В.П. Наумов, И.Н. Шевчук.- М.: МФД, 2004. 720 с.
10. Постановление ЦК КПСС «Об антиконституционной практике 30-40-х и начала 50-х годов и восстановление исторической справедливости» // Там же.
11. Реабилитация: как это было. Т.3. Середина 80-х 1991. Сост. А.Н. Артизов, А.А. Косаковский. В.П. Наумов, И.Н. Шевчук.- М.: МФД, 2004. 720 с.
12. Сталинские расстрельные списки: компакт-диск с данными о репрессированных. М., «Звенья». 2001.
13. Щербакова И.Л. Как все начиналось // Мемориал. 2000. № 17.